Классный час на тему «Время делать выбор»

1
0
Материал опубликован 4 November 2020

1. Методическая разработка классного часа «Время делать выбор»

2.Тема выбора профессии является важной для школьников 8-9 классов. Чтобы помочь детям определиться с направлением деятельности, выбрать специальность, необходимо проводить работу по профориентационному самоопределению.

Цель данного мероприятия: Помочь с определением выбора будущей профессии, формировать осознанность выбора будущей профессии.

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей общеобразовательной школы. Можно использовать для обучающихся 8-11 классов.

3.Заканчивая школу, выпускники должны сделать серьезный выбор - выбор будущей профессии, т.е. принять важное жизненное решение. И здесь важно верно сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Если человек не ошибся с выбором, то он на пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем. Добиться успеха можно только в той сфере, к которой человек неравнодушен.

Тема выбора профессии является важной для школьников 8-9 классов. Поэтому, чтобы помочь детям определиться с направлением деятельности, выбрать специальность, необходимо проводить профориентационную работу.

Работа в школе по профориентации может включать в себя различные мероприятия: тематические беседы, недели профориентации, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование учащихся, внеклассные мероприятия.

Один из видов этой работы - тематические часы общения. Примером такого мероприятия может быть классный час «Время делать выбор». Провести его можно для обучающихся 8-9 классов.

Цели данного внеклассного мероприятия: помочь с определением выбора будущей профессии, формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Задачи мероприятия:

формировать у подростков активное и ответственное отношение к жизни;

активизировать подростков в подготовке к профессиональному самоопределению;

формировать мотив для саморазвития, личностного роста.

Планируемые результаты:

подростки должны задуматься о своих склонностях, интересах и способностях;

сориентироваться в профессиях, где можно эти способности реализовать;

начать строить свой профессиональный план: углубленно изучать школьные предметы, которые нужны для освоения профессии;

понять, что возможность освоения профессии, зависит от их старания и целеустремленности.

Форма проведения: тематический час общения.

Методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов: метод информационно-справочный, просветительский, метод профессиональной психодиагностики, проводилось анкетирование, опрос, диалог.

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому классному часу на тему: «Время делать выбор».

1. Планирование классным руководителем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе подробно разрабатываются элементы занятия и приемы активизации деятельности обучающихся.

2. Подбор материала к классному часу. Классный руководитель должен изучить соответствующую литературу по теме, найти нужную информацию в сети интернет, изучить методические рекомендации по организации проведения классных часов.

3. Подготовка раздаточного материала: опросник, тест на определение принадлежности к типу профессии , матрицу выбора профессии распечатать на бумаге для каждого обучающегося.

4. Тестирование. За несколько дней до мероприятия раздать тест на определение принадлежности к типу профессии, чтобы обучающиеся его заполнили, обработать результаты, полученные результаты представить в виде диаграммы.

5. Пригласить специалиста центра занятости

6. Создать презентацию.

Оборудование: Проектор, ноутбук (компьютер), раздаточный материал, презентация к мероприятию в PowerPoint.

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей общеобразовательной школы. Можно использовать для обучающихся 8-11 классов.

Сценарий классного часа по теме: «Время делать выбор»

Ход мероприятия

I.УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья! Время как река, кoтoрая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не стоит на месте. Идти нужно только вперед. Перед вами тысячи дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь. Наступило время делать выбор.

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Я уверена, что вы встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Для них понедельник — самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу.

II. Работа обучающихся: Вы выбираете профессию на всю жизнь, и «чтобы многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно...» Продолжите фразу.

Обучающиеся на листках записывают свои варианты фраз, затем каждый знакомит со своей версией.

УЧИТЕЛЬ:(обобщение сказанного): Ваши версии можно обобщить и продолжить выражение такими фразами: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни».

III. УЧИТЕЛЬ: Найти свое место в жизни, — а это, смотря как искать. Чтобы выбрать работу по душе, можете ли вы сделать правильный выбор? У вас на партах лежат листки, на них 10 утверждений. (Приложение 1) Прочитайте, отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями каждый из вас согласился. Обсуждаем

1-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии, о том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Ты на распутье, ты не знаешь по какому пути пойти.

IV. УЧИТЕЛЬ: Этот опрос подтверждает, что выбирать сложно, а выбирать профессию - очень важное дело в жизни каждого человека. Сделать оптимальный выбор можно при условии, что совпадают 3 параметра «хочу», «могу», «надо». Многие знают, что они хотят. А вот с «могу» и «надо» сложнее. Давайте попытаемся разобраться.

Вам не обойтись без необходимой информации, позволяющей сориентироваться в нужном направлении. Надо знать свои способности и склонности к какому либо виду деятельности, определить какой тип профессий вам подходит.

Тип профессии указывает на предмет труда, на то,  с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

 1.Тип «человек-человек». Другие люди - предмет профессий этого типа. Умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять доброжелательность, выдержку и спокойствие, хорошие речевые способности –это главные качества профессий данного типа.

2. К типу «человек - техник» относятся профессии, связанные с созданием, сборкой и наладкой, монтажом технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Люди этого типа профессий должны обладать высоким уровнем наглядно-образного мышления, пространственного воображения, сообразительности, ловкости.

3. Следующий тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, с чертежами, схемами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, внимательности, усидчивости.

4. Тип «человек - художественный образ» - это профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу, эскизу. У представителей этих профессий хорошо развит художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое, яркое воображение.

5. Тип «человек - природа». Профессии, принадлежащие этому типу, связанны с изучением неживой и живой природы, с уходом за животными и растениями, с профилактикой и лечением заболеваний у растений и животных. Люди должны обладать такими качествами как наблюдательность, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отдаленности результатов, умением менять цели в зависимости от условий, быть выносливыми и терпимыми к недостатку комфорта.

V. (Приложение 2) Тест на определение принадлежности к типу профессии обучающие заполнили заранее, учитель должен обработать результаты. Полученные результаты о принадлежности каждого обучающегося к конкретному типу профессии надо представить на классном часе. Форму представления учитель выбирает сам. Удобно представить в виде диаграммы.

VI. УЧИТЕЛЬ: С помощью тестирования вы определили какой тип профессии вам подходит. А теперь с помощью матрицы профессионального выбора определите в каких отраслях в наибольшей мере применимы ваши способности, относящихся к тому или иному типу профессий. (Приложение 3) Для этого рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1–2 варианта). Выбранные вами предмет труда и вид деятельности – это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

В представленной ниже таблице помещена «Матрица профессионального выбора». (Приложение 4) В её клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления (специальности) и специализации высшего профессионального образования.

VII. УЧИТЕЛЬ: Итак, с зоной оптимального выбора «могу» мы определились.

«надо». Какие профессии наиболее востребованы? Выпускники каких Вузов не останутся без работы? Что будет нужно рынку труда через 10 лет, когда вы окончите ВУЗ?

Профконсультант Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», психолог Булатов Ф.В. представил топ-6 востребованных направлений:

1) Программист и разработчик приложений

Ни один из прогнозов востребованности профессий не обходится без упоминания IT-сферы. Компьютеризация, которая началась в нашей стране еще в прошлом веке, идёт быстрыми темпами – и не собирается останавливаться.

2) Инженер

В России и странах Европы в последние годы остро ощущается нехватка образованных технических специалистов. Стоит отметить, что наиболее ценные инженеры – не просто специалисты, освоившие определённый набор формул и шаблонных расчётных действий, но люди, обладающие также творческим мышлением и возможностью оперативно реагировать на меняющуюся обстановку.

3) 3D-дизайнер

3D-дизайнеры очень востребованы сейчас – создание объёмных моделей для строительства, промышленного дизайна, компьютерных игр оплачивается весьма высоко. Но в будущем у 3D-дизайнеров появится и ещё одно важное поле для применения своих навыков: 3D-принтеры.

