Урок творческого развития «Решение экспериментальных задач по теме Давление» (Физика, 7 класс)

0
0
Материал опубликован 7 April 2019

Урок творческого развития «Решение экспериментальных задач по теме Давление»

7 кл

 

Большакова Е.В.,

учитель физики МБОУ СОШ № 9

 г.Вязники

 

Цель:  создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о способах определения давления тел при решении расчётных и экспериментальных задач.

Задачи:

Обучающие:

·        совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Давление»;

·        развить умения оформления экспериментальных  задач;

·        совершенствовать умения обнаружения связи теоретических знаний с практикой окружающей жизни, умения видеть в явлениях природы, предметах быта и технических устройствах использование и проявление законов физики.

Развивающие:

 Продолжить развития творческого мышления и творческих способностей через вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Воспитательные:

Продолжить развитие мотивации к изучению предмета, привития вкуса к решению творческих задач, к выдвижению творческих идей.

Тип урока: урок  творческого развития. Метод краткосрочных проектов, мозговой штурм.

Техническое обеспечение: калькуляторы, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование (динамометр, пластиковая бутылка, воздушный шарик, стакан с водой, брусок,  ипликатор Кузнецова, стеклянная банка, линейка)

Показатели реального результата решения задачи: самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в различных ситуациях.

 

План-конспект урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Самоопределение к деятельности

Проводит индивидуальный опрос на проверку знания понятийного аппарата  учащихся.

(Приложение 1).

Отвечают на вопросы.

5мин.

2

Выделение проблемного поля

Обращает внимание учеников на основные понятия и формулы.

 Какие понятия сегодня предстоит нам с вами отработать?

 

 

 

 

 

 

Формирует группы учащихся.

 

 

 

ученики перечисляют:

 знать смысл физической величины давление,

уметь выбирать и записывать расчётные формулы, оформлять решение задачи в буквенном виде, измерять давление тел, выражать в СИ значения физических величин

3 мин

3

Ориентировочно-мотивационный этап урока.

Предлагает учащимся ознакомиться с текстами заданий для каждой группы.

(приложение 2)

 

 

Учащиеся знакомятся с текстами заданий, распределяют роли и  обязанности в группе.

 

 

 

 

 

 

2 мин

4

Совместный поиск решения проблемы.

 

 

 

 

а)Закрепление во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

б) самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой, самооценкой.

 

 

 

в) практическое закрепление опыта.

 

Организует деятельность учащихся по решению экспериментальных задач.

 

Оборудование для проведения эксперимента.

1.      Оборудование:  воздушный шарик, ипликатор Кузнецова.

2.      Оборудование: апельсин известной массы, бечёвка, линейка.

3.      оборудование: воздушный шарик с водой, 3-х литровая банка.

4.       

Оборудование: брусок, динамометр, линейка.

Оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

 Учащиеся перечисляют этапы исследования: цель, план, прогнозируемый результат.

 

 Ученик предлагает учащимся группы выбрать путь исследования, вместе с учащимися  составляет план поэтапных действий.

 

Ученики решают качественные задачи, отгадывают загадки.  Один учащийся оформляет результаты эксперимента на доске как задачу. Учащиеся на местах активно включаются в обсуждение, соревнуются при ответах на вопросы.

 

В итоге на доске и в тетрадях решены и оформлены минимально – три, максимально – четыре задачи.

 

25 мин

5

Рефлексивно- оценочный этап

Подводит итог урока (главная мысль- роль знаний в разных сферах жизни человека и значение умения их применять),

Учащиеся делают итоговую самооценку собственной деятельности на уроке, в продвижение в саморазвитии.

3 мин

6

Определение домашнего задания.

Учитель задаёт домашнее задание.

(составить интересную расчётную или экспериментальную задачу для нашего собственного учебника физики, решить и оформить.)

Учащиеся записывают домашнее задание.

2 мин

 

Приложение № 1

Вопросы для проведения индивидуального опроса  на проверку знания понятийного аппарата учащихся.

1.     Что называют давлением?

2.     Как определяют давление?

3.     Какие вы знаете единицы измерения давления?

4.     Как передают давление жидкости и газы?

5.     Как читается закон Паскаля?

6.     На каком опыте можно показать особенность передачи давления жидкостями и газами?

7.     От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?

8.     По какой формуле рассчитывают давление жидкости на стенки сосуда, давление внутри жидкости?

9.     В каких единицах надо выражать величины, входящие в эту формулу?

10.                       Запишите формулу для расчёта давления твёрдых тел.

 

 

Приложение № 2

Задания для групп:

1 группа.

1)Экспериментальная задача (проект)

Надуть воздушный шарик, осторожно положить на острия ипликатора Кузнецова.

Осторожно сверху надавить на шарик. Увеличить нажим.

Хватит ли у вас сил нажать так, чтобы он лопнул?

2) Загадка: Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. Почему?

3) Зачем у лопаты верхний край, на который наступают- изгибают, а лезвие лопаты заостряют?

Какой иголкой работать легче: острой или тупой? Почему?

Какие лыжи используют лесники?

 

2 группа.

1)Экспериментальная задача (проект)

«Шарик в банке»

Налить в шарик немного воды.

Поджечь лист бумаги и бросить в банку.

Положить шарик на горловину банки.

Что наблюдаем? Объясните.

2)Загадка.

Если надуть меня- я улечу, смирно лежать я никак не хочу.

3) При хождении по болотистым местам делают настилы из веток и досок. Как помогает такой настил?

Из баллона выпустили половину газа. Как изменилось давление газа в баллоне?

 

3 группа.

1)Экспериментальная задача (проект)

Определить давление бруска на стол при опоре на каждую из трёх граней.

Оборудование: брусок, динамометр, линейка. Результаты  занесите в таблицу.

F,Н

а, м

в, м

S, м²

р, Па

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Загадка.

Его пинают, а он не плачет! Его бросают- назад скачет.

Вопрос: как изменяется давление при ударе?

3)Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?

Где давление газа больше: в холодном или горячем состоянии?

 

 

4 группа.

 

1)Экспериментальная задача (проект)

 

Оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Надеть шарик на горлышко бутылки так, чтобы он оказался внутри.

Попытаться его надуть.

Проколоть отверстие в бутылке ближе ко дну, надуть шарик.

В чём разница?

Отрезать дно у бутылки, надуть шарик. Объясните.

2) Задача на смекалку:

Один литературный герой, закаляя свою волю, спал на доске, утыканной гвоздями, остриём вверх. Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя, считая, что масса героя 70 кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0, 1 мм², а человеческая кожа может выдерживать давление 3МПа.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.