Методическая разработка — сайт на дистанционном обучении
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – САЙТ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
INNOVATIVE DEVELOPMENT – DISTANCE LEARNING WEBSITE
Е.А. КНЯЗЕВА,
учитель математики
МБОУ СШ № 37 г.Липецка
В статье описывается сайт как методическая разработка на время дистанционного образования. Описывается ход работы с учащимися, как излагался материал и проверялись полученные знания, как проводились олимпиады и защита годовых проектов, и действительно ли предложенный вид работы оказался удобен на время дистанционного обучения.
Ключевые слова: методическая разработка; сайт; дистанционное обучение.
The article describes the site as a methodological development for the duration of distance education. The course of work with students is described, how the material was presented and the knowledge gained was checked, how the Olympiads and the protection of annual projects were held, and whether the proposed type of work was really convenient for the duration of distance learning.
Key words: methodological development; site; distance learning.
В апреле 2020 года все школы России столкнулись с большой проблемой – переход на дистанционное обучение. Как продолжить работу с детьми, не отходя от программы, сохраняя методы преподавания, не используя готовые (не всегда подходящие) видеоуроки и готовые тесты для проверки знаний. Предложенные платформы не выдерживали нагрузки и не работали, мною был найден выход - создать свой сайт. Организовать работу надо было очень быстро, времени на заказ персонального домена и настройку сайта просто не было, поэтому пришлось воспользоваться готовой платформой ucoz. Можно посмотреть методическую разработку, перейдя по ссылке https://mathlip37.ucoz.net , а пока ниже представлено несколько фрагментов данного сайта и небольшое описание проделанной работы.
Искать учащимся самостоятельно на просторах интернета готовые видеоуроки для каждой темы или решение непонятной задачи не удобно и не правильно, тогда теряется значимость учителя, поэтому было принято решение на создание отдельных видеоурок к каждому занятию, в которых объяснялся небольшой объем новой темы с разбором конкретных задач из учебника. Каждый видеоурок выступал в качестве классной работы, ребята конспектировали и присылали на электронную почту учителя. По объясненному материалу в качестве домашнего задания составлялись индивидуальные карточки и также выкладывались на сайт. Задания для домашней работы составлялись самостоятельно, лишь часть заимствовалась из учебника из учебника, так как материал для объяснения был предоставлен именно оттуда. Таким образом учащимся приходилось выполнять работу самостоятельно, а не использовать в качестве помощника готовые домашние задания. Законспектировав классную работу и выполнив домашнее задание, учащиеся присылали сфотографированную работу на электронную почту учителя, либо на почту в электронном журнале. И вот как это выглядило.
Ученики обязательно получали обратную связь, написав письмо с интересующим вопросом на почту учителя, они получали ответ с полными объяснениями и пояснениями. Такая работа организована в пятых и седьмых классах, исключение лишь подгруппа одиннадцатого класса, обучающаяся по базовому направлению. Основной материал был пройден в очное время обучения, поэтому видеоуроков с объяснением нового материала не предоставлялось, была лишь отработка тестовых заданий. Контрольные работы также проводились. Оповестив заранее о предстоящей проверочной работе, уторм в назначенный день открывался доступ к уроку и учащиеся прорешивали задания, присылать решенную работу необходимо было в этот же день. На следующий день был открыт доступ к разбору контрольной работы. Так как в седьмом классе изучаемый материал сложный, то контрольные работы, так же как и в обычное учебное время, были продифференцированы на уровни сложности.
Такой подход к дистанционному обучению имеет лишь один минус – дети не могут сразу задать интересующий вопрос, как это было организовано через онлайн-уроки на платформах zoom и skype у некоторых коллег. Но есть и плюс, учащиеся могут посмотреть видеоурок в удобное для них время, а также выполнить домашнюю работу, когда есть возможность, особенно это касается семей, где несколько учащихся. Строгих рамок, когда ребята должны были прислать домашнее задание, не было выдвинуто. Кто-то каждый день присылал, кто-то раз в неделю, кто-то раз в пару дней. Учитывался тот фактор, что в пятом классе не все ребята могли прислать работы самостоятельно, и родители у некоторых все-таки работали. Первые две недели настроиться родителям и ученикам было сложно, но благополучно преодолев все недопонимания, стали приходить положительные отзывы от родителей.
В мае учащимся было предложено поучаствовать в олимпиаде ФГОСТЕСТ, сайт оказал большую помощь, сначала там были представлены задания, а затем результаты по окончанию. Ознакомиться с результатами можно в разделе «Олимпиады» или пройдя по ссылке https://mathlip37.ucoz.net/index/olimpiady/0-94.
В этом году учащиеся седьмого класса решили писать проекты по математике. Они выполнили большую и кропотливую работу, но так как продемонстрировать ее перед классом не удалось, то в качестве защиты, преобразованные в видео презентации были выложены на сайт. Ниже представлены скриншоты, но ознакомиться с работами можно, перейдя по ссылке https://mathlip37.ucoz.net/index/proekty/0-93. Проекты оказались интересными и неординарными.
В связи со сложной ситуацией перехода на дистанцонное обучение, данная разработка помогла сохранить связь с учащимися, доступно и без существенных потерь продолжить изучение материала, при этом, не нарушая режима самоизоляции. Ребята смогли показать себя с новой стороны, некоторые улучшили свои результаты. Такой вид работы помог сформировать у учащихся применение понятия «целеустремленность», применение представления о движении вперед к своей цели; эффективный способ распределения своих сил и времени; осуществление волевой саморегуляции на уровне слов и действий при достижении цели; применение приёмов настройки на «незнакомую», «новую», «сложную» работу; понимать, что для эффективного преодоления затруднения необходимо найти причину, «корень» проблемы; выделять главное в подобранной информации согласно поставленной цели, учебной задаче; выделять основную мысль, основной смысл текста. Также учащиеся получили возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
В дальнейшем работа с сайтом планируется продолжаться, возможен переход на персональный домен, т.к на ucoz возможности ограничены. Хотелось бы, чтобы находясь на обучении в школе, сайт мог помогать и учителю и учащимся в обучении.
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА