Методическая разработка урока русского языка «Повторяем состав слова» (2 класс)

5
0
Материал опубликован 27 April 2021

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

гимназия № 54 г. Краснодара

 

 

Открытый урок

по русскому языку во 2 классе

 

«Повторяем состав слова»


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Форма. Урок-путешествие.

Основные цели:      

Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.

Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

Повторять и закреплять изученные орфограммы.

Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.

Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

различать и выделять основные части слова,

формулировать словообразующую роль каждой части слова,

 объяснять причины изменения формы слова,

 конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация к уроку, электронные физминутки, таблицы для урока

Раздаточный материал: карточки – индивидуальные, карточки для парной работы, наглядность для мотивации урока, набор картинок – солнышки, тучки,

Сказки Шарля Перро.

Используемые методы и технологии: самостоятельная и творческая работа, проблемно-поисковый, словесный, наглядный, демонстрационный методы, технология развивающего обучения, ИКТ.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.Целеполагание.

3. Актуализация знаний.

4.Организация учебной деятельности на этапе.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз, рук.

8. Контрольно-оценочный этап.

9. Рефлексия учебной деятельности.

10.Д/З

 

 

ХОД УРОКА


 

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Ну-ка, проверьте, ребята

Готовы ли вы начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаши и карточки ?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодится!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

- Ребята, вы любите путешествовать? А почему?

- В какую погоду лучше всего путешествовать?

 

- Перед вами с края парты лежат карточки с изображениями «солнышка» t1619543119aa.jpg и «тучки» t1619543119ab.jpg .

Выберите ту, которая соответствует вашему настроению на начало урока и прикрепите к обратной стороне стула, тогда все будут видеть ваше настроение.

- Прекрасно, я вижу, что сегодня на уроке солнечный денёк.

 

2.Целеполагание.

- И я приглашаю вас совершить путешествие, а заодно вспомнить кое-что, и показать свои умения и навыки.

Учитель:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
А у нас русский язык сейчас (на экран проецируется картинка солнышка).

Мы за парты дружно сели,
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.

Учитель:
- Ребята, давайте вспомним наш девиз:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
(на экран проецируется текст девиза).

3. Актуализация опорных знаний

Учитель:
- Закройте глаза (на экран проецируется картинка леса с музыкой пения птиц).
- Дети, где мы?

Дети:
- В лесу.

4.Организация учебной деятельности на этапе

Я ребята тоже волновалась перед сегодняшним уроком и мне приснился сон, в котором я тоже оказалась в лесу и заблудилась, но повстречала там кого вы думаете?

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку Красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?

(правильно – Красную Шапочку). Мне пришлось просить помощи, она не отказала мне, но она предложила выполнить некоторые задания. Тут я проснулась, а задания то остались в памяти, поможете мне.

Работа в парах.

Задание1. Игра: анаграмма (дети собирают слово «состав»)

  Выполняя следующее задание вы должны проявить смекалку и сообразительность. /отгадывают слово «состав»/

Перед вами прекрасное дерево из нашего сказочного леса, какая часть дерева самая важная? (правильно корень) Почему?

Корень дает другим частям дерева жизнь. Посмотрите ветви впереди, склонились до земли и висят перед чем? (перед корнем, а в русском языке перед корнем стоит - приставка)

А эти ветки склонились за корнем? (а в русском языке за корнем – суффикс)

А корень-то посмотрите в конце загнулся и похож на что? (значок окончания)

Что вы мне назвали? (части слова). А как по-другому сказать – состав слова. (правильно)

 -Ребята, слово состав имеет несколько лексических значений. 

Попробуйте назвать несколько значений этого слова? (лекарственный состав трав, состав поезда, состав команды на уроках физкультуры и др.) 

- Мы на уроке русского языка.  Состав чего нас будет интересовать? (только состав слов)

 

- Значит, о чем сегодня будем говорить, какая тема урока? (состав слова)

- А какую цель поставим перед собой? (повторить состав слова)

-А почему повторить, а не познакомится, узнать? (уже это проходили)

- А в состав слова входят какие части? (корень, суффикс, приставка, окончание)

А что такое основа слова? (часть слова без окончания)

Что заключено в основе слова? (лексическое значение слова)

-Молодцы, ребята, я вижу вы помните ранее изученный материал.

 

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

А что такое основа слова?

 

 

t1619543119ac.jpg

 

 

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы не только сообразительные, смекалистые, но у вас хорошая память, вы сосредоточенные и дисциплинированные.

Сконструируйте мне слово из тех значков обозначения слова, которые у вас есть. Работаем в парах.

 

 

t1619543119ad.jpg

А теперь составьте слова – перед вами части слов

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Задание2. Подчеркнуть в каждой группе слово с приставкой. Выделить ее графически.

полянка, помидор, побег, постель

одежда, обежать, озеро, олень

 

Приставка – это……….

 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК – ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

 

Задание3.

Образуй новые слова, используя суффикс в таблице. Запиши их.

фокус, горло, гора, чертёж, гнездо, туча, стекло, лес, рыба, машина, двор, солнышко. (работаем в парах)

Какие получились слова? (с новым значением, с оттенком уменьшительности, ласкательности)

 

-ник-

-ышк-

-к-

фокусник

горлышко

горка

чертёжник

гнёздышко

тучка

лесник

стёклышко

рыбка

дворник

солнышко

машинка

 

Суффикс – это………

 

Задание 4. Закончите запись слов в стихотворении. Вместо точек вставь нужную букву.

Плачет киск… в коридор… :

У неё больш… гор… -

Злые люд… бедн… киск…

Не дают украсть сосиск… .

Какую часть слова вы дописывали? (окончание)

Окончание – это …………..

Ну ребята молодцы вы, помогли мне, с вашей помощью я многое вспомнила.

Пора возвращаться с экскурсии. Но ещё одно задание от меня, люблю загадки, а эта самая любимая.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же – в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

Разберите слово – ОЦЕНКА по составу

Приставка - -о-

Корень – -цен-

Суффикс- -к-

Окончание –а

Основа – оценк-

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

-Ура!!Мы удачно сходили на экскурсию. Я думаю, что сегодняшнее путешествие пополнило вашу копилку знаний.

- Какую цель мы ставили на уроке? (повторить все что знаем о частях слова, закрепить умение правильно разбирать слова по составу)

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

Но мы будем периодически работать над составом слова, будем учиться находить в словах известные нам части слова.

Оценивание ответов детей.

Полянка настроения.

-Ребята, когда Красная Шапочка шла к бабушке, помните она по дороге собирала цветы. Мне хотелось бы, чтобы и вы подарили мне цветок настроения. И если у нас сегодня все на отлично –красный лепесток, все хорошо – жёлтый, не все получилось, но я буду стараться – белый,

красн. - все получилось отлично

желт. – все получилось хорошо

белый – не все получилось так, как хотелось, но я буду стараться

- Выберите тот лепесток, который, вы считаете, вам подходит и соедините его с сердцевиной цветка, и я увижу ваше настроение и оценку ваших знаний.

- А вот так я оценила вашу работу.                

6. Домашнее задание: д.п.з.с. №

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.