Методическая разработка «Особенности работы с детьми на начальном этапе обучения, перспективы развития»

2
0
Материал опубликован 4 November 2021

«Особенности работы с детьми на начальном этапе обучения , перспективы развития»


(методическая разработка)


    Выполнила Педагог Дополнительного  Образования МБОУСОШ№7  ДМС "Карусель"                      

Корнишова Светлана Юрьевна

                                                            г. Муром  


В настоящее время предъявляются как никогда очень высокие требования к профессиональной компетенции педагогических работников.

Педагог сегодня должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложнейшие профессиональные задачи, выстраивать реально достижимые цели, задачи своей деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приёмы, программы, а самое главное – он должен любить детей, проявлять интерес к развитию и формированию их личности. Профессия педагога - очень творческая. Мы имеем дело с личностью, следовательно, должны исходить из психики ребёнка, его характера, темперамента. Также должны учитывать домашние условия, в которых он растёт. Важность творческой составляющей работы преподавателя – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Говоря о воспитании детей, о приобщении их к искусству, мы хотим чтобы они были культурными, образованными, общительными, творческими людьми; хотим привить им нравственные, моральные качества, научить уважению к другим и самоуважению – научить их жить в соответствии с внутренним голосом и не быть заложниками обстоятельств. Являясь преподавателем по классу домры, хочется немного познакомить с историей возникновения своего любимого инструмента. Домра известна с IV века и в Россию пришла из Сирии. Сейчас домре в оркестре русских народных инструментов поручают ту же роль, что и скрипке в симфоническом. И кто бы мог подумать, что в старину она была излюбленным инструментом бродячих шутов – скоморохов. Удивительным сегодня кажется и тот факт, что домра на Руси всячески преследовалась властями. Так в 1645 г. пять доверху груженых домрами обозов были публично сожжены на берегу Москвы-реки. С тех пор инструмент надолго исчез из музыкальной жизни россиян, и лишь спустя 200 лет русскую домру удалось отыскать в одной крошечной северной деревушке. С тех пор домра прочно заняла своё почётное место среди сольных популярных народных инструментов.                 И сегодня мне хочется рассказать об основных задачах, которые я преследую в своей педагогической деятельности. Главной же целью именно для меня является умение научить ребёнка учиться самостоятельно и создавать для этого ему все необходимые условия.  Специфика обучения исполнению на любом музыкальном инструменте состоит в необходимости многочасовых ежедневных самостоятельных занятий. Можно с уверенность сказать, что ни одна учебная дисциплина не требует такого количества самостоятельных занятий, как музыка. Отсюда ясно, какое значение имеет для музыканта умение самостоятельно заниматься. В психологии выделяют внутреннюю и внешнюю мотивации. Внешняя мотивация - это чаще всего «кнут и пряник». Обе роли чаще всего выполняет оценка. Но уповать на силу такой внешней мотивации не стоит, поскольку с возрастом ученики все меньше значения придают формальным оценкам. Остается развитие внутренней мотивации, через подражание тем людям и общностям, которые по каким-либо причинам привлекательны для ребенка и обретение себя в этом обществе. Ни одна сфера не дает такой возможности и утверждения собственной индивидуальности ребенка, как искусство (ведь нельзя в математике или биологии по-своему трактовать законы и формулы) И это важнейший мотив, приводящий подростков в субкультуры, отвечающие их индивидуальности и потребности в идентификации. Самое существенное влияние на мотивацию детей к занятиям искусством оказывает та мотивация, которая исходит от взрослых – педагогов, родителей, кумиров в области искусства, считываемый мотивационный комплекс, исходящий от семьи. Если интерес к новостям в мире искусства витает в воздухе семьи и школы, им очень трудно не заразиться. Сейчас уже другой век – у детей компьютеры в головах. Но, как и прежде очень многое в детях зависит от культуры и воспитания их родителей. Когда приводят в студию своих детей родители, далёкие от музыки, приходится сначала с ними поработать, побеседовать, что-то рассказать, пригласить на концерты. Далеко не все дети горят желанием серьёзно заниматься музыкой, много так называемых случайных детей. Но и в этом я, например, вижу положительную сторону, ведь занятия музыкой – одна из альтернатив пресловутым уличным компаниям. Развить интерес у детей к музыке можно посещением концертов, присутствием на выступлениях своих сверстников, в таком случае у большинства из них появляется желание играть, и не просто играть, а хорошо. Не обязательно всех делать профессиональными музыкантами, в основном на начальном этапе важно просто привить любовь к музыке, своему