Методическая разработка классного мероприятия «Лица Победы»

2
0
Материал опубликован 14 September 2020

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

 

Данная методическая разработка классного часа выполнена по теме: «Лица Победы», сопровождается слайдами и видеороликом минуты молчания в память участников войны и тружеников тыла.

Форма проведения классного часа – устный журнал. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить молодежь с произведениями о войне, воспоминаниями очевидцев великой истории нашей страны.

Материалы выступлений подобраны так, чтобы проследить участие и вклад в Победу наших земляков.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

КЛАССНОГО ЧАСА

Методическая разработка классного часа предназначена для классных руководителей как начинающих свою педагогическую деятельность, так и имеющих стаж работы.

Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного воспитательного мероприятия без внесения изменений и поправок, а также после выбора материалов, касающихся родственников и знакомых конкретной учебной группы.

Воспитание патриотизма, любви к Родине, высокие слова о героизме и мужестве зачастую не приносит желаемого результата по причине чрезмерной академичности изложения, поучающих наставлений классного руководителя. Поэтому в данной методической разработке сделана попытка провести воспитательное мероприятие в форму устного журнала, где участие принимают все студенты в группе, предварительная работа по подготовке местного материала интересна и полезна для сплочения коллектива.

Среди целей проведения данного воспитательного мероприятия можно выделить следующие:

воспитать у студентов патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России;

способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге;

формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;

учить молодежь ценить мир на Земле.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

 

Курс: второй

Группа:

Специальность: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Цели

Образовательная цель: погрузить студентов в атмосферу военного времени;

пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины

Воспитательная: воспитание у студентов благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;

преемственность героических традиций старшего поколения для обеспечения счастливого будущего своей Родины;

содействие воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающая: развивать интерес к изучению истории

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Материально-техническое обеспечение: мультимедиапроектор, ноутбук, СD

Продолжительность классного часа: 45 мин

Этапы занятия

п/п

Этапы занятия

Продолжительность

1

Организационный момент

2 мин.

2

Этап целепологания и мотивации - сообщение темы классного часа, постановка цели и задач.

3 мин.

3

Этап изложения основных тем классного часа, постановка проблемных вопросов, комментарии классного руководителя.

35 мин

4

Этап подведения итогов, обобщения рассмотренных проблем.

5 мин.

Информационная карта

Этапы классного часа

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Результат

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка наличия студентов, их готовности к классному часу.

Дежурный докладывает об отсутствующих.

Обучающиеся готовы приступить к классному часу.

2. Этап целепологания и мотивации

Сообщение темы классного часа, сообщение цели и задач.

Обучающиеся внимательно слушают

Обучающиеся понимают тему, цель и задачи. Активизация работы студентов.

3. Этап изложения основных вопросов классного часа применение знаний, постановка проблемы

Ставятся вопросы, координируется деятельность студентов, демонстрируются слайды

Сообщение студентов о вкладе нашего края в Победу в Великой Отечественной войне

Активизация работы студентов. Восприятие и анализ полученной информации.

4. Этап подведения итогов, обобщения рассмотренных вопросов

Комментарии классного руководителя. Подводятся итоги занятия.

Обучающиеся внимательно слушают, высказывают свою точку зрения.

Активное участие всей группы. Анализ полученной информации.

Предварительная работа

1.Сообщение студентам темы классного часа заранее, с целью выявления актуальности проведения данного воспитательного мероприятия.

2.Проведение мини – анкеты для выяснения имеющихся сведений в семьях студентов об участниках войны, тружениках тыла, детях войны.

3.Сбор материалов к выступлениям студентов по материалам районной газеты «Заря», данных архива Петуховского района, воспоминаний очевидцев войны, записанные в семьях.

4.Создание презентации и монтаж видеоролика Минута молчания.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Целеполагание и мотивация – сообщение темы классного часа, постановка цели.

Этап изложения основных вопросов классного часа.

Вступление: Война в цифрах

Петуховцы Герои Советского Союза

Победа ковалась в боях (Из воспоминаний Новикова А.Е., Гранкина М.М., Суслова Н.М.)

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд … ( По материалам газеты «Заря», из воспоминаний Широченко М.И. )

Дети войны (Из воспоминаний Рудовской Л.П., Гудковой М.И.)

История эвакогоспиталя №3882

Долгожданная весть (Из воспоминаний о Дне Победы 09.05.1945 Бухарова М.Ф., Ермака О.И.)

Подведение итогов. Выводы.

22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
Согласно статистике, общие безвозвратные потери Советской Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.

В 1941 году в Петуховском районе было призвано на военную службу 3073 человека, в 1942 году – 4688, в 1943 году – 2448 человек, в 1944 году – 309 человек, в 1945 году – 265 человек. Всего за годы войны призвано по мобилизации 10783 человека, в том числе жителей Петуховского района - 7561человек, не вернулись 4732.

Петуховцы Герои Советского Союза

Кулишев Яков Сергеевич - командир танкового взвода 47-й гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.

16 января в бою за город Жирардув танк Кулишева был подбит. Лейтенант покинул машину и под огнем противника стал ремонтировать танк. Был тяжело ранен, но до последней минуты руководил боем и ремонтом танка.

За несколько дней боев гвардии лейтенант Кулишов, действуя со взводом в головном дозоре, уничтожил 4 орудия, 5 самоходных артиллерийских установок (САУ), 15 автомашин, 25 повозок с грузами, 12 огневых точек, свыше 200 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Кулишеву Якову Сергеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Кухаров Константин Фёдорович - командир орудия танка 47-й гвардейской танковой бригады (9-й гвардейский танковый корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт), старший сержант.

В течение нескольких дней, с 14 по 27 января 1945 года, экипаж сержанта Кухарова уничтожил 2 танка, 3 орудия, несколько засад гитлеровских «фаустпатронщиков», 15 автомашин, 40 подвод с воинским грузом и до 90 гитлеровцев. В бою за город Жирардув (Мазовецкое воеводство, Польша) танкисты подорвали воинский эшелон противника, а заметив вражеский танк, пытавшийся зайти во фланг нашего батальона, первым же выстрелом вывели его из строя. Обнаружив за городом в небольшом лесочке замаскированные вражеские батареи, Кухаров зашел гитлеровцам во фланг и уничтожил четыре орудия. Под огонь других танков батальона попали и остальные орудия гитлеровцев. Путь к наступлению был расчищен. В бою за город Сохачев Кухаров своевременно обнаружил и уничтожил засады «фаустников» и 3 орудия. Это решило исход боя.

27 января 1945 года в бою на улицах города Шепланке танк Кухарова был подбит из фаустпатрона, а сам он был снова тяжело ранен. В госпитале узнал о высокой награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года старшему сержанту Кухарову Константину Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

Дусухамбетов Абу - командир роты 229-го стрелкового полка (8-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт), старший лейтенант.

В составе 13-й армии Центрального фронта осенью 1943 года форсировал Десну, Днепр и Припять. Рота 229-го стрелкового полка под командованием старшего лейтенанта Дусухамбетова в числе первых 22 сентября 1943 года переправилась на правый берег Днепра и захватила плацдарм у деревни Верхние Жары, прикрыв огнем переправу других подразделений полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года старший лейтенант Дусухамбетов Абу удостоен звание Героя Советского Союза. Но герой о высокой награде так не узнал.

Иван Григорьевич Каковкин, сержант, командир саперного отделения 222-го отдельного моторизованного штурмового инженерно-саперного батальона.

С начала Великой Отечественной войны до июня 1944 года сражался на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском и Карельском фронтах. Принимал участие в оборонительных боях под Старой Руссой, в освобождении Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и Карельской АССР. Контужен в 1943 году под Демьянском, тяжело ранен 25 июня 1944 года на подступах к г. Олонец.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Ивану Григорьевичу Каковкину присвоено 21 июля 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Свирь.

Еськов Иван Егорович – помощник командира взвода 1348-го стрелкового полка (399-я стрелковая дивизия, 48-я армия, 1-й Белорусский фронт), старшина.

4 сентября 1944 года, действуя в составе танкового десанта, старшина Еськов одним из первых преодолел реку Нарев в районе населенного пункта Дроздове (южнее города Ружан, Польша) и с группой бойцов захватил траншею противника. Подорвал огневую точку, обстреливавшую переправу, и тем самым способствовал выполнению боевого задания подразделениями полка. В этом бою старшина Еськов погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года старшине Еськову Ивану Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Перепечин Михаил Романович - помощник командира разведывательного взвода 759-го стрелкового полка (163-я стрелковая дивизия, 40-я армия, 2-й Украинский фронт) сержант.

13 марта 1944 года сержант Перепечин с группой разведчиков в числе первых на подручных средствах переправился через реку Южный Буг у города Ладыжин (Тростянецкий район Винницкой области Украины). Завязал бой на правом берегу, чем способствовал форсированию реки другими подразделениями. Был ранен, но вел бой до подхода подкрепления.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года сержанту Перепечину Михаилу Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"

Победа ковалась в боях…

Александр Егорович Новиков с марта 1942 года по май 1945 года принимал участие в боевых действиях с Германией. С августа по сентябрь 1945 года принимал участие в боевых действиях с Японией.

Родился 7 ноября 1923 года в селе Петухово. После окончания 6 класса поступил на работу в тракторную бригаду прицепщиком. Далее окончил курсы трактористов и работал трактористом в тракторной бригаде села Петухово до марта 1942 года. 6 марта 1942 года был призван на службу Петуховским райвоенкоматом, а далее был направлен в город Курган в 32-й запасной полк, где 6 апреля 1942 года принял присягу.

После обучения в конце апреля - начале мая 1942 года был направлен на Брянский фронт. Часть попала в окружение и только в конце августа месяца 1942 года удалось выйти из окружения, он был зачислен в 8-ю сапёрную бригаду. С этой бригадой он дошёл до городов Орёл и Брянск, осенью 1943 года бригада была направлена на 2-й Прибалтийский фронт, направление Великие Луки, Невель, далее в направлении города Рига.

За взятие города Рига бригаде было присвоено Рижская моторизованная инженерная бригада. Закончил войну в Курляндии, где удерживали Курляндскую группировку до мая 1945 года.

Далее вместе с бригадой был направлен на Восток, в Маньчжурию для участия в боевых действиях против Японии. После окончания войны до октября 1945 года находился в Маньчжурии. В начале 1946 года личный состав бригады была переведёна в город Хабаровск в 3-й тяжёлый понтонный полк, в котором Александр прослужил до увольнения в запас, т.е. до марта 1947 года.

Имеет награды:

Медаль « За боевые заслуги»

Медаль « За победу над Германией»

Медаль « За победу над Японией»

Орден Отечественной войны второй степени

Восемь юбилейных медалей

Гранкин Михаил Максимович родился 1 1918 году. В 1938 году был призван на военную службу, проходил на Дальнем Востоке. В 1941 году был призван на Западный фронт, номер военного билета 45689. Воевал с сентября 1941 года по май 1945 года. Вначале на Северо – западном фронте 312 полк 26 Сталинской Ордена Красной Звезды стрелковой дивизии. Пехотинец Гранкин М.М. прошагал пол-Европы с первым Прибалтийским, вторым Прибалтийским, а затем и с третьим Белорусским до Победы. В 1944 году получил ранение в голову, лежал в госпитале в г.Великие Луки. После госпиталя воевал в 115 стрелковой дивизии 576 полка командиром связистов. Звание лейтенанта было присвоено на фронте. В октябре 1945 года вернулся домой, а в 1952 году снова был мобилизован в армию, появились новые войска ПВО, где были нужны связисты. Служил два года в Средней Азии. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За победу над Германией» и многими другими. Умер 29 октября 1997 года.

Фронтовой путь Николая Михайловича Суслова начался 7 ноября 1941 года. Он был отправлен учиться на пилота в 71 – ю учебную эскадрилью Петропавловской авиационной школы, затем в мае 1942 года – на штурмана.

На передовую Суслов попал в апреле 1943 года. Служил в 44 – м авиационном полку. Принимал участие в разведывательных вылетах в тыл врага. Доставлял к партизанам боеприпасы, провизию, вывозил тяжелораненых.

Однажды его экипаж получил особо важное задание: вывезти с оккупированной территории семью командира. Несмотря на то, что садиться и взлетать пришлось «под самым носом» у немцев, с заданием экипаж справился – семью командира спас. До сих пор бережно хранит дочь отважного летчика, Галина Николаевна Ануфриенко, вместе с дорогими сердцу фотографиями отца и фото семьи командира, подаренное ему в благодарность.

Демобилизовался Николай Михайлович 15 октября 1945 года в звании сержанта. А после войны отважный летчик сразу же женился на давно любимой девушке Валентине, которая ждала его всю войну.

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…

Самое крупное предприятие района – стрелочный завод – наравне с мирной продукцией стал выпускать снаряды, мины и гранаты. К концу 1942 года коллектив увеличил производство военной продукции осколочно-фугасных снарядов и гранат Ф1 на 180 процентов ежемесячно против июня того же года. В конце войны самые высокие выработки норм были у Шлыкова – 889 процентов, Осокина – 666, Яровой – 502, Полукеева – 501. В механическом цехе 35 человек выполняли дневные нормы на 500 и более процентов, в литейном цехе таких показателей добились 45 человек. Были на заводе и «тысячники» - рабочие, перевыполняющие норму в десять и более раз. Это Чуванов, Капитонов, Сенченко, Прудко, Юдина, Никоненко, Биличенко, Дмитриенко, Гайгеров, Покатилов, Могутнов и другие.

В своей статье «Труженики завода» начальник планово – производственного отдела завода Н.Божко 25 января 1942 года писал:

Имя фрезеровщика – комсомольца Павла Прудко известно всему коллективу стрелочного завода. 18 – летний рабочий выполняет сменное задание на 250 и больше процентов. Павел Прудко отлично знает свое дело и не успокаивается на достигнутом, а повседневно учится, прогрессируется в технике, обновляет свой труд на станке. Раньше он делал метчики в патроне, но на это уходило много времени, незавидно было и их качество. А сейчас он их делает в центрах.

Если при старом способе на установку метчика требовалось 5 минут, то сейчас уходит всего 2 минуты. Таким образом, он в два раза сократил рабочее время. По скромным подсчетам тов.Прудко при этом, если бы он полную смену обрабатывал только метчики, сократил 160 минут рабочего времени, что позволило в два раза увеличить производительность труда. Так зародился в его работе скоростной метод фрезеровки метчиков. Комсомолец Павел Прудко в хорошем состоянии содержит станок. Мелкий предупредительный ремонт выполняет своими силами. Свой опыт стахановской работы он терпеливо передает остальным товарищам по работе.

Был такой случай в цехе №6. По болезни не вышел во вторую смену токарь. Его товарищ, работающий на этом станке, домой не пошел, а продолжал работать вторую смену. Проработав до утра, стал работать за себя первую смену (тогда работали по 11 часов без выходных и ежегодных отпусков). Работал до второй смены. Заболевший товарищ немного поправился и вышел в свою смену. А сменщик, порядком уставший, прилег у станка в уголке цеха на ворох обтирочного материала и крепко уснул. Спал без просыпа сутки и, конечно, не вышел в свою смену (проспал). Поиски «виновника» не дали результата. Дома его не нашли, на заводе тоже. И вот из вороха обтирочного материала вылез виновник – «прогульщик». Мастер потребовал объяснения. По объяснительной сделали заключение: «прогулял без отрыва от цеха». Пришлось «простить» ему вину. Ведь своей работой он не остановил поточной линии на обработке боеприпасов, тем самым дал возможность выполнить задание. Товарищеский суд был суров, но справедлив. Ведь виновнику было всего 16 лет, да и большинство в цехе составляли шестнадцати – семнадцатилетние парни и девушки.

Из воспоминаний ветерана завода Марии Широченко: Мне было всего 15 лет, когда я вместе с другими подростками пришла на стрелочный завод. Приняли нас учениками. Одних направили в столярку делать ящики для снарядов, других точить из дерева пробки. Кто был ростом повыше, да в плечах пошире, того – на станки в механический цех №1, основной продукцией которого являлась стрелка для железной дороги. Мальчишек поставили за большие и малые строгальные и токарные станки, а девчонок – за сверлильные и фрезерные. Из-за станков были чуть видны мальчишеские вихрастые головы. Девчонки, чтобы достать до станков вставали на ящики из – под снарядов.

Я работала на сверлильном станке. Чтобы просверлить отверстие в какой – нибудь детали, надо было что есть силы давить на ручку, для удобства мы надевали на нее трубку. Повиснешь всем телом на этой ручке, только толку мало – силенок не хватало. Через две недели, как только научились держать сверло, стали работать самостоятельно. Готовили для стрелки башмаки с приваренной подушкой, сверлили станины для перевода стрелок, мостики весом по 100 килограмм. Подсобных рабочих не хватало, поэтому зачастую детали доставляли сами к станкам. И так, и эдак вертишься, продвигая ее буквально на сантиметры. Руки и колени дрожат от напряжения. Сколько раз казалось, что не выдержу. От собственного бессилия слезы тяжелым горьким комом подступали к горлу. Но рывок, затем другой – и деталь на месте.

В такие трудные минуты и я, и мои сверстники еще острее чувствовали ненависть к фашистам, возжелавшим поработить наш свободолюбивый народ. В это время уже многие семьи потеряли отца, брата или сына. В 1942 году в одном из боев подо Ржевом погиб мой отец – Семен Афанасьевич Широченко. Потеря близких людей, тяжелый труд делали подростков не по годам серьезными. Каждый в свои 15 лет чувствовал огромную ответственность за родную землю».

Когда земля от крови стыла,

Когда горел наш общий дом,

Победу труженики тыла

Ковали праведным трудом.

Когда фашизму рвали тело

Отцы, мужья и сыновья,

В тылу бурлило и кипело –

Трудилась Родина моя.

Сильнее стали женщин плечи,

Взрослели дети на глазах.

Горели доменные печи,

Рожь колосилась на полях.

Все для Победы!

Все для фронта!

А сами – в поле и к станку,

Чтобы отправить хлеб и танки

На фронт солдату – мужику.

Все отдавали: силы, средства…

Война тащила за собой

Детей, не ведающих детства,

И женщин с горькою судьбой.

Кто был в окопах – те герои,

Остановившие фашизм,

Но тыл решительным настроем

Не меньший выдал героизм.

Жива еще в потомках память

Тех героических времен –

Советским труженикам тыла

Низкий наш земной поклон!

Любовь Петровна Рудовская (с.Богданы)

Отец ушел на фронт вскоре после начала Великой Отечественной войны. В семье осталось пятеро детей. Люба, окончив четыре класса, пошла работать телятницей. Вначале у мамы помощницей была, а потом с другими детьми вручную полола поля, поливала огромные огороды, принося в ведрах воду из озера, а позже пришлось освоить профессии комбайнера, прицепщицы, тракториста. Трудовая деятельность Любови Петровны началась с 10 лет.

Самые яркие детские воспоминания – постоянный голод. Ели, казалось, все подряд: любую траву, жмых, какие-то отсевки. По госпрограмме военного времени у семей «зажиточных» отнимали излишки. В доме, где жила Люба, ничего не нашли, кроме жерновов, после их изъятия стало совсем худо. Каким образом они опять оказались дома – детям не рассказывали, а муку теперь мололи ночами в подполе при свечах.

Никогда не забыть Любови Петровне день, когда настала ее очередь помогать поварихе на стане, мыть посуду. Нужно было вычистить котел, а дне его пригорела крупа с картошкой. Ничего, казалось, в мире не было вкусней! Она ела, плакала и мечтала о том, что после войны будет много и вкусно готовить, что купит огромную поварешку, и только ею будет накладывать еду для своих родных, что никто из ее близких не будет голодать

Война закончилась, отец вернулся с фронта с ранением. Они прожили с мамой 75 лет, успев поднять детей и понянчится с внуками. А Любовь Петровна, как и мечтала, обзаведясь семьей и хозяйством, купила большую поварешку, и никто в ее доме никогда не голодал. До сих пор хранится эта старая, но заветная вещь в семье Рудовских.

Мария Ивановна Гудкова (г.Петухово)

Когда мне исполнилось 13 лет, я закончила шестой класс, началась война. Отца по состоянию здоровья отправили в трудовую армию. До марта 1945 года он работал на военном заводе в Каменск – Уральске. Мама осталась одна с четырьмя детьми на руках. Она была санитаркой, уборщицей, сама заготавливала камыш для отопления больницы, работала на подсобном хозяйстве. Дома мы ее видели редко – два-три раза в неделю. А в свободную минутку мама косила траву для нашей коровы – кормилицы. Увозить и сушить сено – это была наша обязанность. Мы запрягали буренку, на телегу накладывали сырой травы, на нее садили трехлетнего Вову, шестилетнего Мишу, а я и десятилетняя Шура шли с боков, держали оглобли, чтобы корова с дороги не сошла. Мы же заготавливали и топливо на зиму, рубили сучки в лесу, привозили домой и складывали в поленницу, а еще сушили кизяки. Я и Шура осенью бегали на поле, собирали колоски, а весной мерзлый картофель, а летом ходили в лес за полевым луком. Миша самодельной мордушкой рыбачил на озере Степное, порой всю ночь. Утром приносил немного гальянов.

В Петухово стали прибывать эвакуированные из прибалтийских республик. В ноябре 1942 года мама привела домой семью Сорокиных – беженцев из Латвии. Их было трое: тетя Геня (Гинда), тетя Шура и ее пятилетний сын Коля. Помню, они сильно замерзли, залезли на русскую печь и долго там отогревались. Мы стали жить, как родные, помогая и поддерживая друг друга.

Вскоре взрослые устроились на работу. Тетю Геню взяли в швейный цех, выполняющий военный заказ. Он располагался на первом этаже здания администрации города. Я, закончив семь классов, уже работала в швейном цехе. Мы ремонтировали полушубки, валенки, гимнастерки, брюки, нижнее белье, которые вагонами шли с фронта. Мальчики 12 – 16 лет подшивали валенки. Отреставрированную одежду связывали, например, по десять полушубков в стопку, и грузили в машины, а затем – в вагоны. Нужно было много сил, чтобы такой тюк поднять. А в цехе только дети и женщины.

А еще приходилось караулить ночью вагоны с отремонтированной одеждой. Утром я шла спать до обеда, а потом снова на работу. Было тяжело, но никто не жаловался, план выполняли на 100 – 150%.

В 1944 году Вова стал первоклассником. Мама, как и прежде, редко бывала дома, когда узнала, что младший уже ученик, впервые громко расплакалась. Она говорила: «Война скоро кончится, деточки мои, вы еще потерпите».

В 1946 году, в 18 лет, мне вручили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» Семья Сорокиных вернулась на родину – в Латвию, мы переписывались до 1978 года, а затем связь оборвалась. В 1993 году получила письмо от Коли. А в нем: «Здравствуйте, уважаемая Мария Ивановна! Пишет вам Сорокин Рафаил, Вы знали меня как Колю. Вспомните семью эвакуированных из Латвии, которые во время войны жили в Петухово. Вы и Ваши родители помогали ей, чем только могли. Прошло почти 50 лет, а я помню, Вы нас провожали и дали на дорогу сахара. Добрые хорошие дела людей не забываются никогда.» Мы до сих пор переписываемся с Рафаилом – Колей, сейчас он живет в Израиле.

Эвакогоспиталь 3882

С августа 1941 года на курорте «Озеро Медвежье» был организован эвакогоспиталь 3882. Здесь, в глубоком тылу, шло сражение за жизни раненых бойцов. Медперсонал, а это были в основном женщины и молодежь 15 – 16 лет, недоедая и недосыпая, тоже вел войну куда менее видную, но не менее трудную, без боев, но не без жертв.

13 ноября 1941 года прибыла первая партия раненых, многие из них были в тяжелом состоянии. Не хватало перевязочного материала, бинты стирали и гладили. Автоклав был вмонтирован в плиту, отапливаемую дровами. Операции проводились далеко не в идеальных условиях хирургом Екатериной Гавриловной Бару.

Раненых доставляли со станции Петухово на быках и лошадях. Многие быстро поправлялись и возвращались в строй, а у кого – то лечение затягивалось на полгода и более. Некоторых бойцов по состоянию здоровья комиссовывали. Самукин, Колганов, Калинин, Сергеев, Гаврилов (из числа последних) остались работать в госпитале. Грязелечебница на ту пору стояла под горой у озера. Санитарки вручную носили тяжелую грязь к кушеткам, на которых лечили раненых. Грязь подогревалась в специальных бочках, вмонтированных в печи, а для этого нужно было по очереди вставать в четыре утра, а то и раньше, чтобы растопить печи. Заведовала грязелечебницей Мария Марковна Романовская. Под ее началом трудились Лифанова, Белова, Плеханова, Никоненко, Смердева, Москаленко, Марченко.

Хлеб пекли Степанида Почтова, Прасковья Васильева, Меланья Захарова, Екатерина Снегирева. Они сутками не выходили из пекарни, сами заготавливали дрова, носили воду. Выпекали в день по 500 – 700 кг хлеба. Это был тяжелый труд.

«Раненых мы ставили на ноги», - вспоминает Антонина Марковна Головина, мобилизованная через райвоенкомат 20 августа 1941 года. Всего было мобилизовано порядка 30 человек. Первым начальником госпиталя была хирург в звании капитана Екатерина Антоновна Мальгина. Она ходила в шинели, потом ее взяли на фронт.

На зиму госпиталю требовалось пять тысяч кубометров дров. Для того, чтобы нагреть рапу, грязь, дать электроэнергию, только машинному отделению нужно было в сутки 22 кубометра дров. В лес ездили все. Согласно норме три человека должны были напилить и вывезти на быках 10 кубометров двухметровых бревен, тогда давали один килограмм хлеба.

Ветеран труда Анастасия Александровна Гаврилова рассказывала, как однажды, не доехав несколько километров до госпиталя, сломался трактор. Раненые, которые могли передвигаться добирались самостоятельно, а остальных нянечки понесли на себе. Путь от фронта до Петухово немалый, случалось, что раны по дороге открывались, но медвежинская грязь делала чудеса Нелегко приходилось и санитаркам, которые помимо выматывающей работы в госпитале, тянули на себе еще и семьи. Они с честью выдержали испытание.

Долгожданная весть

Михаил Федорович Бухаров работал в годы войны в районной конторе связи. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года он был на дежурстве. Как обычно, в полночь диктор центрального радио пожелал всем радиослушателям спокойного сна, и передача должна была прекратиться. Но после небольшой паузы вновь раздался голос Левитана. Юрий Борисович оповестил мир о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

От неожиданности у радиотехника Бухарова перехватило горло. Слова диктора ошеломили, оглушили, на какой – то миг притупили все чувства, дошли до каждой клеточки мозга, а потом сконцентрировались и наполнили душу ликованием, огромной радостью.

Выключив после сообщения аппаратуру, Михаил Федорович позвонил своему начальнику В.А.Миронову, который был еще на работе. По дежурной фразе: как дела? Бухаров понял, что руководитель не в курсе того, что произошло. «Войне конец», - сказал радиотехник. Миронов недоверчиво качал головой, пока слушал сбивчивый рассказ Бухарова о паузе, о взволнованном голосе Левитана. Потом они до четырех часов сидели в студии, и все ждали повторения обращения. К шести часам в радиоузел пришли работники местного радиовещания Бачурина и Савранский. И вскоре на весь район зазвучало: Победа! Война окончена!

Вспоминает заведующий складом оружия и боеприпасов РВК старшина Ермак Ольгерд Иванович: «Весной 1945 года каждый день ждали сообщений Совинформбюро о Победе. И вот дождались! Быстро собрались в общей части военкомата. Радости не было границ. Представили, что сейчас творится в войсках, вот и не удержались: распахнули окно на втором этаже, выкатили пулемет, осмотрели сектор обстрела и пальнули как следует. Пытался нас за произвольную стрельбу в городе к ответу привлечь сотрудник КГБ, да отступился. Так что и Петухово был салют Победы».

Старшина Ермак О.И. уволился из армии осенью 1945 года и долгое время работал учителем в средней школе 1 нашего города. Многие сотни петуховцев и сейчас еще помнят его рассказы о войне, которую он прошел механиком – водителем Т – 34. Участник  Сталинградской  битвы, знаменитой  битвы  под  Прохоровкой; был  тяжело  ранен: сумел  выбраться  из  подбитого  танка  и  переползти  из  одной  воронки  в  другую. Едва  успел  добраться  до  следующей,  как  в  ту, первую  воронку, попал  снаряд.
Осколки  попали  на  шею  и  позвоночник. С ними  он  и  проходил  всю  жизнь.

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь и время движутся вперед,
Отстали только двадцать миллионов…
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы,
За нас легли, за тем, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.
А тех, кто жив, кто чудом уцелел,
Сегодня мы, как чудо, изучаем.
Но даже чуду, чуду есть предел! –
Всё реже их на улице встречаем.
Сквозь шторм свинца, сквозь ураган огня,
Сквозь смерть саму прошли, не зная брода.
Весь мир не может до сих пор понять,
Как их хватило на четыре года…
И память нам покоя не дает,
И совесть нас частенько гложет,
И хоть сто лет, хоть тыща лет пройдет,
Никто у нас войны забыть не сможет.

Предлагается почтить память павших в годы войны и ветеранов, ушедших в мирное время минутой молчания (демонстрируется видеоролик с именами участников войны и тружеников тыла из числа родственников, присутствующих в зале).

Давайте подведем итог нашему сегодняшнему разговору. Какие мысли остались в ваших сердцах и умах? Какие особенности человеческого духа, мужества и героизма вы увидели сегодня? (ответы и комментарии студентов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная методическая разработка для подготовки и проведения классного часа на тему «Лица Победы» призвана помочь студентам ощутить свою сопричастность к истории нашей великой Родины через осмысление участия в Великой Отечественной войне родственников и знакомых. Материалы, использованные при подготовке, переработаны студентами и классным руководителем.

Мероприятие проводилось в рамках месячника, посвященного 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

На примерах, взятых из архивных документов и воспоминаний очевидцев, показана роль бойцов на фронте, тружеников в тылу на заводе и в селе, детей, которые очень быстро повзрослели, их ежедневный подвиг во имя Победы.

Слайды с фотографиями, музыкальное оформление, видеоролик, стихотворные строки – все это направлено на воспитание патриотизма и чувства гордости за принадлежность к великому народу – победителю. Основная мысль «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…» призвана формировать сопричастность современной молодежи к истории

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, А. В тылу, как на фронте, свои герои / А.Афанасьев // Заря. – 1993. – 17 ноября.

2. Афанасьев, А. Долгожданная весть / А.Афанасьев // Заря. – 2003. – 07 мая.

3. Афанасьев, А.Д. История Петуховского литейно – механического завода» / А.Д.Афанасьев, А.Ф. Поздняков – Курган «Дамми», 2003. – 192с.

4. Божко, Н. Труженики завода / Н.Божко // Сталинский путь. – 1942. – 25 января.

5. Горохова, Т. Пели песни и в горе, и в радости / Т.Горохова // Заря. – 2012. – 18 сентября.

6. Гудкова, М.И. С началом войны закончилось детство / М.И.Гудкова // Заря. – 2009. – 07 мая.

7. Замяткин, А. Салют Победы / А.Замяткин // Заря. – 1998. – 01 апреля.

8. Кухорова, Т. На фронте был штурманом, после войны председателем / Т.Кухорова // Заря. – 2007. – 08 мая.

9. Сунегина, И. Эвакогоспиталь №3882 / И.Сунегина // Заря. – 2005. – 05 мая.

10. Патриотический интернет проект «Герои страны» [Электронный ресурс] 2000 - 2015. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации