Материал на проверке

Методическая разработка

0
0
Материал опубликован Вчера в 05:25 в группе

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»





Утверждаю:

Заместитель директора по УР

________________ Е.К. Дружинина

«______» ___________ 20_____г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Открытого урока

«Аудит»




Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Дисциплина: Аудит

Группа: БУ - 20

Преподаватель: Гроуус С.К.

Квалификация: экономист, бухгалтер

Форма обучения: очная

Дата проведения:

Время:



Рассмотрено и рекомендовано на

Заседании методического совета

Проток № «___» от «__» _______20___г.

Председатель м/с ________/Дружинина Е.К/



Бодайбо, 2023 г.


Методическая разработка открытого урока Рынок ценных бумаг для студентов 3 курса, специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Разработчик: Государственное бюджетное профессиональное учреждение Иркутской области «Бодайбинский горный техникум»

Разработал: Преподаватель спец.дисциплин «Бодайбинского горного техникума»

Сергей Константинович Гроуус.

Тема занятий: «Сущность, специфика, виды РБЦ».

Цель учебного занятия: Ознакомить обучающихся с принципами рынка ценных бумаг. Способствовать развитию и умению анализировать, обобщать и делать выводы, продолжать формировать навык работы с нормативными документами и обозначать сущность и цель рынка ценных бумаг в целом.

Планируемые образовательные ресурсы:

ОК 02. Поиск анализа и интерпретации и информации необходимой для выполнения задач.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективной команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей.

ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 23 Получение обучающимся возможности самораскрытия и реализации личности.

Методы и средства обучения: Беседа, опрос, практический метод.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация.

Образовательные ресурсы: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, научного, гуманитарного профилей. Учебник для студ. учреждения проф. Образований /А.Г. Важенин – 7 издание. Издательский центр «Академия», 2018-528с.

2. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А, Экономик адля профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум 2-издание стер-144 с.

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Форма учебного занятия: Традиционный урок.

















Ход урока

Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Для достижения этой цели очень важно применение современных образовательных технологий, одной из которых является практико-ориентированная технология.

Использование практико-ориентированной технологии при преподавании экономических дисциплин обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными технологиями, в свою очередь, инициирующих развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность для любого члена общества источников достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Кроме того, практико-ориентированная технология оказывает решающее влияние на все этапы процесса обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования ресурсов преподавателей. Кроме того, применение практико-ориентированной технологии дают преподавателю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения практического занятия по учебной дисциплине ОП.09 Аудит, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.

Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению практических занятий, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.


1.Подготовка к открытому практическому занятию


1.1 Подготовка преподавателя

Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке будут присутствовать гости. Старосте напомнить, чтобы был назначен дежурный, проветрена аудитория, столы расставлены для работы в группах. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.

Интерактивная доска и ноутбук должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему, цель урока, приобретаемые умения и навыки (Приложение 1). Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам поурочного плана.

Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач, обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии, для чего преподавателем подготовлена таблица с указанием списка обучающихся, этапов оценивания и автоматическим выведением итоговой суммы баллов, что позволяет обучающимся контролировать набранные баллы после каждого этапа выполнения работы (Приложение 2).

При актуализации опорных знаний предлагается использовать два метода. Для проведения индивидуального контроля в форме тестирования подготовлены индивидуальные карточки, содержащие пять вопросов по аудиту, правильный ответ на каждый вопрос оценивается как один балл (Приложение 3). Это метод позволяет преподавателю сэкономить время и охватить опросом максимальное количество студентов.

Второй метод – фронтальный опрос с использованием ИКТ, для чего подготовлена презентация на десяти слайдах (Приложение 1). Каждый слайд содержит вопрос по бухгалтерскому учету изучаемой темы с последующим выведением на экран правильного ответа. Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в дальнейшую командную работу, настроить их на необходимый темп работы в группах, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.

