12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сенькова Елена Анатольевна60

Дистанционный урок в программе Discord. Плюсы и минусы.

 

   Все мы прекрасно помним то смятение, в которое нас повергла вынужденная необходимость перестраивать свою учебную деятельность в четвертой четверти 2019-2020 учебного года из-за пандемии коронавирусной инфекции. Практически перед всеми учителями встали проблемы: «Как организовать реализацию учебной программы в условиях карантина и самоизоляции? Какие учебные интернет-платформы использовать? Какими программами пользоваться в процессе обучения? Как организовать обратную связь с обучающимися?»

   Все эти проблемы и вопросы встали и передо мной. Я, как и подавляющее большинство учителей, оказалась не готова сразу принять это вызов, и принялась усиленно изучать аннотации и отзывы о программах, которые могли бы быть использованы для дистанционного обучения. Я учитель начальных классов, и электронное обучение на платформах РЭШ, Электронный дневник и аналогичных, я практически сразу отвергла, так как обучающиеся начальной школы были не готовы вот так сразу, без классического объяснения учителем, перейти к самостоятельному изучению нового материала. В социальных сетях я не зарегистрирована, а функционал мессенджеров для обучения я посчитала не достаточным и очень затратным по времени. Мне нужно было видеть детей, а как минимум – слышать.

   К дистанционному обучению оказались не готовы не только учителя, но и родители, а самое главное оказалась не готова инфраструктура для этого процесса. Скорость интернета не всегда соответствовала требованиям, а требования резко возросли. По отзывам коллег электронные платформы для обучения не выдержали нагрузки на серверы и «легли». Вышестоящее руководство никаких рекомендаций по выбору методов работы с классом не давало, и предоставило учителям право самим выбирать эти методы. Моя дочь, приехавшая на период карантина из Иркутска, сообщила мне, что преподаватели университета, в котором она учится, для дистанционного обучения используют программы ZOOM и DISCORD. Я изучила и проанализировала возможности этих программ и мои к ним требования, и пришла к выводу, что оптимальным вариантом будет работа в DISCORD.

   ZOOM я не стала использовать именно из-за неготовности инфраструктуры. Это программа для видеоконференцсвязи, т.е. требует соответствующей скорости интернет-соединения у всех пользователей-абонентов. В то же время не во всех семьях моих учеников есть качественный интернет.

   Почему я остановилась на Discord? Программа позволяет включить в работу по звуковому каналу в бесплатной версии весь класс. Ограничений по времени общения не имеет, в отличии от ZOOM. Позволяет учителю демонстрировать классу экран своего компьютера, на котором объяснение материала может быть реализовано с помощью любой, удобной для этого компьютерной программы, голосовая двусторонняя связь с учениками позволяет приблизить процесс к привычному, как в классе, ученики слышат не только учителя, но и своих товарищей, и могут анализировать их вопросы и ответы. Требования к интернету в то же время менее жесткие, чем у ZOOM, так как голосовая связь менее требовательна к интернет-трафику. Кроме всего прочего, Discord не уступает в своих возможностях программе ZOOM, и позволяет проводить конференц-видеосвязь, но эту функцию я не использовала именно из-за разных возможностей интернета у моих учеников. К недостаткам программы можно отнести невозможность визуально идентифицировать личность ученика в голосовом канале, но для начальной школы эта проблема не актуальна, так как учитель начальной школы, как правило, знает каждого своего ученика по голосу. Да и ставки в начальной школе не столь высоки, чтобы манипулировать с подставными учениками. Еще одним недостатком программы является то, что в бесплатной версии в режиме видеоконференцсвязи может работать группа не более 25 абонентов. У меня в классе на период дистанционного обучения было 26 учеников, все они зарегистрированы на моем канале, и технической возможности для перехода в режим видео общения владельцы серверов программы не предоставляли. Хотя, надо отдать им должное, в период пандемии владельцы серверов DISCORD значительно расширили возможности бесплатной версии программы, до пандемии количество участников группы в бесплатной версии не превышало 10 человек.

  Кроме того, программа DISCORD – это платформа для общения геймеров, и для дистанционного обучения изначально не предназначалась. Просто её функционал по многим параметрам соответствует требованиям учителя. Но не по всем параметрам. Лично у меня большое количество времени занимала проверка домашнего задания. Мне готовые работы присылали поViber, наверное, как и многим из коллег. А это и не всегда хорошее качество фотографий, и размер дисплея, что негативно сказывается на зрении учителя. В программе хотелось бы видеть возможность интеграции интерактивной тетради для домашних заданий сторонних производителей, чтобы каждый учитель мог подобрать соответствующую для своей учебной программы.

   Что я могу сказать о процессе и результатах дистанционного обучения, к которому мы были вынуждены прибегнуть? Я считаю, что дистанционное обучение не дает того же результата, что и очное обучение. В начальной школе этот вариант вообще не приемлем. Дети в начальной школе в силу своего возраста пока не все способны осваивать новый материал самостоятельно, без подсказки и разъяснения. Мне, как учителю, так же важно при объяснении материала видеть их реакцию на материал, видеть их глаза. Ведь именно это и есть обратная связь с детьми, которая позволяет мне вносить своевременные и необходимые коррективы при обучении, что-то повторить при необходимости, а где-то применить иную методику подачи материала, которая позволит детям понять его.

  Своё влияние оказывает также отсутствие у детей и даже родителей необходимых компетенций для настройки программы.

   Ну, и говорить о том, что небольшой по длительности урок требует значительно больше времени на подготовку, думаю нет необходимости. Ведь помимо методической подготовки требуется и техническая реализация на экране: анимация символов, заготовка математических выражений и предложений, текстов и прочее. Это занимает значительно больше времени, чем подготовка к обычному уроку.

   Анализируя вышеуказанные факты из моего небольшого опыта дистанционного обучения, я делаю вывод, что в начальной школе дистанционное обучение как форма обучения, непродуктивно, но работа в программе DISCORD дает больше возможностей приблизиться к классическому очному обучению. Поэтому я технически подготовила свой класс (помещение класса) и планирую использовать дистанционное обучение, как элемент обучения, при зимних морозах, когда дети начальной школы не посещают занятия, а также при возможных случаях болезни кого-либо из детей, когда они вынуждены находится дома. Надеюсь, что это позволит минимизировать отставание по программе в данных ситуациях.

  Свои выводы относительно дистанционной формы обучения я не считаю истиной в последней инстанции. Вполне возможно, что у коллег будет другое мнение по этому вопросу. Я с удовольствием его выслушаю, и вполне возможно, приму на вооружение достойные внимания методические и технические приёмы.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.