4) Контент-менеджер, специалист по рекламе

Контент-менеджер – это одновременно копирайтер, редактор и дизайнер. Эти специалисты будут востребованы, в рекламе, в медиа-сфере и в сфере развлечений. Кроме того, вопросы раскрутки бренда и взаимодействия с потенциальными партнёрами и клиентами будут достаточно актуальны, и будут слишком сложны для компьютерной автоматизации.

5) Специалист по безопасности

В настоящее время всё большее число финансовых операций и личных данных переходят в цифровую форму, поэтому встаёт вопрос защиты этой информации. Значит на специалистов по безопасности спрос будет расти с каждым годом.

6) Урбанист, специалист по градоустройству

Земля быстро становится планетой городов, а не деревень. Для быстро растущих мегаполисов нужны будут специалисты, умеющие создавать комфортную городскую среду. У государства и частных строительных компаний будет спрос на специалистов по комплексному развитию территорий (транспорт, социальная сфера, привлечение инвестиций и т. п). [4]

VIII. Выступление специалиста городского центра занятости.

УЧИТЕЛЬ: Люди каких профессий, специалисты в каких отраслях требуются уже сейчас нашему городу? К нам на встречу приглашен специалист городского центра занятости…(представить специалиста). Представитель центра занятости расскажет о вакансиях нашего города.

В заключение необходимо отметить, что в качестве основной из ведущих тенденций аналитики рынка труда отмечают сегодня большое увеличение спроса на квалифицированных руководителей всех уровней, то есть, на "профессиональных" администраторов. Таких людей пока еще очень мало, ведь и российский бизнес по мировым меркам еще совсем молод!

IX. В завершении нашего часа общения мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас в будущем выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым.

А завершить наш классный час хочется вот такими словами: «В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал:

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…

Приложение 1

Профессия выбирается раз и навсегда.

Выбор профессии зависит от толщины кошелька.

Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

Профессия предназначена человеку от рождения.

По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

Профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

Профессию следует выбирать, уже став взрослым.

Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

Психолог – не помощник в выборе профессии.

Приложение 2

Определение типа будущей профессии

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

 

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

 

 

 

1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди

 

1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 

 

1

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

 

 

 

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

1

 

 

 

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте

 

 

 

 

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

 

 

 

 

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

 

 

1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

1

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

П

Т

З

И

Ч

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 — говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.

Приложение 3

С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?
1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
2.6. Производство (изготовление продукции)
2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
2.9. Защита (охрана от враждебных действий)
2.10. Контроль (проверка и наблюдение)
[3]

Приложение 4[3]

 

Матрица выбора профессии

Виды труда

Сфера труда

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные

Растения

Продукты

Изделия

Природные ресурсы

Управление (руководство чьей-то деятель-ностью)

Менеджер по персоналу Админи-стратор

Маркетолог Диспетчер Статистик

Экономист Аудитор Аналитик

Технолог Авиа-диспетчер Инженер

Режиссер Продюсер Дирижер

Кинолог Зоотехник Генный инженер

Агроном Фермер Селекци-онер

Товаровед Менеджер по продажам

Менеджер по продажам Логистик Товаровед

Энергетик Инженер по кадастру

Обслуживание (удовлетво-рение чьих-то потребностей)

Продавец Парикмахер Официант

Переводчик Экскурсовод Библиотекарь

Бухгалтер Кассир Инкассатор

Водитель Слесарь Теле-радио- мастер

Гример Костюмер Парик-махер

Животновод Птицевод Скотовод

Овощевод Полевод Садовод

Экспедитор Упаковщик Продавец

Продавец Упаковщик Экспе-дитор

Егерь
Лесник Мелиоратор

Образование (воспитание и обучение, формирование личности)

Учитель Воспитатель Социальный педагог

Преподаватель Ведущий теле- и радио программ

Консультант Препода-ватель экономики

Мастер производ-ственного обучения

Хореограф Препода-ватель музыки, живописи

Дресси-ровщик Кинолог Жокей

Препода-ватель биологии Эколог

Мастер производ-ственного обучения

Мастер производ-ственного обучения

Препода-ватель
Эколог

Оздоровление (избавление от болезней и их преду преждение)

Врач
Медсестра
Тренер

Рентгенолог Врач (компью-терная диаг-ностика)

Антикри-зисный управ-ляющий Страховой агент

Мастер авто сервиса Физио-терапевт

Пласти-ческий хирург Косметолог Рестав-ратор

Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог

Фито-терапевт Гомеопат Травник

Диетолог Косметолог Санитарный инспектор

Фармацевт Ортопед
Протезист

Бальнеолог Эпиде-миолог Лаборант

Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

Режиссер
Артист
Музыкант

Программист Редактор
Web-дизайнер

Менеджер по проектам Продюсер

Коструктор Дизайнер Художник

Художник Писатель Компо-зитор

Дресси-ровщик Служитель цирка

Фито-дизайнер Озеле-нитель Флорист

Кондитер
Повар
Кулинар

Резчик по дереву Витражист Скульптор

Архитектор Мастер-цветово Декоратор

Производство (изготовление продукции)

Мастер производ-ственного обучения

Корректор Журналист Полиграфист

Экономист Бухгалтер Кассир

Станочник Аппаратчик Машинист

Ювелир График Керамист

Животновод Птицевод Рыбовод

Овощевод Цветовод Садовод

Технолог Калькулятор
Повар

Швея
Кузнец
Столяр

Шахтер Нефтяник Техник

Констру-ирование (проекти-рование деталей и объектов)

Стилист Пласти-ческий хирург

Картограф Программист Web-мастер

Плановик Менеджер по проектам

Инженер-конструктор Телемастер

Архитектор Дизайнер Режиссер

Генный инженер Виварщик Селекционер

Селекци-онер Ландшаф-тист Флорист

Инженер-технолог Кулинар

Модельер Закройщик Обувщик

Дизайнер ландшафта Инженер

Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Психолог Следователь Лаборант

Социолог Математик Аналитик

Аудитор Экономист Аналитик

Испытатель (техники) Хроно-метражист

Искус-ствовед Критик Журналист

Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог

Биолог Ботаник Микро-биолог

Лаборант Дегустатор Санитарный врач

Эргономик Контролер Лаборант

Биолог Метеоролог Агроном

Защита (охрана от враждебных действий)

Мили-ционер Военный
Адвокат

Арбитр
Юрист
Патентовед

Инкассатор Охранник Страховой агент

Пожарный
Сапер
Инженер

Поста-новщик трюков Каскадер

Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора

Эколог Микро-биолог Миколог

Санитарный врач Лаборант Микро-биолог

Сторож
Инспектор

Охрана ресурсов Инженер по ТБ

Контроль (проверка и наблюдение)

Тамо-женник Прокурор Табельщик

Корректор Системный программист

Ревизор Налоговый полицей-ский

Техник-контролер Обходчик ЖД

Выпус-кающий редактор Консуль-тант

Консультант Эксперт по экстерьеру

Селекци-онер Агроном Лаборант

Дегустатор лаборант Санитарный врач

Оценщик Контролер ОТК Приемщик

Радиолог Почвовед Эксперт


 

 

 

Список литературы:

 1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2005.

2. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. – М., 2006.

3. Резапкина ГВПсихология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва «Генезис», 2014 год. 2.

4. Интернет-ресурсы:

http://loft.imc-nev.ru/mir-professij/708-professii-blizhajshego-vremeni.html

https://nenuda.ru/%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.html

http://www.proforientator.ru/index.php?id=2438&option=com_content&view=article

https://vplate.ru/professii/skolko-v-mire/

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.