Методическая разработка «Коррекционно-развивающее занятие»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 »
Методическая разработка
«Коррекционно-развивающее занятие»
Разработала:
Барчугова Елена Александровна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
г. Череповец
2019-2020 уч. Год
Информационная справка
Данное логопедическое занятие по теме: «Звук [ч], буква Ч ч».
разработано для школьников 1 (основного) класса, обучающихся по АООП для детей с ЗПР (вариант 7.2). Учащиеся испытывают трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения). Занятие проводится в рамках курса: Предупреждение пробелов в развитии звуковой стороны речи и является первым по теме. Программа групповых занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя речи.
Весь материал, представленный в методической разработке, подобран с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы.
Технологическая карта коррекционного занятия
в 1 (основном) классе
Класс: 1 (основной)
Предмет: логопедическое занятие
Форма: групповая
Категория обучающихся: вариант 7.2 АООП по ФГОС ОВЗ
Тема урока (занятия): «Звук [ч], буква Ч ч».
Цель: познакомить со звуком [ч], и буквой Ч ч
Задачи:
Образовательные:
– познакомить со звуком [ч], и буквой Ч ч
– совершенствовать навыки выделения изучаемого звука и буквы среди других звуков и букв, в слогах, словах;
– формировать навыки языкового анализа и синтеза;
Коррекционно-развивающие:
– развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;
– развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
– развивать внимание, память;
– упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
Воспитательные:
– воспитывать умение работать в группе,
– формировать положительную учебную мотивацию;
– повышать речевую активность;
– воспитывать личностные качества, контроль над собственной деятельностью;
Формировать универсальные учебные действия (УУД):
– регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка);
– познавательные (знаково-символические, анализ, синтез, обобщение);
– коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь);
– личностные (смыслообразование, формирование интереса к новому).
Оборудование:
Схема-опора «Характеристика звуков», дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие «Чемодан»; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала, схема опора «План занятия».
Содержание занятия
Этап, его задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводно-мотива-ционный Формировать положительную учебную мотивацию | Сегодня на занятии мы с вами будем: Слушать внимательно, Работать старательно, Трудиться совместно, Чтобы было интересно! | Учащиеся вместе хором повторяют | Личностные УУД: мотивация учебной деятельности |
Целеполагание Определить цель занятия, оставить план. Направить внимания детей к изучаемой теме | – Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку. Что за чудо? Что за чудо? Сверху блюдо, Снизу блюдо. Ходит чудо по дороге, Голова торчит и ноги. Кто же это? – Какой звук слышим в начале слова? – С каким звуком мы будем знакомиться? – Это цель нашего занятия. – Зачем нам нужно знать о звуке [ч], букве Чч. Какой план нашей работы? Вместе с учащимися составляем план | – Черепаха. – Звук [Ч] – Мы познакомимся со звуком [Ч] и буквой Чч.
План: 1) Уточнение произношения. | Познавательные (анализ, синтез, обобщение) Регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | 2) Уточнение характеристику. 3) Выделение [ч] среди других звуков. 4) Выделение [ч],буквы Чч в слогах. 5) Выделение [ч], буквы Чч в словах | |
Основная часть. Решить все поставленные задачи. Артикуляция. Характеристика звука. Игра «Светофор» (Развитие фонематических процессов). Слоговой анализ и синтез. Звуковой анализ. Словарная работа Физкульминутка Чтение слогов | Посмотрите в зеркала. Как мчится паровоз? Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч]. Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки». Как расположены зубы? Зубы сближены. Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам. Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая. Черепахе понравилось, как вы уточнили произношение. – А что вы расскажете черепахе теперь? Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно? Звук Ч – гласный или согласный? Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой. Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч. Характеристика звука [ч] по таблице-опоре. – Что нужно запомнить про звук [ч]? – Что мы вместе с Черепахой будем делать дальше? Если услышите звук [ч], то подними зеленый сигнал. [ч, з, ш, ч, ж, з, с, ч, ш, и т.д.] – Какой следующий пункт плана? Если услышите звук [ч] в слогах, то подними зеленый сигнал. ЧА, СА, ЧУ, ША, ЧЕ и т.д. Давайте вместе с Черепахой и повторим слоги : «Ча-ча-ча-ча!». «Наша печка горяча». Чу-чу-чу-чу! На ракете я лечу! Оч-оч-оч-оч! Наступила ночь. Чо-чо-чо-чо! Что-то давит на плечо. Чи-чи-чи-чи! Испекли мы калачи. – Чему мы учились на данном этапе занятия? – Что мы будем делать теперь? Определение звука в слове. Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч. Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач. – Название какой птицы вы запомнили? Составьте предложение с этим словом. Определение места звука в слове. – Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка. Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх, Воду на двое рассечь руки соединить над головой; Раз – сечет, два – сечет, ритмично опускать и поднимать руки вниз–вверх; А вода себе течет. плавно опустить руки вниз через стороны, покачать из стороны в сторону. Черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч. Посмотрите, на что похожа эта буква? Ч похожа на четыре, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. – Зачем нужна заглавная буква Ч? Откройте тетради, подпишите число, напишите заглавную букву Ч столько раз, сколько детей на занятии. Сколько заглавных букв вы написали? Напишите строчную букву ч столько раз, сколько слогов в слове «черепаха». Сколько строчных букв вы написали? Все пункты плана мы выполнили? Что мы будем делать дальше? | Дети произносят звук [Ч]. Дети отраженно повторяют за логопедом. Уточним характеристику. Нельзя петь, преграда: губы, зубы, язык. Согласный. Глухой Мягкий. Согласный, глухой, мягкий Выделять звук [ч] среди других звуков. Произношение и выделение звука[ч] в слогах. Произносить и выделять звук [ч] в слогах. Произносить и выделять звук [ч] в словах. Чайка Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка. . Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Показывают в алфавите Четыре | Познавательные (поиск информации, анализ, синтез, обобщение) Регулятивные (сохранение цели занятия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка) Коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь). Личностные (формирование интереса к новому). |
онтрольно-оценочный. Определить результативность занятия, оценить выполнение плана, провести самооценку и оценку | Посмотрите на план, всё ли мы сделали? Ребята, какую цель мы ставили, достигнута ли цель нашего занятия? Я вместе с Черепахой сегодня оценила вас так. (На доске Ы М У Н Ц И А) как оценили себя вы? Какое задание было для вас наиболее трудным? интересным? | | Регулятивные (оценка и самооценка) |
Литература
1. Волина В.В. Праздник букваря. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 335 с. .
3.Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда / Ред.-сост. В.И. Селиверстов. – Москва, 1987.
4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – Москва: ГНОМ и Д, 2006. – 128 с.
5. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. – Санкт-Петербург: СПбАППО, 2006. – 160 с.