Фрагмент урока с использованием диалога на тему «Сердце матери» (ОРКСЭ, 4 класс)
Фрагмент урока с использованием диалога
М.Т. Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
Тема урока: Сердце матери
Цель урока: Способствовать формированию чувства уважения и заботы к матери.
Задачи урока:
Ознакомление учащихся с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе;
создание условий для осознания учащимися душевного, эмоционального состояния женщины-матери;
воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме.
Описание диалога
(включает учебный диалог «учитель-класс», «учитель-ученик», «ученик – ученик»)
Учитель: …Ребята, а давайте закроем глаза и постараемся услышать голос… Он живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его нельзя спутать ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить этот голос, эти руки, эти глаза. Вы ещё не умели ходить, а вас понимали без слов, угадывали, что ты хочешь, что у тебя болит. Тебя научили говорить, ходить, прочли тебе первую книжку.
Вы узнали этот голос?
Дети: Да, это голос мамы!
Учитель: А какой голос у вашей мамы?
Дети: Нежный, ласковый.
Учитель: А почему мамин голос такой нежный и ласковый?
Дети: Потому что мама нас любит. У неё большое доброе сердце.
Учитель: Верно, материнское сердце не предаст и не обманет. Оно не держит зла, всё прощает. Даже если вы «сделали больно» маме…
она …не замечает…
Дети: Нет, она замечает это, просто быстро забывает.
Дети: Мама не забывает это, а всё прощает своему ребёнку.
Учитель: И не помнит об этом? Как вы думаете?
Дети: Если попросить прощения и пообещать так больше не делать, то наверное, помнить не будет.
Дети: А мне кажется, помнить будет, просто сделает вид, что забыла.
Рана на сердце не заживает.
Дети: Смотря какая обида. Обидеть можно по-разному. Что-то прощается, а что-то нет.
Учитель: Скажите, а что обычно прощает вам мама?
Дети: Вот, например, вчера сижу, смотрю боевик, а мама стала отправлять меня в магазин за хлебом к ужину. Так не вовремя! В общем, я ей нагрубил. В магазин она пошла сама. Но после ужина она меня простила.
Дети: И ты доволен, что она тебя простила! Тебе что трудно было сходить!?
Дети: Я часто говорю неправду маме, она меня ругает, но зла не держит. Я это чувствую.
Дети: А мы с младшим братом очень часто ссоримся , мне кажется, мама его любит больше. Её это сильно огорчает. Она говорит, что любит нас одинаково.
Учитель: Ребята, а как вы считаете простить можно всё?
Дети: Нет, вот я бы многое не простила.
Учитель: Что, например?
Дети: Когда меня обзывают обидными словами или плохо говорят про моих родных. Я не дружу с девочкой, которая обозвала мою маму. Я ей этого не прощу.
Учитель: Прощать нужно уметь. Это прежде всего нужно тебе. Но простить - не значит забыть. Вы сами об этом сказали.
Я попрошу вас прочитать рассказ «Обидное слово»
Сын однажды рассердился и сгоряча сказал Матери обидное, грубое слово. Заплакала мать, спохватился Сын. Жалко стало ему Мать. Ночи не спит, не дает ему покоя совесть: ведь он оскорбил Мать.
Шли годы. Сын-школьник стал взрослым человеком. Пришло время ехать в дальний край. Поклонился Сын Матери и говорит:
-Прости меня, Мама, за оскорбительное слово.
- Прощаю - сказала Мать и вздохнула.
- Забудь, Мама, что я сказал оскорбительное слово.
Задумалась Мать, загрустила. На глазах ее показались слезы. Говорит
она Сыну:
- Хочу забыть, Сын, но не могу. Рана от занозы заживает и следа не
оставляет, а рана от слова заживает, но глубокий след оставляет.
В.А. Сухомлинский
Учитель: Простила ли мать сына?
Дети: Да, простила.
Учитель: А смогла забыть обиду?
Дети: Нет, обида оставила глубокий след в сердце матери.
Учитель: Просил ли сын прощения у своей матери?
Дети: Прощения он просил, но это ничего уже не изменило. Он
обидел мать. Он её ранил.
Учитель: То есть, вы хотите сказать, что если человек обидел, то он
уже никогда не сможет вымолить прощения и исправить ситуацию.
Дети: Исправить ситуацию он не сможет. Рана от слова заживает, но
глубокий след оставляет.
Учитель: Тогда что же ему делать?
Дети: Не повторять ошибку, чтобы не наносить новых ран.
Учитель: Ребята, у вас впереди много лет жизни , которые вы
проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими
чувствами наполнится ее сердце.
Как вы будете теперь строить отношения со своей мамой?
Дети: Я постараюсь не огорчать её. Буду во всём ей помогать.
Дети: А я не буду ссориться с братишкой, мы оба любим маму.
Дети: Мы с мамой никогда не ссорились. Но теперь я знаю точно, что
и не поссоримся.
Дети: Дети должны радовать своих родителей, а не огорчать. Быть с
мамой ласковыми, любящими и благодарными.
…
…