Методическая разработка «Использование методической литературы, как средства обучения игры на фортепиано на начальном этапе»
Пермский край
Кунгурский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Использование методической литературы, как
средства обучения игры на фортепиано на
начальном этапе.
Методическая разработка
Преподавателя фортепиано
Жуковой Татьяны Флегонтовны
2021г.
Содержание.
Введение.
Глава1. Задачи обучения игры на начальном этапе.
Глава 2. Анализ приёмов обучения по новым методическим сборникам
Заключения.
Литература.
Введение.
Основа начального обучения игры на фортепиано –это воспитание у учащихся любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления. Одной из задач современной фортепианной педагогики - является поиск средств и приёмов развития музыкально – исполнительских навыков, начинающих пианистов. На помощь педагогам приходят новые издания музыкальной литературы. В последние годы в музыкальном образовании появляются новые учебно- методические пособия: «Крохе – музыканту»» Я буду пианистом» автор –И.Королькова, «Школа игры» -авторы Б. Поливода и В.Сластенко, «В музыку с радостью» -О. Геталовой и И. Визной, « Волшебный мир фортепиано» -М.Глушенко, « Маленькому пианисту» -Б.Милич. Данные методические пособия дают возможность снабдить учащихся необходимым набором произведений, методическими приёмами, которые помогут помочь во овладении музыкальным инструментом. Так сборник Б. Милича -основан на многолетнем личном опыте преподавания сотен детей. Высокие педагогические качества предлагаемых произведений, вошедших в репертуар и тонкое понимание интересов преподавателей и учащихся обусловили огромную популярность сборника.
«В музыку с радостью « созданный О.Геталовой и И.Визной на базе детской музыкальной школы№ 2г. Гатчины Ленинградской области обобщён многолетний опыт педагогической деятельности авторов.»Крохе- музыканту» и «Я буду пианистом «1,2,3,части – автор И. Королькова так же предназначен для обучения игры на фортепиано на начальном уровне.
Актуальность данной методической темы заключается в том, что процесс обучения на начальном уровне происходит на более интересном доступном, образном материале с общечеловеческими нравственными ценностями, способствующих развитию пианистических навыков.
Цель: накопление и систематизация материала для развития начального обучения игры на фортепиано.
Объект: методические пособия как средство обучения игры на фортепиано.
Предмет: приёмы начального обучения игры на фортепиано.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме.
2.Анализ приёмов обучения по различным сборникам.
Контигент: учащиеся подготовительного и 1- класса.
Глава.1. Задачи обучения игры на фортепиано на начальном этапе.
Детская школа искусств как образовательное учреждение позволяет реализовать задачи музыкального воспитания детей на основе обучения игре на музыкальных инструментах , в частности фортепиано. Современный процесс обучения на фортепиано- это одно из направлений комплекса формирования музыкальных знаний и умений учащихся. Основная цель организации процесса обучения игре на фортепиано: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению на основе овладения теоретических знаний и практических навыков игры на фортепиано. Исходя из цели, программа предусматривает решение следующих задач:
- формировать музыкально- исполнительские навыки игры на фортепиано;
- расширять музыкальный кругозор на основе ознакомления с лучшими образцами народной музыки, произведений русских и зарубежных композиторов;
- развивать музыкальное мышление учащихся;
- развивать концертно- исполнительские навыки
- формировать навыки самостоятельной работы над музыкальными произведениями;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие , терпение, умение достигать поставленные цели.
На начальном периоде обучения задачи следующие:
- формирование правильной посадки и постановка рук;
- формирование технических навыков: исполнение упражнений , гамм, этюдов. Выбор репертуара планируется преподавателем индивидуально с учетом музыкальных способностей, практических навыков владения инструмента, интересов учащихся. В урок вводится игра в ансамбле преподавателя и учащихся, что помогает ему слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партии, учить внимательно слушать произведение, вовремя вступать. Для достижения этих целей и задач преподаватели используют различную методическую литературу , в которой раскрыты приёмы обучения на начальном этапе игры на фортепиано
Глава 2. Анализ приёмов обучения на начальном этапе игры на фортепиано по различным сборникам.
