Методическая разработка «Кроссворды по теории литературы как средство проверки знаний»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую проверочную работу нетрадиционной формы «Образовательная головоломка»
Кроссворды для проведения проверочных работ при подготовке к ВПР (8кл), ОГЭ (9 кл), ЕГЭ (11 кл)
Ромах Наталья Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
КГБОУ Бийский лицей-интернат
Алтайский край
Пояснительная записка
Кроссворды по литературе – хороший вариант проверочной работы на уроках литературы. С одной стороны – это игровой момент, с другой стороны, отличный способ проверить знания учеников по литературе. Причем по любому разделу: по биографии авторов, по содержанию произведений, а также по теории литературы. Именно теория литературы является одним из ключевых компонентов в экзаменационных работах, начиная с 8 класса. Поэтому мой кроссворд составлен по различным разделам теории литературы. Кроссворд можно использовать и как проверочную работу, и как повторительный элемент, и как изучение нового материала.
Образовательная цель: Проверить знания учеников по теории литературы на разных этапах подготовки к экзаменам
Образовательные задачи:
Пробудить интерес к изучению литературы
Облегчить изучение терминов литературы
Активизация познавательного интереса
Развитие памяти, мышления, воображения
Аудитория: 8, 9, 10 и 11 классы
Предмет: литература
Содержание:
Кроссворд по родам и жанрам литературы
Кроссворд по историко-литературному процессу
Кроссворд по терминам литературы
Кроссворд по средствам выразительности
Источники информации: Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко «Литература в схемах и таблицах»
Кроссворд по теме «Роды и жанры литературы»
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3/4 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||
1. |
6 |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||
9 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||
6 |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||
7 |
11 |
||||||||||||||||||||||||||||
13/9 |
|||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы по горизонтали:
Один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений или переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.
Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем)
Небольшое по объему сатирическое стихотворение
Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:
– большой объем
– несколько сюжетных линий
– судьба нескольких персонажей во взаимосвязи
Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок.
Исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.
Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
– средний объем
– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете
Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Вопросы по вертикали:
Совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение
Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому.
Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни
Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Один из трех родов литературы, принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. Текст представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок.
Крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей
Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал неожидан и не вытекает из хода повествования.
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Кроссворд по ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОЦЕССУ
(литературные направления)
10 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
5 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы по горизонтали
совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода.
Направление XIX - XX века, основанное на
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Модернистское направление в искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции. В основе лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, не видимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.
Направление XVIII - начало XIX века, основанное на:
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.
Направление последней трети XIX - начала ХХ века, основанное на:
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
10. Направление 1910 - 1912 гг. (Россия), основанное на:
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
11.Направление последней трети XIX века, основанное на:
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
12. середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны). Принципы:
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
13.Направление, основанное на
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
Вопросы по вертикали
1. Направление, основанное на следующих моментах:
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
2. Направление конца XVIII - XIX века, основанный на:
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах
3. Направление XVIII - начало XIX века, основанный на:
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
4. Направление 1870 - 1910 годы, основанный на:
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
5. Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики характерен эпатаж, анархические мотивы.
Кроссворд по средствам выразительности
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||
9 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||
10 |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
11 |
11 |
||||||||||||||||||||||||||||
5 |
9 |
||||||||||||||||||||||||||||
12 |
12 |
||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Вопросы по горизонтали
- Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления
2. Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства
3. Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов
4. Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе
5. Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста
6. Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк
7. Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия)
8. Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку
9. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению
10.Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления
11.Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности.
12. Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения
13.Устойчивое сочетание слов
14.Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению
15.Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления
Вопросы по вертикали
1.Вид тропа, заключающийся в сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов
2.Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности
3. Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк
4. Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки
5.Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков
6. Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи
7. Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению
8. Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ
9. Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия
10.Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме
11. Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи
12. Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало
Кроссворд по терминам литературы
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||
4 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||
9 |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||
2 |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||
13 |
11 |
||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы по горизонтали
1Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества.
2События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
3Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.
4последовательность событий в художественном произведении
5Персонифицированный герой, повествующий о событиях
6Заключительная часть произведения
7Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя.
8Фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения
9мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.
10.Описание природы, Раскрывает внутренние переживания героя
11.Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения
12.столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения
13. Основа повествования художественного произведения, где изображаются действия персонажей, через которые раскрывается характер героя
14. Цитата во главе произведения
15.Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
Вопросы по вертикали
1.Построение художественного произведения, расположение его составных частей.
хронологическая последовательность событий художественного произведения.
2. Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц
3.Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
4.Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия
5.Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия.
6.то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
7.Цитата во главе произведения
8.Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий 9.сквозь творчество писателя или отдельное произведение.
10авторское наименование конкретного художественного произведения