Методическая разработка урока русского языка «Повторяем состав слова» (2 класс)
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
гимназия № 54 г. Краснодара
Открытый урок
по русскому языку во 2 классе
«Повторяем состав слова»
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Форма. Урок-путешествие.
Основные цели:
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
Повторять и закреплять изученные орфограммы.
Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.
Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
различать и выделять основные части слова,
формулировать словообразующую роль каждой части слова,
объяснять причины изменения формы слова,
конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация к уроку, электронные физминутки, таблицы для урока
Раздаточный материал: карточки – индивидуальные, карточки для парной работы, наглядность для мотивации урока, набор картинок – солнышки, тучки,
Сказки Шарля Перро.
Используемые методы и технологии: самостоятельная и творческая работа, проблемно-поисковый, словесный, наглядный, демонстрационный методы, технология развивающего обучения, ИКТ.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2.Целеполагание.
3. Актуализация знаний.
4.Организация учебной деятельности на этапе.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз, рук.
8. Контрольно-оценочный этап.
9. Рефлексия учебной деятельности.
10.Д/З
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Ну-ка, проверьте, ребята
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке,
Ручка, карандаши и карточки ?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
- Ребята, вы любите путешествовать? А почему?
- В какую погоду лучше всего путешествовать?
- Перед вами с края парты лежат карточки с изображениями «солнышка» и «тучки» .
Выберите ту, которая соответствует вашему настроению на начало урока и прикрепите к обратной стороне стула, тогда все будут видеть ваше настроение.
- Прекрасно, я вижу, что сегодня на уроке солнечный денёк.
2.Целеполагание.
- И я приглашаю вас совершить путешествие, а заодно вспомнить кое-что, и показать свои умения и навыки.
Учитель:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
А у нас русский язык сейчас (на экран проецируется картинка солнышка).
Мы за парты дружно сели,
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним наш девиз:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно (на экран проецируется текст девиза).
3. Актуализация опорных знаний
Учитель:
- Закройте глаза (на экран проецируется картинка леса с музыкой пения птиц).
- Дети, где мы?
Дети:
- В лесу.
4.Организация учебной деятельности на этапе
Я ребята тоже волновалась перед сегодняшним уроком и мне приснился сон, в котором я тоже оказалась в лесу и заблудилась, но повстречала там кого вы думаете?
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку Красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?
(правильно – Красную Шапочку). Мне пришлось просить помощи, она не отказала мне, но она предложила выполнить некоторые задания. Тут я проснулась, а задания то остались в памяти, поможете мне.
Работа в парах.
Задание1. Игра: анаграмма (дети собирают слово «состав»)
Выполняя следующее задание вы должны проявить смекалку и сообразительность. /отгадывают слово «состав»/
Перед вами прекрасное дерево из нашего сказочного леса, какая часть дерева самая важная? (правильно корень) Почему?
Корень дает другим частям дерева жизнь. Посмотрите ветви впереди, склонились до земли и висят перед чем? (перед корнем, а в русском языке перед корнем стоит - приставка)
А эти ветки склонились за корнем? (а в русском языке за корнем – суффикс)
А корень-то посмотрите в конце загнулся и похож на что? (значок окончания)
Что вы мне назвали? (части слова). А как по-другому сказать – состав слова. (правильно)
-Ребята, слово состав имеет несколько лексических значений.
Попробуйте назвать несколько значений этого слова? (лекарственный состав трав, состав поезда, состав команды на уроках физкультуры и др.)
- Мы на уроке русского языка. Состав чего нас будет интересовать? (только состав слов)
- Значит, о чем сегодня будем говорить, какая тема урока? (состав слова)
- А какую цель поставим перед собой? (повторить состав слова)
-А почему повторить, а не познакомится, узнать? (уже это проходили)
- А в состав слова входят какие части? (корень, суффикс, приставка, окончание)
А что такое основа слова? (часть слова без окончания)
Что заключено в основе слова? (лексическое значение слова)
-Молодцы, ребята, я вижу вы помните ранее изученный материал.
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
А что такое основа слова?
-Молодцы, ребята, я вижу, что вы не только сообразительные, смекалистые, но у вас хорошая память, вы сосредоточенные и дисциплинированные.
Сконструируйте мне слово из тех значков обозначения слова, которые у вас есть. Работаем в парах.
А теперь составьте слова – перед вами части слов
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Задание2. Подчеркнуть в каждой группе слово с приставкой. Выделить ее графически.
полянка, помидор, побег, постель
одежда, обежать, озеро, олень
Приставка – это……….
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК – ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
Задание3.
Образуй новые слова, используя суффикс в таблице. Запиши их.
фокус, горло, гора, чертёж, гнездо, туча, стекло, лес, рыба, машина, двор, солнышко. (работаем в парах)
Какие получились слова? (с новым значением, с оттенком уменьшительности, ласкательности)
-ник- |
-ышк- |
-к- |
фокусник |
горлышко |
горка |
чертёжник |
гнёздышко |
тучка |
лесник |
стёклышко |
рыбка |
дворник |
солнышко |
машинка |
Суффикс – это………
Задание 4. Закончите запись слов в стихотворении. Вместо точек вставь нужную букву.
Плачет киск… в коридор… :
У неё больш… гор… -
Злые люд… бедн… киск…
Не дают украсть сосиск… .
Какую часть слова вы дописывали? (окончание)
Окончание – это …………..
Ну ребята молодцы вы, помогли мне, с вашей помощью я многое вспомнила.
Пора возвращаться с экскурсии. Но ещё одно задание от меня, люблю загадки, а эта самая любимая.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Разберите слово – ОЦЕНКА по составу
Приставка - -о-
Корень – -цен-
Суффикс- -к-
Окончание –а
Основа – оценк-
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итог урока.
-Ура!!Мы удачно сходили на экскурсию. Я думаю, что сегодняшнее путешествие пополнило вашу копилку знаний.
- Какую цель мы ставили на уроке? (повторить все что знаем о частях слова, закрепить умение правильно разбирать слова по составу)
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
Но мы будем периодически работать над составом слова, будем учиться находить в словах известные нам части слова.
Оценивание ответов детей.
Полянка настроения.
-Ребята, когда Красная Шапочка шла к бабушке, помните она по дороге собирала цветы. Мне хотелось бы, чтобы и вы подарили мне цветок настроения. И если у нас сегодня все на отлично –красный лепесток, все хорошо – жёлтый, не все получилось, но я буду стараться – белый,
красн. - все получилось отлично
желт. – все получилось хорошо
белый – не все получилось так, как хотелось, но я буду стараться
- Выберите тот лепесток, который, вы считаете, вам подходит и соедините его с сердцевиной цветка, и я увижу ваше настроение и оценку ваших знаний.
- А вот так я оценила вашу работу.
6. Домашнее задание: д.п.з.с. №