Пособие» Маленькому пианисту» автором которого является Б. Милич- профессор государственной консерватории имени П.И.Чайковского, автор Всесоюзной программы по педагогической практике фортепианных факультетов музыкальных вузов. Данный репертуар даёт возможность снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в течении года по программе.
Пособие «Маленькому пианисту « адресовано для подготовительного класса. В первом разделе рассматривается подбирание по слуху одноголосных мелодий; во втором разделе - игра по нотам одноголосных мелодий- приёмы нон легато, легато. В третьем разделе –игра более сложных одноголосных мелодий и легких пьес, приём игры стаккато, легато, нон легато. Воспитание игровых навыков осуществляется на последовательно усложняющихся фактурных приёмах.
Автор И.Королькова сборник « Крохе музыканту» -1и 2 часть. Первая часть предназначена для обучения игры на фортепиано детей 5-6 лет. Тексты песенок образны и доступны по содержанию, сделана подсказка клавиатуры и нот: « Андрей- воробей» « Кошкин дом» « Зайчик» « Умница»( до, ре, ми, фа, соль, ля, си.)песенки на каждую ноту. Интересно и образно даны длительности 4\4 в конце раздел « Проверь себя» и поставь себе отметку. Продолжением этого сборника является « Я буду пианистом» 1,2,3,часть. Первая часть состоит из четырёх частей ( по числу четверти в году) каждая из которых является продолжением предыдущей. Предлагаемые песенки просты, разнообразны по характеру , удобны для пения и исполнения на инструменте. Они так называются: « Первая песенка» « Добрая» « Дружная» «Опасная» «Воздушная» « Веселая» « Утренняя» «Грибная» и т.д. В сборнике «Школа игры на фортепиано» авторы Б. Поливода и В. Сластенко представлены 140 новых пьес. Это методическое пособие предназначено для подготовительного и первого, второго класса ДШИ. Он состоит из 2-х частей. Первая часть называется «Перед тем как играть пьесы» состоит:
-два первых знакомства, где наглядно показаны как сгибать и разгибать кисть, описаны как нужно ставить пальчики на клавиатуре и сразу даётся понятие динамических оттенок: форте , пиано, фортиссимо, пианиссимо и.т.далее.
- познакомься с клавиатурой пианино и главными звуками
- разберись как устроена октава
- научись записывать музыкальные звуки на нотной бумаге и читать ноты (показ ладони как на нотном стане)
- научись записывать длинные и короткие ноты
- разберись как устроена музыкальная мелодия.
-три первые пьесы для одного пальца одной руки в ансамбле с учителем на 2\4, 4\4, 3\4, длительностями целой, половинной , четвертной.
-пять пьес для одной руки в размере 2\4 3\4 4\4 - вторым , третьим, четвертым пальцем.
2-УЧИСЬ ИГРАТЬ ДВУМЯ РУКАМИ.
-три пьесы двумя руками для одного пальца каждой руки.
-шесть пьес для двух рук и трёх пальцев каждой руки, подключается игра на легато.
-пять пьес для четырёх и пяти пальцев каждой руки.
