Методическая разработка «Изучение великих оперных певцов детьми 3 года обучения»

1
0
Материал опубликован 23 October 2016

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

Администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

 

Методическая разработка

Тема:

«Изучение великих оперных певцов детьми 3 года обучения»

Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна

Педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

Нижний Новгород

2015

Пояснительная записка

Известные оперные певцы мира – это основа всего классического вокального искусства. Успешное исполнение арий зависит от уровня мастерства, которое формируется годами. Как правило, известные оперные певцы начинали заниматься музыкой в детские годы, в музыкальной школе, консерватории.

Слушая музыку, мы не только постигаем ее красоту, но и задумываемся над нравственными проблемами, волновавшими ее создателей. Богатства музыки нужны людям! Многие из учеников слушают музыку в концертных залах, в оперных театрах, на дисках. Конечно этому надо учиться- слушать музыку. Это процесс постепенный, сложный, он требует терпения.

Именно в период детства важно заинтересовать детей не только музыкой, но и ее исполнителями – великими оперными певцами.

От певца требуется драматический талант, дар перевоплощения, умение войти в образ. Мы чтим искусство великого русского певца Федора Шаляпина не только потому, что он обладал редкими вокальными данными. Благодаря уникальному сочетанию качеств гениального певца и выдающегося актера. Его образы принесли всемирную славу всему русскому искусству.

Изучая оперных певцов, нельзя ограничиваться лишь их биографией. Здесь затрагиваются все необходимые и важные аспекты : типы голосов, вокальные партии, репертуар, опера и ее история, стили и манера исполнения.

«…опера – искусство, которое рождено взаимовлюбленностью музыки и театра. Она похожа и на театр, выраженный музыкой». Б. А. Покровский

Актуальность изучения оперных певцов;

* Нравственное развитие;

* Патриотическое развитие;

* Интеллектуальное развитие;

* Социальное развитие;

Цели и задачи

Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к русским и зарубежным оперным певцам.

Задачи

* Научить детей анализировать, сравнивать и классифицировать голоса оперных певцов;

* Сформировать и развить способность слушать арии, дуэты, ансамбли;

* Развить интерес к классической вокальной музыке;

* Воспитать музыкальную культуру.

Психолого – педагогическое объяснение специфики и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Детский организм это организм вечно развивающийся.

Ребенок , как и взрослый , запоминает мелодии, напевает их , расширяя таким образом свои музыкальные знания и опыт. Поэтому задача обучения должна заключаться в том, чтобы подготовить подрастающих ребят такими знаниями и умениями, которые позволят им грамотно и заинтересованно участвовать в музыкальной жизни , использовать музыку для повышения своего культурного уровня и для развития собственной личности.

Подлинное музыкальное впечатление должно возникнуть непосредственно в момент звучания произведения. Информация, полученная после прослушивания , способствует более глубокому впечатлению при повторном прослушивании. Активное , сознательное слушание музыки требует сформировавшегося слушательного опыта. Музыкальная память учащихся должна быть развита настолько, чтобы он мог запомнить и отличать друг от друга услышанные мелодии.

Слушания музыки ориентирую на два момента, стимулирующих активную музыкальную деятельность : на музыкальное соучастие и на сознательное умственное прослеживание звучания.

Музыкальное это тихое напевание или пение с закрытым ртом мелодии, части мелодий или характерной, поддающейся напеванию темы, фиксировании сильной доли текста или вида текста посредством тихого отстукивания или похлопывания , подчеркивания ритма важной темы или мотива.

Сознательное это фиксирование внимания учащихся с помощью наглядных средств ( партии с ариями) которые будучи усвоены сознанием учащихся, помогают им в процессе слушания музыки сконцентрируют свои мысли на существенных особенностях музыкального произведения : его содержании, на исторических связях.

Связь между звуковым восприятием и умственным сопереживанием.

Знание оперных певцов и известных арий, формируют свой художественно – эстетический вкус и опыт, фантазию, эмоциональность, музыкальный багаж.

Пробуем слушать, скажем «Вальс- фантазию» М.И. Глинки, некоторые танцы из балетов П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна. Эти произведения написанные для симфонического оркестра, легко слушаются- их мелодии, ритмы в орнаменте симфонического звучания приобретают яркие краски.

