12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск

Составила: Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинска

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Тема: «Совесть»

Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние

Задачи: - дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Назовите место, где происходит событие.

Как художник показал, что главный герой картины – ученик? 

 

Определите возраст мальчика

 

 

 

 

 

     

О чем говорит его портфель?

 

     

Какова обстановка в квартире, как живут люди?

 

 

 

Как относится мама к тому, что сын получил двойку?

 

Каково отношение младшего брата?

 

Как старшая сестра относится к поступку брата?

 

 

Кто встречает мальчика с радостью?

 

 

 

Есть ли у мальчика условия для учебы?

 

 

 

Что художник хотел нам показать?

 
 
 
 

 

Почему же мальчик чувствует себя виноватым?

Какой голос звучи в его голове?

 

 

 

 

 

Что вы посоветуете ему? Как дальше быть?

События происходят в комнате

Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него).

(Мальчику примерно 10-11 лет

Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки

Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед

Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!

Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником

Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика

Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).

Условия есть. В комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

С помощью светлого пятна на мрачном фоне картины автор выражает надежду, что мальчик осознаёт свою вину. Можно верить в то, что он исправится. Впредь сначала он будет делать уроки, а уж потом заниматься любимым делом: катанием на коньках. Ведь недаром в народе говорят: "Сделал дело - гуляй смело".

На мой взгляд она учит, что надо исправляться, стараться изменится. Ведь двойка это плохо. И если не стараться, ничего не получится. Надо пытаться изменить себя, посмотреть на себя со стороны. Увидеть свои ошибки и исправить их.

Картину "Опять двойка" учит ответственности за свои поступки, ведь двойка огорчила маму, младшему брату дурной пример и сестре может не очень приятно иметь брата двоечника.

Мальчик чувствует себя виноватым, так как это уже не в первый раз, и у него проснулась совесть, про которую он забыл, когда пошел кататься на коньках

Мы советуем ему исправиться, выучить уроки, больше не расстраивать семью, не подавать плохой пример младшему брату

Опубликовано


Комментарии (1)

Ватолина Светлана Анатольевна, 28.07.18 в 20:50 0Ответить Пожаловаться
Отличный материал!!! Сохраняю себе в избранном, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.