инструменту. Надо сделать всё, чтобы как можно скорее вызвать у ребёнка любовь к своему инструменту, как к любимой «игрушке», нередко эта любовь приходит вместе с влюблённостью в педагога. Вот тогда ученик будет ходить на уроки и серьёзно заниматься. Необходимо внушить родителям, что занятия музыкой не пройдут бесследно для их ребёнка, они развивают интеллект и работоспособность человека, эмоциональность его характера и многое другое. Поступление ребёнка сразу в две школы - общеобразовательную и музыкальную вносит в его жизнь коренные изменения. Столкнувшись с большим объёмом школьных занятий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение – это прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них может наступить разочарование и от этого падение контингента учащегося класса. Поэтому на этом этапе очень важно со стороны педагога предотвратить этот критический момент падения интереса к занятиям, а причин для этого очень много – это однообразие изучаемого материала, преобладание на данном этапе обучения теоретического материала, темп ведения урока, устойчивость и концентрация внимания ребёнка и многое другое. Начальный этап обучения я считаю для себя самым сложным. С начинающими учащимися я приступаю к занятиям исключительно деликатно, внимательно, аккуратно, даже осторожно. На первом этапе погружения в музыкальный мир помимо заинтересованности, считаю принципиально важным сформировать у ребенка уверенность в себе, убедить его, что ничего невозможного нет. Для достижения этой задачи тщательно подбираю первый репертуар, соответствующий индивидуальным особенностям и характеру ребенка. И уже в начале обучения хочется видеть желание ребенка, иногда не всегда осознанное, выразить свое чувство даже в простенькой пьеске. Внутренняя потребность в самовыражении через музыку, наблюдаемое «притяжение» к инструменту, проявление резерва слуховых и артистических данных – тот небольшой список «примет», который подсказывает, что ребенок открыт для занятий музыкой. И особое место здесь еще занимает способность ребенка терпеливо переносить трудности ежедневной кропотливой, напряженной работы. Оптимальный возраст ребёнка – 6-7 лет. В это время у детей очень гибкие руки, пальцы. Но тут очень важно не переусердствовать. Вообще, в первый год обучения надо делать всё очень медленно, давать нагрузку постепенно. В этом возрасте дети в основном послушные, «домашние», - всё, что нужно впитывают как губка, сами, без давления. И получается так: когда у них появляется настоящий интерес к музыке, к занятиям, у них уже наработаны необходимые технические средства. Самая большая сложность на этом этапе – правильность постановки рук, звукоизвлечение, а это требует большой скрупулезности, рутинной работы. Начальный период обучения на домре имеет свою специфику. Если ребёнок просто нажал клавишу фортепиано или аккордеона, то он легко извлекает звук, что практически невозможно на домре, так как необходимы определённые навыки, чтобы правильно зажать струну, в ином случае звук будет только шумовой, а не музыкальный. Правильной постановкой рук надо считать ту, которая помогает исполнителю добиваться желаемого звучания. Нельзя к постановке и посадке относиться как к чему-то стабильному, раз и навсегда установленному, в процессе обучения все это корректируется в зависимости от возраста ребенка и его физиологии. В частности, положение правой руки должно видоизменяться в зависимости от того Что? конкретно исполняется. К настоящему времени, как известно, сложились определенные исполнительские школы: московская, петербургская, оренбургская, - в каждой из которых прослеживается свое отношение к постановке (кто играет кистью, кто предплечьем). Нужно с первых уроков внушить ребёнку, что без правильной постановки рук невозможно свободное владение инструментом. Для сравнения обратим внимание на человеческую речь. Как много красок и оттенков в каждом звуке: от шепота до крика. Мы различаем спокойный и возбужденный разговор, осторожную и уверенную речь, по одной лишь интонации определяем, просьба звучит или приказ, восторг или равнодушная констатация фактов. Так и при игре домре: музыкант должен стремиться передать в звуке самые разные состояния, чтобы раскрыть заложенное в музыкальном сочинении содержание. Особенностью своей работы я считаю уделение очень большого внимания звукоизвлечению. Качество звука – это очень важная составляющая музыканта. Я бы даже сказала, человек, не владеющий звуком, не владеет ничем. Это все равно, что из целого алфавита выговаривать лишь 20 букв: о многом ли можно сказать. Работа над звуком – дело длительное и кропотливое. Культура звукоизвлечения воспитывается годами, начиная с первых дней обучения, и по сути своей она неразрывно связана с воспитанием и развитием слуха. Много внимания на своих уроках я уделяю развитию внутреннего слуха по запоминанию интонации звучания каждой ступени лада (пение любой ступени лада до тоники по определенной системе).

t1636011677aa.png

При постоянном проигрывании или пропевании этих попевок в разных тональностях у детей очень быстро развивается вслух, они начинают читать с листа и подбирать мелодии по слуху. И результаты работы не остались не замеченными: качественное исполнение произведений - особенно кантилены и крупной формы всегда было высоко отмечено членами жюри различных конкурсов (областные ,всероссийские и международные).

Очень важно с самого начала обучения выработать у ребенка отвращение к «грязной» игре. Услышав фальшивый звук, он должен прекратить игру, пропеть мелодию, исправить звук и несколько раз сыграть его правильно. Работая над интонацией надо стараться, как бы её вокализировать, чтобы не было ни одной пустой ноты, ни один звук не должен оставаться на поверхности.

Всю дальнейшую работу я подчиняю схеме: вижу - слышу - представляю (воспроизвожу). То есть не слепо следую разбору каждой пьесы, а с глубоким анализом, чтобы это вошло в систему самостоятельной работы ученика, особенно малыша.

О чем ему может говорить набор нот на первом этапе обучения? Вот своей задачей я и считаю с интересом научить ребёнка грамотно разбираться в этом, чтобы у него появилось желание двигаться дальше самостоятельно.

Чтобы попасть в гости к другу, ребёнок не сядет на первый попавшийся автобус, а сначала узнает, где находится нужная улица и как к ней лучше проехать.

Так и с музыкальным произведением, чтобы грамотно его исполнить нужно начать с его анализа:

1. О чем говорит название произведения, какой образ у ребенка при этом возникает.

2. Композитор (стиль, эпоха).

3. Устный анализ нотного текста (тональность, штрихи, аппликатура, ритмические особенности т.д.). В первом классе ребенок даже проговаривает нотный текст, прохлопывает ритм.

4. Пропевание нотного текста со всей фразировкой с опорой на ступени лада.

5. Воспроизведение на инструменте.

После такого тщательного разбора произведения при исполнении прак­тически исключены ошибки. И, работая по такому принципу, я вижу, как быстро у детей развивается музыкальный слух, и нет боязни разбора нового материала.

Очень полезный навык для музыканта – свободное чтение с листа. Приучать «читать музыку» нужно на каждом уроке: не торопясь, не оказывая давления на ученика, но и не отступая. Нельзя прощать себе не одного пропуска. Маленький музыкант должен осознать, что он сам без труда может многое освоить. Читая книгу, ребенок представляет картинки. Нужно научить ребенка видеть такие же картинки в музыке, а разговаривать пальцами. Научиться свободно читать нотные книжки сложно. Звуки, счет, аппликатура, динамика – все это надо примечать одновременно. Умение нарабатывается с годами, вот почему нужно как можно раньше начинать чтение с листа. И еще один из важных принципов, общих для любого вида работы на уроке: никогда не гнаться за быстрым результатом. У каждого ученика свой темперамент, свой биоритм – своя индивидуальность, которую надо учитывать.

В работе своего класса я всё чаще и чаще применяю метод проблемного обучения. Суть его в том, что я ставлю перед учеником задачу (пробле­му) и предлагаю ученику самому найти ее решение, как бы сделать открытие. Это активизирует мысль ученика, учит использовать имеющиеся знания в новой ситуации. (Определение аппликатуры, штрихов, фразировки, формы и многое другое).

Очень важно при составлении репертуара сочетать задачи, связанные с текущей технической работой и с последовательным развитием ученика. Для этого педагогу необходимо иметь достаточно ясное представление об основных задачах на длительный период времени, которые следует ставить перед собой в процессе воспитания и обучения того или иного ученика, а затем на каждом уроке гибко их решать. Если в развитии ученика происходят какие-либо неожиданные изменения, то учитывая новые обстоятельства, намеченный план следует изменить. В репертуаре каждого ученика обязательно должны быть произведения, которые он смог бы почти сразу хорошо исполнить, а также сочинения, рассчитанные на перспективное развитие. И всё время нужно помнить, что программой можно существенно поднять уровень исполнения ученика, а можно его зажать и убить интерес к занятиям музыкой.

Самой сложной на практике является работа с детьми со средними музыкальными способностями, не склонными впоследствии заниматься музыкой профессионально. Особое внимание здесь нужно обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, так как это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Нужно сделать так, чтобы наше общение с детьми стало для них желанным и приятным. Для этого нужно хорошо знать и изучить, что у данного ребёнка получается лучше других и акцентировать на это внимание при развитии.

Не все дети выбирают музыку своей профессией, но для каждого кто прошел через музыкальную студию, музыка навсегда остается неотъемлемой частью жизни.

Дети, серьёзно увлекающиеся музыкой, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней равнодушно, хотя обладают большими способностями.

Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Важно подбирать им более сложный репертуар, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично и не менее важно уделять самое пристальное внимание их общемузыкальному развитию, заботиться о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, т.е. развивались всесторонне.

Очень важно не замыкаться только на своем инструменте, а слушать как можно больше инструментов. Когда мы слушаем фортепиано, то обращаем внимание на звуковедение, фразировку, тембр каждого «голоса», особенно при исполнении полифонии. Преподаватель должен создавать условия, стимулирующие творческий рост ученика. На протяжении всей своей работы я большое внимание уделяю подготовке и участию перспективных учеников в конкурсах исполнительского мастерства. Для меня конкурс – не самоцель. Состязания, по моему мнению, способны качественно изменить музыкальное развитие ученика, ускорить его рост. Во-первых, повышается дисциплина учебного процесса – конкретные сроки конкурса мобилизуют и требуют полной концентрации при подготовке репертуара. Во-вторых, педагог и ученик получают возможность непредвзято оценить свои достижения и сравнить их с достижениями других участников конкурса, провести анализ собственного выступления, а при необходимости – скорректировать задачи и планы на будущее. В-третьих, на конкурсах максимально проявляются не только способности ученика, но и его «ресурсные зоны». В-четвертых, конкурс также способствует воспитание морально-эстетических качеств: учит адекватно оценивать свои способности, умению достойно выигрывать и проигрывать, укрепляет волевые качества. Я убеждена, что в работе с перспективными учащимися, преподаватель должен фокусироваться как минимум на трех дополняющих друг друга аспектах:

- техническое совершенствование исполнительского аппарата с максимально возможным приближением к виртуозному исполнительству;

- обращение к масштабным произведениям, исполнение которых требует выносливости, развивая способность переносить эмоциональные и физические нагрузки;

- поиск индивидуального стиля исполнения.

Наша задача – убедить общественность в том, что дополнительное образование – это не только будущие педагоги, это уникальная образовательная система, готовящая специалистов широкого профиля, которые куда бы ни пришли в дальнейшем, будут востребованы, их жизненные перспективы гораздо оптимистичнее, чем у тех, кто просто закончил 11 классов. В своей работе мы должны преследовать одну из главных задач – формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения, приобщение возможно большего количества детей и подростков к лучшим традициям музыкального искусства. Главным секретом своего педагогического мастерства я считаю – любовь к своей работе и желание всегда не останавливаться на достигнутом, а постоянно находиться в поиске, заниматься самообразованием. Если не совершенствуешься – значит, не развиваешься, не идешь вперед. Путей совершенствования много, нет лишь пределов.

8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.