3-ПЕРВЫЕ ПЬЕСЫ В КЛЮЧЕ «Соль» с одинаковыми нотами для обеих рук. В этом разделе сначала представлены упражнения сравнивается с компьютером где нужно находить на экране нужные цели, так и чтобы хорошо играть на пианино нужно быстро находить глазами нужную ноту: двигаться глазами слева направо по строчкам и мысленно определить какая нота сроит на линейке, а какая в промежутке, ноты при том « по именам» не называются. «Пройдись « так глазами три раза. Во второй в третий раз «пройдись» по строчкам быстрее, мысленно определяя название ноты. Затем мысленно проговорить ноты стоящие на линейках затем между линейками , и только потом «3» пальчиком проиграть эти ноты на клавиатуре громко называя по именам каждую ноту. Проиграть так несколько раз с каждым разом стараться делать быстрее. Далее представлены пьесы с одинаковыми нотами в левой и правой руке:» Слепой дождь» «Лунные зайчики» «Пчёлка»
4. Пьесы в ключе «Соль» с разными нотами для каждой руки приём на легато.
5. Учись играть пьесы с очень короткими нотами( восьмые) «Лошадка» « На велосипеде»
6. Пьесы в ключе «соль» и в ключе «Фа» для двух рук «Светлячки» «Слон» « Закат солнца»
7.Научись переносить руку в позиции До-мажор на рисунке стр. 67 показана позиция пальчиков «Бабачка» -«До» первой октавы то правой то левой.
8. Учись играть двойные ноты - также на рисунках показана позиция «кисти и пальцев». Интересные пьесы «Колокольчики звенят»
9. Учись переносить пальцы друг через друга - показ стр. 76.
-учись играть гаммы аккорды на белых клавишах, арпеджио- здесь подобраны пьесы « Играем в классики» стаккато -показан утюг обжигающий.
10.Научись играть в позиции «Фа мажор» представлена снова «Колокольчики звенят»
11. Учись играть в позиции «Соль мажор « Колокольчики звенят».
13. Учись играть и держать пальцы в разных позициях.
Учебное пособие «В музыку с радостью « автор О.Геталова- состоит из 2х сборников. Первый предназначен для дошкольников. Цель этого сборника -помочь преподавателям фортепиано вовлечь ребёнка в мир музыки. Успешное их выполнение доставит малышу удовольствие , занятия будут радостными и успешными. Удобное расположение нот на странице, крупный шрифт , забавные тексты, яркие цветные рисунки- всё это пособие будет удобным и полезным с маленькими детьми.
«Волшебный мир фортепиано» - новая работа в виде серии небольших тетрадей . Продолжительность изучения той или иной тетради может быть различной, в зависимости от способностей ученика. Основные установки автора и общие методические рекомендации изложены во введении к первой тетради, где рассматриваются: комплексная методика, с чего начинается обучение, от слуха к пальцам, первые шаги пианиста, работа над техникой, гимнастические упражнения, воспитание различных музыкально – исполнительских навыков, музыка двадцатого века в учебном репертуаре, путь к композиции, напутствие педагогу.
Комплексность предлагаемой методики заключается в том, что она обеспечивает разностороннее гармоническое музыкальное развитие ребёнка, охватывая все направления обучения: исполнительство, теорию, творчество.
Обучение музыке полноценно в том случае, если музыкальное искусство познаётся в его триединстве: сочинение, исполнение, восприятие. С первых встреч с учеником важно « погружать» его в музыку, « заражать» ею, приучать слушать небольшие произведения( в исполнении педагога и в записи) учить не просто слушать, а уметь услышать главное и проникнуться им. Если удалось увлечь ребёнка музыкой, нужно начать вводить его круг задач фортепианной технологии. Исполнение даже самых простых мелодий может вызвать у начинающего технические затруднения. Для этого полезны специальные гимнастические упражнения, которые помогут почувствовать гибкость и ловкость своего тела, правильность осанки, посадки за инструментом, удобство и естественность игровых движений. В сборнике даны 14 упражнений, обеспечивающих развитие пианистических двигательных навыков.
Музыкальный материал расположен таким образом, чтобы у учащегося постепенно и последовательно накапливались слуховые, исполнительские навыки, а также теоритические. С первых уроков необходимо знакомить ученика с многообразием музыки двадцатого века. «Волшебный мир фортепиано» знакомит с джазовой и современной музыкой.
Систематическое разучивание пьес так называемого лёгкого жанра даёт учащимся возможность включаться в повседневное бытовое музицирование , помогает направлять их интересы в этой области. В итоге музыка для ученика с самого начала будет делиться не на серьёзную и легкую, а на обладающую художественным достоинством.
Основной ориентир педагога- глаза ученика, говорящие о его настроении, степени внимания и заинтересованности. Следует помнить, что именно в первые годы обучения - закладывается фундамент всех знаний и навыков, которые в дальнейшем совершенствуются. Упущенное на начальном этапе трудно наверстать. Поэтому методика комплексного интенсивного музыкального воспитания предполагает продвижение и обеспечивает наилучшие результаты на ранней стадии и открывает широкие перспективы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении данной методической работы были проанализированы такие сборники:» «Волшебный мир фортепиано» автор М.Глушенко; «Школа игры на фортепиано» ав--тор Б. Поливода.» « В музыку с радостью показаны » -О.Геталова; « Я буду пианистом»- И.Королькова; « Маленькому пианисту» -Б.Милич;
Актуальность выбранной темы подтверждается содержанием собранного материала, который нужно использовать в учебном процессе. В первой главе раскрыты задачи обучения игры на фортепиано на начальном этапе, даны общие понятия. Во второй части проанализированы методические сборники и выделены приёмы, которые помогут в обучении игры на фортепиано. Так в сборнике «Маленькому пианисту» -Б.Милич можно использовать пьесы в ансамбле с учителем-20 пьес.
«Школа игры на фортепиано « -Б.Поливода и Сластенко - показаны наглядно положения рук в разных позициях, система игры пьес для одного пальца каждой руки, двух, и трёх , четырёх, пяти. Пьесы в ключе «соль» с одинаковыми нотами для каждой руки, пьесы с короткими нотами, в ключе «Фа» для обеих рук; научись переносить руку в позицию До- мажор; учись играть двойные ноты; учись переносить пальцы друг через друга; учись играть аккорды, арпеджио и подбирать песенки; учись играть пьесы на белых и черных клавишах; учись играть в позиции Фа- мажор ;учись играть в разных позициях.
В сборнике» В музыку с радостью» авторы О.Геталова и И. Визная представлены пьесы в разных октавах( стр. 3) и сразу даются понятия нот в басовом ключе, подобраны пьесы с басовым ключом» Звоны» « Пчёлка» « Совушка» « Лепешки».
Идёт работа по приёму нон легато, игра двойных нот» Тень-тень» « Ёлочка» т.е. игра двумя руками песен и только в шестой части появляется приём легато и стаккато. В сборнике также много ансамблей, их можно использовать с детьми по общему фортепиано. « Волшебный мир фортепиано» автор М.Глушенко так же предназначен для начального обучения игры на фортепиано.
Сборник представлен в виде тетрадей 1,2,3.Здесь можно использовать комплекс упражнений , обеспечивающих развитие пианистических двигательных навыков .Упражнения для запоминания нот в разных октавах. В завершении 1 тетради дан примерный концертный урок. Во второй тетради - представлены пьесы и много упражнений для исполнения этих пьес-стр. 9, 24, 30, 36, 40, 43. Интересная пьеса « Детский блюз» стр. 28.В конце дано содержание заключительного урока.
После анализа результатов выполнения теоритической части и практической работы можно сделать вывод о достижении цели и решения основных задач методической разработки. Содержание методической разработки может быть использовано на уроках обучения по фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
Б. Милич» Воспитание пианиста»
Б. Милич «Маленькому музыканту»
О.Геталова и И. Визная « В музыку с радостью»
М.Глушко « Волшебный мир фортепиано»
Б. Поливода и Сластенко « Школа игры на фортепиано»
О. Иванова и И. Кузнецова « Новый музыкальный букварь»
И.Королькова « Я буду пианистом»
И.Королькова «Крохе- музыканту»