Методическая разработка «Конкурс профмастерства по профессии сварщик»

0
0
Материал опубликован 13 August 2020


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях инновационного развития общества, производства и образования значительно повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов, способных осуществлять инновационные процессы. Соответственно это требует повышения уровня организации и квалификации рабочего, его интеллектуального развития, формирования личностных и профессиональных качеств будущего рабочего.

Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует

повышению уровня и качества профессиональной подготовки, престижа рабочих профессий, развитию и совершенствованию профессиональных знаний, определению лучшего по профессии, выявлению одаренных студентов, популяризации знаний по профессиональному образованию. Это еще одна из возможностей показать свой профессионализм и умение, увидеть результаты других участников, совершенствоваться в профессии, выявить уровень знаний у ребят, и конечно - передать опыт молодому поколению.


















II. РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Проводя конкурс, необходимо создать атмосферу активности, в которой комфортно работать всем: и командам, и организаторам, и жюри, и зрителям.

Любое задание, включенное в программу, должно быть интересным не только для тех, кто в нём участвует непосредственно, но и для зрителей. Интерес этот может быть вызван неожиданностью затруднений, возникающих перед конкурсантами, динамичным решением задания, наглядностью, современностью и красочностью оформления.

Конкурс необходимо заранее тщательно готовить, как особый жанр массового соревнования. Задания должны сменять друг друга по заранее подготовленному «сценарию».

При проведении конкурса необходимо соблюдать требования по охране труда и технике безопасности.

Важно, чтобы конкурс шёл бесперебойно, чтобы не возникало задержек, заминок, вызываемых подготовкой следующего соревнования. Это обеспечивается активностью помощников ведущего и грамотным сочетанием заданий конкурса.

В каждом конкурсе должен быть обязательно элемент познавательности.

Составляя программу конкурса, нужно стремиться к тому, чтобы в ней чередовались разные формы состязаний. Однообразие утомляет, притупляет внимание, снижает интерес к состязаниям у самих конкурсантов и зрителей.

Программа конкурса должна быть четко рассчитана по времени, а составляющие её элементы так скомпонованы, чтобы между ними не возникало слишком затяжных пауз.

III. Положение

о проведении конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»




1. Цель и задачи

Цель: выявить лучших обучающихся по уровню профессиональных знаний и компетенций, способных к творческому решению профессиональных задач.

Задачи:

Определение уровня профессиональной подготовки обучающихся по профессии.

Развитие у обучающихся технического мышления; умения планирования своей работы, самостоятельного решения поставленных задач методом применения знаний, умений, профессиональных навыков при выполнении трудовых операций и оценке конечного результата.

Воспитание уважения к труду; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля.


Формирование и развитие ПК и ОК обучающихся:

Формируемые общие и профессиональные компетенции рассматриваются в соответствии с изученными профессиональными модулями по курсам.

2. Участники конкурса

2.1. В конкурсе принимают участие обучающиеся (в количестве 6 чел.) группы СВ-12 (2курс).



3. Условия проведения конкурса

Конкурс состоит из теоретической и практической частей.


3.1. Теоретическая часть состоит из тестовых заданий. Каждый участник решает тест, состоящий из 20 вопросов по междисциплинарным курсам. Результаты теста оцениваются в соответствии с эталонами ответов.

3.2. Практическая часть заключатся в сборке и сварке контрольного образца.

Результаты конкурса определяются следующими критериями:

- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;

- организация рабочего места;

- выполнение нормы времени;

- правильность сборки;

- качество сварных соединений.

4. Время и место проведения

Электросварочная мастерская.

Подведение итогов

Для подведения итогов конкурса создается жюри в составе:

председатель и члены жюри.

6. Награждение победителей

Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются дипломами, остальные участники получают сертификаты.

Обучающийся, занявший первое место, направляется на республиканский конкурс профессионального мастерства.





IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КОНКУРСА



1. Сварочные кабины – 6 шт.

2. Сварочные выпрямители и трансформаторы – 6 шт.

3. Средства индивидуальной защиты сварщика – 6 шт.

4. Инструмент для подготовки металла под сварку и зачистки швов – 6 комплектов.

5. Пластины из низкоуглеродистой стали 150 х 300 х 8 мм – 6 комплектов.

6. Электроды МР – 3 ø 4 мм.


V. СТРУКТУРА КОНКУРСА



1. Организационный момент – 10 мин.

2. Теоретический конкурс – 20 мин.

3. Практический конкурс – 1 ч. 30 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Подведение итогов конкурса – 20 мин.

6. Награждение победителей – 10 мин.


Общее время проведения конкурса – 2 ч. 40 мин.










VI. ХОД КОНКУРСА

1. Организационный момент (10 минут):

1.1. Приветствие председателя комиссии

1.2. Ознакомление с Положением о проведении конкурса.

1.3. Объявление цели и задач, порядка выполнения конкурсных заданий.

1.4. Проведение жеребьевки (см. приложение № 1, 2)



2. Теоретический конкурс (20 минут).

2.1. Преподаватель проводит тестирование (см. приложение № 3)

3. Практический конкурс (1 час 30 минут).

3.1. Участникам конкурса выдается задание на выполняемую работу (Приложение № 5).

3.2. Проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда при электросварочных работах.

3.3. Озвучиваются критерии оценок по каждой операции и время для выполнения работы.


4. Подведение итогов конкурса (20 минут).

Подводятся итоги тестирования теоретической части в соответствии с разработанными эталонами ответов (приложение № 4). Заполняется графа «Теоретическая часть» в итоговой ведомости оценок (Приложение № 7).

Жюри оценивает выполнение практического задания в соответствии с разработанными критериями (см. Приложение № 6) и заполняет графу «Практическая часть» в итоговой ведомости оценок (Приложение №7).

Баллы теоретического этапа и практической работы суммируются и результат выводится в итоговой ведомости оценок конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» (Приложение № 7) и выявляются победители конкурса.

Награждение победителей (10 минут).

Итоговая ведомость (см. приложение № 7)
































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Результаты жеребьёвки



п/п

Ф.И.О.

группы

участника


1.






2.






3.






4.






5.






6.





























ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1t1597310275aa.jpg

4t1597310275aa.jpg

2t1597310275aa.jpg

5t1597310275aa.jpg

3t1597310275aa.jpg

6t1597310275aa.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Тестовые задания для конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик»

Выбери правильный ответ.

.Сварочный трансформатор предназначен для преобразования:

переменного сетевого напряжения в пониженное переменное напряжение без изменения его частоты

переменного тока в постоянный

механической энергии в электрическую

2. Содержание хрома в стали 30Х18Н19Т:

18%

0,18%

1,%.

3. Безопасное напряжение в сухом помещении:

36 В

40 В

50 В

4 . Может ли электросварщик произвести подключение к сети сварочного оборудования:

не может

может с разрешения инструктора

подключение производит электротехнический персонал

5. Безопасное напряжение в сыром помещении:

12 В

24 В

36 В

6. Длина прихватки при ручной дуговой сварке:

5....10 мм

5....50 мм

10....50 мм

7. Основные параметры режимов при ручной дуговой сварке:

диаметр электрода, сварочный ток, род и полярность тока, напряжение на дуге;

диаметр электрода, напряжение, сварочный ток;

диаметр электрода, сварочный ток, наклон электрода.

8. Что должен сделать в первую очередь сварщик при возникновении пожара:

сообщить о пожаре в пожарную часть

немедленно принять меры по ликвидации пожара

оказать помощь пострадавшим

9. Швы средней длины сваривают:

напроход

от середины к их концам

обратноступенчатым способом

10. Подобрать тип светофильтра для дуговой сварки при применении сварочного тока силой 180 А:

С-3

С-4

С-5

11. Металл толщиной 30 мм и более сваривают одновременно:

1 сварщик

2 сварщика

3 сварщика

12. К какому полюсу источника питания подключается электрод при сварке на обратной полярности:

отрицательному

положительному

не имеет значения

13 .Какие сварные соединения относятся к угловым сварным швам:

стыковые

угловые, тавровые

угловые, тавровые, нахлесточные

14. Существуют способы уменьшения, предупреждения деформаций при сварке. Один из них - обратный выгиб детали - это:

1. когда деформированное соединение обрабатывают на прессе или кувалдой

2. перед сваркой детали предварительно изгибают на определенную величину в обратную сторону по сравнению с изгибом, вызываемым сваркой

3. перед сваркой детали очень жестко закрепляют и оставляют в таком виде до полного охлаждения после сварки

15. К каким дефектам относятся трещины, поры?

1. к наружным

2. к внутренним

3. к наружным и внутренним

16. При сварке вертикальных и горизонтальных швов сила сварочного тока по сравнению со сваркой в нижнем положении должна быть

1. увеличена на 10-15%

2. уменьшена на 10-15%

3. не изменяется

17. Для чего в разделке заготовок делают притупление кромок?

1. для лучшего провара корня шва

2. исключить прожог

3. для получения качественного сварного изделия

18. К сварочным швам средней длины относятся швы длиной:

1. 250-500мм

2. 250-1000мм

3. 100-300мм

19. Сварочные деформации при сварке плавлением возникают:

1. всегда

2. очень редко

3. никогда

20. Как изменяется величина сварочного тока при увеличении длины дуги?

1. увеличивается

2. уменьшается

3. не изменяется









































ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Э ТАЛОН К ТЕСТУ



1-1

11-2

2-1

12-2

3-1

13-3

4-1

14-2

5-1

15-3

6-2

16-2

7-1

17-2

8-2

18-2

9-2

19-1

10-3

20-2















ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Практическая часть

Тавровое соединение в нижнем положении шва

t1597310275ab.png

Стыковое соединение в горизонтальном положении шва

t1597310275ac.png

Стыковое соединение в вертикальном положении шва


t1597310275ad.png




ПРИЛОЖЕНИЕ № 6



Критерии оценки практической части:

1. Соблюдение правил техники безопасности - 10 баллов.

За каждое нарушение снимается 1 балл.

2. Организация рабочего места-10 баллов.

Инструменты должны находиться на столе, по окончании работ рабочее место должно быть убрано. За каждое нарушение снимается 1 балл.

3. Выполнение норм времени - 10 баллов.

За каждые 5 минут дополнительного времени снимается 1 балл.

4. Правильность сборки - 5 баллов.

5. Качество выполнения работы – 25 баллов.

Максимальное количество баллов за практическую работу - 60 баллов.

На выполнение практической части конкурса отводится 1 час 30 мин.




















ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

t1597310275ae.jpgИтоговая ведомость оценок конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»





Номер участника


1

2

3

4

5

6

Теоретическая часть (тесты)







Практическая часть

1. Соблюдение правил техники безопасности







2. Организация рабочего места







3. Выполнение норм времени







4. Правильность сборки







5. Качество выполнения работы







Общая сумма баллов








Место








Председатель жюри:

Члены жюри:



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведение конкурса профмастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформированности знаний, умений и навыков обучающихся.

 В конкурсе профмастерства участвуют все группы одной профессии. Обучающиеся поставлены в одинаковые условия, и их задача - показать свое профессиональное мастерство.

Участие в конкурсе дает обучающимся:

возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов;

активизирует рефлексию обучающихся, способствует осознанию ими затруднений, проблем в выполнении задания и поиску средств их преодоления;

возможность реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности;

возможность совершенствовать учебный процесс.

Конкурс позволяет создать условия эмоционального подъема и ситуации успеха личности и команды.


19


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.