12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тютрина Лариса Владимировна34
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Пояснительная записка.

Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Цель уроков «Наш край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.

Задачи:

- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края,

- познакомить учащихся с историей города,

- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города,

- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество,

- развивать творческие способности учащихся.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- экскурсии и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.

Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах,

-создание целостного образа города,

-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,

-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.

Байкал является средой обитания для растений и животных, живущих в нём. Наука экология изучает жизнь различных организмов в их естественной среде, как они живут вместе, влияют друг на друга, хорошо ли им вместе или плохо и почему. Все организмы в природе и в нашем Байкале связаны между собой огромной пищевой цепью. Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. И уже в древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни.

Эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой водой и с уникальными обитателями. Формирование первых навыков природоохранного поведения.​​​​​​​

План событий.

2 класс(11 часов)

урока

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

1 час

2.

Загадочное имя Байкал.

1 час

3

С кем дружит Байкал?

1 час

4.

Байкал море или озеро?

1 час

5

На что похоже озеро?

1 час

6

Мир растений Байкала.

1 час

7

Куда «идут» ходульный деревья?

1 час

8

Красавец- кедр.

1 час

9.

Посчитаем растения Байкала.

1 час

10

Байкал - омулёвая бочка.

1час

11

Поговорим о нерпе.

1час



Рекомендуемая практическая деятельность

Проведение игры «Умники и умницы».

Проведение конкурса стихов о Байкале.

Проведение конкурса рисунков «Чудо природы – Байкал».

Составление фотоальбома.

Изготовление книжки – малышки об уникальных представителях Байкала.

Проведение праздника «День Байкала».

Презентация «Что я знаю о Байкале».

Конспект вводного занятия №1

Тема: Чем мы будем заниматься на занятиях по Байкаловедению?

Цель: введение в учебный курс.

Задачи: организовать знакомство с новым учебным курсом, с главным героем курса; помочь детям понять цели занятий по Байкаловедению; создать положительную мотивацию к изучению курса.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, фотографии Байкала, видеофильм о Байкале, тюбайки.

Ход.

Организационный момент.

Основная часть.

Введение в учебный курс. Знакомство с главным героем нерпёнком Тюбаем.

1.Беседа.

-Мы начинаем изучать очень интересный учебный курс Байкаловедение. На занятиях мы поговорим о самом глубоком и красивом озере в мире, о Байкале. Нам повезло, это озеро находится рядом с нами, в нашей области.

Мы узнаем много нового и интересного о его воде, его берегах, его обитателях. Возможно, даже побываем в этом живописнейшем уголке нашей планеты.

-На протяжении всего курса с нами вместе будет очень симпатичный зверёк. Это нерпёнок. (учитель показывает иллюстрацию).

- А зовут его Тюбай. Как вы думаете, почему зверька так зовут? (Тюлень Байкала).

2.Работа в тетради на печатной основе.

Во время занятий и выполнения домашних заданий вы сможете набирать баллы, которые называются тюбайки. Все свои результаты можно будет записывать в специальную таблицу, посмотрите в тетради.

Актуализация личного опыта.

3. Беседа.

-Что вы знаете о Байкале?

- Что можете рассказать о нерпах? Поделитесь своими знаниями.

!!!Физ.минутка.

Просмотр видеофильма.

Дети смотрят фильм, учитель останавливает и комментирует некоторые моменты фильма.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

4. Беседа по вопросам.

- Какой водоём является самым глубоким на нашей планете?

- На территории какой страны расположен Байкал?

- Вода в озере солёная?

-Какие растения распространены по байкальским берегам?

- Какие животные вас удивили в этом фильме? Чем?

Итог.

- Я прошу коротко продолжить следующие предложения.

Сегодня я узнал(а) о том, что …

Самым неожиданным для меня сегодня стало …

- Ну что, ребята, заинтересовал вас наш нерпёнок? Будем изучать Байкаловедение дальше?

Конспект занятия №2.

Тема: Загадочное имя Байкал.

Цель: изучение этимологии слова Байкал, его лексического значения.

Задачи: формировать представление о значении названия озера и о происхождении озера; развивать память, обогащать словарный запас, расширять кругозор; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, фотографии Байкала, схема на доске, тюбайки.

Ход.

Организационный момент.

Основная часть.

Целеполагание и мотивация.

1.Вступительное слово.

-Отгадайте загадку. И вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Загадка:

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём.

Как его мы назовём? (Байкал)

-Сегодня на занятии мы начнём открывать байкальские тайны. Мы узнаем тайну имени озера – Байкал. (на доске делается запись)

- Будьте внимательны. В конце занятия нерпёнок Тюбай проверит, что вы запомнили. И мы запишем в его табличку на странице 3 количество тюбаек, которые вы наберёте за занятие (в ходе занятия детям выдаются тюбайки – жетоны с изображением нерпёнка).

Актуализация личного опыта.

2.Беседа.

-Скажите, может, кто-то из вас знает что-нибудь о значении слова Байкал?

-А как озеро появилось на Земле? (выслушиваются предположения детей)

Открытие нового.

3.Слово учителя (или подготовленного обучающегося).

- Проблеме происхождения слова «Байкал» посвящены многочисленные научные исследования. Ясность в этом вопросе отсутствует. Существует около десятка возможных объяснений происхождения названия.

Среди них наиболее вероятным считается версия происхождения названия озера от тюркоязычного Бай-Куль - богатое озеро. Из прочих версий можно отметить еще две: от монгольского Байгал - богатый огонь и Байгал Далай - большое озеро. Народы, жившие на берегах озера, называли Байкал по-своему. Эвенки, например, - Ламу, буряты - Байгал-Нуур, даже у китайцев было название для Байкала - Бэйхай - Северное море.

Эвенкийское название Ламу - Море несколько лет использовалось первыми русскими землепроходцами в XVII веке, затем они перешли на бурятское Байгал, немного смягчив звук «г».

!!!Физ. минутка.

Первичное закрепление.

4. Работа в тетради на печатной основе.

-Откройте тетрадь на странице 4. Давайте заполним схему, которую нам предлагает Тюбай.

Схема:t1632052576aa.png

5. Чтение легенды о названии озера (смотреть в приложении к занятию).

III. Заключение.

Контроль и оценка.

6. Беседа по вопросам.

- Существует ли у учёных единое мнение о происхождении названия озера?

- Какие древние названия озера вы запомнили?

7. Взаимопроверка тетрадей в парах.

8. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

- Что хотели бы рассказать дома о занятии? Это и будет ваше домашнее задание.


Приложение 2.

Откуда взялось название «Байкал» (к занятию 2)

     Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал перевалили и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что вокруг озера, которое денно и нощно кипит, люди живут. Узнали те русские, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы торопиться к тому морю-озеру, шли, не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждому охота было первому к озеру попасть и посмотреть, какое оно есть и почему оно кипит без отдыху.
     Шли те купцы и казаки к морю долго, несколько лет, много их дорогой поумерло, но живые все-таки дошли и увидели перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что закинешь голову шапка слетает, а верхушки не видно. Покрутились казаки с купцами около Шамана-камня и подумали, что не пробраться им к морю, а сами слышат, как оно шумит, вздымается и о скалы бьется.
     Загоревали купцы, опечалились казаки, видать, вся их длинная дорога пропала ни за понюшку табаку. Отъехали они назад, шатер разбили и стали тяжкую думу думать, как же им Шаман-камень перевалить или горы объехать. Горы им не объехать - море проглотит. Так остановились казаки с купцами и стали жить недалеко от моря-озера, а на берег никак не попадут.
     Долго им тут пришлось жить, может быть, и кости там их сгнили бы, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы он их провел на берег, обвел кругом моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не сказал, он сложил свои ладони в трубочку, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать, отпустили с богом. Снова опечалились купцы и казаки, как же дальше быть, не миновать, видно, смерти им. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дни, ни месяцы не считал. Отощали и осунулись купцы с казаками, хуже прежнего горе их обуяло. Хотели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот бурят и сына своего привел, сказал:
     "Не обойти мне с вами Байгала - стар я стал, не обогнуть мне Камень-шаман - года давно ушли, берите сына, у него глаза светлые, а ноги оленьи".
     Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал:
     "Байгал".
     Русские спросили его, что это такое, он им ответил:
     "По-нашему значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байгалом".
     Русским это название понравилось, и они тоже стали называть это море Байкалом.

     Записано от Е.И.Сороковикова-Магая, 1946 г.

Конспект занятия №3.

Тема: С кем дружит Байкал?

Цель: изучение водосборного бассейна озера, изучение озера-побратима.

Задачи: формировать представление о реках, впадающих в Байкал, об Ангаре (единственной реке, вытекающей из озера); формировать представление об озере Хубсугул; расширять кругозор; развивать память, внимание; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, фотографии Байкала, озера Хубсугул, истока Ангары.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Целеполагание и мотивация.

1.Загадка.

-Отгадайте загадку, если сможете.


Всей родни не сосчитать,

Но попробуйте назвать

Брата, дочку, сыновей,

У Байкала поскорей?


-Трудная загадка. Сегодня на занятии мы узнаем родственников и друзей Байкала. Прочитайте тему на доске.

Открытие нового.

2. Слово учителя.

- В старинных легендах Байкал олицетворяют с сильным, могучим, мудрым богатырём. Озеру придаются человеческие черты. Конечно, как и у многих людей, у него есть друзья и родственники. Это многочисленные притоки.

-Вы, наверное, знаете, что такое притоки? (притоки – это впадающие в озеро реки и ручьи)

Историко-географическая справка.

Водосборная площадь озера 590 тыс. кв. км. С западного берега в Байкал впадает 40% притоков, а с восточного 60%. О количестве рек, впадающих в Байкал, до сих пор нет единого мнения. По данным И.Д. Черского (1886 г.) в озеро впадает 336 рек и речек. В 1964 г. подсчет рек Байкала по топографическим картам осуществил В.М. Бояркин. По его данным в Байкал впадает 544 водотока (временных и постоянных), 324 - с восточного берега, 220 - с западного. Реки ежегодно приносят в Байкал 60 куб. км воды.

Самый большой приток Байкала - это река Селенга. Она поставляет в озеро почти половину всего объема речных вод. Ее длина от истока 1024 км. Название «Селенга» происходит от эвенкийского «сэлэ» - железо. Другая версия происхождения названия реки от бурятского «Сэлэнгэ», что означает - плавный, просторный, спокойный.

Верхняя Ангара является вторым после Селенги притоком Байкала по объему стока.

Третий по величине приток - Баргузин. Название реки идет от слова”баргуты” - древнего монголоязычного племени, близкого бурятам, некогда населявшего Баргузинскую долину. “Баргуты” - происходит от бурятского ”барга” - глушь, глухомань, окраина.

- Значит родными детьми Байкала являются реки Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Они питают озеро своими водами. Дают ему жизненную силу и не позволяют исчезнуть с лица земли.

!!!Физ.минутка.

3.Работа в тетради на печатной основе.

-Давайте посмотрим, что предлагает нам Тюбай. Откройте тетрадь.

-Рассмотрим весёлую картинку. (в тетрадь вписываются названия крупных рек, впадающих в Байкал)

-Посмотрите, что такое! Одна река вытекает из Байкала, уносит из него воду. А вы знаете, что это за река?

4. Беседа.

-Это Ангара.

-Кто из вас был на Ангаре?

-Наш город стоит на берегах Ангары. Поэтому так и назван Ангарск.

Историко-географическая справка.

Ангара - одна из самых больших и уникальнейших рек восточной Сибири. Общая длина Ангары 1779 км. Она вытекает из озера Байкал мощным потоком. Впадает в Енисей в 83 км выше города Енисейска.

В бассейне Ангары, в пределах области, насчитывается 38 195 различных рек и речек общей протяженностью 162 603 км, что в четыре раза больше окружности Земли по экватору.

Ангара течет по территории Иркутской области с юга на север. Долина ее хорошо разработана.

5.Чтение легенды об Ангаре. (смотреть в приложении к занятию)

6. Работа в тетради на печатной основе.

-Впишите в весёлую картинку название дочки Байкала, сбежавшей от него к любимому Енисею.

7. Продолжение беседы.

-А знаете ли вы, что у Байкала есть брат.

Историко-географическая справка.

Меньший брат Байкала – Хубсугул. Озеро расположено в северной Монголии. С Байкалом связано реками. Эгин-Гол, вытекающая из озера Хубсугул, является левым притоком Селенги – притоком Байкала.

Младший брат значительно уступает старшему по размерам, но по происхождению очень на него похож.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

8. Беседа по вопросам.

-Сможете теперь отгадать загадку.

Всей родни не сосчитать,

Но попробуйте назвать

Брата, дочку, сыновей,

У Байкала поскорей?

- Назовите дочку, сыновей, брата.

9. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

- Что особенно запомнили на занятии? Что хотели бы рассказать дома о занятии?

Приложение 3.

Как появилась Ангара (к занятию 3)

Было это очень давно, так давно, что тех древних людей, которые тогда жили, сейчас и в помине нету. Вся Сибирь была покрыта льдом, и те люди бродили только по маленьким островкам и кое-где находили себе пропитание. Потом льды стали таять, островков появилось больше, постепенно они начали соединяться, и получилась большая земля.

Год от года в Сибири становилось теплее, холода все дальше к Ледовитому океану отступали, и люди почувствовали большое облегчение. Раньше они ели только одну рыбу, которая водилась в озерах между островками, а теперь после ухода льда размножились звери и птицы, и человек стал привыкать к мясу.

Посреди Сибири в большой котловине появилось море, прозванное Байкалом, и это море стояло в своих берегах. Никуда оно своей воды не девало, и к нему не подходила ни одна речка.

Скучно стало ему, тоска его начала грызть: ни днем, ни ночью словом перемолвиться не с кем. Какая же это жизнь, одинокому, скалы и те рядышком растут, им и то веселее. Тосковал, тосковал Байкал, начал силы свои терять и сохнуть. А в это время в горах покоилось много воды. Много лет таяли льды и снег, и вода никуда не уходила. И воде тоже надоело стоять на одном месте. Но вот случилось землетрясение, вода с гор и гольцов прорвалась к Байкалу и подняла его высоко-высоко. Вода размыла горы и наделала много падей, и с тех пор потекли по ним ручьи и реки в море.

Ожил Байкал, веселее ему стало, в погоду гребни заулыбались, вздохнуло море полной грудью. Жить бы ему так да жить, но, видно, не привык он к спокойствию. Разбушуется ни с того ни с чего, разойдется, как богатырь, и всем тошно приходится. Скалы подмоет - они в воду рушатся, деревья с корнем выворачивает - к себе берет, берега смывает - и себе мягкое дно стелет. Хотели его маленькие речки и ручейки уговорить, чтобы он вреда никому не чинил, но не слушался грозный седой старик, не унимался. Тогда речки и ручейки принатужились, собрали по капле всю воду с гор и всей слой навалились на старика, чтобы не держал он их воду в плену и дал ей выход к другим морям и океанам.

Сила в тех ручьях и речках было большая, чем в самом Байкале. Сколько он ни держал их у себя в берегах, которые он обнес скалами и высокой стеной леса, но удержать не мог. От тяжести воды, которая пришла от ручьев и речек, дно Байкала около Саян начало опускаться. Вода просочилась глубоко под дно, до самых белых камней. Камни эти, как известка, закипели и прорвали берег, разломали скалы, и повалила вода вниз по долине, сделала себе широкую дорогу.

Увидел старик Байкал, что богатство его уходит, рассердился и бросил в провал большой камень. Провал тот камень проглотил. Старик больше прежнего бросил камень, и тот ушел под воду. Тогда он бросил последний камень, который теперь видно, но обессилел и затих. Подумал старик, что ничего ему теперь не сделать, и смирился. А вода тем временем шла и шла по провалу и прорвалась до самого океана.

Видят речки и ручьи, что старик запечалился, сказали ему: "Не горю, наш отец, пока мы живы и ты будешь сильным". С тех пор прошло много лет. На берегу Байкала поселились буряты. Они идут от людей, при которых случился провал. Провал буряты называют ангарой, потому и реку, которая идет от провала они до теперешнего времени зовут Ангара.


Записано от Георгия Максимовича Шелковникова, о. Ольхон Иркутской области, 1938 г.


Как две реки получили название "Ангара" (дополнительно)

В незапамятное давнее время, когда еще солнце не так грело, как теперь, когда рыбы были малявками, а лес походил на корешковые кусты, вся нынешняя Сибирь была покрыта почти одним чистым льдом. Озер здесь было мало, а рек не было совсем. Прошло с тех пор много миллионов годов. Лед и снег растаяли под солнцем, когда оно начало сильнее греть; лес вытянулся к небу и стал тайгой, появились звери и птицы, рыба выросла большой, а солнце спустилось поближе к земле, чтобы давать всему земному жизнь. В то время откуда солнце восходит в Сибирь пришли разные люди. Первыми из них были тунгусы. При них Байкал стал морем, а Ангара рекой.

Как это было, о том старики знали, нам велели рассказывать, а в книгах об этом нету даже строчки. И вот про это тут от тунгусов слыхала моя мать и рассказывала. Она много знала, а память у ней такая богатая была, что раз услышит, потом всю жизнь помнит.

Байкал сначала небольшим озером был, потом к нему потекли маленькие речки. Но от них он не рос, все оставался таким же. Но вот в крупных горах пробился из-под земли ключ, и валом повалила вода. Дошла она до Байкала, а там ей громадные скалы дорогу перегородили. Катилась та вода, катилась, и набралось ее столько, что скалы не удержались и развалились.

Хлынула вода в Байкал, смыла все скалы и камни и соединилась с Байкалом. В проходе в Байкал, где раньше были скалы, появилась дыра, похожая на разинутую пасть зверя. Тунгусы закричали: "Ангара, ангара!" По-тунгусски такая пасть зовется "ангарой", отсюда и за рекой имя это пошло. Удивились тунгусы, куда же теперь озеро всю эту воду денет, и пошли по берегу. Наконец, тунгусы дошли до громадной скалы. Дальше идти некуда, и остановились они тут на житье. Пожили немного и вдруг услыхали, как скалы разваливаются, земля вся дрожит, светопреставление началось. Потом все стихло, туман ушел, и в скале громадной появилась такая же дыра, как та, похожая на пасть зверя. Тунгусы закричали: "Ангара, ангара!" В нее повалила вода и потекла вниз. Тунгусы и эту дыру прозвали Ангарой. Только первую они прозвали Верхней Ангарой, а вторую просто Ангарой.

Пожили тунгусы у второй Ангары и разбрелись по разным местам. Другим людям они рассказывали, как Ангары появились и почему им такое имя дали. С тех пор оно так и идет, про то каждый старик знает.


Записано от Ивана Ильича Ефремова, рабочего прииска Троицк Бунтовского аймака БурАССР, 1937г.


Конспект занятия №4.

Тема: Байкал море или озеро?

Цель: понимание детьми значимости пресной воды озера Байкал для всей планеты

Задачи: формировать представление об отличительных особенностях моря от озера; формировать элементарные представления о составе байкальской воды; формировать универсальное учебное действие – моделирование; воспитывать чувство ответственности за сохранность озера; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, демонстрационный вариант модели, раздаточный материал – карточки для составления модели в группе.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Целеполагание и мотивация.

1.Загадки.


Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)

Стоит корыто
Полно пресной воды налито.
(Озеро)

-Одни люди говорят, что Байкал – это озеро, а другие называют его морем. Кто прав? Будем разбираться сегодня на занятии.

Актуализация опорных знаний.

2. Беседа.

- Что такое море? Озеро?

- Чем отличается море от озера? Чем похожи эти водоёмы?

3. Работа в группах.

- На столах у каждой группы лежат конверты с карточками. На карточках написаны отличительные особенности моря и озера.

- Обсудите и разделите их на две группы. Те, что отнесёте к озеру, положите справа, а те, что к морю, слева.

Карточки.

Вода солёная.

Вода пресная, её можно пить.

Является частью океана, имеет с ним непосредственную связь.

Не является частью океана, имеет чёткие береговые границы.

Обширный и очень глубокий водоём.



4. Моделирование и схематизация (отображение отличительных характеристик моря и озера в модели).

- Давайте проверим, что получилась у каждой группы.

Далее обсуждаются результаты группировки признаков. На доске коллективно составляется схема.

Схема.

Море

Озеро

Вода солёная.

Вода пресная, её можно пить.

Является частью океана, имеет с ним непосредственную связь.

Не является частью океана, имеет чёткие береговые границы.

Обширный и очень глубокий водоём.


- Итак, мы вспомнили, чем отличается море от озера.

Открытие нового.

5. Беседа.

-Теперь попробуем определить, что такое Байкал: озеро или море?

-Байкал является самым крупным хранилищем жидкой пресной воды на планете.

-Значит, признак озера – пресность воды – подтверждаем (на доске возле соответствующей карточки ставится «+»).

-Подумайте, насколько велик объём байкальской воды, Представьте, что если бы Ангара текла непрерывно, то потребовалось бы почти 400 лет для того, чтобы через неё вытекла вся вода, находящаяся в Байкале, при условии, что в него не поступало бы в течение этого времени ни одной капли.

-Значит, признак моря – большой размер, глубина – подтверждаем (на доске – «+»).

-Байкал имеет чёткую, изменяющуюся со временем, береговую линию. Значит, ещё один признак озера подтвердился. ( на доске –«+»).

-К какому выводу мы пришли? (Байкал – это озеро, но очень глубокое и обширное).

!!! Физ.минутка.

Первичное закрепление.

6. Работа в тетради на печатной основе.

-Подчеркните признаки, которые можно отнести к характеристике Байкала.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

7. Беседа по вопросам.

-Какие признаки озера есть у Байкала?

-Почему люди иногда называют Байкал морем?

- Что необходимо делать, чтобы мировой запас пресной воды, «колодец планеты» - озеро Байкал - оставался таким же чистым и таким же глубоким, чтобы он не исчез с лица Земли?

8. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём.

Как его мы назовём?

- Нарисуйте Байкал каким вы его себе представляете (в тетради на печатной основе).


Конспект занятия №5 (практический аспект).

Тема: На что похоже озеро?

Цель: понимание детьми значимости пресной воды озера Байкал для всей планеты

Задачи: формировать умение работать с контурной картой; формировать элементарные представления о береговой линии Байкала; развивать воображение, мелкую моторику; воспитывать желание изучать родной край по картам.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, кроссворд на доску (смотреть приложение к занятию), тетрадь на печатной основе, карта Иркутской области, карта Байкала.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Проверка домашнего задания.

Рассматривание выставки детских рисунков.

Целеполагание и мотивация.

1.Мини-кроссворд.

-Отгадайте кроссворд. Ключевое словосочетание отражает тему нашего урока.t1632052576ab.png

Задания по горизонтали: 1. Научное слово, обозначающее царство животных. 2. Самая известная рыба Байкала. 3. Человек, который ловит рыбу. 4. Кругом вода, а с питьём беда. 5. В жаркий день самой желанной бывает. 6. Зимой белый, а летом серый. 7. Самое тёплое время года. 8. Дерево с красными гроздьями ягод. 9. Единственное млекопитающее, которое водится в водах Байкала.

- У нас получилось словосочетание – форма озера. Действительно, сегодня на занятии мы узнаем форму озера Байкал, постараемся её запомнить. Мы будем много фантазировать и рисовать.

Открытие нового.

2. Беседа с наблюдением по карте.

-Посмотрите на доске карта Байкала (учитель показывает озеро на карте, проводя по его береговой линии).

- Байкал находится в центре Азиатского материка, на территории России. С восточной и северной части входит в состав Бурятии, западная часть с островом Ольхон – в состав Иркутской области.

3. Рассматривание формы озера, «фантазирование».

- Рассмотрите форму озера. Подумайте, на что похож Байкал? (дети высказывают свои варианты)

!!!Физ.минутка.

4. Практическая работа по контурной карте в тетради на печатной основе.

- Перед вами контурная карта. Найдите на ней озеро Байкал.

- Береговая линия изображена пунктирной линией, обведите её.

- Давайте раскрасим нашу карту.

- Каким цветом будет само озеро? (синим, голубым).

- Теперь подумайте, какого цвета будут его берега. Почему?

- Конечно, коричневого цвета. Так как со всех сторон Байкал окружён горами.

Географическая справка.

Вдоль западного и северо-западного берега идут хребты Приморский и Байкальский, вдоль юго-восточного и восточного – Хамар-Дабан, Улан-Бургасы, Баргузинский, Верхне-Ангарский и Делюн-Уранский.

Именно горы, окаймляющие Байкал, прежде всего, определяют характер его берегов. Вся береговая линия озера изрезана заливами и мысами.

Неотъемлемой частью природного комплекса озера Байкал являются его острова. По последним данным здесь насчитывается 35 достаточно стабильных островов. Самый большой остров - Ольхон.

- У вас получилась настоящая карта. Осталось только подписать названия. (Дети подписвают название озера, гор, расставляют ориентиры – стороны света под руководством учителя).

5. Работа в тетради на печатной основе ( продолжение).

- Может кто-нибудь ещё хочет высказаться по вопросу «На что похоже озеро?»

- Запишите свои образы в тетрадь.

6. Чтение легенды про остров Ольхон (смотреть в приложении к занятию).

III. Заключение.

Контроль и оценка.

7. Беседа по вопросам.

-Где расположен Байкал? Покажите по карте.

- Расскажите о форме его берегов.

- Есть ли на Байкале острова? Какой самый большой?

8. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

Продолжите предложение.

«Теперь я умею …»

«Теперь я знаю…»

«Меня заинтересовало…»

Приложение 4.


Как остров Ольхон образовался (к занятию 5)


Не все правда, что в сказаниях молвится. Ходили раньше разговоры, что, мол, все создано богом, как в писании сказано. Кто верил тому, а кто и не верил. Больше всего народ не верил тем сказкам. Попы на это сердились, анафемой проклинали, а что толку: проклятие не дым, - глаза не выест. Вот возьмем наш Ольхон, он островом зовется. Откуда он взялся? У бога столько бы сил не хватило, чтобы с неба его опустить. Значит, не с неба он свалился, а от самой природы взялся.

Когда Байкал появился, то все места здесь были залиты водой и ни одного островка не было. Прошло с миллион лет, вода установилась, в Байкале рыба начала водиться, кругом леса зашумели - словом, настоящая жизнь здесь началась. После этого на Байкале начали дуть сильные ветры, да такие сильные, что от них весь Байкал, как в котле, закипал. Волны до самого дна доходили, откуда весь камень и песок гнали к берегу. Но до самого берега камни волной не догонялись, они зацеплялись за подводную скалу. Волны работали много лет, все гнали и гнали к сакле камень и песок. И так у той скалы намыло целую гору, большую, широкую и длинную. Другие волны ту гору размывали и помаленьку делали ее ровной. От этого и остров Ольхон взялся. Старики говорят, что Ольхон годами выше, а годами ниже бывает. Это от того, что на скале стоит. Когда скалы размываются, остров немного садится, а когда под скалами много воды подопрет, он малость подымается. Сначала они думали, что тут какая-то нечистая сила работает, а потом сами уверились, что это все от ветра зависело. Вот и поверь попам, что остров богом создан. Почему же он тогда посередь Байкала его не сотворил, где скалы нет? На то попы молчат, и в святом писании про то не сказано. Что все за неделю богом создано, про это говорят те, кто думать не хочет, или тот дурман им выгоден.


Записано от Георгия Максимовича Шелковникова, о. Ольхон Иркутской области, 1936 г. t1632052576ac.png


Конспект занятия №6 (урок-путешествие)

Тема: Мир растений Байкала.

Цель: изучение байкальской флоры.

Задачи: формировать представление о разнообразии растительного мира озера; помочь понять, что растения могут быть не только по берегам озера, но и в воде; расширять кругозор; воспитывать интерес к наблюдению за растениями.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, , тетрадь на печатной основе, план-карта путешествия; фото-презентация «Растения Байкала».

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Целеполагание и мотивация.

Классификация.

На доске помещаются фотографии разных растений.

- Как назвать одним словом всё то, что здесь изображено? (Растения)

-Сегодня мы изучаем растительный мир озера Байкал. Урок пройдёт в необычной форме. Мы будем путешествовать. Заглянем под воду, погуляем по прибрежным лесам и горным хребтам. Понаблюдаем за разными растениями. Восхитимся их красотой.

- На доске вы видите карту нашего путешествия (смотреть в приложении к занятию).

Учитель показывает по карте пункты отправления, назначения.

-Будем сегодня активными, внимательными, наблюдательными и дружными.

Актуализация личного опыта.

Беседа. Проблемный вопрос.

- Кто бывал на Байкале? В каких местах?

- Какие растения вы там видели?

- А есть ли растения в водах озера?

Открытие нового.

Продолжение беседы.

- Действительно, растения на озере встречаются не только по берегам, но и в толще воды.

-Каким научным словом можно назвать многообразие растений? (Флора)

Биологическая справка.

Флора - набор семейств, родов, видов растений в процессе эволюции сложившийся на каждом континенте. В каждой области суши двух совершенно одинаковых флор на земном шаре не найдете. Различие объясняются в основном разнообразием климата, почв, горных пород, геологическим прошлым, географической изоляцией той или иной области, в результате чего во флоре встречаются эндемичные растения.

- Древность территории вместе с разнообразием природных условий сделали возможным формирование в районе Байкала богатой флоры, она содержит довольно много уникальных видов.

- Учёные лимнологического института Сибирского отделения РАН насчитывают около 2630 видов флоры и фауны. Из этого разнообразия 2/3 составляют эндемики этого озера. Другими словами нигде больше не встречаются. Причина такого разнообразия жизни в водоёме заключается в высокой насыщенности воды Байкал кислородом.

4. Путешествие.

Учитель показывает по карте место путешествия. Свой рассказ сопровождает показами слайдов.

Под водой.

-Давайте заглянем под воду. Что там увидим?

- Подавляющую массу растительности Байкала составляют водоросли -  группа низших растений, которые в пресных во­дах представлены одноклеточными и колониальными организ­мами. Это и Синезеленые водоросли, Золотистые водоросли, Зеленые водоросли, Красные водоросли. Помимо водорослей в Байкале живет один своеобразный подводный лишайник.

Биологическая справка.

Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.

- Водоросли в Байкале встречаются на глубинах до 100-115 м и более.

-Крупные водоросли в озере встречаются редко, так как в открытом Байкале часто возникает недостаток питательных веществ.

Водоросли служат пищей для рыб. Для выращивания 1 кг молоди омуля нужно 1000 кг водорослей.

!!!Физ. минутка.

Прибрежные леса и горы.

- Теперь прогуляемся по прибрежной зоне.

-Горный хребет Хамар-Дабан на южном побережье Байкала богат растительностью. Здесь можно встретить сверцию байкальскую (Swertia baicalensis) из семейства горечавковых. Лишь, на небольшом участке западного его побережья, между мысами Отто-Хушун и Зама, обнаружен копеечник зундукский (Нedysazum Zundukiir) из семейства бобовых.

Юго-восточный район Байкала (Хамар-Дабанский) имеет своеобразную растительность, и, прежде всего, это обилие дубово-грабовых лесов. На северном склоне Хамар-Дабана - высотное распределение растительности; так на байкальских террасах располагаются елово-кедровые и пихтово-кедровые леса, а также сфагновые болота, причем на крутых каменистых участках преобладает кедр, а по днищам падей пихта, в прибрежной полосе встречаются: кедровый стланик, рододендрон золотистый, филодоце голубая, кашкара. На обращенном к Байкалу склоне Хамар-Дабана выпадает много дождей, поэтому леса растут от самого берега озера и образованы кедром и пихтой с багульником и брусникой. На противоположном, обращенном к реке Джида склоне, где дождей выпадает мало, степи не только занимают долины рек, но и поднимаются выше по склонам гор, постепенно сменяясь лиственнично-сосновыми лесами.

На южном Байкальском побережье (т.е. в низовьях рек Выдриная, Утулик и других пунктах в пределах Слюдянского района Иркутской области и Кабанского района Бурятии), близ курорта Аршан на террасах в приустьевой части рек растет голубая ель. От обычной сибирской ели отличается голубой окраской хвои, которая создана наличием сизого воскового налета. Происхождение этой разновидности сибирской ели, обладающей высокой декоративностью, загадочно.

Реликтовый ельник на острове Ольхон - еще одна из ботанических тайн Байкала. Реликтовые растения являются свидетелями растительного мира, отдаленного времени, когда климат и рельеф местности значительно отличались от современных. Южное побережье озера Байкал в районе хребта Хамар-Дабан особенно богато являющимися пережитками растительности широколиственных лесов. Обилие осадков, которые смягчают континентальность климата и наличие термальных источников, благоприятствуют сохранению древних теплолюбивых растений, по той же причине, южное побережье озера богато сорными и заносными растениями - выходцами из Европейской части страны. В средней части западного побережья Байкала, до сих пор сохранились в качестве реликта со времен ледникового периода «тундростепи». Это степные и тундровые растительные сообщества расположены особенно на известняковых отрогах Приморского хребта между мысами Отто-Хушун и Зама. Реликты представляют собой «живые ископаемые». Это последние свидетели этапов эволюции растительного покрова, сохранившиеся до наших дней.

Своеобразна флора Ушканьих островов, там 280 видов растений, относящихся к 164 родам, 53 семействам. Это злаки, сложноцветные, розоцветные, лютиковые, зонтичные, осоковые, ивовые. В растительном покрове преобладают лиственничные и сосновые леса,

Деревья северной части бухты Песчаной, близ мыса Большая Колокольня получили название ходульные и состоят из полудесятка лиственниц и одной сосны. На побережье Байкала изумительно красивые, живописные природные пейзажи, богатая растительность, особенно хвойная, содержащая фитонциды; различные плодовые и ягодные растения. Склоны гор покрыты сосновыми и лиственнично-сосновыми лесами, с брусникой, багульником и хорошим лесным разнотравьем. На водоразделах растут пихтово-кедровые леса с черникой.

-Вся удивительная природа этих мест требует к себе чуткого, бережного отношения.

5. Работа в тетради на печатной основе.

- Заполните схему.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

Беседа по вопросам.

- Есть растительные организмы в воде Байкала? Каким видом они представлены?

- Назовите растения береговой зоны.

7. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

Продолжите предложение.

«Меня заинтересовало…»

«Меня удивило…» «Я запомнил (а)…»

-Дома поищите фотографии, картинки растений Байкала в книгах и журналах.

Конспект занятия №7.

Тема: Куда «идут» ходульные деревья?

Цель: изучение особенностей ходульных деревьев на Байкале.

Задачи: формировать представление о ходульных деревьях; расширять кругозор; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, карта Байкала, фотографии ходульных деревьев.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Пt1632052576ad.jpg роверка домашнего задания.

Организация и рассматривание выставки рисунков и фотографий растений Байкала.

Целеполагание и мотивация.

Отгадывание ребуса.

Беседа.

-Сегодня тема нашего урока «Куда идут ходульные деревья?».

И, в самом деле, интересно, куда же они идут?

Открытие нового.

Рассматривание фотографий и беседа.

- Посмотрите на фотографии. На них изображены ходульные деревья. Рассмотрите их поподробнее. Полюбуйтесь причудливостью форм. Подумайте, почему так происходит, что деревья обретают такой замысловатый вид.

5. Фантазирование.

- Подумайте, пофантазируйте, на что или на кого похожи эти деревья?

-А куда они идут?

6. Рассказ учителя о ходульных деревьях.

- На Байкале растут деревья, которым сотни лет. Суровые условия роста: байкальские ветры, пески, скалы заставляют деревья выживать. В стремлении жить они приобретают причудливые формы, врастают корнями в отвесные скалы, раскидывают корни, чтобы удержаться на двигающихся песках. «Ходульные» деревья вырастают на выдуваемых песках. Их корни похожи на лапы. С ними люди связывают разные легенды, традиции и обряды.

Бухта Песчаная - единственное место на побережье Байкала, где ходульные деревья достигли такого большого обнажения корней. Знаменитые ходульные деревья, из-под которых вода и ветер постоянно вымывают и выдувают песчаную почву, растут на склоне в северной части бухты. Могучие сосны и лиственницы с закрученными ветром ветвями поднялись над землей на корнях-ходулях выше человеческого роста.

В свое время славилась Песчанка ходульными деревьями - лиственницами и соснами, стоящими на оголенных корнях. Под корнями некоторых из этих деревьев мог свободно пройти человек. Ходульные деревья встречаются по всему Байкалу, но в Песчаной бухте они были особенно выразительными, органично вписываясь в окружающий пейзаж. Большинство ходульных деревьев в последние десятилетия погибли. Это происходит по вине человека, так как нарастает число туристических застроек (турбазы, пирсы и т.д.)

Географическая справка.

Бухта Песчаная или, как ее часто называют, Песчанка расположена в южной части западного побережья Байкала, приблизительно в 75 км по прямой к северо-востоку от истока Ангары и в 30 км от поселка Большое Голоустное. Бухта находится на территории Прибайкальского национального парка. С 1981 года Песчанка имеет статус государственного ландшафтного памятника природы.

Закрепление.

Работа в тетради на печатной основе.

- Нарисуйте по представлению ходульное дерево на берегу Байкала.

-Дайте ему имя. Запишите о чём оно мечтает.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

Беседа по вопросам.

- Почему деревья назвали ходульными?

-Почему в бухте Песчанной их становится всё меньше и меньше?

-Как помочь не исчезнуть с лица Земли этим чудесным творениям природы?

9. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

- О чём хотите рассказать своему другу после изучения тайны ходульных деревьев?

-Дома подумайте, как помочь ходульным деревьям выжить.

Конспект занятия №8.

Тема: Красавец-кедр

Цель: изучение особенностей кедра.

Задачи: формировать представление о кедре; расширять кругозор; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, карта Байкала, фотографии кедра.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Проверка домашнего задания.

Обсуждение вопроса о том, как помочь выжить ходульным деревьям.

Целеполагание и мотивация.

Отгадывание загадки.


Он сосне ближайший брат

И растёт в Сибири.

Он орешками богат -

Нет вкуснее в мире.

(Кедр.)


Он - украшение тайги,

Его мне вспомнить помоги:

Ведь часто мы с тобой без спешки

Грызём вкуснейшие орешки.

(Кедр.)


Деревья Сибири колки, но щедры:

С орехами шишки дарят нам ...

(Кедры.)


Беседа.

-Сегодня мы изучаем красивейшее дерево русской тайги Красавец-кедр.

Открытие нового.

Рассматривание фотографий и беседа.

- Посмотрите на фотографии. На них изображено хвойное дерево – кедр.

Рассмотрите их поподробнее. Полюбуйтесь формой иголок, цветом хвои. Вспомните запах кедровых шишек, кедровой смолы.

-Кто из вас видел кедр? Кто пробовал кедровые орешки?

5. Рассказ учителя о кедре.

- По берегам Байкала произрастают разнообразные деревья. Здесь можно встретить и хвойные, и лиственные породы. Среди хвойных деревьев выделяют кедр.

Кедр дерево — высокое, достигающее 40 м высоты и в диаметре до 1,5 м. Вершина его — пирамидальная, темно-зеленая хвоя — густая. Встречаются деревья возрастом до 500 лет.

Встречены кедр в возрасте 550 лет. При этом древесина не имеет даже сердцевинной гнили, а крона—никаких признаков возрастного угнетения. Кедр в продолжает плодоносить. Это не предел долгожительства деревьев на берегах озера, вероятно, возможны и более великовозрастные экземпляры.

Откуда же произошло название этого дерева, хотя оно относится к роду "сосна"?

По предположению, свое название сибирский кедр получил, скорее всего, от русских первопроходцев, которые в те далекие времена посетили сибирские земли и познакомились с этим ценным деревом. Увидев пушистую вечнозеленую крону дерева, ощутив аромат его хвои, оценив качественность древесины, они назвали его сибирским кедром, поскольку он напоминал им священный ливанский кедр, о котором они уже знали. Вот как об этом пишет русский ученый - Ф. Кеппен: "Вероятнее, что пришедшие на Урал казаки, очарованные видом прекрасного хвойного дерева, им дотоле неизвестного, придали ему наугад название славного кедра, о котором они знали только понаслышке".

Это дерево имеет особое, совершенно исключительное значение в питании животного населения тайги.

Кедр в урожайные годы кормит всех обитателей тайги, в том числе и кедровку. Сорвав шишку, она устраивается с ней на сухом сучке и, придерживая ее лапой, ловко выклевывает из нее все орешки, избегая при этом испорченных, которые отличаются цветом. С оттопыривающимся от собранных орехов горлом она летит их прятать, причем иногда далеко отлетает от леса, чем весьма способствует расселению кедра.

Бурундук осенью до крови сбивает свои лапки, натаскивая по нескольку килограммов орехов в свои подземные кладовые. Орехи едят многие хищники, в том числе и собаки, которые умеют разгрызать шишку. Даже такие мелкие птицы, как поползень и буроголовая гаичка, в такие годы кормятся исключительно орехом. Едят их осенью даже журавли. Упавшие на землю шишки растаскиваются мышевидными грызунами.

Рассказ о памятниках природы.

- Пока только одно дерево на Байкале входит в список памятников. Это кедр с величественным названием «Мужество жизни», он вырос на большой скале в Бухте Песчаной. Древнейший кедр вырос на большой высоте, на голой вершине скалы Малая Колокольня. Знаменитый кедр сейчас считается мертвым памятником природы, так как он засох. Но некоторые деревья остаются удивительными даже после того, как засыхают.

Рассматривание иллюстрации «Мужество жизни».

Закрепление.

Работа в тетради на печатной основе.

-Запишите название кедра, который является памятником природы на Байкале.

