12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Юденко1101
учитель начальных классов, работаю в школе 8 лет
Россия, г.Людиново

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Игнатовская основная общеобразовательная школа»

Людиновского района Калужской области






Методическая разработка

«Дистанционное обучение»










Руководитель:

учитель начальных классов

Юденко Татьяна Викторовна



















Людиново

2020



Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (т.е. по соответствующим образовательным программам), тем же содержанием. Но форма подачи и организации учебного материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой иные. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами. Форма обучения вносит существенную специфику в реализацию обще дидактических целей и методов обучения. Личностно-ориентированный подход остается приоритетным, но реализовываться он может различными средствами. Таким образом, в качестве концептуальных основ системы дистанционного обучения, как и других форм обучения, следует принять ориентацию на мировые тенденции в области образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с различными массивами информации, умение принимать самостоятельные решения, конструктивизм.



Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка.

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Данная тема была выбрана исходя из социального заказа администрации школы, т.к. в нашем образовательном учреждении находится несколько учащихся на индивидуальном обучении, которые нуждаются в качественном обучении и образовании. Сегодня это возможно сделать, прибегая к помощи новых информационных технологий.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение вошло в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические и практические основы для различных уровней.

Для нас важно подчеркнуть возможность субъекта быть источником познания, так как учебная деятельность подразумевает учебный процесс.

Цель исследования: создание условий для развития общеучебных, интеллектуальных способностей, а также формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности учащихся на основе систематического использования информационных технологий и Интернет-ресурсов.

Объектом исследования выступает система организации ДО.

Предметом исследования являются дистанционное обучение в структуре образования: пути, приемы и средства реализации.

Гипотеза исследования – дистанционное обучение организует самостоятельную деятельность учащихся и педагогов.

Задачи данного исследования:

исследовать преимущества дистанционных форм обучения по литературным источникам;

изучить основные средства ДО;

оценить эффективность различных компонентов учебно-методического обеспечения ДО;

проанализировать применение на практике;

сделать выводы о том, какие перспективы имеет ДО в будущем.

Метод исследования:

– это анализ научной психолого-педагогической литературы;

- мониторинг дистанционного обучения на примере школы.

- педагогический эксперимент



























1. Дистанционное обучение в структуре образования


1.1 Сущность и основные понятия дистанционного обучения


Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Применение в обучении персональных компьютеров и Интернет, по мнению основателя Microsoft Билла Гейтса, обещает дать гораздо больше, чем использование их другими группами работников интеллектуального труда. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо образовательного учреждения. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая образовательное заведение.

Дистанционное обучение – 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося.

Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, электронной почты и других возможных средств связи.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

видеоконференция – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО. Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

принцип интерактивности;

принцип стартовых знаний;

принцип индивидуализации;

принцип идентификации;

принцип регламентности обучения;

принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. [2, c. 153-155]

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Администрация многих образовательных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Однако ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения А.В. Хуторской классифицирует по четырем блокам [5, c. 26-30]:

Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.

Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

высоким уровнем самостоятельности в деятельности учащихся;

большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.


Преподаватель в системе дистанционного обучения

Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических знаний, умений, навыков.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на учащегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.

В данных условиях важнейшей функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении и освоении нужной информации, облегчить решение возникающих проблем.

В-третьих, предоставление учебного материала, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между обучаемыми, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных функций можно отметить следующие изменения:

усложнение деятельности по разработке курсов;

необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;

усиление требований к качеству учебных материалов;

возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

усиление функции поддержки учащегося;

возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.

Значительные изменения происходят в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в системе дистанционного образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял объяснению материала, то теперь преподаватель должен:

Разработать содержание курса на новой технологической основе.

Помочь учащемуся сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию.

Обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Таким образом, в ходе учебного процесса нужны специальные не только педагогические, но и технологические навыки, опыт работы с современными техническими средствами.

Характерная черта управления образованием, основанным на новых информационных технологиях, - организация образовательного процесса на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа учащихся, а значит, и проявления эффекта масштаба, т.е. повышения эффективности образовательной системы за счет экономии от масштаба ее деятельности. Эффект масштаба является одним из основных источников повышения эффективности новой образовательной системы, становление которой требует существенных затрат на формирование ее технологической базы. Не преподаватель старой образовательной системы, снабженный новыми техническими и технологическими средствами, а преподаватель новой специализации со свойственным ей характером деятельности и местом в общей системе разделения труда может обеспечить эффективное функционирование системы дистанционного обучения.

