Программа по спортивным играм, 5-11 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №58»
Камышловского городского округа
Рабочая программа
по спортивным играм
для основного общего и среднего общего образования
Разработал:
Учитель высшей квалификационной категории Машьянова С.В.
Год разработки 2017 - 2018
Аннотация к рабочей программе
по спортивным играм (кружок).
Рабочая программа по спортивным играм разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, программой по предмету физическая культура, образовательной программой МАОУ «Школа №58» КГО.
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку,
календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
В соответствии с образовательной программой МАОУ « Школа №58» КГО отводится 128 часов - занятия проходят 2 раза в неделю по два часу.
Пояснительная записка.
Программа по ОФП и спортивным играм составлена на основании следующих нормативных документов:
-Закон « Об Образовании в Российский Федерации»;
-Концепция Федеральных Государственный Образовательных стандартов – «Просвещение» -2009г.;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - «Просвещение»-2010г.;
-Программа физического воспитания – «Просвещение»- 2011г.
Данная программа по внеурочной деятельности формирует у учащихся целостное представление о физической культуре и спорту. Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов и параллелей.
Цель обучения - формирование физической культуры личности школьника посредством овладения основами физической деятельности.
Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, которые определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека.
Периоды благоприятного развития физических качеств:
Физические качества |
5кл. |
6кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
10кл. |
11кл. |
Мальчики - юноши |
|||||||
Гибкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Быстрота |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Сила |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Выносливость |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Спортивно-силовые |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Координационные |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Девочки - девушки |
|||||||
Гибкость |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Быстрота |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Сила |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Выносливость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Спортивно-силовые |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Координационные |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Цель занятий спортивными играми является:
-формирование интереса и потребности школьника к занятиям физической культуры и спортом, популяризация игр (баскетбол, волейбол) среди учащихся;
-пропаганда ЗОЖ;
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-теоретическое и практическое обучение спортивным играм(баскетбол, волейбол);
-обучение учащихся жизненно-важным двигательным навыкам и умениям;
-формирование сборной команды школы по баскетболу и волейболу;
-формирование волевых, психологических качеств , для стабильных и успешных выступлений на городских соревнованиях.
Задачи занятий:
1.Выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства.
2.Овладеть теоретическими и практическими приемами спортивных игр (баскетбол, волейбол).
3.Участвовать в школьных и городских соревнованиях.
4.Развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость скоростно-силовую.
5.Воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремленность и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы.
6.Воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность и настойчивость.
Место и время проведения занятий:
Занятия кружка спортивных игр и ОФП проводятся в спортивном зале
МАОУ « Школа№58» КГО – 4раза в неделю по два часа (128 часов) :
-Вторник - 14.20-16.20.
-Четверг – 14.20-16.20.
Условия реализации программы кружка спортивных игр:
Материально-технические условия – обеспечение учебно – наглядными пособиями по волейболу и баскетболу, пополнение материальной базы.
Педагогические условия:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы кружка;
- соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
- создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации;
- программы деятельности спортивного кружка;
- тематическое планирование кружка спортивных игр.
Ожидаемые результаты работы:
1.Приобретение учащимися социальных знаний (общественных нормах, устройстве в обществе и т.д.).
Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства.
2.Овладение теоретическими и практическими приемами спортивных игр (баскетбол и волейбол).
Участие в школьных соревнованиях, формирование сборной команды школы для участия в городских соревнованиях. Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступлений на ответственных спортивных соревнованиях.
3.Содействие гражданскому, духовному и физическому развитию молодежи.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участия в соревнованиях.
Для проведения занятий спортивного кружка имеется следующее оборудование и инвентарь:
1.Гимнастическая стенка - 6шт.
2.Гимнастические скамейки - 6шт.
3.Баскетбольные щиты - 2шт.
4.Баскетбольные кольца - 2шт.
5.Волейбольные стойки -2шт.
6.Мячи:
-баскетбольные -10шт.
-волейбольные -10шт.
7.Скакалки -25шт.
8.Конусы -5шт.
Условные обозначения форм занятий
Типы занятий:
- вводные занятия (В.З);
-занятия ознакомления с новым материалом (Н.З.);
-смешанные занятия (СМ.З.);
-учетные занятия (У.З.);
-совершенствование с выполненным пройденным материалом (С.З.).
Методы ведения занятий:
-фронтальный (Ф.М.);
-поточный (П.М.);
-групповой (Г.М.);
-индивидуальный (И.М.);
-игровой (И.М.).
ЖУР – журнал учета результатов.
ОРУ – общеразвивающие упражнения.
ТТД – тактико-технические действия.
ОФК – основные физические качества.
РКК – развитие координационных способностей.
Календарно – тематическое планирование 5 – 11классов.
№ |
Разделы программы |
Календар-ные сроки изучения |
Виды заня-тий |
Темы занятий 5-11класс |
Формы контроля |
Оснащен-ность занятий |
1. |
Соблюдение мер безопасности и охраны труда на занятиях физической культуры. |
1неделя сентября |
В.З. Ф.М. |
Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми и оказание первой помощи. |
Фронталь-ный опрос. |
Инструкции техники безопасности и журнал по технике безопасности |
2. |
ОРУ (ловкость). |
2неделя сентября |
С.З. |
ОФК: -равномерный бег; -ОРУ на развитие ловкости. Подвижные игры. |
Корректи-ровка техники. |
Спортивный зал, свисток, секундомер. |
3. |
ОРУ (выносливость). |
3неделя сентября |
С.З. |
ОФК: -равномерный бег 500м.; -ОРУ на развитие выносливости. |
Корректи-ровка техники бега. |
Беговая дорожка, свисток, секундомер. |
4. |
ОРУ (скорость). |
4неделя сентября |
С.З. |
ОФК: -бег 30 м (2-3 повторения). Игры. |
Корректи-ровка техники бега. |
Беговая дорожка, свисток, секундомер. |
5. |
ОРУ (сила). |
1неделя октября |
С.З. |
ОФК: -равномерный бег; -подтягивание; -ОРУ на развитие силы. |
Корректи-ровка исполене-ния упражне-ний. |
Переклади-на, гимнасти-ческая стенка. |
6. |
ОРУ (выносливость). |
2неделя октября |
С.З. Г.М. |
ОФК: -равномерный бег 800м.; -ОРУ на развитие выносливости. |
Корректи-ровка техники бега. |
Беговая дорожка, свисток, секундомер. |
7. |
ОРУ (скорость). |
3неделя октября |
С.З. Г.М. |
ОФК: -бег 60 м (2-3 повторения). Подвижные игры. |
Корректи-ровка техники бега. |
Беговая дорожка, свисток, секундомер. |
8. |
ОРУ (скорость). |
4неделя октября |
См.З. Н.З. Г.М. |
Стартовые ускорения 4-5 повторений (10-12м-выс.ст., 10-15м.-низ.ст.). |
Корректи-ровка техники старта и бега. |
Спортивный зал, свисток. |
9. |
Соблюдение мер безопасности и охраны труда на занятиях физической культуры. |
2неделя ноября |
У.З. Ф.М. |
Повторный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Спортивные и подвижные игры. |
Фронталь-ный опрос. |
Журнал по технике безопасно-сти. |
10. |
Определение уровня ОФК (гибкость). |
3неделя ноября |
У.З. Пс.М. |
Наклон вперед из положения «сидя», сгибание и разгибание туловища из положения «лежа» за 30 сек. |
Фиксиро-вание результа-та. |
Спортивный зал, свисток, секундомер, маты, ЖУР. |
11. |
Определение уровня ОФК (сила, скоро-стно-сило- вые к.). |
4неделя ноября |
У.З. Пс.М. |
Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. |
Фиксиро-вание результа-та. |
Спортивный зал, рулетка, ЖУР. |
12. |
ОРУ (координации). |
1неделя декабря |
С.З. |
Совершенствование челночного бега, подвижные игры. |
Корректи-ровка техники бега. |
Спортивный зал, свисток. |
13. |
ОРУ (выносливость). |
2неделя декабря |
С.З. Г.М. П.М. |
Общеразвиваю-щие упражнения с повышенной амплитудой движения. |
Корректи-ровка движений. |
Спортивный зал, гимна-стические скамейки. |
14. |
ОРУ (координация, выносливость). |
3неделя декабря |
Н.З. С.З. Ф.М. И.М. |
Комбинации беговых упражнений, отжимания, прыжковых упражнений, выполнение «угла» на гимнастической стенке. |
