Дистанционный урок по фортепиано «Работа над экзаменационной программой I полугодия в дистанционной форме»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка дистанционного урока
специального фортепиано
по общеразвивающей программе на тему:
«Работа над экзаменационной программой
I полугодия в дистанционной форме»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ»
г.Вуктыла
Козыревская Екатерина Андреевна,Вуктыл 2020 г.
Пояснительная записка
В ноябре 2020 года наша «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла вновь перешла на дистанционный формат обучения в связи с большим приростом в нашем городе коронавирусной инфекции. Классные руководители определили для обучающихся платформу обучения. Была создана группа с в социальной сети «Вконтакте» для занятий по теоретическим дисциплинам, в которой обучающиеся школы получают всю необходимую информацию по урокам в виде видеозаписей, аудиозаписей, ссылок на обучающиеся ресурсы. Также в данной группе еженедельно преподаватели выкладывают домашнюю работу, а дети, выполняя ее, фотографируют (или снимают на видео) отправляют преподавателю на проверку. Индивидуальные занятия по специальности также перешли в онлайн-формат. Существует много разных способов обучаться дистанционно, но я выбрала один — это работа с видеозаписями и моими комментариями. Комментарии могут быть различными: текстовыми, голосовыми, «показательными» (показ игры преподавателем через видеозапись).
Со своими детьми я работаю через платформу WhatsApp. Конечно, хотелось бы работать через видеоконференцсвязь, но, увы, поработав данным образом, я пришла к выводу, что в классе фортепиано — это не то, что нужно! Мы, преподаватели-инструменталисты, большое внимание уделяем работе над звуком, а, работая онлайн, звук очень сильно искажается. Поэтому я остановилась на работе по видео.
Дистанционное обучение в музыкальной школе несёт в себе много проблем:
- психологическая неготовность обучающихся и родителей к таким занятиям;
- недостаток свободного времени, сильный стресс как для преподавателя, так и для ребенка (родителей ребенка);
- не серьёзное отношение к онлайн-обучению как со стороны обучающихся, так и со стороны родителей;
- отсутствие качественных инструментов у детей дома;
- не у всех обучающихся инструменты настроены;
- невозможность работать со звуком (динамикой) из-за технических проблем зависающего интернета.
Но помимо всего этого многообразия минусов, есть один немаловажный плюс: если обучающийся не разобрался в изучаемом материале, можно несколько раз просмотреть запись видео-урока или видео-показа преподавателем игры на инструменте.
Цель разработки: достигнуть положительный результат на протяжении нескольких уроков с обучающейся 2 класса по общеразвивающей программе Малышевой Антониной, готовя девочку к итоговой аттестации I полугодия, использовав платформу по обмену информации WhatsApp.
Для выполнения поставленной цели нам нужно решить ряд задач:
1) дать ребенку расписание на время дистанционных занятий;
2) организовать образовательную деятельность через платформу WhatsApp с обучающейся;
3) с помощью мамы записывать видео своей игры и отправлять преподавателю через платформу по обмену информации;
4) научиться отвечать, задавать вопросы преподавателю, используя голосовые и текстовые сообщения, когда рядом нет родителей;
5) преподавателю объяснить и прокомментировать исполнение произведений обучающейся посредством платформы WhatsApp
- показать на примере своей игры с помощью видеозаписей;
- показать в нотах ошибки в исполнении;
- поработать над цельностью произведений (так, как должно быть на экзамене).
Ход дистанционных уроков
Для разработки дистанционных уроков я взяла обучающуюся 2 класса по общеразвивающей программе Малышеву Антонину.
Форма урока: индивидуальная.
Методы ведения урока: голосовой, наглядный (видеофайлы с записью пьес обучающейся; практический (используем текстовые и голосовые комментарии преподавателя в работе над произведениями; просматриваем показ исполнения преподавателем программы обучающейся).
Оборудование урока:
- фортепиано, стул, нотный материал, наглядный материал (видео - показ);
- высокоскоростной интернет для хорошей проводимости сигнала;
- ноутбук или компьютер, телефон с выходом в интернет и поддержкой платформы по обмену информации WhatsApp.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.
Музыкальный материал:
1. Г.Перселл "Ария" d-moll;
2. В.Ребиков "Аннушка".
Основная часть
Дистанционные уроки с Тоней начались с 9 ноября. Я составила расписание: каждый вторник и пятницу девочка должна мне присылать видео своей игры. Поскольку Тоня в обычной школе учится (начальные классы средней школы не перешли на дистанционный формат обучения), а мама у обучающейся работает, то временных рамок я не ставила.
Уроки с Антониной в таком формате проходят не впервые. Весной 2020г. я с девочкой работала на платформе WhatsApp. Поэтому трудностей в этот раз в осваивании платформы не возникло.
До осенних каникул Тонечка выучила наизусть пьесы к экзамену. Оставалось только поработать над качеством выученных произведений и над цельностью их исполнения. Этим мы занимаемся сейчас на дистанционных занятиях.
Первый урок. Антонина мне прислала видео своей игры двух произведений к экзамену:
1. Г.Перселл «Ария» d-moll;
2. В.Ребиков «Аннушка».
Я сразу прокомментировала игру девочки: «Тонечка, здравствуй! Прослушала твои произведения. Начну с Арии: обрати большое внимание на конец произведения. Ты играешь не ритмично. Нужно играть ровненько, считать (1и 2и 3и). У тебя текст представлен в виде четвертных и восьмых нот. Посчитай. Конец Арии прям поиграй отдельно со счетом вслух!».
«Аннушка. Темп Moderato, что значит «умеренно»».
«Это танцевальная, яркая, подвижная пьеса. Все в ней должно быть выиграно, проговорено. Не надо никуда «нестись». Играй все легко, спокойно. Обрати внимание на свою правую руку: пальчики находятся ближе к черным клавишам; повторяющиеся «си-си» играй пальчиком, вставай на «подушечку», не опускай руку ниже клавиатуры. Следи за постановкой своих рук при игре, за своими запястьями и локтями!»
Второй урок. На следующий день Антонина мне прислала 2 видео с произведениями, поработав над моими замечаниями. Я ей посоветовала поиграть левую руку в «Аннушке» по нотам и сверить басы с аккордами. В «Арии» продолжить высчитывать восьмые нотки на последней строчке, так как все еще девочка играет не ровно.
Третий урок. Спустя день, девочка мне отправляет новое видео, где она сидит за инструментом в классической одежде, туфельках… Исполняет два произведения подряд без выключения видеокамеры, как во время экзамена.
Итог уроков:
Вывод: безусловно, дистанционное образование никогда не заменит индивидуальных уроков в классе, когда, работая над произведениями с обучающейся, нужен тесный контакт: поправить ребенку руки, неоднократно показать, как работать над сложными местами; отработать во время урока ритмические неточности, жанровые особенности, форму произведений; привести к цельности исполнения…Учитывая наши уроки с Антониной, я считаю, что мы все-таки сумели поработать в онлайн режиме над нашей программой и будем работать в дальнейшем, пока не вернемся в прежнюю систему уроков, уроков в классе.
Заключение
На сегодняшний день поутихли споры и истерики на тему «можно ли обучать игре на фортепиано дистанционно?». Конечно, можно. Беремся и обучаем! Сначала определяем, чему именно online обучить реально, потому что пределы, естественно, существуют. Безусловно, речь не идет о высоком искусстве. Подготовить профессионала-«классика» только на «дистанте» не получится! По крайней мере, для этого нет хороших технологий! А вот в сочетании – «offline + online» - вполне. И обучение детей в таком же формате тоже пойдет достаточно успешно.
Дистанционное обучение - не бесперспективный метод. Нужно смотреть на эту ситуацию, как на простор для творчества и поиск новых возможностей.
Список литературы
1. Беспалько В.П. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения». - М.,1995. 337с.
2. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002. 66с.
3. Интернет и музыкальное образование школьников «Искусство и образование». - 2000 - №1. - С.45-50
4. Лифановский Б. «Интернет для музыканта». М.,2006. 213с.
5. Петренко А. И. «Мультимедиа». - М., Бином. 1994. 271с.
6. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». - М.: НИИ школьных технологий, 2005 - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
7. Харуто А. В. «Музыкальная информатика. Компьютер и звук»: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000. 400с.