Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию ЗОЖ «Я выбираю здоровье!»
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия
по формированию ЗОЖ
«Я выбираю здоровье!»
(для обучающихся 3-4 классов общеобразовательного учреждения)
Автор: педагог-психолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» Шефер А.А.
Тема: «Я выбираю здоровье!»
Цель:
создать условия для привития у учащихся навыков здорового образа жизни;
формировать желание заботиться о своём здоровье;
Задачи:
- обучающая: дать представление о правилах здорового образа жизни, раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;
- воспитательная: воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, потребности вести здоровый образ жизни;
- коррекционная: коррекция нарушений логического мышления, зрительного и слухового восприятия, распределения внимания.
Участники: обучающиеся 3-4 класса
Продолжительность занятия: 40-45 минут.
Этапы занятия:
Организационный момент (5 мин.)
Основная часть (30 мин.)
Заключительный этап. Рефлексия(10 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ .
Организационный момент:
Художественное слово. Стихотворение « О здоровье»
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать —
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить
2. Основная часть
1. Введение в тему
Беседа.
– Что такое здоровье?
– По каким признакам можно определить болен или здоров человек?
– Вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, друзьям в поздравительных открытках, в сообщениях при живом общении?
– Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
– Почему человеку необходимо быть здоровым? (Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе).
Физминутка
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Сообщение темы занятия
Задание: слова потерялись, составьте из них предложение.
На доске вразброс представлены слова здоровье, это, здоровый, образ, жизни.
Ответ: «Здоровье- это здоровый образ жизни»
Сообщение по теме
– Что же такое здоровье? (Сначала дети называют свои определения здоровья)
- Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов: Здоровье – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение: Здоровый образ жизни для большинства людей означает отказ от курения, алкоголя и наркотиков, рациональное питание, занятие спортом, здоровый сон, зарядка.
Сказкотерапия
Техника проведения: детям читается сказка, их задача – найти ошибки, что Марфуша делала не так
Инструкция: ребята, я сейчас вам прочитаю сказку про Марфушу и Настеньку, вы должны внимательно слушать и найти ошибки.
«Жили-были отец и мать были у них две дочери Марфуша и Настенька. Как-то раз поехали родители на базар, а дочери дома остались. Настенька на огород грядки полоть пошла, а Марфуша схватила со стола пирожок горячий и побежала на улицу. Она бежала и откусывала пирожок, обжигаясь, а там ребята в прятки играют. Марфуша кричит им, чтобы и ее подождали. Она так торопилась, что пирожок упал на землю. Марфуша его подняла, обтерла о сарафанчик и весь кусок в рот положила».
Анализ:
Кому понравилась сказка и почему?
Кому не понравилась сказка, почему?
Что Марфуша делала не так?
Ответы детей:
- не мыла руки перед едой;
- ела на ходу;
- спешила во время еды;
- ела горячий пирожок, а это вредно;
- плохо прожевывала пищу;
- поднимала еду с земли.
Правила приема пищи.
- Холодная пища желудку не нужна и очень горячая тоже вредна.
- А сладостей всяких и чипсов и колы желудок боится как дети уколов.
- Не ешь на ходу - это очень опасно, все люди знают об этом прекрасно.
- За стол в одно время всегда ты садись, и руки помыть до еды не ленись.
- Большими кусками не стоит глотать, а тщательно надо еду прожевать.
- Старайся ты все же много не есть
- Чтоб толстым не стать и не болеть.
- И помни, желудок у тех не болел, кто с детства его понимал и жалел.
Гимнастика для глаз.
1. Крепко зажмурьтесь и откройте глаза;
2. Быстро поморгайте в течение нескольких секунд;
3. Посмотрите сначала в стороны, затем вверх и вниз;
4. Повращайте глазами по часовой стрелке и обратно;
5. Посмотрите на предмет рядом с вами, затем на что-то вдалеке;
6. Закройте глаза и помассируйте веки несколько секунд.
Задание «Назови одним словом»
Больница(врач, укол, бахилы, таблетки)
Спорт(футбол, лыжи, баскетбол, гимнастика)
Фрукты(яблоки, апельсины, персик, слива)
Средства гигиены(Зубная щетка,мыло, зубная паста, шампунь)
Марафон загадок
– Что же нам поможет сохранить и укрепить здоровье? Отгадайте загадки. Утром я по распорядку Делаю всегда … (зарядку)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов. (Душ)
У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами … (велосипед)
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт).
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (Мыло)
Хожу-брожу не по лесам,
А по чистым волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Помогает нам всегда Солнце, воздух и … (вода).
Заключительный этап. Рефлексия
– Давайте подведем итог нашему занятию.
Упражнение «Что полезно, а что вредно?»
Техника проведения: детям предлагается послушать отрывок из стихотворения «Вредные советы»Г. Остера
Инструкция: ребята, я сейчас вам прочту советы, а вы послушайте их подумайте и скажите, что вредного в этих советах, а может быть ничего вредного и нет, может бытьнаписано все правильно:
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит,
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Если ты попал в больницу
И не хочешь там валяться,
Жди, пока к тебе в палату
Самый главный врач придет.
Укуси его, и сразу
Кончится твое леченье,
В тот же вечер из больницы
Заберут тебя домой.
Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Полетят со стен картины,
С подоконника - цветы,
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет.
И, от грохота спасаясь,
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет,
К старости сама собою
Облысеет голова.
Анализ:
Как можно назвать такие советы?
Что полезно делать детям?
Что вредно делать?
Что же такое здоровье?
Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья? Какое слово, связанное со здоровьем, мы слышим каждый день?
От чего зависит здоровье?
Как влияют вредные привычки на здоровье?
Что нужно знать и уметь, чтобы быть всегда здоровым?
– Пожелаем друг другу здоровья.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда! Но добиться результата невозможно без труда. Мы открыли все секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.