Методическая разработка «Изучение русских художников детьми 3 года обучения»
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский (подростковый) центр «Агнес»
Детский подростковый клуб «Импульс»
Методическая разработка
Тема:
«Изучение русских художников детьми 3 года обучения»
Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна
Педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Нижний Новгород
2019
Пояснительная записка
Великие русские художники – это основа всего искусства.
История изобразительного искусства – это огромная и невероятно интересная книга, которую можно читать бесконечно долго.
А если радость открытия разделить со своими учащимися, мир искусства наполнится новыми красками и эмоциями.
Изучая картины художников, мы не только постигаем эту красоту, но и задумываемся над нравственными проблемами, волновавшими ее создателей. Богатства живописи нужны людям. Именно в период детства важно заинтересовать детей не только музыкой, но и художниками – великими русскими живописцами.
Искусство учит человека красоте, помогает ему стать добрее и уметь увидеть эту красоту порой в чем-то невзрачном, наслаждаться ею и ценить ее. Не каждый любит театр, музеи, картинные галереи, выставки. Но чтобы полноценно развиваться, духовно обогащаться и быть интересным собеседником, культурно развитым, человеку просто необходимо выделять время для посещения таких интересных мест, ведь каждый в произведении искусства видит свое.
Кому-то ближе живопись, кому-то оперетты, балет, а кому-то изделия из стекла. Красота искусства помогает нам быть более эмоциональными, чувствительными, учит добру, состраданию, великодушию.
За повседневной суетой, человек забывает о том, какой мир может быть прекрасным, какая дивная природа, сколько интересного таит в себе каждый день.
И со школьной скамьи родители пытаются привить свои детям любовь к изящным искусствам: литературе, живописи, архитектуре, музыке, театру. Но бывает, что дети не понимают, зачем это нужно, считая это скучным занятием и совершенно бесполезным, пустой тратой времени. Они не понимают до конца, что искусство дает им дополнительные знания, ведь только искусство отражает, как же жили люди в предыдущих эпохах, что они делали, чем жили, что было для них главным. Искусство - совершенствуя нас, расширяет наш кругозор, формирует нравственные ценности. Мы становимся чуть лучше и начинаем уже иначе смотреть на мир.
Изучая художников, нельзя ограничиваться лишь их биографией. Здесь затрагиваются все необходимые и важные аспекты : история возникновения искусства, стили и манера работы.
«…Для того чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни »
Архип Иванович Куинджи
Актуальность изучения оперных певцов;
* Нравственное развитие;
* Патриотическое развитие;
* Эмоциональное развитие;
* Интеллектуальное развитие;
* Социальное развитие.
Цели и задачи
Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к русским художникам.
Задачи
* Научить детей анализировать и сравнивать произведения искусства;
* Сформировать и развить способность узнавать картины;
* Научить определять жанры изобразительного искусства;
* Научить давать характеристику жанрам;
* Развить интерес к произведениям художников - авангардистов;
* Воспитать художественную культуру.
Психолого – педагогическое объяснение специфики и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Детский организм это организм вечно развивающийся.
Как любого творческого и любознательного учащегося я хотела бы познакомить с таким прекрасным видом искусства как живопись.
Поэтому задача обучения должна заключаться в том, чтобы дать подрастающим ребятам такие знания и умения, которые позволят им грамотно и заинтересованно участвовать в творческой жизни, использовать свои навыки для повышения своего культурного уровня и для развития собственной личности.
Фамилии и даты – это то, что тяжело запоминают не только дети, но и взрослые, поэтому я начинаю с жанров. Рассказываю, что картины, на которых изображены деревья, поля, реки, деревенские домики, океаны с кораблями называются пейзажами, а полотна, на которых можно увидеть разных людей – это портреты. Мне помогает детская песня Григория Гладкова «Если видишь на картине».
Жанры портрета, пейзажа и натюрморта там объясняются с помощью обычных предметов, образов и явлений, с которыми ребенок уже хорошо знаком. Поэтому как минимум три жанра он запомнит и научится легко находить их среди многочисленных шедевров музейных залов.
Затем можно добавить еще несколько жанров – например, бытовой жанр, изображающий события повседневной жизни. Или можно углубиться в уже пройденные жанры, объяснив, что пейзаж, на котором художник написал море или океан, называется марина, а портрет, на котором перед нами предстает королева в нарядном платье или генерал в мундире с орденами, называется парадным портретом.
Знание художников и их известных картин, формируют свой художественно – эстетический вкус и опыт, развивает фантазию, эмоциональность, эстетический багаж.
На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное- любить прекрасное, любить свою Родину. Дети взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.
Концептуальные основы
Работа с детьми в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:
Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.
Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.
Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.
Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.
Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно - познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.
Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.
Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор песен;
выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;
связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.
10. Принцип взаимодействия:
на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;
взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.
Ожидаемые результаты
Ребенок должен знать:
* Знать великих художников;
* Знать известные картины художников;
* Уметь анализировать и сравнивать картины;
* Уметь определять жанры изобразительного искусства;
* Уметь дать краткую характеристику жанрам;
* Знать художников авангардистов;
* Знать историю русской живописи.
Содержание занятия
История возникновения русской живописи;
Знакомство с художниками, интересные факты из их жизни;
Знакомство с их картинами;
Знакомство с жанрами изобразительного искусства;
Знакомство с художниками авангардистами и их направлениями;
Просмотр художественных работ;
Загадки по пройденному материалу.
Начало урока
История русской живописи начинается с Киевской Руси.
Правда, как и многие другие явления, живопись не стала исконно русским достижением. Появление живописи на Руси связано с именем князя Владимира и Византией. Вместе с христианством, русский князь привез в Россию и традиции живописи. Первые произведения изобразительного искусства были связаны с храмами. Это традиционные фрески, которыми украшали стены церквей.
Расцвет русской живописи приходится на 15 век. Это именно то время, когда появляется иконопись. Этот вид творчества неразрывно связан с наследием России и имена многих самобытных мастеров. Многие творцы так и остались неизвестными, но имя великого иконописца Андрея Рублева на многие века стало эталоном в технике написания икон.
Первые реалистические полотна появляются в России в семнадцатом веке. Русские художники, также как и живописцы Европы, начинают обращаться к определенным жанрам – портрету, пейзажу, натюрморту. В этом сыграла роль деятельность Петра I , который открыл «окно в Европу» и сделал европейские традиции доступными и в России.
В начале 20 века в русскую живопись пришел модернизм. Здесь Россия также ни в чем не уступила другим странам, подарив миру яркие произведения художников авангардистов – Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича.
Сложно перечислить всех выдающихся русских художников, но самые известные имена это пейзажи И. И. Шишкина, рассказывающие о красоте природы, картины В. М. Васнецова — художника, который перевел знакомые с детства сказочные сюжеты на язык живописи.
В. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, К. Брюллов и многие другие. Они являются гордостью русской живописи, их произведения получили мировое признание.
Иван Шишкин
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Картина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых известных работ этого замечательного русского художника – пейзажиста. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира.
На картине всё смотрится гармонично. Зелёные, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намёк на пробивающиеся лучи солнца и дремучий лес, окутанный туманом изображённый довольно реалистично.
На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции.
Иван Айвазовский
Русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
«Голубая волна»- это полотно достаточно светлое за счёт яркого сияния полной луны, заливающим своим светом небо в голубовато – молочной пелене. Видно, как быстро по нему несутся легкие перисто – слоистые облака. Лишь к далёкому горизонту небеса постепенно темнеют до лазурно – серого и зеленоватыми оттенками. Эти же цвета повторяются в нижней части холста, только в более насыщенном и глубоком варианте с добавлением бирюзового и цвета морской волны. Лунный свет, который осторожными бликами ложится на подвижную воду и частично проникает в её глубь. Жёсткими и яркими выглядят пенные буруны, подчеркивающие контрасты и уходящую вдаль перспективу.
Чтобы не просто рассказать учащимся, кто такой художник и что он использует в своей работе, можно еще рассказать интересные факты из жизни и творчества знаменитых художников.
*Илья Ефимович Репин.
Однажды некая дама приобрела картину с подписью «И. Репин», заплатив за нее 100 рублей. Через время, придя в мастерскую живописца, она показала художнику свое приобретение. Репин, посмеявшись над незадачливой покупательницей, приписал внизу холста: «Это не Репин»
После этого дама перепродала картину, но уже за тысячу рублей.
*По статистике большинство художников левши.
*В известной картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» медведей рисовал не сам автор, а его друг – художник К. А. Савицкий.
*Абстрактные картины, а также произведения современного искусства по ошибке сотрудников музея/выставки нередко вывешиваются в перевернутом виде.
*Карл и Александр Брюлловы.
До начала 19 столетия фамилии Брюллов в России не существовало. Карл Брюллов, знаменитый русский художник, родился в семье академика орнаментной скульптуры Павла Брюлло, предки которого были родом из Франции. Буква «в» в конец фамилии была пожалована Карлу и его брату Александру, архитектору по профессии, высочайшим императорским указом перед пенсионерской поездкой в Италию.
*Валентин Серов.
Друзья и родные звали Валентина Серова Антоном. Это имя к нему накрепко приклеилось еще в детстве, когда родители от избытка чувств к малышу звали маленького Валентина Валентошей, Тошей, иногда — Тоней. Немногим позже в семье Мамонтовых Тоша превратился в Антошу. И письма, которые Илья Репин писал уже взрослому Серову, нередко начинались обращением: «Антон, Антон!»
*О том, что Валентин Серов работал медленно — особенно хорошо знали его близкие. И когда художник задумал написать портрет 11-летней дочери Саввы Мамонтова — Веры, то Серов натолкнулся на категорический протест будущей модели. Верочка упрямилась, и Серову ничего не оставалось, как согласиться на ее условия: после каждого сеанса кататься с ней на лошадях.
Полный список композиторов изучающихся на уроке:Иван Шишкин – «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща».
Иван Айвазовский – «Голубая волна», «Вид Константинополя и Борсфорского залива», «Девятый вал», «Радуга».
Виктор Васнецов – «Богатыри», «Алёнушка», «Иван- царевич на сером волке», «Ковер - самолёт», «Сирин и Алконост».
Борис Кустодиев – «Купчиха за чаем», «Троицын день», «Купание», «Купчиха и домовой».
Илья Репин – «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван грозный и сын его Иван».
Карл Брюллов - «Итальянский полдень», «Гадающая Светлана», «Девушка собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Последний день Помпеи», «Всадница».
Михаил Врубель - «Демон» (сидящий), «Царевна-Лебедь», «Пан».
Кузьма Петров-Водкин - «Купание красного коня», «Африканский мальчик».
Валентин Серов- «Девочка с персиками».
Алексей Саврасов - «Зима», «Грачи прилетели».
Иван Крамской – «Неизвестная», «Неутешное горе», «Лунная ночь».
Исаак Левитан – «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Март», «После дождя».
Василий Суриков – «Переход Суворова через Альпы», «Посещение царевной женского монастыря», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».
Илья Глазунов – «В Пасхальную ночь», «Разгром храма», «Моя жизнь», «Битва. Временный перевес татар».
Казимир Малевич – «Супрематическая композиция», «Черный квадрат», «Корова и скрипка».
Василий Кандинский – «Москва I», «Синий», «Осень в Мурнау», «Композиция VIII».
Жанры изобразительного искусства.
Жанр портрета- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Пейзаж - основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения.
Натюрморт «мертвая природа» - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Марина- жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.
Парадный портрет - портрет, в котором подчёркивается величие и достоинство изображаемого человека, которого обычно пишут во весь рост, в красивых, тонко переданных одеяниях.
В начале ХХ века в России появилось одно из течений, взявшее начало от модернизма и получившее название «русский авангард».
Основной целью художников-авангардистов являлось отрицание традиций и неписаных законов художественного мастерства.
Абстракционисты при написании работ особое внимание придавали цвету и форме. Применяя их, они создавали ряд ассоциаций. Основоположником этого течения в России стал В. Кандинский, а со временем его поддержали К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова.
Развивая идеи абстракционизма, К. Малевич создал еще одно течение – супрематизм. Первое полотно этого течения - «Черный квадрат».
Казимир Малевич
Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Мало кто знает, что кроме «Черного квадрата», есть еще «Черный круг» и «Черный треугольник», а сам «Черный квадрат» мастер переписывал несколько раз и только последняя, четвертая версия, его полностью удовлетворила.
Кандинский Василий Васильевич
Русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Дядя философа Александра Кожевникова.
Василий Васильевич Кандинский очень любил Москву. Он говорил, что Москва – это сложный и подвижный город. Поэтому не удивительно, что его источник вдохновения – Москва. Абстракционизм – это такой жанр живописи, который многим не признан и не понятен. Необычные сочетания цветов, форм, фантастических сюжетов.
На первый взгляд, на картине «Москва I» вообще нельзя узнать Москву. Где- то вдали видны колокола, часовни, большие белые дома. Москва для Кандинского – это большая путаница, поэтому на его картинах всё переплетено, спутано, непонятно. Яркие цвета очень важны для абстракционизма. Василий Кандинский выбрал для своей Москвы жёлтый, синий, красный и розовый. Сама техника очень специфична. Он рисовал большими мазками маслом. Цвета он стремился не смешивать, чтобы получилась яркая и чёткая картина.
Направления авангарда.
Абстракционизм
* Отказ от реального изображения форм
* Создание нереальных форм, определённых цветовых сочетаний для вызывания у зрителей разнообразных ассоциаций.
* Основоположники:
- Василий Кандинский
- Казимир Малевич
- Наталья Гончарова
- Михаил Ларионов
Загадки на тему живопись
* Когда художник, независимо от века, изобразил нам на картине человека, то ту картину назовем, сомнений нет, конечно, не иначе как… (портрет)
* В квартире, офисе иль замке, природы виды в золоченой рамке. (пейзаж)
* Если на картине поле и река, или горы, лес и облака, или домик деревянный наш, мы картину назовем… (пейзаж)
*Цветы на картине, фрукты и торт, картину такую зовем… (натюрморт)
*Как назвать художников, кто подскажет, рисующих только Морские пейзажи? (Маринисты)
*Если видишь, на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш, обязательно картина называется.. (Пейзаж)
*В картинной галерее их очень-очень много. На этой море видим, а вон на той — дорогу. Маслом, акварелью художников творенья. (Картины)
*Стройная девчушка с головой лохматой купается в речушке, и— прыг на берег-ватман! (Кисточка)
*У меня есть карандаш, разноцветная гуашь, акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист, а еще – мольберт-треножник, потому что я … (Художник)
*Чтобы ноты разложить, у музыкантов есть пюпитры, а чтобы краски разводить, художникам нужны… (палитры)
*Нарисую я войну - дайте мне альбомный лист. Вышла битва - ну и ну!
Я ...( Художник баталист)
Первые шаги
Упражнение №1. История возникновения русской живописи.
Задачи: знать краткую историю возникновения живописи в России.
Знать с какими именами связано появление живописи на Руси.
Упражнение №2. По цветным картинкам знакомимся с работами художниками, и их биографией.
Задачи: визуально запоминаем характерные черты работ, интересные факты из жизни и творчества, знать картины.
Упражнение №3. Жанры изобразительного искусства.
Задачи: суметь дать краткое определение значениям, уметь видеть их в картинах.
Упражнение №4. Художники авангардисты.
Задачи: знать основные цели художников-авангардистов, знать основоположника этого течения в России, и их направления.
Упражнение №5. Загадки про живопись.
Задачи: уметь правильно ответить на вопрос, благодаря полученным знаниям.
Работа над картиной «Богатыри» Виктора Васнецова.
Требования к произведению:
- носит воспитательный характер;
- знание русских традиций «былина»;
- побуждает чувство гордости за отчизну;
- создаёт положительную атмосферу на занятии;
- вызывает яркую эмоциональную отзывчивость к картине.
I этап
1. Знакомство с историей написания картины.
Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
2. Знакомство с героями картины;
а) восприятие – читаю описание картины;
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
б) беседа, определение главных героев первого плана;
в) восприятие – продолжаю рассказ о картине;
В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья, Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях. Сказители былин одевали, таким образом, своих любимцев.
г) беседа о выдающих качествах русского народа.
II этап
-
Выявление главных качеств в богатырях.
Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Цитата былинного текста:
Под сланным городом под Киевом
На тех степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
-
Ведущая идея картины.
Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".
-
Гуманистическая основа замысла.
"Не обижают ли кого" – вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути.
III этап
-
Преемственность русского народа.
«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича - Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений.
-
Герои с исконно русским характером.
Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты».
-
Один из прообразов.
Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. Иван Петров был лишь одним из прообразов. «Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. „Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья“»
В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
Литература
Айвазовский [Текст] / [авт. текста М. Гордеева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 2). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-175-5.
Брюллов [Текст] / [авт. текста М. Гордеева]. - Москва : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 23). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-196-0.
Васнецов [Текст] / [авт. текста С. Королева]. - Москва : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 30). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-203-5.
Врубель [Текст] / [авт. текста С. Королева]. - Москва : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 33). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-7475-0010-5.
Кустодиев [Текст] / [авт. текста М. Гордеева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 28). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-201-1.
Кандинский [Текст] / [авт. текста А. Майкапар]. - Москва : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 57). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-7475-0034-1.
Левитан [Текст] / [авт. текста С. Королева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 15). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-188-5.
Московская, М.
О Третьякове и Третьяковке. Маршрут "Прелесть застенчивой русской природы". Коллекция пейзажей в Третьяковской галерее [Текст] / М. Московская
// СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ. - 2010. - № 1. - С. 35-40. - ил.
Моргунов Н., Н. Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. – М.: Искусство, 1962
Осокин В.Н. "В. Васнецов", серия "ЖЗЛ", 1959 г. В. В. Стасов о картине "Богатыри":
11. Описание картины "Богатыри" из книги В. Н. Осокина "В. Васнецов" (серия "ЖЗЛ"
Перов [Текст] / [авт. текста С. Королева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2009. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 17). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-202-8.
Репин [Текст] / [авт. текста С. Королева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 20). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-193-9.
Серов [Текст] / [авт. текста В. Баева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 11). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-184-7.
Суриков [Текст] / [авт. текста В. Баева]. - М. : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 26). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-199-1.
Саврасов [Текст] / [авт. текста С. Королева]. - Москва : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 22). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-195-3.
Шишкин [Текст] / [авт. текста Л. Мельникова]. - Москва : Директ-Медиа : ИД "Комсомольская правда", 2009. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; Т. 9). - Без тит. л. Описано по обл. - ISBN 978-5-87107-181-6.
Изучение художников по картинкам