Для этапа самостоятельной работы обучающиеся делятся на группы (команды аудиторов) по 4-5 человек, преподаватель знакомит их с ходом выполнения работы на основании инструкционно-технологической карты (Приложение 4) и проводит индивидуальное консультирование во время выполнения каждого этапа практического задания. При этом набранные баллы заносятся в оценочную ведомость, что позволяет обучающимся контролировать результат своей работы на каждом этапе и дает возможность исправить ситуацию, проявляя активность.

На рабочих столах приготовлены: тестовые задания (Приложение 3), инструкционно-технологические карты (Приложение 4), бухгалтерские бланки (инвентаризационная опись и сличительная ведомость), натуральные объекты учета.


1.2 Подготовка студентов



При проведении открытого практического занятия была поставлена цель: закрепить полученные ранее теоретические знания по проведению аудита обеспечения сохранности МПЗ, а также научиться выполнять работы по проведению аудиторских проверок. При этом предполагалось приобрести следующие умения и навыки согласно требованиям ФГОС: проводить инвентаризацию материально-производственных запасов в составе инвентаризационной комиссии.

Сложность проведения данного практического занятия заключается в том, что студенты знакомятся с методикой проведения инвентаризации материально-производственных запасов при изучении других модулей и учебных дисциплин (ОП.08 Основы бухгалтерского учета, МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации), при изучении же учебной дисциплины ОП.09 Аудит такой метод бухгалтерского учета, как инвентаризация, преподносится обучающимся как один из методов получения аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой отчетности клиента. Поэтому важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на единство методов ведения бухгалтерского учета и проведения аудита.

Незадолго до открытого урока обучающимся было настоятельно рекомендовано, кроме повторения пройденного теоретического материала по теме при изучении учебной дисциплины ОП.09 Аудит, освежить знания по бухгалтерскому учету касательно темы открытого занятия. При этом преподаватель осознанно не акцентировал внимание на конкретных вопросах темы.

Индивидуально студентке было предложено подготовить несколько несложных физических упражнений для проведения минуты релаксации.



Методика проведения практического занятия



Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия, проверяет наличие на столах тестовых заданий, инструкционно-технологических карт, бухгалтерских бланков, натуральных объектов учета, пишет на доске тему и дату.

По звонку на урок преподаватель входит в аудиторию, пропустив пришедших на открытый урок гостей, дав им возможность разместиться.

Этап 1 – Организационный момент. На доске написана дата и тема занятия. Посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.

Преподаватель напоминает студентам о присутствии на уроке гостей и мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.

Выводит на экран первый слайд презентации (Приложение 1), сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки.

Далее на экране демонстрируется оценочная ведомость и преподаватель сообщает критерии оценивания работы на занятии (Приложение 2). У каждого обучающегося есть возможность получить пять оценок за следующие виды работ:

Тестирование,

Фронтальный опрос,

Заполнение инвентаризационной описи,

Заполнение сличительной ведомости,

Защита работ.

Первые две оценки являются индивидуальными, остальные предполагают работу в группах.

Итоговой оценкой является средняя арифметическая из набранных баллов. Таким образом, студенты будут заинтересованы в активной работе, а также будут иметь четкое представление о степени проявления своих способностей.

Этап 2 – Вводный инструктаж. Следующий этап занятия преподаватель начинает с проведения инструктажа по технике безопасности, напоминает ребятам особенности правил поведения, которые нужно соблюдать при работе в аудиториях с наличием электронной техники:

не допускается работать в верхней одежде и грязной обуви,

сумки и одежда не должны лежать на столе,

во время работы недопустимо принимать пищу и пить воду,

нельзя трогать розетки, разъемы и другие электрические устройства,

нельзя ходить по аудитории без разрешения преподавателя, громко разговаривать.

Далее переходит к проведению актуализации опорных знаний при допуске к работе, который состоит из двух частей: индивидуального опроса в форме тестирования по теме «Аудит обеспечения сохранности материально-производственных запасов» и фронтального опроса с использованием ИКТ по теме «Порядок проведения инвентаризации МПЗ».