Таким образом, организация преподавательской деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.

Как следует из рассмотренного выше анализа содержания педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:

специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;

тьютер – это специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с учащимися в ходе изучения материалов курса;

специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение итогов.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения


Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия учащегося с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;

хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;

возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций;

возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет;

и многие другие факторы.

Доступность и открытость обучения – еще одно из главных достоинств ДО. Дистанционное обучение предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет учащимся не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Еще одно достоинство дистанционного обучения – это доступ к качественному образованию. Свобода и гибкость этого способа получения образования предполагают новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных заведений. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.).

Дистанционное обучение дает возможность получить образование инвалидам и людям с различными отклонениями.

ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Такая система обучения заставляет учащегося заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих учебных заведений, учащийся, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Использование современных технологий и дистанционного обучения нам предоставляется возможность легко формировать виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.

Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого очного общения между учащимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Выход из этой ситуации мной предложен следующий: составлять рабочие программы для детей с ОВЗ как с учетом использования дистанционного образования, так и очных встреч, которые помогают учащемуся не чувствовать себя отделенных от общества.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Так же проблемой является и возрастной ценз педагога, который будет использовать дистанционное обучение в своей деятельности, т.к. с возрастом ухудшается мобильность применения новых технологий.

К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Мы узнали, что среда дистанционного обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, и другие.

Педагогическая деятельность СДО сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать учащегося (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Так большая часть средств уходит на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Для создания курса требуется широкий круг специалистов: дизайнер, тьютер, специалист по методам контроля. Совокупное время работы составляет огромное время, что несет за собой существенные финансовые затраты.

Таким образом, дистанционное обучение – это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. СДО призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.

Практика и развитие дистанционного обучения

В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Иногда ситуация в регионе складывается так, что учащиеся часто из-за погодных условий не посещают школу. Поэтому на сайтах школ педагоги размещают домашние задания для каждого класса, показывают способы решения, дают разъяснения по трудным темам. По электронной почте осуществляется обратная связь. Так должно быть в идеале, чтобы учитель и ученик имели возможность общаться в режиме реального времени. Когда в определенное время, он мог бы задать вопросы учителю по теме. Однако на данном этапе это сложно реализуемо из-за ряда причин:

Техническое и финансовое обеспечение. Минимальное оснащение школ веб-камерами, не у всех детей дома также есть такая камера. 

Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его.

Учащиеся младших классов не все владеют необходимыми навыками работы на компьютере, а предмет информатика в начальной школе ведется не во всех классах.

Выделим наиболее популярные средства и сервисы, используемые при проведении дистанционного обучения.

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий. Периодически различные организации проводят опросы специалистов и организаций с целью определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью.

Анализ результатов подобных опросов показывает:

большое разнообразие используемых средств дистанционного обучения;

наличие большого количества средств дистанционного обучения, созданных учреждениями для себя;

высокую популярность интернет-сервисов, которые пользуются большой популярностью в других сферах деятельности людей.

Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения.

Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:

дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов (учителя нашего города уже применяют данную технологию обучаясь к примеру в педагогическом университете от первого сентября);

дистанционное обучение с использованием тренажеров;

дистанционное обучение с использованием вебинаров (данную технологию обучения применяло и наше образовательное учреждения в частности как администрация школы так и отдельные учителя; мы ощутили плюс от данной технологии в том, что находишься на своем рабочем месте и времени для посещения данного веббинара тратится намного меньше, в то же время к минусам можно отнести нестабильную связь при подключении большого числа слушателей);

дистанционное обучение с использованием видеоуроков (с помощью данной технологии мне в этом году приходилось достаточно много обучаться, так как работаю в школе я только первый год, но обучение с помощью применения видеоуроков, которые в основном были размещены на сайте Дмитрия Тарасова было весьма полезным; некоторые из видеоуроков я применял в своей педагогической деятельности, при объяснении нового материала ученикам, что весьма автоматизирует процесс обучения);

полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

Достаточно распространена схема проведения дистанционного обучения ,при которой дистанционное обучение комбинируется с традиционным очным обучением. Например, учащиеся, которые длительное время не посещают образовательное учреждение, могли бы обучаться дистанционно, для того чтобы после болезни быть в курсе всех событий, касающегося изученного материала его одноклассниками.

Технологии дистанционного обучения нашли свое применение и при обучении школьников. Безусловно, требуется большая осторожность при обучении детей с использование технологий дистанционного обучения, т.к. их неграмотная подача их со стороны учителя может вызвать нежелание осваивать материал по такой методике. Однако, в разумных пределах, технологии дистанционного обучения могут применяться и при обучении детей.

Важную роль технологии дистанционного обучения играют при обучении людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию.

Понимая преимущества и перспективность дистанционного обучения, родители детей с ограниченными возможностями осознают, что в «Надомной» школе, для учащихся созданы оптимальные условия для получения хорошего образования. С нового учебного года двум ученикам нашей школы было установлено новое компьютерное оборудование, предназначенное для обучения детей через Интернет. Дома у учеников появились новые компьютеры.





Пример использования программы Scape, для дистанционного обучения учащегося с ОВЗ



Сам же ученик выделяет следующие преимущества такого обучения:

можно определять самому скорость изучения учебного материала;

назначать удобное время обучения для занятий;

определять какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.

Если сказать про данные преимущества более подробно, то конечно при данном обучении учащийся согласовывал со мной время проведения занятий, т.к. часто это было после моего рабочего дня, но ему это было так удобно, а так же при изучении Михаилом данного мной материала, время не влияло решающую роль, т.к. я мог ему дать задания для самостоятельной работы, а сам заниматься своими, время от времени контролируя и наводя на нужную мысль его

Так как мы внедряем технологию дистанционного обучения только первый год в нашем образовательном учреждении, то мы в основном ориентировались на опыт и исследования других учреждений, которые уже давно пользуются данными инновациями в образовательной деятельности.

Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является его эффективность. Необходимо обратить внимание, что данный тезис противоречит представлению большинства людей о дистанционном обучении. Это вызвано тем, что к сожалению, сегодня рынок дистанционного обучения в России не устоялся и мы очень часто сталкиваемся с некачественным дистанционным обучением.

Так же ученик, находящийся на индивидуальном обучении выделяет и минусы такого обучения:

высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения;

недостаточность практических занятий и отсутствия эффекта от живого общения с преподавателем;

проблемы переутомления за работой на персональном компьютере и как следствие снижение работоспособности учащегося.

С его замечанием я полностью согласен, что при организации данного вида обучению необходимо особое внимание обращать на здоровье сберегающие технологии, т.к. дети непосредственно весь урок проводят сидя за компьютером и данный факт может негативно сказаться на них в дальнейшем. В своей деятельности я провожу небольшие физкультминутки, где даю учащемуся возможность отдохнуть от вредного воздействия электромагнитных излучений, а так же способствуют созданию благоприятного психологического климата, что выражается доброжелательностью в общении.

Как было отмечено мною ранее, занятия с помощью дистанционного обучения у нас проходят в следующей форме: теорию по информатике я ему преподаю через Интернет, а на практику хожу к нему домой, для корректировки его действий при выполнении работ. Так как я считаю, что с такой категорией учащих полностью на дистанционное обучение переходить нельзя иначе будет очень большая проблема, как выделял ее сам учащийся, от недостатка живого общения с преподавателем.

Задания моему ученику по урокам я так же пересылаю через Интернет, использую возможности электронной почты, а то, что он раньше писал в тетради, он пишет сейчас с помощью графического планшета и пересылает мне для проверки.

Немаловажным фактором при обучении учащихся с помощью систем дистанционного обучения, является привлечение учителей к использованию новых информационных технологий в образовательном процессе. Эту проблему мы планируем решать в новом учебном году, путем организации краткосрочных курсов, при поддержке администрации школы, для обучения такой категории преподавателей. Например в нашей школе преподавать по данной технологии уже начала молодой учитель английского языка Ольга Анатольевна Рожкова.

Так же в ближайшее время наше образовательное учреждение планирует проводить индивидуальные консультации с учащимися, посредством дистанционного обучения, которые часто болеют и пропускают занятия по уважительным причинам, а так же проводить подобные мероприятия в виде факультативных занятий по различным областям знаний, дополнительные занятия с одаренными учащимися.

На своем примере могу сказать, что к примеру с использованием технологии дистанционного обучения и поступлении социального заказа от группы учащихся на более подробное изучение интересующих их тем, не входящих в основной курс изучения на уроке, мы определяем время их проведения (в основном в вечернее, т.к. удобно и им и мне) и организовываем групповые видеоконференции.

Перспективы развития дистанционного обучения

Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать школьную атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но снять часть проблем оно может. При помощи дистанционного образования жители небольших городов получат возможность проходить курсы столичных университетов и академий. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, дается шанс сократить количество аудиторных часов и получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности.

Тем, кому сейчас 30 и более, теперь не обязательно садиться за парту с людьми много моложе себя. Часто людям неловко представить себя в учебном процессе рядом с кем-то, кто значительно младше. Самим преподавателям взрослая аудитория также интересна, так как они получают связь с людьми, которые применяют полученные знания на практике. Важно и то, что дистанционное обучение приводит к значительной экономии средств. Оно существенно дешевле очного образования.

При помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между общественным спросом на образование и его предложением.

В 2010 году в образовательные электронные услуги в мире было инвестировано 46 миллиардов долларов. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.

Россия пока отстает на этом пути, но необходимо отметить, что российское образование всегда признавалось одним из лучших в мире.

На данный момент "Транстелеком" связала научные центры Российской академии наук с европейской научной сетью GEANT, что позволило российским ученым, не покидая России, проводить совместные исследования со своими иностранными коллегами и не чувствовать себя оторванными от мирового научного процесса.

Вместе с тем, информатизация образования - реальный шанс выстроить новую прогрессивную модель отечественной системы образования. Внедрение электронных, информационных или дистанционных образовательных технологий не должно означать ликвидацию классических образовательных технологий. Каждая из образовательных технологий должна занять свою нишу.

Развитие ДО позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

Уже в наше время многие педагоги получают знания с помощью дистанционных технологий, например при подготовке организаторов, к ЕГЭ, либо прохождений курсов повышения квалификации.

Наша школа является участником проекта «Школа цифрового века», что так же дает возможности администрации и педагогам получать новые знания с помощью информационных технологий.


Прогностический этап

Изучение теоретических основ применения дистанционных технологий в образовании; определение объекта и предмета эксперимента; предварительная диагностика.

Организационный этап

Разработка методики использования дистанционных технологий на уроках информатики; проведение пробных уроков с использованием дистанционных технологий; разработка методической базы на следующий учебный год.

Практический этап

Внедрение дистанционных технологий на уроках информатики; диагностика

Обобщающий этап

Проведение итоговой диагностики; пропагандирование результатов эксперимента в педагогическом коллективе своей школы и в педагогической среде.

Внедренческий этап

Внедрение дистанционных технологий в практику применения на постоянной основе.

В сфере программного обеспечения, которое является необходимым условием дистанционного обучения, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Вероятно, в скором времени следует ожидать компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии дистанционного обучения, позволит увеличить созидательную составляющую современного образования. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.



3. Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения


На базе учреждения образования с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирования среди учащихся 9-х классов второго здания и учителей. В анкетировании приняло участие 10 учащихся и 5 учителей.

Первая часть анкеты состояла из 2 вопросов и была общей для учащихся и преподавателей. На основе ее выполнения выявлялись технические возможности использования дистанционной формы обучения. Первый вопрос анкеты предполагал выявить наличие у респондентов персонального компьютера дома. Результат показал, что все 100% опрошенных преподавателей и учащихся имеют компьютер. На второй вопрос анкеты «Имеете ли Вы выход в Интернет» ответили положительно 97%, отрицательно - 3%. Таким образом, необходимо отметить высокий уровень технической возможности использовать дистанционную форму обучения.

Вторая часть анкеты состояла из 5 вопросов. Первый вопрос предлагал учащихся оценить уровень применения информационных технологий преподавателями в учебном процессе, а преподавателям – уровень применения ими информационных технологий по десятибалльной системе. Результаты приведены на Диаграмме 1.


Диаграмма 1

Как видно из диаграммы мнения учащихся и преподавателей совпадают: уровень применения информационных технологий преподавателями выше среднего. Однако этот уровень не в полной мере дает возможность создания преподавателями электронных учебно-методических комплексов (УМК). Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что от преподавателя требуются специфические знания, умения, навыки.

Второй и третий вопросы предполагали выявление отношение учащихся и преподавателей к дистанционной форме обучения в качестве основного и вспомогательного способа обучения. Результаты приведены на Диаграмме 2, 3.


Диаграмма 2



Диаграмма 3


Как видно из результатов, почти все респонденты положительно относятся к ДО в качестве вспомогательного способа обучения. На вопрос «Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного способа обучения» учащихся ответило нейтрально - 40%, далее отрицательно - 33%, положительно – 27%. На этот же вопрос больше всего преподавателей ответило отрицательно – 50%, далее положительно – 29%, нейтрально - 21%.

Анализ результатов показывает, что большинство учащихся и преподавателей поддерживают идею внедрения в образование дистанционного обучения. Некоторые преподаватели психологически готовы принять участие в разработке учебно-методических материалов для этой формы обучения. Целесообразность внедрения технологий ДО, считают респонденты, диктуется тем, что учащихся получает возможность непосредственного доступа к научным телеконференциям, образовательным сайтам, электронным информационным бюллетеням. Результаты анкетирования показывают, что абсолютное большинство преподавателей к дистанционному обучению с применением учебных компьютерных заданий относятся положительно. Также в личной беседе было выявлено, что у многих преподавателей недостаточно ясное представление о новой форме обучения, об условиях ее эффективного использования. Большинство преподавателей изъявляют желание и готовность повысить свою квалификацию в области использования новых информационных технологий в образовании, в том числе телекоммуникаций и Интернета. Уровень знаний учащихся в области информационных технологий, как оказалось, высокий и достаточный для обучения дистанционно. Из выше сказанного можно сделать вывод, что начинать апробацию дистанционного обучения надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных учащихся) к массовому внедрению.

Далее респондентам (учащимся и преподавателям) было предложено оценить степень значимости средств обучения. Из числа традиционных средств обучения были предложены учебник и конспект, из современных – электронный учебник (Диаграмма 4).


Диаграмма 4


Как видно из диаграммы респонденты оценили степень значимости традиционных средств обучения в равных долях. Немного меньше уровень современных средств обучения. Анкетирование показало, что информационные технологии в образовании можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества с учащимися, росту педагогического авторитета в среде коллег, средство самостоятельного изучения материала для учащихся. Использование ДО расширяет возможности распространения накопленного опыта и помогает перейти от роли преподавателя-транслятора знаний на уроке к положению учителя-тьютора, организующего, исследующего и направляющего процесс самостоятельной деятельности учащихся. Для повышения квалификации преподавателей по работе в системе ДО можно рекомендовать продолжить работу по обучению преподавателей технологиям ДО, содержащую беседы, конференции, методические семинары, привлекать для этих целей специалистов, имеющих опыт работы по дистанционным технологиям.


Таким образом, в результате проведения данного анализа можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:

технологии дистанционного образования могут и должны внедряться в систему образования;

начинать апробацию технологии ДО надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных учащихся) к массовому внедрению;

необходимо создать нормативную базу, регламентирующую все аспекты создания и эксплуатации учебных курсов, основанных на технологиях ДО.

Заключение

В ходе моего исследования была получена информация о состоянии современного образования: организация учебного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения учащихся с помощью развитых информационных ресурсов дистанционного обучения. Внедрение и развитие ДО в настоящее время имеет существенные перспективы для своего дальнейшего усовершенствования. Преимущества ДО связаны с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Уже сейчас происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях, а также в организации учебной деятельности учащихся. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся могут быть отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени. В то же время они имеют возможность учиться в любое удобное для них время, в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

В настоящее время ДО создается скорее хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения.

При дальнейшем полноценном создании дистанционного образования в нашем образовательном заведении, отличительной особенностью будет является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями возможно создать уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео уроков, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по предмету сделают взаимодействие обучаемых с ними даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволят проводить электронные семинары и деловые игры, а так же обучаться новым информационным технологиям, которых нередко так не достает в современной работе учителя.

В образовательной системе ДО нуждаются следующие группы населения:

учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах;

лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний;

лица с ограниченной свободой перемещения:

инвалиды.

К сожалению, пока эти планы удалось реализовать лишь частично в нашей школе. Однако работа по внедрению данных технологий в применение привлекли внимание многих учителей к проблематике ДО, и их дальнейшему освоению путем проведения запланированных консультаций в школьных методических объединениях. Применение данных мер позволит ускорить процесс внедрения дистанционного обучения в нашем образовательном учреждении и использовать новые информационные технологии в преподавании.

Список использованных источников


Машбиц Е.Н. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. - 187 с.

Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / И.А. Тавгень. - Мн.: БГУ, 2010. - 218 с.

Тихонов А.Н., Воронина Т.П., Молчанова О.П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. - М.: Вита Пресс, 2009.-150 c.

Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – №36 -2011.–264 с.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2010. - 156 c.

Информационный портал о дистанционном обучении. http://www.distance-learning.ru/

Педагогам о дистанционном обучении. http://do.rcokoit.ru/file.php/1/teacher.pdf

Современные информационные технологии в образовании. http://sgpu2004.narod.ru






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.