Индивиду-альная нагрузка. |
Спортивный зал, свисток. |
15. |
ОРУ (сила). |
4неделя декабря |
С.З. Г.М. |
Передвижение на руках, переноска партнера, комплекс упражнений на гимнастической стенке. |
Индивиду-альная нагрузка. |
Спортивный зал, гимна-стические скамейки. |
16. |
ОРУ (скоростная выносливость). |
2неделя января |
У.З. |
Прыжки на скакалке (30с.) максимальном темпе (3-4 повторений). |
Индивиду-альная нагрузка. |
Спортивный зал, свисток, секундомер. |
17. |
Спортивные игры на базе волейбола. |
3неделя января |
С.З. Г.М. Ф.М. |
Равномерный бег, подвижные игры с элементами волейбола. |
Корректи-ровка техники игры. |
Волейболь-ная площадка, мячи. |
18. |
ОРУ (гибкость). |
4неделя января |
С.З. |
Равномерный бег, общеразвиваю-щие упражнения с повышенной амплитудой движения для локтевых, тазобедренных,коленных суставов. |
Корректи-ровка движений. |
Спортивный зал, гимна-стическая стенка. |
19. |
ОРУ (скоростно-силовые качества). |
1неделя февраля |
С.З. |
Равномерный бег. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из полуприседа. |
Корректи-ровка техники выполне-ния прыжко-вых заданий. |
Спортивный зал, свисток, секундомер. |
20. |
Общая выносливость. |
2неделя февраля |
С.З. |
6 – 12 минутный равномерный бег. |
ЧСС до и после бега и через 15 секунд. |
Спортивный зал, свисток, секундомер. |
21. |
ОРУ (скорость). |
3неделя февраля |
С.З. Г.М. |
|
Корректи-ровка движений. |
Спортивный зал, свисток, секундомер, эстафетная палочка. |
22. |
ОРУ (сила). |
4неделя февраля |
С.З. Г.М. П.М |
Общеразвиваю-щие упражнения на развитие силы. подтягивание (на высокой, низкой перекладине). |
Корректи-ровка техники выполне-ния упражне-ния. |
Спортивный зал, перекладина, ЖУР. |
23. |
Подвижные игры. |
1неделя марта |
Ф.М. Н.З. |
Равномерный бег. Подвижные игры. |
Корректи-ровка движений. |
Спортивный зал, свисток. |
24. |
ОРУ (ловкость). |
2неделя марта |
С.З. Г.М. |
Равномерный бег. Общеразвиваю-щие упражнения на развитие ловкости, игры. |
Корректи-ровка техники выполне-ния упражне-ния. |
Спортивный зал, гимна-стические скамейки, свисток. |
25. |
ОРУ (скоростная выносливость). |
3неделя марта |
У.З. Г.М. |
Прыжки на скакалке (30с.) максимальном темпе (3-4 повторений). |
Индивиду-альная нагрузка. |
Спортивный зал, свисток, секундомер. |
26. |
ОРУ (координация, выносливость). |
1неделя апреля |
С.З. Г.М. Ф.М. |
Комбинации беговых упражнений, отжимания, прыжковых упражнений, выполнение «угла» на гимнастической стенке. |
Индивиду-альная нагрузка. |
Спортивный зал, свисток, гимнастическая стенка. |
27. |
ОРУ (гибкость). |
2неделя апреля |
С.З. |
Равномерный бег, общеразвиваю-щие упражнения с повышенной амплитудой движения. |
Корректи-ровка движений. |
Спортивный зал, свисток. |
28. |
Общая выносливость. |
3неделя апреля |
С.З. |
6 – 12 минутный равномерный бег. |
ЧСС до и после бега и через 15 секунд. |
Спортивный зал, свисток, секундомер. |
29. |
ОРУ (скорость). |
4неделя апреля |
С.З. Г.М. П.М. |
ОФК: -бег 30 м (2-3 повторения). Игры. |
Корректи-ровка техники бега. |
Спортивный зал, свисток, секундомер, мячи. |
30. |
Определение уровня ОФК (сила, скоро-стно-сило- вые качеств). |
1-2 неделя мая |
У.З. Пс.М. |
Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. |
Фиксиро-вание результа-та. |
Спортивный зал, свисток, секундомер, |
31. |
Спортивные игры и подвижные. |
3-4 неделя мая |
С.З. Г.М. Ф.М. |
Равномерный бег. Игры. |
Корректи-ровка техники выполне-ния упражне-ния. |
Спортивный зал, свисток, секундомер, мячи. |
Тематическое планирование кружка «Спортивные игры».
1-3 занятие:
Правила по предупреждению травматизма на занятиях баскетболом. Ведение мяча правой и левой рукой. Учебная в баскетбол.
4-6 занятие:
Ведение баскетбольного мяча с изменением направления, приставным шагом. Передача двумя руками из-за головы. Бросок одной рукой в прыжке. Учебная игра.
7-12занятие:
Ловля мяча после отскока от щита. Штрафной бросок. Вырывание и выбивание баскетбольного мяча. Учебная игра в баскетбол.
13-15 занятие:
Ведение с переводом мяча за спиной. Броски одной рукой от головы.
Учебная игра.
16-21 занятие:
Ведение мяча с обводкой. Бросок одной рукой от головы в прыжке. Зонная защита.
22-24 занятие:
Ловля высоко летящих баскетбольных мячей в прыжке. Зонная защита. Учебная игра.
25-30 занятие:
Передача баскетбольного мяча с отскока от пола. Индивидуальная защита. Учебная игра.
31-33 занятие:
Передача одной рукой баскетбольного мяча из-за спины. Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол.
34-39 занятие:
Броски в кольцо после ведения мяча с двух шагов. Прессинг. Учебная игра.
40-45 занятие:
Броски мяча в движении после передачи. Прессинг. Учебная игра.
46-48 занятие:
Специальные упражнения и комбинации для совершенствования ведения и передач баскетбольного мяча. Подвижные игры и эстафеты.
49-54 занятие:
Ведение мяча с разной высотой отскока. Позиционное нападение. Учебная игра в баскетбол.
55-60 занятие:
Совершенствование бросков с мяча с места, после ведения. Нападение быстрым прорывом.
61-63 занятие:
Круговая тренировка (5-6 станций). Сдача контрольных нормативов. Учебная игра в баскетбол.
64-66 занятие:
Техника безопасности на занятиях волейболом. Верхняя передача над собой. Верхняя передача через сетку .Верхняя прямая подача. Учебная игра в волейбол.
67-69 занятие:
Прием волейбольного мяча двумя руками снизу перед собой. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Одиночное блокирование. Учебная игра в волейбол.
70-75 занятие:
Прием волейбольного мяча двумя руками снизу после подачи. Прямой нападающий удар. Учебная игра.
76-78 занятие:
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача волейбольного мяча в парах, тройках. Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар. Учебная игра.
79-81 занятие:
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача волейбольного мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар в тройках. Индивидуальное блокирование. Учебная игра.
82-90 занятие:
Сочетание приемов в волейболе. Верхняя прямая подача. Индивидуальное блокирование. Учебная игра в волейбол.
91-96 занятие:
Сочетание приемов в волейболе. Индивидуальное блокирование и страховка блокирующих. Учебная игра в волейбол.
97-102 занятие:
Сочетание приемов в волейболе. Индивидуальное блокирование и страховка блокирующих. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра в волейбол.
103-110 занятие:
Сочетание приемов в волейболе. Индивидуальное блокирование и групповое блокирование . Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра в волейбол.
111-128 занятие:
Сдача контрольных нормативов. Спортивные игры.