Для успешного выполнения индивидуального опроса студентам предлагается взять на столе карточки с вопросами теста (Приложение 3), написать на них свои фамилию и имя и приступить к выполнению задания. По истечении отведенного на эти цели времени карточки сдаются преподавателю.

Далее преподаватель обращает внимание студентов на взаимосвязь дисциплин, указывает на межпредметные связи, акцентирует внимание студентов на том, что успешное освоение дисциплины аудит невозможно без овладения крепкими знаниями по бухгалтерскому учету. Чтобы проверить это, предлагает студентам ответить на 10 вопросов по теме «Порядок проведения инвентаризации МПЗ», которая была подробно освещена при изучении учебной дисциплины ОП.08 Основы бухгалтерского учета. Студентам демонстрируются слайды, после правильного ответа на каждый вопрос на экран выводится правильный ответ.

Тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение. В настоящее время этап обновления системы контроля и оценки качества образования связан с использованием такого мощного инструмента, как тест. Это обусловлено тем, что они позволяют с достаточной степенью объективности и достоверности выявить наличие подлежащих контролю характеристик, а также оценить уровень их сформированности. Тестовые технологии рассматриваются сегодня как основной инструмент контроля качества образования. Следует отметить гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, широта теста дает возможность обучаемому показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, обучаемый получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

Метод ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. На сегодняшний день основными задачами, решаемыми с помощью ИКТ являются:

1) совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

2) повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

3) индивидуализация работы самого преподавателя;

4) усиление мотивации к обучению;

5) активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий помогают студентам, как будущим специалистам, в процессе управления организацией и достижению ее целей.

После актуализации опорных знаний преподаватель предлагает студентам предположить, что все они являются сотрудниками крупной аудиторской фирмы, в адрес которой поступили письма с предложением провести аудит финансовой отчетности. Руководство аудиторской фирмы, являясь клиенто-ориентированным и не желая потерять своих заказчиков, сформировало четыре аудиторские группы согласно расположению студентов за столами. Одна аудиторская команда отправляется на предприятие, производящее косметическую продукцию (на столе этой команды стоит ящик с натуральными объектами учета в виде косметических средств); вторая команда – на предприятие, реализующее канцелярские товары (на столе этой команды стоит ящик с натуральными объектами учета в виде канцелярских товаров); третья группа отправляется на кондитерскую фабрику (на столе этой группы стоит ящик с натуральными объектами учета в виде конфет и прочих сладостей). Аудиторы на этапе предварительного планирования выявили неэффективность работы внутреннего аудита и было принято коллегиальное решение поучаствовать в инвентаризации товарно-материальных ценностей клиента. Студентам предлагается ознакомиться с ходом выполнения работы, описанным в инструкционно-технологической карте (Приложение 4).

Для успешного выполнения задания можно распределить роли: выбрать руководителя аудиторской группы, который будет контролировать процесс; специалиста, который будет фиксировать результаты в инвентаризационной описи и сличительной ведомости; специалиста, который будет вести подсчет ценностей и специалиста, который будет представлять результаты работы аудиторской группы.

Методы групповой работы основываются на активности каждого участника образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, а также на рассмотрении различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы коллективного обучения:

1) индивидуальная ответственность;

2) позитивная взаимозависимость;

3) стимулирование успеха друг друга.

Групповой метод позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать и оценивать товарищей и себя; обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга. Основное преимущество группового метода в том, что студент учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение и дискуссия оживляют поисковую активность студентов. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Этап 3 – Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж.

Этот этап представлен самостоятельной работой обучающихся, а также ведения преподавателем индивидуального консультирования и контроля за ходом работы.

Студенты приступают к составлению инвентаризационной описи, а преподаватель в это время проверяет результаты тестирования, оценивает активность обучающихся при проведении фронтального опроса и заносит в оценочную ведомость результаты двух критериев (таблица выводится на экран, и студенты знакомятся с предварительными итогами своего труда).

После завершения составления инвентаризационной описи представитель каждой из команд оглашает результаты работы. Преподаватель также оценивает этот промежуточный этап и заносит баллы в оценочную ведомость.

Далее студенты приступают к заполнению сличительной ведомости, после чего снова сообщаются результаты проверки каждого предприятия. Преподаватель оценивает и этот этап и заносит баллы в оценочную ведомость.

Завершается этот этап практического занятия проведением физической минутки. Звучит приятная музыка и обучающиеся под руководством своей коллеги выполняют несложные упражнения для глаз и тела.

Этап 4 – Заключительный инструктаж. На этом этапе руководителям аудиторских групп предлагается по очереди выступить с защитой работ своих групп, предложить варианты отражения в бухгалтерском учете выявленных результатов инвентаризации, сформулировать выводы о состоянии учета материально-производственных запасов на проверяемых предприятиях и высказать предложения по улучшению ситуации. Результаты этого этапа также заносятся в оценочную ведомость, и студенты могут видеть итоговую оценку за урок.

Преподаватель подводит итоги урока, акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждой группы. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, переносит полученные оценки в журнал.

После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания (Приложение 1, слайд 12).

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный и выявить особенности памяти.

В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем нанесения смайлика на отрывной лист: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута и обучающийся сможет участвовать в проведении инвентаризации в условиях практической деятельности. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить в коробках на своих столах.

Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1

Организационный момент:


10 мин

1.1

Взаимное приветствие

диалог

1.2

Проверка посещаемости

диалог

1.3

Сообщение темы занятия, постановка целей и задач

сообщение

1.4

Критерии оценивания работы на занятии

сообщение с использованием ИКТ (демонстрация слайда)

2

Вводный инструктаж


15мин

2.1

Инструктаж по ТБ

сообщение

2.2


2.2.1


2.2.2

Актуализация опорных знаний при допуске к работе

Аудит обеспечения сохранности МПЗ


Порядок проведения инвентаризации МПЗ



- индивидуальный опрос в форме тестирования;

- фронтальный опрос с использованием ИКТ

2.3

Ознакомление с ходом выполнения работы

сообщение

2.4

Распределение по местам и начало выполнения задания


3

Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж


35мин

3.1

Индивидуальное консультирование

групповая работа с элементами практико-ориентированной технологии

3.2

Контроль за ходом выполнения работы

3.3

Физ. минутка

выполнение упражнений для глаз и тела

4

Заключительный инструктаж


15 мин

4.1

Защита работ обучающимися

Индивидуальный опрос с элементами практико-ориентированной технологии

4.2

Подведение итогов урока, выставление оценок

беседа с использованием ИКТ

4.3

Выдача домашнего задания:

Аудит/Под ред. В.И. Подольского, гл. 21 стр. 537-541

сообщение

4.4

Рефлексия




Заключение

Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Данные технологии позволяют разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Тесты и групповой метод показывают эффективность использования данных технологий и способствуют развитию знаний и работы в социуме.

Следует отметить:

Чем меньше вмешивается преподаватель с процесс групповой работы, тем больше в ней саморегулирования и приобретаемых знаний и опыта.

Используя современные образовательные технологии, необходимо предоставлять учащимся возможность самостоятельно делать анализ материалов урока в объяснительно-иллюстрационном методе.

Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — преподаватель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.


Список использованной литература:

1. С.С.Носова «Основы экономики»: учебник / С.С.Носова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013

2. Рудская Е.Н. Финансы и кредит: учебное пособие / Е.Н.Рудская. – Ростов н/Д: Феникс, 2012

3. Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Ю.А.Корчагин, И.П.Маличенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011

4. Экономика: поурочные планы по учебнику И.В.Липсица / авт.сост. И.Б.Ремчукова. – Волгоград, 2013

5. Деньги, кредит, банки: практикум / отв. Ред. Е.Ф.Жуков . – М.: Волтерс Клувер, 2012





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.