Программа внеурочной деятельности «Туризм» (5–7 классы)

0
0
Материал опубликован 5 February 2017 в группе

Пояснительная записка.

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные туристы-спасатели»» разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального Государственного образовательного стандарта начального (основного) общего образования,

-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;

на основе:

-Основной образовательной программы Начального (основного) общего образования средней школы №21 г.Ярославля;

-Плана внеурочной деятельности средней школы №21 г.Ярославля на 2016-2017 учебный год.

-Рабочей программы по туризму для 5-7 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.

-Программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Задачи:

- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 68 часа, 2 часа в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Из них 12 часов отводится для проведения экскурсий, соревнований, походов выходного дня.        

Занятия проводятся во внеурочное время детей.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, улицы района, спортивный зал, спортивная площадка школы.

Форма организации внеурочной деятельности

Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.

Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

- тематические праздники;

- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,

- конкурсы;

- эстафеты;

- диалоги;

- беседы;

- диспуты;

- тренинги;

Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.

Ценностные ориентиры: программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.

Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

Формы и виды контроля.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Поисково-исследовательский метод.

2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.

3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.

Также разнообразны формы работы:

- лекционные занятия;

- практические занятия;

- тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;

- проведение соревнований по спортивному ориентированию;

- участие в туристических слётах;

- участие в военно-спортивных играх;

- проведение викторин, конференций по охране природы;

- краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;

- метод проектов;

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся узнают:

- основные этапы истории туризма;

- основные виды туризма;

- историю своей школы, её традиции;

- основные вехи истории родного края;

- азбуку туристско-краеведческой деятельности;

- правила поведения в музеях и других общественных местах;

- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- основные виды растительного и животного мира своего края;

- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

- способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся получат возможность узнать/познакомиться:

- основные социальные функции туризма и краеведения;

- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;

- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;

- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;

- правила оформления краеведческого исследования;

Обучающиеся научатся:

- общаться с людьми;

- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

- соблюдать правила личной гигиены;

- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- вести исследовательские краеведческие записи;

- составлять справочную картотеку;

- выступать с докладами

- работать с научно-популярной литературой;

- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

- рисовать планы местности;

- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

В процессе реализации программы у учащихся будут формироваться/совершенствоваться следующие качества:

- инициативность;

- аккуратность;

- коммуникабельность;

- целеустремлённость;

- самокритичность;

- творческая активность;

- способностью к оказанию взаимопомощи;

- самостоятельность;

- исполнительность;

- способностью к взаимодействию в команде;

- физическая активность;

- выносливость;

- упорством в достижении поставленных целей;

- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

- милосердием, заботой о старших и младших;

- экологическая культура;

- любовью к своей малой родине;

- трудолюбие.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

 

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ

1

1

 
 

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

1

1

 
 

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас.

2

1

1

 

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

2

 

2

 

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

2

1

1

 

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

2

 

2

 

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

4

1

3

 

Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный

4

1

3

 

Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

4

1

3

 

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток

1

1

 
 

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.

1

1

 
 

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

1

1

 
 

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение

1

1

 
 

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

1

 
 

Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря

2

 

2

 

Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей

2

1

1

 

Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода

1

 

1

 

Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

2

1

1

 

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию.

1

1

 
 

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

2

2

 
 

Правила подачи сигналов бедствия

2

 

2

 

Определение погодных условий до и во время проведения похода

2

 

2

 

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним.

1

1

 
 

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

2

 

2

 

Обеспечение группы продуктами питания в походе

2

 

2

 

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

2

 

2

 

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1

1

 
 

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

1

1

 
 

Первая медицинская помощь в природных условиях

3

 

3

 

Использование лекарственных растений при различных заболеваниях

2

2

 
 

Итоговое занятие

1

1

 
 

Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года)

12

 

12

 

Итого

68

23

45

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.