Методическая разработка урока на тему: «Творческое развитие учащегося на начальном этапе обучения в классе гитары»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С .ШАРАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО КЛАССУ ГИТАРЫ
ТЕМА:
« ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ»
РАЗРАБОТАЛ: Соколова А.В.
преподаватель по классу гитары
ШАРАН 2021
Тема урока: «Творческое развитие на начальном этапе обучения по классу гитары».
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 минут
Форма урока: индивидуальная
Цель урока:
Развить познавательные процессы учащегося, его образное мышление на примере упражнений, пьес и творческих заданий.
Задачи урока:
Образовательные: формирование основ знаний учащегося о приемах игры на инструменте, звукоизвлечении, умение мыслить творчески.
Развивающие: развитие познавательных процессов учащегося, эстетического вкуса, образного мышления, музыкально – исполнительских способностей.
Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, эстетического и художественного вкуса, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.
Здоровьесберегающие: рациональная организация урока, чередование различных видов учебной деятельности, правильная посадка, положение рук, установка инструмента, физкультминутка.
Методы: показ и игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация дидактического материала и аудиозаписей, игровые методы.
Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные, игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения.
Оборудование: музыкальный инструмент, подставки для ног, нотная литература, музыкальный проигрыватель, шумовые инструменты, маркерная доска, пюпитр.
Структура урока:
Организационный момент
Упражнение «Потягушки»
«Песенка про струны»
Упражнение «Скакалка»
М.Александрова «Этюд»
Физкультминутка
Творческое задание
Игра в ансамбле. Пьеса « Я гуляю во дворе»
Пьеса «Вот лягушка по дорожке»
Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.
1. Организационный момент: представление ученика, обозначение темы и цели урока.
Эмоциональный настрой на урок:
«Настроение бодрое, рабочее у всех,
На уроке ждет нас радость и успех! »
Вступительное слово:
На начальном этапе обучения закладывается фундамент для формирования творческой личности. Невозможно представить урок специальности без творчества. Прежде всего, нужно разобраться, что подразумевает это понятие.
Творчество- это не только создание нового, но и сам процесс этого создания. Оно предполагает большой кропотливый труд, наличие вдохновения, фантазии. Одним из важных условий развития творчества является взаимосвязь с другими видами искусства- в основном это литература и изобразительное искусство.
Основная часть:
2. Упражнение « Потягушки».
Для расслабления исполнительского аппарата делаем упражнение: встанем прямо, ноги на ширине плеч, поднимаем обе руки вверх, крепко сжимаем пальцы в кулаки. Немного подтягиваемся и бросаем их вниз, совершенно расслабив. Руки болтаются, не останавливаем их. Повторяем упражнение несколько раз.
Предлагаю сесть за инструмент и вспомнить основы правильной посадки: садимся на край стула, спина прямая, левая нога находится на подставке выше правой на 10-15 см, точки опоры должны приходиться на левое бедро, внутреннюю часть правой ноги, грудь и предплечье правой руки. Чуть скругляем запястье правой руки над струнами у розетки. При этом большой палец правой руки находится на басовых струнах, остальные пальчики слегка прижаты друг к другу. Большой палец левой руки прячем за гриф параллельно порожкам, округляем остальные пальчики, следим, чтобы кисть левой руки находилась над грифом.
Вспоминаем о двух приемах звукоизвлечения на гитаре- апояндо (щипок пальцами правой руки с последующей остановкой кончика пальца на соседней струне.) и тирандо (палец после щипка не опирается на соседнюю струну, а свободно проносится над ней).
Переходим к практической части нашего урока. Упражнениям на начальном этапе обучения уделяется повышенное внимание, так как именно на них закрепляются первоначальные навыки игры на инструменте, отрабатывается звукоизвлечение.
3. Упражнение «Песенка про струны». Эта небольшая пьеска-упражнение преследует несколько целей. Во-первых, при игре на открытых струнах закрепляется и корректируется постановка правой руки учащегося. Во-вторых, отрабатывается правильное звукоизвлечение пальцев. И, наконец, в-третьих, закрепляются знания о названиях струн на гитаре, в результате чего очень удобно использовать эту пьесу на самых первых уроках специальности.
Извлекается звук приемом тирандо на первых трех стунах и апояндо на басовых струнах. Необходимо следить за тем, чтобы все звуки были равны по силе звучания.
4.Упражнение «Скакалка» (С.Лабутин). В игру включаются обе руки. Второй палец левой руки спускается вниз от X лада к I, чередуя зажатую струну с открытой.
Проигрываю упражнение и спрашиваю, почему автор дал такое название этому упражнению (пальчики прыгают как на скакалке). А как бы назвал упражнение сам ученик? При исполнении учеником следим за правильной постановкой пальцев, не прячем свободные пальцы под гриф, не поднимаем высоко рабочий палец. Так же обращаем внимание на чередование пальцев правой руки.