- Выделите 3-4 характеристики данного дерева, которые объясняют, почему именно этот кедр является природным памятником. Запишите в табличку. (вырос на голой скале, борется за жизнь, очень старое дерево, имеет уникальную форму и т.д.)


III. Заключение.

Контроль и оценка.

Беседа по вопросам.

- К какому роду относится кедр?

- Почему кедр так назвали?

- Чем полезен кедр?

- Какое дерево является памятником природы на Байкале?


10. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

- О чем расскажете дома?

- Нарисуйте дома красавец-кедр. Может быть кто-то сочинит про него рассказ или стихотворение.

- Послушайте стихотворение пятиклассницы Лены Беловой, которое называется «Одинокий кедр».

Лес шумит, вставая огромной стеной,

Меж деревьями красуется кедр большой.

Он темнее всех и пышнее,

И всех лучше он, зеленее.

Его ствол толще всех и старей,

Растут шишки из его могучих ветвей.

Он прекрасен, но стоит одиноко…

Почему же скучает он?

Ведь стоит зелёная гладь кругом.

Лишь один он из хвойных пород

Выжил после тяжких невзгод.

(по материалам журнала «Сибирячок» №4, 2001)


Конспект занятия №9 (практический аспект).

Тема: Посчитаем растения Байкала

Цель: закрепление знаний о растениях Байкала.

Задачи: рассмотреть байкальскую флору с математической точки зрения, заинтересовать детей в решении и составлении экологических задач.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, карта Байкала, фотографии растений Байкала, экологические задачки на слайдах.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Проверка домашнего задания.

Чтение детских стихов, рассказов, рассматривание выставки рисунков.

Целеполагание и мотивация.

Отгадывание ребусов. Работа в тетради на печатной основе.

- Разгадайте ребусы. Запишите ответы.


t1632052576ae.png(кедр)

- Кедр - дерево высокое, достигающее 40 м высоты и в диаметре до 1,5 м. Вершина его — пирамидальная, темно-зеленая хвоя — густая. Встречаются деревья возрастом до 500 лет.


t1632052576af.png(брусника)

-Брусника. Вечнозеленый стелющийся ветвистый кустарник. Листья мелкие, кожистые, с загнутыми краями, темно-зеленые, снизу светло-зеленые с черноватыми ямками. Цветки мелкие, бело-розовые, колокольчатые, собраны в поникшие верхушечные кисти. Плоды — красные, кисловатые, приятные на вкус шаровидные ягоды. Цветёт в мае – июне, ягоды собирают в сентябре — октябре, листья — в мае — июне.

t1632052576ag.png(бадан)

- Бадан лекарственный (бадан толстолистный) - многолетнее травянистое растение с мощным корневищем, черным снаружи и желтым в изломе. Цветет в мае — июле. Растет на горных затененных склонах Байкала.


Загадки нерпёнка Тюбая.

-Отгадайте, о каких растениях берегов Байкала эти загадки.


В лес уходили –

Здоровыми были,

А вернулись обратно

В синяках да пятнах.

Не дрались, не нападали,

Ягоды мы собирали. (черника)


- Черника обыкновенная — кустарничек, сильно ветвистый, из семейства брусничных. Ягоды сочные, черные. Цветет в мае—июне. Плоды созревают в июле – августе. Произрастает в лесах Байкала.


Эх, звоночки, синий цвет,

С языком, а звону нет. (колокольчик)


-Колокольчик. Название происходит от латинского слова 'campana' — колокол, по форме венчика. В народе издревле любили этот цветок, о чем говорят ласковые названия, которыми наделяли его в разных местностях: пичужницы, чеботки, звоночки, синельки... И по народному поверью, звонят они лишь раз в году — в волшебную ночь накануне Ивана Купалы.

Стоит столб до небес,

А на нём шатёр-навес.

Красной меди столб точёный,

А навес сквозной, зелёный. (сосна)


-Сосна. Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Версия о происхождении названия. Греческая мифология сохранила изящную легенду о нимфе Питис, которую Бог ветра Борей превратил в сосну. Некоторые авторы производят это слово от кельтского 'hin' — скала, гора — по местообитанию сосен.


Экологические задачки.


1)Известно, что на территории заповедников вырубка леса, сбор ягод, цветов, лекарственных трав запрещены.


2) Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

3) На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс?

4) Один гектар леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода, а вырубается каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

5) Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток?

Закрепление.

Работа в тетради на печатной основе.

- Придумайте свою экологическую задачу и запишите её в свою тетрадь вместе с решением.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

6. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

- О чем расскажете дома?

-Подумайте, какие бы ещё экологические задачи вы составили.


Конспект занятия №10.

Тема: Байкал – омулёвая бочка.

Цель: изучение рыб Байкала (омуль).

Задачи: формировать представление об омуле; расширять кругозор; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, карта Байкала, фотографии омуля, отрывки из видеофильма.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Проверка домашнего задания.

Решение экологических задач, составленных детьми.

Целеполагание и мотивация.

Отгадывание загадки.


Начинается на «о»

Ох, и любят же его!

Говорят – живёт в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (омуль)

Беседа.

-Речь сегодня пойдёт о животных Байкала. И начнём мы с рыб. Сегодня нерпёнок Тюбай привёл к нам гости омуля.

Открытие нового.

Рассматривание фотографий и беседа.

-Рассмотрите фотографии этой замечательной рыбы. Полюбуйтесь, как блестит её серебряная чешуйка на солнышке.

Откуда появился омуль в Байкале?

Некоторые ученые (Г. Ю. Верещагин, М. М. Кожов и др.) считают, что омуль пришел в Байкал из приустьевых участков рек, впадающих в Ледовитый океан, в частности по Енисею и Ангаре. Другие (Л. С. Берг, П. Л. Пирожников, П. А. Дерягин, В. В. Покровский) предполагают, что омуль попал в Байкал сравнительно недавно, вероятно, в ледниковый или послеледниковый период. Он хорошо освоил новую для себя экологическую нишу, смог откладывать икру, нагуливать, развиваться и стал байкальским. В Байкале он претерпел значительные изменения, биологические особенности подвида и может считаться эндемичной рыбой.

Какие популяции омуля обитают в Байкале?  

В Байкале живут четыре популяции омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская и посольская. Некоторые ученые выделяют еще баргузинскую. Но в настоящее время она практически прекратила свое существование, так как Баргузин настолько загрязнен затонувшей древесиной и продуктами выщелачивания, что восстановление его, вероятно, будет длиться очень долго, если вообще произойдет. В пору же своего нормального существования и воспроизводства баргузинская популяция давала до 10 - 15 тыс. ц рыбы. Посольская популяция омуля искусственно воспроизводится из икры, инкубируемой в специальных аппаратах. Поэтому естественных популяций в Байкале в настоящее время только три, и все они находятся в угнетенном состоянии.  

Какая из популяций омуля наиболее многочисленна?  

Селенгинская. Она нерестится главным образом в Селенге (отсюда и ее название) и в ряде притоков озера. Обитает в южной котловине Байкала и в южной части средней котловины

Сколько омуля в Байкале?  

Биомасса всех возрастных групп омуля около 25 – 30 тыс. т.  

На каких глубинах встречается омуль?  

До 300 - 350 м, а иногда и глубже. На таких глубинах довольно много времени проводит омуль посольской и чивыркуйской популяций, омуль других популяций встречается на меньших глубинах.  

Каковы самые крупные величины и вес омуля?  

Самый крупный из встреченных экземпляров селенгинской популяции имел вес до 5 кг и длину около 50 см. Рыбаки говорят, что в старину ловили рыб и покрупнее. Однако добыть более крупный экземпляр даже для музея не удалось.  

Когда созревает омуль и впервые идет на нерест?  

Рыбы селенгинской, баргузин- ской и чивыркуйской популяций начинают созревать на 5 - б-м, северобайкальской - на 4 - 5-м, посольской - на 7 - 8-м году жизни. В этом же возрасте большинство рыб впервые идет на нерест. Самое позднее созревание у рыб посольской популяции - 14 лет, у селенгинской - 10, у северобайкальской - 8 лет. Нерестится омуль до 14 - 15 лет На нерестилищах попадаются особи и старше, но уже без икры - утрачивая способность к размножению, они сохраняют инстинкт нерестовых миграций.  

Какова продолжительность жизни омуля?  

Исследователям попадались 24 - 25-летние экземпляры.  

Где зимует омуль в Байкале?  

