Методическая разработка внекласного мероприятия «История в лицах: Александр Невский» (9-10 класс)

4
1
Материал опубликован 21 May 2017 в группе

ВЛАСОВА Н.Н.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАСНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

1 сентября 2015 года

НАЗВАНИЕ: УРОК МУЖЕСТВА

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ: АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ”

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

ВОЗРАСТ: 9 -10 класс

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 35 минут.

ЦЕЛЬ: формирование патриотических чувств и национального сознания, гуманистических ценностей, этических норм и эстетического вкуса.

ЗАДАЧИ: расширить мировоззрение учащихся,

способствовать развитию умения:

- коммуникативного общения,

- осуществлять социальные контакты,

развитие эстетического вкуса посредством отечественной поэзии и самостоятельного сочинения белых стихов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: классное помещение.

ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение (песни в исполнении Иосифа Кобзона), видеофильм “История государства российского”, цветная бумага, ватман, канцелярские принадлежности.

ГОСТИ: ветеран Великой Отечественной войны.

ПЛАН – СЦЕНАРИЙ.

1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ. Звучит в исполнении Иосифа Кобзона песня “С чего начинается Родина?”

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Слушая эту песню, каждый привносит в нее что-то свое, сокровенное. Живя повседневной жизнь, мы не акцентируем свое внимание на важности многих элементов. Это – символы государственности, олицетворяющие обычаи и традиции, единство выбранной стратегии сосуществования людей, объединенных понятием “народ”. Это – общая идея, объединяющая людей, живущих на одной территории, говорящих на одном языке, совместно действующих.

По данным опроса фонда “Общественное мнение” при звука государственного гимна у большей части опрошенных возникает чувство гордости, патриотизма, осознание величия своей страны. Когда к победному финишу приближаются наши чемпионы, в едином порыве и болельщики и не болельщики кричат ”Вперед, Россия!” В такие моменты появляются мысли о мощи страны, ее единстве, неразрывности истории.

Интерес к истории страны, ее культурным, социальным, военным традициям в настоящее время велик.

Богатые земли огромной России и кажущаяся неагрессивность россиян привлекали многих завоевателей. России много раз приходилось воевать, но всегда это были войны освободительные.

В сентябре отмечается несколько дней воинской славы:

- 8 сентября – Бородинское сражение 1812года, в котором войска под командованием М.И.Кутузова разбили французские войска;

- 11 сентября – победа Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой в 1790году;

- 21 сентября – русские полки во главе с великим князем Дмитрием Донским одержали победу над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380году.

Много значительных событий и славных имен в истории страны, но одно из имен следует выделить особо. В те времена, когда все княжества русские почти исчезали под ударами татар; когда все князья, не исключая неустрашимого Даниила Галицкого, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными; когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения предков наших, - была еще область, где раздавались песни побед. Был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского! Эта область была Новгородская, этот князь Александр Ярославович Невский.

Александр был сыном великого князя Ярослава ‌‌‌‌ІІ, родился в 1220 году. Ему было 19лет, когда отец посадил его князем в Новгороде. Южная часть страны подвергалась нашествию татар. Батый по отдельности разбивал полки удельных князей, один за другим брал города. Думая, что Русь уже покорена и не в силах более сопротивляться, Батый двинул войска на запад. Новгородцы оказались между двух огней: с юга татары, а северо-запада шведы и Левонские рыцари, основавшие монашеский орден для обращения туземцев в католическую веру. Шведский король послал своего зятя Биргера с сильным войском завоевать Новгород, который высадился на Неве у устья Ижоры.

3. ВИДЕОФРАГМЕНТ (битва на Неве)

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ. Александр малыми силами умело построил военные действия. Блестящая победа доставила ему прозвище Невский. Двадцатилетний Александр талантливо руководил своим немногочисленным войском. Умный, храбрый, предусмотрительный, он так вел оборону и нападение, что людские потери его противников были в десятки раз больше, чем потери его дружины.

5. ВИДЕОФРАГМЕНТ (битва на Чудском озере, Ледовое побоище)

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ. Не числом, а умением старался воевать Александр Невский.

Его дальнейшая судьба воина, любившего свое отечество гораздо более своей славы, показывает, как много может сделать для славы родины умный человек. Осторожно и благоразумно выстраивал Александр отношения с Ордой. Он оберегал родное отечество от новых несчастий, примерял своих оскобленных соотечественников с самовластными ханами. Он принес всю жизнь свою на жертву спокойствия своих подданных. Нелегко было благородному князю земли Русской ездить кланяться полудиким татарским ханам. То, что среди вспомогательных войск Орды не было русских воинов, одна из заслуг Александра. Последний раз в 1262году он поехал в Орду умолять хана Беркия не призывать русских для разорения чужих земель. Миссия удалась, но поездка подорвала дух и тело князя: на обратном пути он скончался 23ноября 1263года.

Невыразима была горесть всех русских, когда они узнали о смерти своего ангела-хранителя. Им казалось, что наступило погибель отечества, что уже некому будет защитить их от нападений немцев и литовцев, умилостивить за них жестокость ханов, спасти от притеснений татарских откупщиков. Митрополит, встречая гроб Александра у Боголюбова, воскликнул, проливая горькие слезы:”Закатилось солнце земли Русской!”

Духовенство и вся Россия причислили Александра к лику святых. Тело было погребено в монастыре Рождества Богоматери во Владимире. Оно находилось там до времен Петра Великого, который перевез его в новую столицу, как бы поручая ее особенному покровительству того, кто некогда прославил это место подвигами мужественности и храбрости.

7. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭТАП. В книгах, в стихах, в кинофильмах увековечен жизненный подвиг тех, кто составляет славу и гордость России. Сейчас мы на несколько минут станем поэтами и создадим патриотические стихи.

Учащимся по группам раздаются листы с правилами написания белых стихов, их примерами, цитатами, на основе которых будут создаваться синквейны. Обговаривается время работы с текстом (3 – 4минуты). Зачитываются цитаты и тексты белых стихов.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Слово СИНКВЕЙН французское, переводится как “пять строк”. При его написании следует придерживаться определенных правил.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь – заголовок.

Вторая строка заключает в себе два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка образована тремя словами, являющимися глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту. Иногда это короткая крылатая фраза или пословица.

Пятая строка содержит одно слово, чаще всего существительное, характеризующее суть объекта – резюме, вывод.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ДЛЯ СЛОВ “УЧИТЕЛЬ” И “УЧЕНИК”

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Ученики

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Подопечные.

ЗАДАНИЕ.

Используя нижеприведенную цитату, составьте синквейн, отражающий мысли о величии и мощи страны, ее единстве, неразрывности истории, о патриотах, составляющих славу России.

ЦИТАТА. “С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…” (песня)

2. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Слово СИНКВЕЙН французское, переводится как “пять строк”. При его написании следует придерживаться определенных правил.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь – заголовок.

Вторая строка заключает в себе два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка образована тремя словами, являющимися глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту. Иногда это короткая крылатая фраза или пословица.

Пятая строка содержит одно слово, чаще всего существительное, характеризующее суть объекта – резюме, вывод.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ДЛЯ СЛОВ “УЧИТЕЛЬ” И “УЧЕНИК”

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Ученики

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Подопечные.

ЗАДАНИЕ.

Используя нижеприведенную цитату, составьте синквейн, отражающий мысли о величии и мощи страны, ее единстве, неразрывности истории, о патриотах, составляющих славу России.

ЦИТАТА. “Если хотим помочь Московскому государству, не пожалеем ничего, дворы продадим, жен и детей заложим, чтобы спасти отечество. Дело великое, но мы совершим его.” (воззвание нижегородского ополчения Минина и Пожарского)

3. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Слово СИНКВЕЙН французское, переводится как “пять строк”. При его написании следует придерживаться определенных правил.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь – заголовок.

Вторая строка заключает в себе два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка образована тремя словами, являющимися глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту. Иногда это короткая крылатая фраза или пословица.

Пятая строка содержит одно слово, чаще всего существительное, характеризующее суть объекта – резюме, вывод.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ДЛЯ СЛОВ “УЧИТЕЛЬ” И “УЧЕНИК”

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Ученики

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Подопечные.

ЗАДАНИЕ.

Используя нижеприведенную цитату, составьте синквейн, отражающий мысли о величии и мощи страны, ее единстве, неразрывности истории, о патриотах, составляющих славу России.

ЦИТАТА. “Иди сражаться со мною, если смеешь. Я уже в земле твоей. Если можешь, сопротивляйся. Знай, я пленю землю твою”. (вызов шведского короля молодому новгородскому князю Александру)

“Нас немного, и враг силен: но Бог не в силе, а в правде. Идите с вашим князем!”

(ответ Александра Невского, слова, обращенные верной дружине перед битвой со шведами в 1240 году)

4. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Слово СИНКВЕЙН французское, переводится как “пять строк”. При его написании следует придерживаться определенных правил.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь – заголовок.

Вторая строка заключает в себе два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка образована тремя словами, являющимися глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту. Иногда это короткая крылатая фраза или пословица.

Пятая строка содержит одно слово, чаще всего существительное, характеризующее суть объекта – резюме, вывод.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ДЛЯ СЛОВ “УЧИТЕЛЬ” И “УЧЕНИК”

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Ученики

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Подопечные.

ЗАДАНИЕ.

Используя нижеприведенную цитату, составьте синквейн, отражающий мысли о величии и мощи страны, ее единстве, неразрывности истории, о патриотах, составляющих славу России.

ЦИТАТА. 14 сентября 1263 года Александр Невский умер “много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за веру православную. Закатилось солнце земли Русской!” (митрополит Кирилл, 1263 год)

5. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Слово СИНКВЕЙН французское, переводится как “пять строк”. При его написании следует придерживаться определенных правил.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь – заголовок.

Вторая строка заключает в себе два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка образована тремя словами, являющимися глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту. Иногда это короткая крылатая фраза или пословица.

Пятая строка содержит одно слово, чаще всего существительное, характеризующее суть объекта – резюме, вывод.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ДЛЯ СЛОВ “УЧИТЕЛЬ” И “УЧЕНИК”

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Ученики

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Подопечные.

ЗАДАНИЕ.

Используя нижеприведенную цитату, составьте синквейн, отражающий мысли о величии и мощи страны, ее единстве, неразрывности истории, о патриотах, составляющих славу России.

ЦИТАТА. Твои отцы славяне были,

Железом страшные врагам;

Чужие руки их рукам

Не цепи – злато приносили,

И не свобода ль им дала

Их знаменитые дела?

Рука свободного сильнее

Руки, измученной ярмом:

Так с неба падающий гром

Подземных грохотов звучнее,

Так песнь победная громчей

Глухого скрежета цепей.

Не гордый дух завоеваний

Зовет булат твой из ножон:

За честь, за веру грянет он! (Языков, ”Баян к русскому воину”)

 

Литература

1.Карамзин Н.М. История государства Российского. Четыре тома. Ростов, изд-во "Феникс", 1994.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Николаевна, что занимаетесь таким важным делом! Недостаточно только уроков истории, чтоб дети ее знали и были патриотами. Просто очень необходима внеклассная и внеурочная работа!

21 May 2017

Похожие публикации