12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабалина Светлана Витальевна251
Учитель-логопед, работаю в детском саду.
Россия, Иркутская обл., Иркутск
1

Методическая разработка по лексической теме «Профессии»

Шабалина С.В.

учитель-логопед

МБДОУ детский сад №139

г. Иркутск.

Дидактическое пособие: Мнемотаблицы по лексической теме «Профессии».

Цель: Создать условия для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в логопедической группе.

Задачи: 1.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, любознательности, интереса к мнемотаблицам.

4. Вызвать желание помогать друг другу в рассказывании по мнемотаблицам.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Педагогика давно ищет пути достижения качественных результатов в работе с детьми. Реагируя на инновационные изменения в условиях и требованиях в обществе, педагогика создаёт всё новые и новые подходы к воспитанию. При выборе педагогических концепций, педагоги в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, всё чаще используют в образовательном процессе педагогические технологии. Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne»- искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемосхемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, я постоянно использую мнемотаблицы для коррекции звукопроизношения, для развития связной речи, для заучивания стихотворений. С помощью мнемотаблиц можно пересказывать и составлять рассказы и сказки. Представляю вашему вниманию мнемотаблицы по лексической теме «Профессии», которые выполнены своими руками.

Водитель- Раньше люди ездили на лошадях, запряжённых в сани и карету. Теперь люди ездят на пассажирском транспорте. Грузовой транспорт перевозит различные грузы. Правила дорожного движения водитель должен знать назубок и никогда не нарушать их. Многие водители работают на общественном транспорте – трамваях, автобусах, троллейбусах. Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки. Транспорт заправляют бензином на автозаправочной станции.

Спасатель- мужская профессия. Если происходит землетрясение, наводнение, беда- то звонят:112 и зовут на помощь спасателей. У спасателей есть специальные инструменты, которые он использует в спасательных операциях. Спасатели прилетают и спасают людей на вертолётах. Чтобы снять человека с высоты, спасатели приезжают на аварийных машинах. Искать людей под завалами помогают обученные собаки. Спасатели спасают детей и взрослых. За спасение людей спасателей награждают медалями и орденами.

Пожарный-Пожар может случиться из-за детской игры со спичками, из-за неисправной электропроводки, из-за непотушенной сигареты, из-за забытого выключенного утюга. Если возник огонь, дым, нужно немедленно звонить:01. Тушить огонь приезжают пожарные на пожарной машине. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Пожарные носят на голове стальную каску, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах прочные резиновые сапоги. Пожар заливают водой из специальных шлангов. Их называют «Рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Пожар тушат ещё специальной пеной, содержащейся в огнетушителях. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. За эти подвиги пожарных награждают медалями и орденами.

Строитель- это человек, который работает на стройке. Он строит дома. Выкладывает из кирпичей высокие стены. У него для работы есть строительные инструменты. Для своей безопасности строитель носит на голове каску. Одет в специальную строительную одежду. Строитель поднимает наверх кирпичи с помощью подъёмного крана. Раньше, когда подъёмных кранов не было, строитель использовал для работы носилки и тележку для перевозки кирпича. Чтобы построить дом, сначала выкапывают бульдозером котлован. Затем заливают бетоном фундамент дома, а потом начинают выкладывать из кирпича стены. Раньше дома строили деревянные из брёвен, сейчас строят высокие многоэтажные дома. На каждом этаже располагается несколько квартир. Когда дом построен, в него въезжают новосёлы. Привозят мебель, электроприборы, вещи и начинают жить в новом доме.

Водолаз- это человек, который спускается под воду в специальных скафандрах. Дышит водолаз воздухом, который поступает из баллонов по специальной трубке. Водолаз носит собственный запас воздуха с собой, прикреплённым к спине. Под водой водолаз через маску наблюдает за рыбами, медузами. Видит, как плавают дельфины. Водолазы выполняют под водой разную работу: ремонтируют днища кораблей, исследуют дно, ищут и поднимают наверх затонувшие корабли, автомобили, ведут спасательные работы. Водолазы спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. Водолазы- это сильные, храбрые и натренированные люди.

Моряк- это человек , который служит на корабле Военно-морского флота. Капитан- самый главный на корабле. Его слушается вся команда моряков. Капитан управляет кораблём, прокладывает маршрут, по которому плывёт корабль. Он всё знает про волны и шторма. Он знает много разных наук: астрономию, географию, механику и морское дело. Моряки носят бескозырку, у неё нет козырька и тельняшку- полосатую рубашку. У капитана- капитанская фуражка на голове, он носит капитанский мундир.

Раньше люди плавали по воде на деревянных лодках. Теперь плавают на кораблях, яхтах, катерах. Капитан всегда стоит на мостике и смотрит в подзорную трубу. Направление он определяет по компасу. Моряк стоит у штурвала и смотрит вперед. Если в воде заметят плавающего человека, то ему бросают спасательный круг. Когда корабль приплывает к берегу, в воду спускают якорь. В море и океане часто бывают шторма и высокие волны, в такую погоду корабль может разбиться о скалы. И тогда происходит кораблекрушение. Ясным днём в море и океане спокойно и можно увидеть много разных кораблей. Ночью , чтобы не сбиться с курса , морякам помогает светящийся ярким светом маяк. Российские корабли плавают в разные страны и на пути встречают удивительные острова.

Воспитатель-это человек, который воспитывает и обучает детей в детском саду. В детском саду дети играют с игрушками. Воспитатель читает детям интересные книжки и сказки. Если кто-то из детей кого-нибудь обидит, то воспитатель любя жалеет и успокаивает ребёнка. На занятиях дети рисуют карандашами, делают поделки из цветной бумаги, обедают и спят в уютных кроватках. Вместе с воспитателем гуляют на детской площадке. Воспитатель работает в государственном детском саду.

Врач- Самая важная профессия. Врач лечит больных людей и детей. Врач всегда одет в белый халат, на шее у него висит трубочка-фонендоскоп. Врач измеряет температуру градусником. Он выписывает рецепты, по которым в аптеке люди покупают таблетки и лекарства. Врач ставит уколы шприцом. Если человек поранит кожу, врач использует вату и бинт. Когда человек заболеет. То врача вызывают по телефону :03. Врач приезжает на специальной машине-«Скорая помощь». «Скорая помощь» увозит больного в больницу. В больнице работают хирурги, Они проводят операции в операционной палате. Врач , который лечит детей , называется педиатр.

Повар-это человек, который готовит еду. Повар ходит в белом колпаке и фартуке, с поварёшкою в руке. Готовить еду ему помогают электроприборы: миксер, кухонная плита, мясорубка. Продукты повар хранит в холодильнике. Для приготовления еды, повар использует кухонную посуду и столовые приборы. Еду, повар готовит по рецептам поварской книги. Перед приготовлением пищи повар обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Повар готовит каши и салаты, омлет, жарит рыбу, варит супы. Повар работает в кафе и ресторане, в столовой. А ещё повар умеет стряпать, печь торты и печенья. В детском саду повар готовит еду и кормит детей вкусной и полезной с витаминами едой.

Учитель- 1 сентября школьники идут в школу. Звенит школьный звонок, который приглашает учеников на уроки. Школьники кладут в портфели школьные принадлежности: пенал, ручки, карандаши, линейку, учебники, тетради. В школе школьники пишут и занимаются на уроках, которые ведут учитель или учительница. Учительница читает интересные книги и рассказывает интересный материал. На уроках учитель знакомит детей с глобусом, пишет на доске мелом и показывает написанное на доске указкой. Школьники выполняют домашние задания: учат стихи, читают учебники. Рассказывают учительнице о том, что нового и интересного узнали на уроке.

Лётчик- Это человек, умеющий управлять самолётом и вертолётом. В древности люди любовались полётом птиц. Им нравилось, как они легко парят в воздухе. Люди стали изобретать летательные аппараты: воздушные шары, дирижабли. Затем появились самолёты, вертолёты. Люди научились приземляться на землю с помощью парашюта. Лётчик взлетает высоко в небо на самолёте и вертолёте. Он пролетает над землёй и видит сверху леса, реки, озёра, моря и горы.

Плотник (столяр) Мебель делает столяр. Для работы по дереву есть свои особенные инструменты: рубанок, стамеска, долото, пила, топор, молоток, дрель. Плотник занимается обработкой древесины, строительством и ремонтом деревянных домов. Плотник изготавливает и устанавливает деревянные оконные рамы, двери, заборы. Он делает деревянные полки, этажерки, шкафы, стулья, диваны. Старую мебель нужно беречь и ремонтировать, чтобы она служила долгие года.

Парикмахер-это человек, который стрижёт длинные волосы, делает укладку и завивку волос. Парикмахеру для работы нужно зеркало, ножницы, фен, расчёска, бигуди, шампуни, краски, бальзамы. При укладке волос парикмахер использует лаки для волос, гели, пенки. Сначала парикмахер усаживает человека в удобное кресло, укрывает плечи специальной накидкой, потом шампунем тщательно промывает волосы. Затем слегка подсушивает волосы полотенцем. Затем он берёт в руки расчёску и ножницы, начинает прядь за прядью подстригать волосы, придавая им определённую форму. Парикмахер работает в парикмахерской или в салоне красоты. Когда стрижка готова, парикмахер может сделать укладку феном, завить волосы локонами и покрыть лаком для волос.

Космонавты- это сильные, храбрые люди. Космонавты надевают специальную защитную одежду - скафандр. Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты. Космонавты изучают другие планеты, изучают звёзды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю. Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года, совершил первый в истории человечества орбитальный полёт на космическом корабле «Восток». За подвиги космонавтов награждают медалями и орденами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.