Обычно на прибрежных уча- стках Малого Моря, Селенгинском, В. Ангарском мелководь- ях, в Чивыркуйском и Баргузинском заливах на глубине от 50 до 300 м. Омуль посольской популяции зимует на Приселен- гинском мелководье на глубине от 200 до 300 - 350 м.  

Чем питается взрослый омуль?  

В разном возрасте у омуля разная пища. Молодь питается эпишурой, взрослые особи - макрогектопусом и молодью пелагических бычков и голомянок. Зимой омуль питается менее интенсивно, но теми же организмами, которые он поедает и в другие сезоны года, меняется лишь их соотношение в пищевом рационе.

Почему в Байкале стало меньше омуля?  

Причина - усилившееся влияние хозяйственной деятельности как на само озеро, так и на его притоки и водосборный бассейн в целом, нерациональный рыбный промысел, а также ухудшение гидрометеорологической обстановки в бассейне Байкала.  

Можно ли возродить былую славу байкальского омуля?  

Можно, если выполнить все предложения, высказанные учеными, в частности: прекратить загрязнение нерестовых рек и озера; расчистить и не допускать загрязнения нерестилищ; прекратить формирование плотов древесины в реках и их сплав по Байкалу, заменив на сухогрузную (в баржах или лесовозах) транспортировку; построить новые рыборазводные заводы на нерестовых реках, расширить и модернизировать существующие (Большереченский, Чивыркуйский, Баргузинский и Селенгинский); организовать подращивание мальков омуля до жизнестойких стадий; поддерживать оптимальный гидрологическнй режим в озере и в притоках, прекратив излишнюю рубку лесов в водосборном бассейне; держать уровень воды в озере на оптимальной отметке, не допуская превышения пределов естественных среднемноголетних колебаний; строго соблюдать правила рыболовства; вести рациональное использование сельскохозяйственных угодий, не допуская эрозии почв и др.  

Закрепление

Работа в тетради на печатной основе.

- Раскрасьте омуля.

-Запишите виды омуля в схему.

6. Просмотр видеофильма об омуле.

III. Заключение.

Контроль и оценка.

7. Беседа по вопросам.

- Какая рыба является эндемиком Байкала?

- Опишите внешний вид омуля.

- Какие виды омуля выделяют?

- Почему омуля в Байкале становится меньше?

-Что можно сделать, чтобы Байкал вновь стал полной омулёвой бочкой, как его называли в старину.

8. Подсчёт тюбаек, заполнение таблицы.

Итог.

- Я прошу коротко продолжить следующие предложения.

Сегодня я узнал(а) о том, что …

Самым неожиданным для меня сегодня стало …

- Дома попробуйте сочинить историю про грустного омулька. Придумайте ему имя. Расскажите, где он живёт. Объясните, почему он грустит.


Конспект занятия №11.

Тема: Поговорим о нерпах.

Цель: изучение млекопитающих Байкала (нерпа).

Задачи: формировать представление о нерпе; расширять кругозор; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: картинка с изображением нерпёнка Тюбая, тетрадь на печатной основе, карта Байкала, фотографии нерпы, отрывки из видеофильма, сетка кроссворда.

Ход.

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

Проверка домашнего задания.

Рассказы детей о грустном омульке (по желанию, остальные сдают письменно).

Целеполагание и мотивация.

Отгадывание кроссворда.

t1632052576ah.png

1.Никто не пугает,

А вся дрожит.

2.Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

3.Шапка набекрень,

Спрятался за пень,

Кто проходит близко,

Кланяется низко.

4.Что за ребята на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

5.На красненьком кусточке,

На тоненьком пруточке

Пушистые цыплятки

Расселися без матки.


Беседа.

-Речь пойдёт о животных Байкала. Мы поговорим о млекопитающем, который живёт в байкальской воде. Это нерпа.

Сегодня нерпёнок Тюбай привёл к нам в гости своих братьев и сестричек.

Открытие нового.

Рассматривание фотографий и беседа.

- Посмотрите на фотографии. Перед вами байкальский тюлень. Такого вы нигде не встретите. Он живёт только в Байкале.

5. Сообщения подготовленных обучающихся.

Млекопитающие в Байкале представлены единственным эндемичным видом - нерпой (тюленем), вся жизнь которой непосредственно связана с водной средой. Байкальская нерпа – реликтовое животное.


Строение. Байкальская нерпа, как и все животные отряда ластоногих, имеет веретеновидное тело, шея от туловища не отграничена. Длина тела взрослого зверя до 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг. Наибольшего веса достигают самки, некоторые из них дают до 80 кг жира. Кожа нерпы покрыта довольно плотным коротким (до 2 см) волосом. Голым остаются края слухового покрова, узенькое кольцо около глаз, ноздри. Морда самцов старших возрастов почти голая. Конечности (ласты) покрыты шерстью. Между пальцами - перепонки. Передние ласты вооружены мощными когтями, из которых наиболее мощным является передний. Тонкие, довольно длинные когти задних ластов слабее когтей передних.

Верхние губы нерп снабжены расположенными в правильные ряды полупрозрачными вибриссами. Обычное количество их 8. У самцов приротовые вибриссы короче, чем у самок. Имеются надглазничные вибриссы. Каждая "бровь" состоит из семи вибрисс, из которых шесть расположены правильным кругом, а седьмая находится в центре. Ноздри нерпы представляют две вертикальные щели; наружные края их образуют кожистые складки - клапаны. В воде ноздри и ушные отверстия остаются плотно закрытыми. Под давлением выпускаемого из легких воздуха ноздри открываются.

Зрение, слух и обоняние хорошо развиты. Глаза нерпы снабжены третьим веком. Зрачок вертикальный, способный к расширению. Радужина бурая. В воздушной среде глаза нерпы не могут оставаться открытыми в течение продолжительного времени. Если нерпа долго удерживается на воздухе, происходит обильное слезотечение.

Толщина жирового покрова достигает от 1,5 до 12-14 см. Наименьшая толщина на передних ластах, голове и шее. На задних ластах жира нет. Половозрелые самцы менее упитанные, чем самки, так же как и молодые особи по сравнению с взрослыми. Подкожный жировой слой предохраняет нерпу от потери тепла (термоизоляция), сглаживает влияние изменения давления воды при погружении вглубь и всплывании к поверхности, является запасом питательных веществ (нерпа может обходиться без пищи длительное время), определяет степень плавучести животного, благодаря чему животные могут спокойно лежать на поверхности воды.

Движение в водной среде осуществляется благодаря задним ластам. Роль передних невелика. Быстрота движения под водой не превосходит 7-8 км в час. Нерпа ныряет на глубину до 400 м, способна задерживать дыхание на 40 мин. Для нерп характерно многообразие движений. По твердой поверхности нерпа передвигается с большим трудом и очень медленно. По льду передвигается, перебирая передними ластами и изгибая тело, а убегая от охотников скачет.

Распространение. Ареал нерпы ограничивается Байкалом. Байкал в отличие от других крупных озер страны ежегодно полностью замерзает, покрываясь льдом, средняя толщина которого колеблется от 50 до 140 см. Важнейшие события в жизни нерпы - рождение и выкармливание детенышей - происходят на льду. Прибрежные камни необходимы для линьки и отдыха. С момента взлома (март - май) и до полного очищения Байкала ото льда происходят перегруппировки зверя, сопровождаемые передвижениями животных с юга на север. С началом ледохода все звери, начиная с годовалого возраста, приступают к линьке. Для смены старого, поблекшего волоса на блестящий новый животные нуждаются в твердой поверхности. Выход зверя на лед в это время достигает в году наибольшей интенсивности. По мере распада льдов и увеличения пространства открытой воды большинство животных из Южного Байкала откочевывает на более крепкий лед Среднего и Северного Байкала.

Размножение. Половозрелыми животные становятся в 3-4 года. Детенышей нерпа вынашивает 11 месяцев. Рождается чаще всего один нерпенок. Известны случаи рождение двух и даже трех-четырех детенышей. Лактация продолжается 2-2,5 месяца, у некоторых - 3-3,5 месяца. Отмечена зависимость продолжительности выкармливания молоком детенышей от состояния ледового покрова. В годы раннего ледохода лактация укорочена, позднего - удлинена.

Рождение нерпят происходит в специально подготовленных логовищах из снега и льда с обширной внутренней камерой, соединяемой с водой большой отдушиной, в конце февраля - марте и даже в первой декаде апреля. Логова удалены друг от друга на сотни метров, а иногда и на километры. Нерпята рождаются с серебристой или серебристо-серой шкуркой с текучим (ювенильным) волосом. Нерпята находятся в логовах, не показываясь наружу в течение 1-1,5 месяцев и прежде, чем от весеннего тепла и жизнедеятельности самих животных поверхностный слой снега логовищ (крыша) обвалится, успевают почти полностью вылинять.

Размножение. Половозрелыми животные становятся в 3-4 года. Детенышей нерпа вынашивает 11 месяцев. Рождается чаще всего один нерпенок. Известны случаи рождение двух и даже трех-четырех детенышей. Лактация продолжается 2-2,5 месяца, у некоторых - 3-3,5 месяца. Отмечена зависимость продолжительности выкармливания молоком детенышей от состояния ледового покрова. В годы раннего ледохода лактация укорочена, позднего - удлинена.

Рождение нерпят происходит в специально подготовленных логовищах из снега и льда с обширной внутренней камерой, соединяемой с водой большой отдушиной, в конце февраля - марте и даже в первой декаде апреля. Логова удалены друг от друга на сотни метров, а иногда и на километры. Нерпята рождаются с серебристой или серебристо-серой шкуркой с текучим волосом. Нерпята находятся в логовах, не показываясь наружу в течение 1-1,5 месяцев и прежде, чем от весеннего тепла и жизнедеятельности самих животных поверхностный слой снега логовищ (крыша) обвалится, успевают почти полностью вылинять.

Забота о потомстве у нерпы ярко выражена. В случае опасности нерпа-мать переносит детеныша в зубах или, держа ластами, к запасным отдушинам (отныркам), которые она проделывает недалеко от основной отдушины в логовище. У всех самок они располагаются по одному принципу: первый отнырок всегда рядом (2-5 м) с логовищной отдушиной, второй от первого - на значительно большем расстоянии и т.д. Расстояния между самыми дальними от логова отнырками самые большие, а ближе к логову всегда укорочены.

Самцы не принимают никакого участия в воспитании детенышей. Появляясь возле логовищ отдушин щенных самок в период гона (апрель), они затем также быстро исчезают, живя поодиночке возле своих отдушин, расположенных обычно на ровных (не заторошенных) участках льда. Часть из них, особенно живущих в западной половине озера, группируется по щелям, возле крупных майн. Причем их можно встретить рядом с животными переходного возраста того и другого пола. Раны-царапины на кожном покрове щенков свидетельствуют о том, что нерпятам изрядно достается от самцов.

Питание. Нерпа может питаться рыбами: голомянки, длиннокрылка, желтокрылка, омуль, широколобки, лососевые рыбы, а также. Состав пищи нерпы различен в разные сезоны. Интенсивно питается летом, в период нагула жира. Питается в основном в сумеречное время. Во время линьки (с конца первой - начало второй декады мая до первой декады июня) питание взрослых и животных переходного возраста ослаблено, поскольку они большую часть времени проводят на льдах и даже при высокой температуре не сходят в воду. В период сплошного ледяного покрова (декабрь - начало мая) нерпа ведет в основном подводный образ жизни, вся популяция находится в открытом Байкале.

Закрепление.

Чтение карякской сказки «Заяц и нерпы» или «Нерпа» (по выбору из приложения к занятию).

III. Заключение.

Контроль и оценка.

7. Беседа по вопросам.

8. Подсчёт тюбаек и заполнение оценочной таблицы.

Итог.

- О чем расскажете дома?

-Нарисуйте дома нерпу или детёныша нерпы.

Приложение 5(к занятию 11).

Заяц и нерпа.

Собирал заяц водоросли на морском берегу, а маленькая нерпа играла на волнах.

Нерпа увидала зайца и кричит:

Не смейте собирать наши водоросли.

Заяц в ответ:

Наши на берегу, а ваши в море.

Рассердилась Нерпа на Зайца и закричала еще громче. Ее услыхала бабушка, вышла из воды и спрашивает внучку:

Ой, чего ты кричишь?

Меня Заяц обидел!

Бабушка рассердилась на Зайца, захотела проучить его. Увидел Заяц, что старая нерпа выходит из воды, размахнулся и бросил в нее камнем. Попал камень в голову нерпе, упала она мертвая.

Набежала волна, подняла высоко маленькую нерпу, и она увидела, что бабушка убита.

Абуу! – заплакала Нерпа и нырнула в волны. Прибежала в ярангу, будит дедушку: «Дедушка, вставай скорее, заяц убил нашу бабушку!» Выплыл дедушка на берег, отдувается, фыркает. Увидел Зайца и зарычал:

Выходи на бой!

Нет, иди ты сюда.

Я не могу драться на суше!

А я не могу на воде! – говорит заяц.

Полез старик на берег. Заяц пустил в него камень.

Теляппой! Ой, больно! – взвыл старик и повалился замертво.

Качается маленькая нерпа на волнах, зовет бабушку с дедушкой, плачет.

Вернулся с охоты отец, услышал от дочери, что убили его стариков. Рассердился на Зайца, скачет с льдины на льдину. Отскочил тут кусок льдины и – прямо Зайцу в лоб. Подскочил Заяц и шлепнулся мертвым на землю.

Подошел к нему отец маленькой нерпы, отрезал уши и уплыл в море. Подплыл к дочке и дает ей заячьи уши.

Вышла на берег соседка Зайца – Лиса, увидала соседа, пошла в тундру, нашла листья травы, похожие на заячьи уши, и приложила вместо ушей.

Ожил Заяц, запрыгал от радости.

Потащили они нерп домой. Позвали гостей, варили и ели мясо всю ночь.

Наутро им жалко стало старика и старушку. Они давно знали старую нерпу и ее старика, с тех пор еще, когда были маленькими.

Связали они кости нерп, облили их жиром, помазали маслом, завернули в траву и бросили в море. Плывут от берега старик и старуха. Забили в бубен, заплясали на радостях Заяц и Лиса, а нерпы поплыли домой.

Обрадовалась внучка, увидав деда с бабкой.

Нерпа.

Хозяин стойбища был заколдован – из-за своей лени. Он не мог встать, зажечь костра, не мог сходить по дрова и не мог загнать стадо оленей. Кого бы он ни посылал принести дрова или загнать стадо, люди уходили и не возвращались. И стали все бояться помогать ему. Вот приходит к нему нерпа. Послал он ее за дровами и стал ждать. Нерпа взяла веревку, сделала на конце петлю и пошла по тундре. Зацепится петля за лежащее дерево, тащит его нерпа и дальше идет. Так набрала она много дров.

Принесла нерпа в ярангу дрова, разожгла огонь. Тут попала в нее искра, растаял жир на нерпе, и вместо нерпы стал красивый парень.

Послал его хозяин пригнать из тундры оленей. Собрал молодец большой табун, в несколько тысяч голов, и пригнал к стойбищу.

Хозяин глянул на оленей и сказал: – Олени не все, нет горбунка. Если приведешь его, я отдам тебе половину табуна!

Долго бродил парень по тундре и нашел горбунка в далеких сопках. Кинулся олень на парня, хотел забить острыми рогами, но тот набросил на оленя аркан. Бросился олень на молодца, хотел затоптать его копытами. Махнул парень рукавицей и ударил оленя по носу. Взвился олень от боли и сразу стал ручным. Привел парень горбунка в стойбище, привязал и зовет хозяина. Не верит хозяин, а горбунок стоит у привязи, голову склонил.

Хорошо, – сказал хозяин. – Бери себе половину стада, а горбунка я беру себе, он у меня самый главный в табуне, он у меня вместо сторожа от волков!

Идет парень со своим стадом мимо стойбища.

Увидали жители стойбища красивого парня и большое стадо. Один силач и большой глупец вышел и сказал:

Это стадо наше!

Кто первый прибежит сюда, вон от тех гор, пусть забирает стадо, – сказал молодец.

И побежали наперегонки молодые парни из стойбища. Добежали до гор. Убили молодца, разрезали его тело на мелкие куски, кости раздробили и разбросали по тундре, и бегут обратно.

Каждому хотелось поспеть первым и забрать себе стадо молодца. Добежали до стойбища, а молодец давно там сидит и чай попивает. Увидели его парии, испугались и спрашивают.

Это ты?

Я! – говорит молодец.

Посмотрел глупый силач на стадо и говорит:

Давай играть в мяч.

Вынес он большой каменный шар и бросил в молодца. Не долетел еще камень до молодца, как парень отмахнулся, – полетел камень обратно и снес глупую голову с широких плеч, а остальные парни разбежались.

Взял молодец свое стадо и ушел в тундру.

t1632052576ai.png www.gurin.ru







t1632052576aj.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.