На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное- любить прекрасное, любить свою Родину. Дети взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.

Концептуальные основы

Работа с детьми в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:

Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.

Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.

Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.

Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.

Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.

Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно - познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.

Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.

Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор песен;

выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;

связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.

10. Принцип взаимодействия:

на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;

взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.

Ожидаемые результаты

Ребенок должен знать:

* Знать великих оперных певцов;

* Уметь классифицировать голоса;

* Уметь различать на слух мужские и женские голоса;

* Уметь слушать оперные партии;

* Знать известные оперные арии;

* Знать историю оперы

Содержание занятия

История возникновения оперы;

Знакомство с певцами;

Классификация женских и мужских голосов;

Характеристика голосов;

Репертуар певцов;

Прослушивание арий;

Начало урока

Опера как самостоятельный жанр появилась на рубеже XVIXVII веков. Само название жанра – опера возникло в 1605г. , и вытеснило предыдущее название этого жанра : «драма через музыку». В конце XVI в. вокруг мецената графа Барди, образовался кружок поэтов, актеров, ученых и музыкантов. Целью которых было вернуть к жизни драмы Эсхила, Евринида и Софокла. Было решено сочинить собственную музыку соотвецтвующую духу древнегреческой драмы. Появилась - опера. Перекладывали небольшие драматические отрывки на музыку. В результате появилась монодия. Монодия – всякая одноголосная мелодия. Среди первых образцов оперы, три были написаны на один и тот же сюжет : в основе его лежал греческий миф об Орфее и Эвридике. Композиторы Пери и Каччини . Впервые введенные в оперу речитативы Пери, стали жизнеспособными после обработки их К. Монтеверди, речитативы обрели психологическую силу, яркую образность, напоминающую человеческую речь.

Монтеверди создал тип арии – ламенто , примером стала жалоба Ариадны из одноименной оперы « Жалоба Ариадны».

Ламенто – жалобная песнь.

Задача оперы заставить человека размышлять, переживать, помогать найти ответы на сложные вопросы жизни.

Опера в России. Попытка создать русскую оперу относят к XVIII в. Музыканты Фомин, Матинский, Пашкевич, Верстовский его « Аскольдова могила» - каждый по – своему старались решить эту задачу.

Первая классическая русская опера « Иван Сусанин» М. И. Глинки состоялась в петербургском Большом театре 27 ноября 1836г. первоначально опера называлась « Жизнь за Царя».

Выдающийся мелодический дар Глинки , близость его мелодии к русской песне, простота в характере главных героев, а главное обращение к героико – патриотическому сюжету позволило создать произведение большой художественной правды и силы. Раскрылся он в опере – сказке « Руслан и Людмила». Мастерски сочетает героическое начало ( образ Руслана), фантастическое ( царство Черномора), и комическое ( образ Фарлафа). Эстафету Глинки подхватил А. Даргомыжский его опера « Русалка» по произведению Пушкина.

Идейным вождем за национальное русское искусство стал Глинка для композиторов : М. Балакирева, М. Мусоргского, А. Бородина, Н.Римского – Корсакова, и Ц. Кюи, объединились в кружок « Могучая кучка», руководитель Балакирев.

Важные события в истории России, в 1861 г. отменяется крепостное право. Писателей, художников, композиторов начинают особенно интересовать сюжеты связанные с историей русского государства, в особенности с взаимоотношениями царя и народа « Народной музыкальной драмой» назвал свою оперу « Борис Годунов» М. П. Мусоргский , предельного реализма добивался в « Хованщине». Обаяние русской сказочности, своеобразие старинных русских обрядов хотел передать Н.Римский – Корсаков в операх « Снегурочка» он назвал « весенней сказкой», « Ночь перед Рождеством» - «былью колядкой», « Садко» - «оперой –былиной», « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», « Золотой петушок», « Сказка о царе Салтане», « Кощей бессмертный» - оперы сказки.

Другое направление в русском музыкальном искусстве – это оперное творчество Чайковского, который обращается к эпохе Ивана Грозного в « Опричнике».

Пишет « Орлеанскую деву», « Мазепа», лирико – комедийного плана оперу « Кузнец Вакула», романтического « Чародейка». Вершиной оперного творчества стали его лирические оперы « Евгений Онегин», и « Пиковая дама», опера – сказка « Иоланта».

Русские оперные певцы:

Сопрано: Антонина Нежданова, Анна Нетребко, Татьяна Шмыга, Т. Милашкина, М. Касрашвили, Т. Силаева.

Меццо – сопрано: Тамара Синявская, Елена Образцова, Галина Вишневская, Ирина Архипова, Надежда Обухова, Л. Казарновская.

Тенора: Сергей Лемешев, Леонид Собинов.

Баритоны: Дмитрий Хворостовский, А. Иванов.

Басы: Федор Шаляпин, Николай Гяуров.

Зарубежные оперные певцы:

Сопрано: Рената Тебальди, Мария Калласс, Джоан Сазерленд, Аделина Патти, Элизабет Шварцкопф, Монсеррат Кабалье.

Меццо- сопрано: Мария Калласс, Джесси Норманн.

Тенор: Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Энрико Карузо.

Баритон: Титта Руффо.

Бас: Эцио Пинца.

Колоратурное сопрано: Розина « Севильский цирюльник» Дж. Россини , Джульетта « Ромео и Джульетта», Джильда « Риголетто» Дж. Верди, Виолетта « Травиата», Маргарита « Фауст» Гуно, Людмила « Руслан и Людмила» М.И. Глинка, Снагурочка « Снегурочка» Н.Римский- Корсаков

Лирико- драм сопрано: Лиза « Пиковая дама» П. Чайковский, Мария « Мазепа», Ярославна « Князь Игорь» А. Бородин, Аида « Аида» Дж. Верди, Тоска «Тоска» Дж. Пуччини, Мими « Богема» Пуччини, Дездемона « Отелло» Верди.

Меццо- сопрано: Кащеевна « Кощей бессмертный» , Клариче « Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев, Далила « Самсон и Далила» Ш. Сен- Санс, Любаша « Царская невеста» Н. Римский – Корсаков, Любава, Марфа « Хованщина» М. Мусоргский, Кармен « Кармен» Ж. Бизе, Марина Мнишек « Борис Годунов» М. Мусоргский, Кончаковна , Ткачиха, Весна- красна, Ганна « Майская ночь » Н. Р.- Корсаков.

Контральто: Ваня « Иван Сусанин» М. Глинка, Княгиня « Русалка» А. Даргомыжский, Ольга « Евгений Онегин» П. Чайковский, Хозяйка корчмы « Борис Годунов» М. Мусоргский, Полина « Пиковая дама», Любаша « Царская невеста» .

Лирический тенор: Андрей Хованский « Хованщина» М. Мусоргский, Самозванец « Борис Годунов», Герман « Пиковая дама» П. Чайковский, Вакула « Черевички», Искра « Мазепа», Молодой цыган « Алеко» С. Рахманинов, Альмавива « Севильский цирюльник» Дж. Россини, Герцог « Риголетто» , Альфред «Травиата» Дж. Верди, Рудольф « Богема» Дж. Пуччини, Хозе « Кармен» Ж. Бизе.

Баритон : Онегин « Евгений Онегин», Фигаро « Севильский цирюльник» , Дон- Жуан « Дон -Жуан» Моцарт, Марсес « Богема», Князь Игорь « Князь Игорь» А. Бородин, Грязной « Царская невеста» , Мазепа « Мазепа», Риголетто « Риголетто».

Бас : Собакин « Царская невеста», Пимен « Борис Годунов», Сусанин « Иван Сусанин», Мельник « Русалка», Томский, Гремин, Мефистофель « Фауст» Ш. Гуно

Самый низкий по звучанию мужской голос – бас. Наиболее распространен высокий бас, или бас кантанте , что значит «певучий» бас. Реже встречаются профундо, или глубокий бас. Россия и Украина славилась басами профундо, звучание их ценно в хоре.

Вслед за басом идет баритон. И самый высокий мужской голос - тенор. Во многих оперных произведениях. Ведущие мужские партии поручены певцам – тенорам.

Женские голоса. Высокий – сопрано, для которого написано большинство всех главных женских партий.

