Фрагмент урока по теме «НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК»
Цель: знакомство учащихся с понятиями «поступок», «нравственный поступок» (мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат).
Задачи:
- продемонстрировать неоднозначность поступков с помощью приема аргументации мнения на примере понятия «ложь»;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить приему прогнозирования следствий поступков.
Диалог организуется после знакомства с понятием «нравственный поступок» (мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат).
Описание диалога
Ключевые вопросы |
Примерные ответы учащихся |
|||||
|
На боковой доске запись
|
После инструкции боковая доска закрывается, ученики (не более, чем по 2-3 человека) в произвольном порядке выходят и прикрепляют стикер, поэтому общая картина всем участникам урока не видна.
|
||||
- можете предположить, каковы результаты опроса? |
- два варианта ответов: 1)все ребята считают, ИЛИ 2) большинство считают, что обман относится к безнравственным поступкам, но есть случаи, когда лучше обмануть, чем сказать правду. |
|||||
- вам интересно посмотреть на результаты нашего мини-опроса? давайте посмотрим - краткий анализ (например, действительно, как и предполагал … все ребята считают, что ложь – это плохо, безнравственно ИЛИ у нас мнения разделились..) |
||||||
- почему большинство из нас так считают? |
- родители и другие взрослые с детства учат детей говорить правду; - обманывать неправильно, нехорошо; - все тайное становится явным; - накажут вдвойне - не только за проступок, но и за обман. |
|||||
- какие подтверждения вы можете привести в пользу своего мнения? |
- приводят примеры из своего жизненного опыта |
|||||
- согласна с вами, люди подсознательно уверены, что обманщиков, в конце концов, ожидает расплата, и если не сразу, то через какое-то время их настигнет кара. Но по результатам исследований, несмотря на это люди постоянно лгут. Обычно это совершенно невинный обман. Немного преувеличить, о чем-то умолчать, на волосок отклониться от правды: тебе это очень идет; ты совершенно не меняешься; отлично сделанная работа; у меня все хорошо; я не видел, что ты звонил; я уже еду; я к этому не прикасался и понятия не имею, где оно! |
||||||
- как вы думаете, зачем, по каким причинам люди лгут? |
- чтобы избежать наказания, чтобы выглядеть в глазах других людей лучше, чем ты есть на самом деле, чтобы не расстраивать близких и родных |
|||||
- кто хочет сделать вывод об обмане и лжи в жизни человека? |
Ложь, обман неприятны людям. Обман всегда вскрывается, тогда человек испытывает чувство стыда. С таким человеком не хотят играть, дружить, общаться. На него нельзя рассчитывать в сложной ситуации. |
|||||
2. |
Хочу вам рассказать одну историю о знаменитом американском изобретателе и предпринимателе Томасе Эдисоне. (Приложение 1) Его изобретениями мы пользуемся ежедневно. Это создатель фонографа - прибора для записи и воспроизведения звука; он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. Текст в Приложении 2. |
|||||
- что вы поняли из этой истории? |
- пересказывают кратко историю и выделяют главное: мама Томаса солгала. |
|||||
- как думаете, почему мама Томаса обманула его? |
- возможно, она его пожалела, потому что любила - может она подумала, что у него были сложности с одноклассниками и учителями, поэтому он делал все назло - может быть, она подумала, что так он «опустит руки» и не захочет дальше прилагать усилия и учиться - она не поверила словам учителя, потому что хорошо знала какой на самом деле ее сын умный и сообразительный - она захотела попробовать все начать с начала и помочь своему сыну |
|||||
– можете предположить, как сложилось бы дальнейшее обучение Томаса в школе? – каким образом могло бы повлиять это событие на всю его дальнейшую жизнь? |
- возможно, что он остался бы неграмотным человеком, поэтому не смог бы найти себе достойную работу и заработать на жизнь |
|||||
- с высокой долей вероятности все это произошло, если бы мама сказала Томасу правду. Это звучит неправдоподобно, но своим обманом мать спасла будущее сына. Он понял это много лет спустя. |
||||||
- Есть такое выражение – «ложь во спасение» или «ложь во благо». Ее название говорит само за себя. Например, медики считают, что опасно открывать правду больным со смертельным диагнозом, ведь он может отчаяться и потерять надежду на жизнь. Теряется 1из 1000 шанс выздоровления. Иногда близкие пытаются скрыть от престарелых родственников сведения о смерти их близких, чтобы уберечь от переживаний и нервных потрясений. Важно, что такая ложь совершается не для себя, а для блага другого человека. Это относится к тем жизненным случаям, когда остро стоит вопрос о выборе между жизнью и смертью, а не о материальной выгоде для человека. Если ребенок говорит маме по телефону, что он надел шапку, а сам гуляет без шапки, то это обман, а не «ложь во спасение маминых нервов» или «спасение себя от маминых воспитательных бесед». Не стоит думать, что обманом ты «бережешь маму», потому что когда ты заболеешь, то мама будет переживать, во-первых, из-за твоего здоровья, а, во-вторых, она поймет, что тебе нельзя доверять, на тебя нельзя положиться, ведь ты ее обманул. Но, «ложь во спасение» - это ложь, рано или поздно она откроется. Нет такого человека, который хочет, чтобы его обманывали. Поэтому, большая часть людей предпочитает знать горькую правду, чем сладкую ложь. |
||||||
- давайте вернемся к результатам нашего опроса. Ложь, обман – это нравственно или безнравственно? (поставить знак вопроса рядом с этими словами в схеме) Рассказ из жизни Томаса Эдисона нам показал, что есть аргументы в пользу лжи. Я думаю, что после такого аргумента некоторые из вас захотели бы изменить свое мнение. Есть среди нас такие? (Если среди ребят нет, то я «работаю» со свом стикером) - как бы ты сейчас ответили на этот вопрос? - куда прикрепить стикер? |
- ложь губит людей, но иногда бывают случаи, когда она может спасти человеку жизнь - поставить свой стикер на линию разделяющую эти два мнения |
|||||
Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Каждый человек сам решает, как ему поступать и это его нравственный выбор. Далее предложить задание для групповой работы. Используя описание поступка сделайте вывод о его нравственности, спрогнозируйте варианты последствий (результатов) поступка. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Томас Эдисон проучился в школе всего несколько месяцев. Однажды юный Томас вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами". Так мама Томаса сама стала обучать сына дома.
После смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома". Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».