Методическая разработка «Конкурс профмастерства по профессии сварщик»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях инновационного развития общества, производства и образования значительно повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов, способных осуществлять инновационные процессы. Соответственно это требует повышения уровня организации и квалификации рабочего, его интеллектуального развития, формирования личностных и профессиональных качеств будущего рабочего.
Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует
повышению уровня и качества профессиональной подготовки, престижа рабочих профессий, развитию и совершенствованию профессиональных знаний, определению лучшего по профессии, выявлению одаренных студентов, популяризации знаний по профессиональному образованию. Это еще одна из возможностей показать свой профессионализм и умение, увидеть результаты других участников, совершенствоваться в профессии, выявить уровень знаний у ребят, и конечно - передать опыт молодому поколению.
II. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Проводя конкурс, необходимо создать атмосферу активности, в которой комфортно работать всем: и командам, и организаторам, и жюри, и зрителям.
Любое задание, включенное в программу, должно быть интересным не только для тех, кто в нём участвует непосредственно, но и для зрителей. Интерес этот может быть вызван неожиданностью затруднений, возникающих перед конкурсантами, динамичным решением задания, наглядностью, современностью и красочностью оформления.
Конкурс необходимо заранее тщательно готовить, как особый жанр массового соревнования. Задания должны сменять друг друга по заранее подготовленному «сценарию».
При проведении конкурса необходимо соблюдать требования по охране труда и технике безопасности.
Важно, чтобы конкурс шёл бесперебойно, чтобы не возникало задержек, заминок, вызываемых подготовкой следующего соревнования. Это обеспечивается активностью помощников ведущего и грамотным сочетанием заданий конкурса.
В каждом конкурсе должен быть обязательно элемент познавательности.
Составляя программу конкурса, нужно стремиться к тому, чтобы в ней чередовались разные формы состязаний. Однообразие утомляет, притупляет внимание, снижает интерес к состязаниям у самих конкурсантов и зрителей.
Программа конкурса должна быть четко рассчитана по времени, а составляющие её элементы так скомпонованы, чтобы между ними не возникало слишком затяжных пауз.
III. Положение
о проведении конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
1. Цель и задачи
Цель: выявить лучших обучающихся по уровню профессиональных знаний и компетенций, способных к творческому решению профессиональных задач.
Задачи:
Определение уровня профессиональной подготовки обучающихся по профессии.
Развитие у обучающихся технического мышления; умения планирования своей работы, самостоятельного решения поставленных задач методом применения знаний, умений, профессиональных навыков при выполнении трудовых операций и оценке конечного результата.
Воспитание уважения к труду; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля.
Формирование и развитие ПК и ОК обучающихся:
Формируемые общие и профессиональные компетенции рассматриваются в соответствии с изученными профессиональными модулями по курсам.
2. Участники конкурса
2.1. В конкурсе принимают участие обучающиеся (в количестве 6 чел.) группы СВ-12 (2курс).
Конкурс состоит из теоретической и практической частей.
3.1. Теоретическая часть состоит из тестовых заданий. Каждый участник решает тест, состоящий из 20 вопросов по междисциплинарным курсам. Результаты теста оцениваются в соответствии с эталонами ответов.
3.2. Практическая часть заключатся в сборке и сварке контрольного образца.
Результаты конкурса определяются следующими критериями:
- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
- организация рабочего места;
- выполнение нормы времени;
- правильность сборки;
- качество сварных соединений.
4. Время и место проведенияЭлектросварочная мастерская.
Подведение итоговДля подведения итогов конкурса создается жюри в составе:
председатель и члены жюри.
6. Награждение победителей
Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются дипломами, остальные участники получают сертификаты.
Обучающийся, занявший первое место, направляется на республиканский конкурс профессионального мастерства.
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КОНКУРСА
1. Сварочные кабины – 6 шт.
2. Сварочные выпрямители и трансформаторы – 6 шт.
3. Средства индивидуальной защиты сварщика – 6 шт.
4. Инструмент для подготовки металла под сварку и зачистки швов – 6 комплектов.
5. Пластины из низкоуглеродистой стали 150 х 300 х 8 мм – 6 комплектов.
6. Электроды МР – 3 ø 4 мм.
V. СТРУКТУРА КОНКУРСА
1. Организационный момент – 10 мин.
2. Теоретический конкурс – 20 мин.
3. Практический конкурс – 1 ч. 30 мин.
4. Перерыв – 10 мин.
5. Подведение итогов конкурса – 20 мин.
6. Награждение победителей – 10 мин.
Общее время проведения конкурса – 2 ч. 40 мин.
VI. ХОД КОНКУРСА
1. Организационный момент (10 минут):
1.1. Приветствие председателя комиссии
1.2. Ознакомление с Положением о проведении конкурса.
1.3. Объявление цели и задач, порядка выполнения конкурсных заданий.
1.4. Проведение жеребьевки (см. приложение № 1, 2)
2. Теоретический конкурс (20 минут).
2.1. Преподаватель проводит тестирование (см. приложение № 3)
3. Практический конкурс (1 час 30 минут).
3.1. Участникам конкурса выдается задание на выполняемую работу (Приложение № 5).
3.2. Проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда при электросварочных работах.
3.3. Озвучиваются критерии оценок по каждой операции и время для выполнения работы.
4. Подведение итогов конкурса (20 минут).
Подводятся итоги тестирования теоретической части в соответствии с разработанными эталонами ответов (приложение № 4). Заполняется графа «Теоретическая часть» в итоговой ведомости оценок (Приложение № 7).
Жюри оценивает выполнение практического задания в соответствии с разработанными критериями (см. Приложение № 6) и заполняет графу «Практическая часть» в итоговой ведомости оценок (Приложение №7).
Баллы теоретического этапа и практической работы суммируются и результат выводится в итоговой ведомости оценок конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» (Приложение № 7) и выявляются победители конкурса.
Награждение победителей (10 минут).
Итоговая ведомость (см. приложение № 7)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Результаты жеребьёвки
№п/п | Ф.И.О. | № группы | № участника |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1 | 4 |
2 | 5 |
3 | 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Тестовые задания для конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик»
Выбери правильный ответ.
.Сварочный трансформатор предназначен для преобразования:
переменного сетевого напряжения в пониженное переменное напряжение без изменения его частоты
переменного тока в постоянный
механической энергии в электрическую
2. Содержание хрома в стали 30Х18Н19Т:
18%
0,18%
1,%.
3. Безопасное напряжение в сухом помещении:
36 В
40 В
50 В
4 . Может ли электросварщик произвести подключение к сети сварочного оборудования:
не может
может с разрешения инструктора
подключение производит электротехнический персонал
5. Безопасное напряжение в сыром помещении:
12 В
24 В
36 В
6. Длина прихватки при ручной дуговой сварке:
5....10 мм
5....50 мм
10....50 мм
7. Основные параметры режимов при ручной дуговой сварке:
диаметр электрода, сварочный ток, род и полярность тока, напряжение на дуге;
диаметр электрода, напряжение, сварочный ток;
диаметр электрода, сварочный ток, наклон электрода.
8. Что должен сделать в первую очередь сварщик при возникновении пожара:
сообщить о пожаре в пожарную часть
немедленно принять меры по ликвидации пожара
оказать помощь пострадавшим
9. Швы средней длины сваривают:
напроход
от середины к их концам
обратноступенчатым способом
10. Подобрать тип светофильтра для дуговой сварки при применении сварочного тока силой 180 А:
С-3
С-4
С-5
11. Металл толщиной 30 мм и более сваривают одновременно:
1 сварщик
2 сварщика
3 сварщика
12. К какому полюсу источника питания подключается электрод при сварке на обратной полярности:
отрицательному
положительному
не имеет значения
13 .Какие сварные соединения относятся к угловым сварным швам:
стыковые
угловые, тавровые
угловые, тавровые, нахлесточные
14. Существуют способы уменьшения, предупреждения деформаций при сварке. Один из них - обратный выгиб детали - это:
1. когда деформированное соединение обрабатывают на прессе или кувалдой
2. перед сваркой детали предварительно изгибают на определенную величину в обратную сторону по сравнению с изгибом, вызываемым сваркой
3. перед сваркой детали очень жестко закрепляют и оставляют в таком виде до полного охлаждения после сварки
15. К каким дефектам относятся трещины, поры?
1. к наружным
2. к внутренним
3. к наружным и внутренним
16. При сварке вертикальных и горизонтальных швов сила сварочного тока по сравнению со сваркой в нижнем положении должна быть
1. увеличена на 10-15%
2. уменьшена на 10-15%
3. не изменяется
17. Для чего в разделке заготовок делают притупление кромок?
1. для лучшего провара корня шва
2. исключить прожог
3. для получения качественного сварного изделия
18. К сварочным швам средней длины относятся швы длиной:
1. 250-500мм
2. 250-1000мм
3. 100-300мм
19. Сварочные деформации при сварке плавлением возникают:
1. всегда
2. очень редко
3. никогда
20. Как изменяется величина сварочного тока при увеличении длины дуги?
1. увеличивается
2. уменьшается
3. не изменяется
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Э ТАЛОН К ТЕСТУ
1-1 | 11-2 |
2-1 | 12-2 |
3-1 | 13-3 |
4-1 | 14-2 |
5-1 | 15-3 |
6-2 | 16-2 |
7-1 | 17-2 |
8-2 | 18-2 |
9-2 | 19-1 |
10-3 | 20-2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Практическая часть
Тавровое соединение в нижнем положении шва
Стыковое соединение в горизонтальном положении шва
Стыковое соединение в вертикальном положении шва
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Критерии оценки практической части:
1. Соблюдение правил техники безопасности - 10 баллов.
За каждое нарушение снимается 1 балл.
2. Организация рабочего места-10 баллов.
Инструменты должны находиться на столе, по окончании работ рабочее место должно быть убрано. За каждое нарушение снимается 1 балл.
3. Выполнение норм времени - 10 баллов.
За каждые 5 минут дополнительного времени снимается 1 балл.
4. Правильность сборки - 5 баллов.
5. Качество выполнения работы – 25 баллов.
Максимальное количество баллов за практическую работу - 60 баллов.
На выполнение практической части конкурса отводится 1 час 30 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Итоговая ведомость оценок конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
| Номер участника | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Теоретическая часть (тесты) | | | | | | |
Практическая часть | ||||||
1. Соблюдение правил техники безопасности | | | | | | |
2. Организация рабочего места | | | | | | |
3. Выполнение норм времени | | | | | | |
4. Правильность сборки | | | | | | |
5. Качество выполнения работы | | | | | | |
Общая сумма баллов | | | | | | |
Место | | | | | | |
Председатель жюри:
Члены жюри:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение конкурса профмастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформированности знаний, умений и навыков обучающихся.
В конкурсе профмастерства участвуют все группы одной профессии. Обучающиеся поставлены в одинаковые условия, и их задача - показать свое профессиональное мастерство.
Участие в конкурсе дает обучающимся:
возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов;
активизирует рефлексию обучающихся, способствует осознанию ими затруднений, проблем в выполнении задания и поиску средств их преодоления;
возможность реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности;
возможность совершенствовать учебный процесс.
Конкурс позволяет создать условия эмоционального подъема и ситуации успеха личности и команды.
19