Меццо – сопрано – голос среднего регистра, по – своему очень богат и интересен. Он отличается большой полнотой и сочностью звучания.

Самый низкий женский голос – контральто, он встречается редко. Тембр контральто густой, звучание голоса плотное.

Часто певцы обладают голосами промежуточного регистра, например : существует баритональный бас. А тенора бывают лирический, лирико – драматический и драматический.

Энрико Карузо – певец – легенда, первый артист репертуар которого был записан на грампластинку, - был драматическим тенором. Всю жизнь работал в « Метрополитен опера», пел 37 партий. Был плеврит в запущенном виде. Он так и не мог овладеть оперным стилем Вагнера. Он тяготел к образам яркого эмоционального характера. Однажды в Филадельфии в 1913 г. перед спектаклем « Богемы» у выдающегося баса Андре де Сегуролы пропал голос. И него за кулисами пел Карузо. Кто бы мог предположить , что у него такой роскошный бас.

Другой выдающийся лирический тенор – Леонид Собинов, создавший замечательные образы во многих оперных спектаклях. Любимая партия Ленского. Он ненавидел делитализм в искусстве. Боялся сделаться прекрасным певцом среди адвокатом. « Музыка и драма – вот вся жизнь и ей – Богу я не стал от этого глупее» - говорил он. Его борьба против глупейших пережитков прошлого на сцене, просьба уничтожить (бисы). У него лирический голос, красота почти уникальная. Он нарушил традиции, перешагнул через лиризм и поднял драматическое искусство. Щепетильно относится к выбору костюма и всех деталей. « Чтобы хорошо петь на чужом языке, нужно его хорошо знать».

У Антонины Неждановой с рождения был тонкий слух, исключительный тембр, острая восприимчивость. - « Что значит хорошо петь, - это значит хорошо себя слышать». Всегда хотела стать врачом. С золотой медалью окончила консерваторию. Ей доставляло удовольствие петь на русском языке, но прекрасно знала французский и итальянский. Первая певица в стране выступавшая на радио и участвовала в радиопрограммах.

Надежда Обухова родилась в Москве в дворянской семье. Дед был первым педагогом игре на рояле и пению. Ему казалось, что она и ее сестра слабы здоровьем и отвез их в Ниццу, сестры вскоре стали бегло разговаривать на итальянском языке. Избегала при пении лишних жестов на сцене. « Музыку надо научиться слушать не только в нотной строчке, в оркестре, а в самой в себе». В рассвете творческих сил покинула сцену и посвятила себя концертной деятельности. Поклонники писали письма из разных городов, ни одного письма не оставляла без ответа. Любовь народа была велика.

Джоан Сазерленд родилась в Австрии в Сиднее в семье музыкантов. Трижды прослушивалась перед руководством « Ковинт - Гарден» исполняла 30 арий. В « Ла Скала» пела « Лючию» 30 раз выходила на поклон. Она никогда не училась в Италии, и среди педагогов не было вокалистов. Голос редкий, необыкновенной красоты. Для нее не существует техники ради показа самой техники. Особое внимание уделяла верхнему регистру.

Первые шаги

Упражнение №1. По цветным картинкам знакомимся с певцами.

Задачи: стараемся визуально запомнить исполнителя, обсуждаем костюм.

Упражнение №2. История оперы.

Задача: знать где родилась опера, и как возникла в России.

Упражнение №3 Классифицируем певцов по голосам, по происхождению.

Задачи: знать русских и зарубежных певцов, уметь правильно распределить голоса от сопрано до баса.

Упражнение №4. Биография певцов.

Задачи: знать яркие, интересные, запоминающиеся моменты из биографии певцов, знать репертуар.

Упражнение №5. Прослушивание арий.

Задачи: слушаем музыкальные отрывки из арий отдельно каждый голос, определяем тембр, слушаем одну и ту же арию в разном исполнении.

Упражнение №6. Контроль по нотам.

Задачи: уметь проследить музыкальную линию исполнителя, успеть прочитать текст.

Работа над музыкальными отрывками из оперы « Пиковая дама» П.И. Чайковского

Требования к репертуару:

- носит воспитательный характер;

- соответствует реалистическому пониманию жизни;

- несет психологическую правдивость и высокий гуманизм;

- вызывает яркую эмоциональную отзывчивость к музыке.

I этап

1. Знакомство с историей оперы

а) « Пиковая дама» - вершина оперного творчества Петра Ильича Чайковского. Опера была написана в 1890 году в 44 дня!, на либретто Модеста Ильича Чайковского ( брата композитора) по повести Пушкина. Около трех месяцев ушло на ее оркестровку.

2. Знакомство с действующими лицами;

а) восприятие – прочтение краткого содержания первого действия;

б) беседа о определении главных героев первого действия;

в) восприятие – прослушивание арий, дуэтов, хоров;

г) прослеживание музыкальной линии по нотам;

д) определение голосов по тембру

Из первого действия —

Ариозо: «Я имени её не знаю» (Герман) тенор

Интродукция и баллада: «Однажды в Версале (Три карты)» (Томский) баритон

Дуэт: «Уж вечер» (Лиза и Полина)

Романс: «Подруги милые» (Полина) контральто

Ариозо: «Откуда эти слёзы» (Лиза) сопрано

Ария: «Прости, небесное созданье» (Герман)

Из второго действия —

Ария: «Я вас люблю» (Елецкий) баритон

Дуэт: «Мой миленький дружок» (из пасторали «Искренность пастушки» — Прилепа и Миловзора

Сцена и романс: «Ах, постыл мне этот свет» (Графиня) меццо - сопрано

Из третьего действия —

Ариозо: «Ax, истомилась я горем» (Лиза)

Песенка: «Если б милые девицы» (Томский)

Ария: «Что наша жизнь? Игра!» (Герман)

Если в первом действии учащиеся слушали арии в исполнении таких певцов как : В. Атлантов, А. Иванов, Н. Басков, П. Доминго, С. Лемешев, Г. Вишневская, О. Бородина, Г. Горчакова, Т. Милашкина, И. Архипова, то во втором и третьем действии певцы другие, это : В. Барсов, М. Максакова, Г. Отс, Д. Хворостовский, Е. Образцова, М. Касрашвили, А. Батурин, Т. Силаева, так как полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов. Это создаст почву для сравнений, сопоставлений, расширит кругозор.

II этап

  • Разбор нотного и литературного текстов;

 

Слушания музыки ориентирую на два момента:

а) музыкальное соучастие - это тихое напевание или пение с закрытым ртом мелодии, части мелодий или характерной, поддающейся напеванию темы, фиксировании сильной доли текста или вида текста посредством тихого отстукивания или похлопывания.

б) сознательное это фиксирование внимания учащихся с помощью наглядных средств ( партии с ариями) которые будучи усвоены сознанием учащихся, помогают им в процессе слушания музыки сконцентрируют свои мысли на существенных особенностях музыкального произведения : его содержании.

Связь между звуковым восприятием и умственным сопереживанием.

в) беседуем о прослушанной арии, дуэте или хоре, давая свою характеристику.

III этап

Борьба между стремлением человека к счастью, свету и беспощадным роком

«фатумом» - такова тема многих произведений Чайковского.

Основой развития в « Пиковой даме» служат три образа – три музыкальных темы :

а) тема любви Германа и Лизы,

б) тема карт,

в) тема Графини.

г) выявление положительных и отрицательных героев.

Содержание оперы трагично. Гибнет Лиза, чей образ воплощает светлое жизненное начало, гибнет Герман, охваченный безумием. Злые силы, погубившие их, олицетворены в опере старой графиней и связанным с ней образом « трех карт» - символом страсти Германа к карточной игре.

- Использование полученных знаний:

- Опрос после прослушивания арий, дуэтов, хоров;

- Посещение оперного театра;

- Перед походом в оперный театр, хорошо иметь представление о музыке которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно послушать записи, познакомиться со словесным текстом оперы- либретто, важно понимать, о чем поют артисты.

Список литературы

1. Зильберквит М. Мир музыки- М.,1998

2. Лихачева Б.Т, Зальмона Г.Эстетическое воспитание школьной молодежи

3. Медушевский В.В. Энциклопедический словарь юного музыканта – М.,1985

4. Пружанский А.М. Отечественные певцы – М.,1990 5. Шацкой В.Н. Детский голос.- М., 1970.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации