Как провести урок в дистанционной форме?
Костина О.Б.,
учитель информатики, МБОУ «Муромцевский лицей»
Как провести урок в дистанционной форме?
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (т.е. по соответствующим образовательным программам), тем же содержанием. Но форма подачи и организации учебного материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой иные.
Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть реализованы, но способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Использование дистанционной формы предусматривает прежде всего:
− изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации;
− изменение структуры представления учебного материала, состава и
содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
− развитие информационно-коммуникационной предметной среды
как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса,
которые способствуют осуществлению педагогических взаимодействий.
Эти и другие изменения определяют необходимость переосмысления
представлений об образовательном пространстве.
Так, необходимо компенсировать отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем. На мой взгляд, это возможно сделать с помощью общения учителя и ученика в группе WhatsApp, в VK и др.
Учесть разные возможности использования полноценного доступа к сети Интернет и необходимость предусмотреть работу учащихся с доступными учебными ресурсами(учебники, рабочие тетради.), представленными в разных источниках.
Нужна техническая готовность к использованию средств
дистанционного обучения. В первую очередь, необходимо научить учащихся работать с техническими средствами. Как показал опыт дистанционного обучения, у многих учащихся возникли проблемы при работе с техническими средствами, отсюда падение учебной мотивации. Со временем первая проблема была решена, но мотивация на самостоятельное изучение материала, а это неизбежный элемент дистанционного обучения, осталась.
Самостоятельная учебная деятельность становится главным видом учебной работы. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства
работы, планировать обучение.
«Таким образом, при конструировании урока в дистанционной форме, прежде всего, нужно использовать формы организации учебной деятельности, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие пользователя (ученика и учителя) с элементами контента, что решит задачу мотивирования школьников к учебной деятельности, учебному сотрудничеству».
Рассмотрим как можно преобразовать содержание учебного материала (на примере фрагмента урока «Прикладное программное обеспечение» 7 класс), чтобы провести урок в дистанционной форме.
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с составом и функциями программного обеспечения.
На этом уроке целью является формирование умений распознавать программы, соотносить их в соответствующую группу, уметь осуществлять графический поиск информации
Дистанционный урок предполагает взаимодействие учителя и учащихся посредством Zoom
Для организации работы необходимо класс разбить на группы (учащиеся могут сформировать группы по желанию по 4-5 человек) совместную работу выполняют в чатах, результаты заносят в google-формы. Представление результатов осуществляют в конференции Zoom.
В основе учебной деятельности учащихся на уроке выступает учебно-познавательная задача.
Текст задачи:
«В свой первый рабочий день менеджер Александр получил от начальника рекламного отдела первое задание: «Попрошу Вас к завтрашнему дню составить заявку в компьютерный отдел, обосновав, какие программы оставить для работы, какие удалить, какие добавить». Компьютер был включен, на рабочем столе царил беспорядок…
Как Александру справиться с этой задачей?»
Задание преобразовали в пошаговую инструкцию
Текст задачи | Комментарии по изменениям |
Задание. Внимательно рассмотрите фотографию рабочего стола. Обсудите в группе и решите, какое программное обеспечение необходимо для работы менеджера и какие программы установлены на этом компьютере, Какими способами это можно определить? Результаты работы оформите в таблице 1. Оформите заявку. | Задание в форме пошаговой инструкции 1. Внимательно рассмотрите фотографию рабочего стола. 2. Обсудите в группе и решите, какое программное обеспечение необходимо для работы менеджера и какие программы установлены на этом компьютере, 3. Назовите способы, как это можно определить? Результаты работы оформите в таблице 1. 4. Оформите заявку |
Представим деятельность учителя и учащихся на уроке в обычном режиме и при дистанционной форме.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | комментарии | ||||
| Традиционный урок | Дистанционный урок | Традиционный урок | Дистанционный урок | | ||
Актуализация знаний | Ребята, вспомните, пожалуйста, свой Рабочий стол компьютера и ответьте на вопрос: - Сколько у вас расположено ярлыков, значков и файлов на Рабочем столе? | Посмотрите на Рабочий стол и посчитайте количество элементов, расположенных на Рабочем столе | Поднимают руку при название диапазона учителем (от 5 до 10), от 10 до 15, больше 15, 20) | Пишут свой ответ в чате | | ||
| - Кому удобно быстро находить нужную информацию на своем компьютере? «Обсуждают причину неудобства» приходят к выводу, что информацию лучше структурировать, например, по типам программ, их предназначению | | Поднимают руку Высказывают мнения | Пишут свой ответ в чате Ведут диалог с учителем. Обсуждают причину «неудобства» приходят к выводу, что информацию лучше структурировать, например по группам программного обеспечения, их предназначению | | ||