Как вариант играем это упражнение с удвоением каждого звука.
5.М. Александрова «Этюд». Объясняю ученику, что этюд- это музыкальная пьеса, предназначенная для развития техники музыканта. Наш этюд на арпеджио- звуки берутся поочередно один за другим. Здесь сочетается движение баса с арпеджио на открытых струнах. После проигрывания этюда преподавателем предлагаю подумать над характером и придумать свое название этюду. Далее учащийся проигрывает отдельно сначала басы, затем соединяем оба голоса. Следим за правильной постановкой левой руки- все пальчики должны быть округленными и находиться над грифом, звук извлекать мягко, без треска.
6. Физкультминутка.
Замок (руки складываются в замок, переплетая пальцы)
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали (стучим основаниями ладоней друг о друга),
покрутили (крутим от себя и к себе),
Потянули( тянем в стороны) и открыли (резко разводим руки широко в стороны).
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
А потом мы приседаем,
Мы, конечно, понимаем,
Ноги нужно укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять.( приседания)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки покраснели
И учиться снова сели.
Музыкально- ритмическое упражнение «Веселый ритм» ( Муз. Е. Попляновой) . Предлагаю ученику выбрать шумовой инструмент из имеющихся в классе и простучать заданный ритм под музыку.
7. Творческое задание. Прошу ответить Лёшу на вопрос кто такой композитор? ( Как ты думаешь, сложно ли сочинять музыку? Что нужно уметь, чтобы ее сочинить?) Объявляю, что сейчас мы сами попробуем сочинить свою мелодию на заданную попевку, используя открытую струну ми и ноту соль на этой же струне в любом порядке.
Выразительно читаем текст: « Маленький ёжик, четверо ножек, по лесу идет, идет, песенку поет». Затем прохлопываем ритм.
Учащийся придумывает мелодию, я записываю её на маркерной доске, затем исполняем мелодию сначала нотным текстом, затем с текстовым сопровождением.
8. Игра в ансамбле с преподавателем. Пьеса «Я гуляю во дворе». Совместная игра преподавателя и ученика интересная и нужная форма работы на уроке. Гитара- инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как роль аккомпанемента берет на себя преподаватель. Совместная игра повышает интерес ребенка к занятиям, вносит творческий элемент. Демонстрация видеозаписи ансамблевой игры.
Пьеса «Я гуляю во дворе». Вплотную подводит нас к изучению гаммы. Проговариваем текст песенки, анализируем, куда движется мелодия, плавно или скачками. Объясняю, что такое гамма и её роль в техническом развитии музыкантов. При игре следим за чередованием пальцев правой руки при переходе со струны на струну. После того, как учащийся самостоятельно повторил партию, к игре присоединяется педагог. Хорошо здесь использовать метод варьирования, когда одни и те же фразы, предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво. Это требует соответствующей динамики, звукоизвлечения , включения в работу мышления, воображения.
9. М. Рубец «Вот лягушка по дорожке» Для начала выразительно зачитываем стихотворение. Наводящими вопросами развиваем воображение учащихся, для этого ученику предлагается описать образ лягушки, обстановку вокруг неё. А чтобы можно было представить картину наглядно, проигрываю пьесу целиком с текстом.
Далее прохлопываем ритм со словами и приступаем к игре пьесы, обращая внимание на соблюдение аппликатуры в обеих руках. Струны не давим, извлекаем звук мягко, без рывков. Затем пробуем соединить музыкальный текст со словами.
10. Подведение итогов урока. Предлагаю ученику вспомнить, чем мы занимались на занятии, понравился ли ему урок? Рассказываю сама, что мне больше всего понравилось, а над чем бы еще хотелось поработать.
Дома предлагаю закрепить сыгранные упражнения и пьесы , нарисовать рисунок к пьесе « Я гуляю во дворе». Запись домашнего задания в дневник, выставление оценки за работу на уроке.
Заключение: Творческая обстановка на каждом уроке специальности- необходимая составляющая для формирования личности музыканта. Даже самое простое упражнение можно разнообразить так, что оно будет формировать не только навыки игры на инструменте, но и развивать творческое мышление, воображение.
Наиболее близок детям материал с подтекстовками. А если его нет, то можно сочинить текст на уроке совместными усилиями, либо попросить учащегося самому придумать его. Нужно учить ребенка самому находить различные варианты игры произведений, анализировать и выбирать наиболее подходящий вариант, уметь объяснить почему он его выбрал.
Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора. Именно тогда уроки будут творчески насыщенными, интересными и послужат прочным фундаментом в становлении юного музыканта.
Нотное приложение: