12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Костина Ольга Борисовна33


Костина О.Б.,

учитель информатики, МБОУ «Муромцевский лицей»


Как провести урок в дистанционной форме?

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (т.е. по соответствующим образовательным программам), тем же содержанием. Но форма подачи и организации учебного материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой иные.

Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть реализованы, но способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Использование дистанционной формы предусматривает прежде всего:

изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации;

изменение структуры представления учебного материала, состава и
содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

развитие информационно-коммуникационной предметной среды
как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса,
которые способствуют осуществлению педагогических взаимодействий.


Эти и другие изменения определяют необходимость переосмысления
представлений об образовательном пространстве.

Так, необходимо компенсировать отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем. На мой взгляд, это возможно сделать с помощью общения учителя и ученика в группе WhatsApp, в VK и др.

Учесть разные возможности использования полноценного доступа к сети Интернет и необходимость предусмотреть работу учащихся с доступными учебными ресурсами(учебники, рабочие тетради.), представленными в разных источниках.

Нужна техническая готовность к использованию средств
дистанционного обучения. В первую очередь, необходимо научить учащихся работать с техническими средствами. Как показал опыт дистанционного обучения, у многих учащихся возникли проблемы при работе с техническими средствами, отсюда падение учебной мотивации. Со временем первая проблема была решена, но мотивация на самостоятельное изучение материала, а это неизбежный элемент дистанционного обучения, осталась.

Самостоятельная учебная деятельность становится главным видом учебной работы. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства
работы, планировать обучение.

«Таким образом, при конструировании урока в дистанционной форме, прежде всего, нужно использовать формы организации учебной деятельности, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие пользователя (ученика и учителя) с элементами контента, что решит задачу мотивирования школьников к учебной деятельности, учебному сотрудничеству».

Рассмотрим как можно преобразовать содержание учебного материала (на примере фрагмента урока «Прикладное программное обеспечение» 7 класс), чтобы провести урок в дистанционной форме.

На предыдущих уроках учащиеся познакомились с составом и функциями программного обеспечения.

На этом уроке целью является формирование умений распознавать программы, соотносить их в соответствующую группу, уметь осуществлять графический поиск информации

Дистанционный урок предполагает взаимодействие учителя и учащихся посредством Zoom

Для организации работы необходимо класс разбить на группы (учащиеся могут сформировать группы по желанию по 4-5 человек) совместную работу выполняют в чатах, результаты заносят в google-формы. Представление результатов осуществляют в конференции Zoom.

В основе учебной деятельности учащихся на уроке выступает учебно-познавательная задача.

Текст задачи:

«В свой первый рабочий день менеджер Александр получил от начальника рекламного отдела первое задание: «Попрошу Вас к завтрашнему дню составить заявку в компьютерный отдел, обосновав, какие программы оставить для работы, какие удалить, какие добавить». Компьютер был включен, на рабочем столе царил беспорядок…

Как Александру справиться с этой задачей?»

t1611220878aa.png

Задание преобразовали в пошаговую инструкцию

Текст задачи

Комментарии по изменениям

Задание. Внимательно рассмотрите фотографию рабочего стола. Обсудите в группе и решите, какое программное обеспечение необходимо для работы менеджера и какие программы установлены на этом компьютере, Какими способами это можно определить? Результаты работы оформите в таблице 1. Оформите заявку.


Задание в форме пошаговой инструкции

1. Внимательно рассмотрите фотографию рабочего стола.

2. Обсудите в группе и решите, какое программное обеспечение необходимо для работы менеджера и какие программы установлены на этом компьютере,

3. Назовите способы, как это можно определить?

Результаты работы оформите в таблице 1.

4. Оформите заявку

Представим деятельность учителя и учащихся на уроке в обычном режиме и при дистанционной форме.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

комментарии


Традиционный урок

Дистанционный урок

Традиционный урок

Дистанционный урок


Актуализация знаний

Ребята, вспомните, пожалуйста, свой Рабочий стол компьютера и ответьте на вопрос:

- Сколько у вас расположено ярлыков, значков и файлов на Рабочем столе?

Посмотрите на Рабочий стол и посчитайте количество элементов, расположенных на Рабочем столе

Поднимают руку при название диапазона учителем (от 5 до 10), от 10 до 15, больше 15, 20)

Пишут свой ответ в чате



- Кому удобно быстро находить нужную информацию на своем компьютере?











«Обсуждают причину неудобства» приходят к выводу, что информацию лучше структурировать, например, по типам программ, их предназначению






Поднимают руку















Высказывают мнения

Пишут свой ответ в чате















Ведут диалог с учителем. Обсуждают причину «неудобства» приходят к выводу, что информацию лучше структурировать, например по группам программного обеспечения, их предназначению


Проблемная ситуация

Наш герой столкнулся с этой же проблемой, только Рабочий стол ему достался от прежнего работника. Александр получил от начальника отдела первое задание: «Попрошу Вас к завтрашнему дню составить заявку в компьютерный отдел, обосновав, какие программы оставить для работы, какие удалить, какие добавить». Компьютер был включен, на рабочем столе царил беспорядок…

Как Александру справиться с этой задачей?

t1611220878ab.png

Зачитывает задание с демонстрационного экрана и рассматривают рисунок

Текст задания представлен на демонстрационном экране, рисунок находится на компьютерах или распечатан

Текст задания представлен в презентации

Презентация находится в электронном дневнике в материалах к уроку или находится на гугл-диске

Практическая работа по решению проблемной ситуации

Для выполнения задания надо объединиться в группы


Объясняет план работы над заданием, дает краткие комментарии

Объединяются в группы по 4-5 человек Распределяют обязанности работы в группе, оформляют результаты в текстовом редакторе. Таблица заранее расположена на компьютерах

Распределяют обязанности работы в группе,

При дистанционной форме группы создать заранее, объединившись для работы в чаты, учитель добавлен во все группы, для того, чтобы следить за ситуацией


Задание.

Внимательно рассмотрите фотографию рабочего стола.

Обсудите в группе и решите, какое программное обеспечение необходимо для работы менеджера и какие программы установлены на этом компьютере,

Назовите способы, как это можно определить?

Результаты работы оформите в таблице 1.

Оформите заявку

Объясняет план работы над заданием, дает краткие комментарии, указывает страницы учебника, где можно найти необходимую информацию, высылает инструкцию


Задание представлено не сплошным текстом, а разбито на отдельные этапы работы. Каждый пункт предусматривает деятельность и фиксирование результатов в таблицу


Дает время учащимся для работы в группах (20 минут)

Работают в группах


Представление результатов работы

Организует обсуждение результатов

Выступают от группы

Выступают в конференции


Рефлексия



Сравнивают с модельным ответом

Сравнивают с модельным ответом


Учитывая, что умения самостоятельно учиться у учащихся сформированы на разных уровнях, то необходимо сопровождать учебный материал памятками, подробными инструкциями и возможностью обратиться за помощью к учителю.

Для учащихся предоставляются инструкции, формы для внесения результатов, (Приложение1)

Критерии и модельный ответ для самооценки и оценки результатов работы (Приложение 2)

В идеале работа в группе определяется следующим образом

Выделенные проблемные вопросы:

Какие программы нужны менеджеру по рекламе?

Пути решения: найти нужную информацию по запросу «должностные обязанности менеджера по рекламе», определить программы (1 ученик из группы)

Какие программы соответствуют иконкам рабочего стола?

Пути решения: найти в поиске используя функцию поиска по картинкам (новый вид знания) (3 человека, разделив условно рабочий стол на части)

Решают каждый свою задачу, затем заполняют таблицу (в электронной форме): 1 учащийся зачитывает и записывает ответ в ходе обсуждения. При этом каждый учащийся предлагает свой ответ на вопрос

Сравнивают и оценивают работу.



Таким образом, содержание учебного материала при дистанционной форме работы представлено обязательными блоками инструктивный, информационный, контрольный, коммуникативный блок и может быть использовано при проведении обычных уроков с использованием ИКТ технологий


Приложение 1

Инструкция для работы в группе:

Составьте план выхода из проблемной ситуации, определите проблемные вопросы и пути их решения (какие программы нужны менеджеру и как определить по значкам программу)

Распределите обязанности работы в группе:

п/п

Порядок работы и время на выполнение

Ответственный

Отметка о выполнении

1.

Определить какие группы программного обеспечения необходимы менеджеру?

1 ученик


2.

По значкам определить какие программы установлены на Рабочем столе

2-3 ученик (делят программы по условным строкам)


3.

Распределить программное обеспечение по группам

4-5 ученик


4.

Отобрать необходимые программы

вместе


5.

Оформить заявку

вместе


6.

Подготовить защиту

1 ученик




Осуществите поиск необходимой информации

Подготовьте защиту вашего решения от группы

Заявка

Прошу установить на ПК следующее программное обеспечение


Вид программного обеспечения

Название программы









5. Сравните с модельным ответом. Оцените свою работу по критериям





Приложение 2

Критерии:

Шкала оценивания:

Правильно подсчитано количество установленных программ -3балла

Правильно указана классификация необходимых программ -2 балла

Дан правильный вопрос на 2 вопрос -1 балл

Дан ответ на 3 и приведено пояснение ответа –1 балл

Дан правильный ответ на 6 вопрос и названы все антивирусные программы -1,5 балла

Названы все веб-браузеры -3 балла

Названы все программы обработки графики -1,5 балла

Дан развернутый ответ на 9 вопрос -3 балла

Дан обоснованный ответ на 10 вопрос -3 балла

За каждую неточность в ответе снимается 0.5 балла

Максимальный балл -19

19-17 баллов – отлично

16-12 баллов – хорошо

11-9 баллов – удовлетворительно

Таблица 1


вопрос

ответ

1.

Сколько программ установлено на ПК?


2.

Какие программы необходимы для работы (классификация)


3.

Каких программ на компьютере больше – системных, прикладных?


4.

Как вы думаете, была ли у хозяина компьютера возможность отвлечься от работы?


5.

Если ли на компьютере программы для создания и управления сайтом? Если есть, то какие?


6.

Какие программы обеспечивают безопасную работу данного компьютера?



7.

Сколько браузеров установлено на ПК?


8.

Какие программы позволяют обрабатывать графическую информацию?


9.

Какие программы, по вашему мнению, являются лишними? Почему?


10

Какие еще программы могут потребоваться в работе










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.