Проблемная ситуация | Наш герой столкнулся с этой же проблемой, только Рабочий стол ему достался от прежнего работника. Александр получил от начальника отдела первое задание: «Попрошу Вас к завтрашнему дню составить заявку в компьютерный отдел, обосновав, какие программы оставить для работы, какие удалить, какие добавить». Компьютер был включен, на рабочем столе царил беспорядок… Как Александру справиться с этой задачей? | Зачитывает задание с демонстрационного экрана и рассматривают рисунок | Текст задания представлен на демонстрационном экране, рисунок находится на компьютерах или распечатан | Текст задания представлен в презентации | Презентация находится в электронном дневнике в материалах к уроку или находится на гугл-диске | ||
Практическая работа по решению проблемной ситуации | Для выполнения задания надо объединиться в группы | Объясняет план работы над заданием, дает краткие комментарии | Объединяются в группы по 4-5 человек Распределяют обязанности работы в группе, оформляют результаты в текстовом редакторе. Таблица заранее расположена на компьютерах | Распределяют обязанности работы в группе, | При дистанционной форме группы создать заранее, объединившись для работы в чаты, учитель добавлен во все группы, для того, чтобы следить за ситуацией | ||
| Задание. Внимательно рассмотрите фотографию рабочего стола. Обсудите в группе и решите, какое программное обеспечение необходимо для работы менеджера и какие программы установлены на этом компьютере, Назовите способы, как это можно определить? Результаты работы оформите в таблице 1. Оформите заявку | Объясняет план работы над заданием, дает краткие комментарии, указывает страницы учебника, где можно найти необходимую информацию, высылает инструкцию | |
| Задание представлено не сплошным текстом, а разбито на отдельные этапы работы. Каждый пункт предусматривает деятельность и фиксирование результатов в таблицу | ||
| Дает время учащимся для работы в группах (20 минут) | Работают в группах | | ||||
Представление результатов работы | Организует обсуждение результатов | Выступают от группы | Выступают в конференции | | |||
Рефлексия | | | Сравнивают с модельным ответом | Сравнивают с модельным ответом | |
Учитывая, что умения самостоятельно учиться у учащихся сформированы на разных уровнях, то необходимо сопровождать учебный материал памятками, подробными инструкциями и возможностью обратиться за помощью к учителю.
Для учащихся предоставляются инструкции, формы для внесения результатов, (Приложение1)
Критерии и модельный ответ для самооценки и оценки результатов работы (Приложение 2)
В идеале работа в группе определяется следующим образом
Выделенные проблемные вопросы:
Какие программы нужны менеджеру по рекламе?
Пути решения: найти нужную информацию по запросу «должностные обязанности менеджера по рекламе», определить программы (1 ученик из группы)
Какие программы соответствуют иконкам рабочего стола?
Пути решения: найти в поиске используя функцию поиска по картинкам (новый вид знания) (3 человека, разделив условно рабочий стол на части)
Решают каждый свою задачу, затем заполняют таблицу (в электронной форме): 1 учащийся зачитывает и записывает ответ в ходе обсуждения. При этом каждый учащийся предлагает свой ответ на вопрос
Сравнивают и оценивают работу.
Таким образом, содержание учебного материала при дистанционной форме работы представлено обязательными блоками инструктивный, информационный, контрольный, коммуникативный блок и может быть использовано при проведении обычных уроков с использованием ИКТ технологий
Приложение 1
Инструкция для работы в группе:
Составьте план выхода из проблемной ситуации, определите проблемные вопросы и пути их решения (какие программы нужны менеджеру и как определить по значкам программу)
Распределите обязанности работы в группе:
№п/п | Порядок работы и время на выполнение | Ответственный | Отметка о выполнении |
1. | Определить какие группы программного обеспечения необходимы менеджеру? | 1 ученик | |
2. | По значкам определить какие программы установлены на Рабочем столе | 2-3 ученик (делят программы по условным строкам) | |
3. | Распределить программное обеспечение по группам | 4-5 ученик | |
4. | Отобрать необходимые программы | вместе | |
5. | Оформить заявку | вместе | |
6. | Подготовить защиту | 1 ученик | |
Осуществите поиск необходимой информации
Подготовьте защиту вашего решения от группы
Заявка
Прошу установить на ПК следующее программное обеспечение
| Вид программного обеспечения | Название программы |
| | |
| | |
| |
5. Сравните с модельным ответом. Оцените свою работу по критериям
Приложение 2
Критерии:
Шкала оценивания:
Правильно подсчитано количество установленных программ -3балла
Правильно указана классификация необходимых программ -2 балла
Дан правильный вопрос на 2 вопрос -1 балл
Дан ответ на 3 и приведено пояснение ответа –1 балл
Дан правильный ответ на 6 вопрос и названы все антивирусные программы -1,5 балла
Названы все веб-браузеры -3 балла
Названы все программы обработки графики -1,5 балла
Дан развернутый ответ на 9 вопрос -3 балла
Дан обоснованный ответ на 10 вопрос -3 балла
За каждую неточность в ответе снимается 0.5 балла
Максимальный балл -19
19-17 баллов – отлично
16-12 баллов – хорошо
11-9 баллов – удовлетворительно
Таблица 1
| вопрос | ответ |
1. | Сколько программ установлено на ПК? | |
2. | Какие программы необходимы для работы (классификация) | |
3. | Каких программ на компьютере больше – системных, прикладных? | |
4. | Как вы думаете, была ли у хозяина компьютера возможность отвлечься от работы? | |
5. | Если ли на компьютере программы для создания и управления сайтом? Если есть, то какие? | |
6. | Какие программы обеспечивают безопасную работу данного компьютера? | |
7. | Сколько браузеров установлено на ПК? | |
8. | Какие программы позволяют обрабатывать графическую информацию? | |
9. | Какие программы, по вашему мнению, являются лишними? Почему? | |
10 | Какие еще программы могут потребоваться в работе | |