12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барчугова Елена Александровна17


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 »







Методическая разработка
«Коррекционно-развивающее занятие»



Разработала:
Барчугова Елена Александровна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория




г. Череповец

2019-2020 уч. Год






Информационная справка

Данное логопедическое занятие по теме: «Звук [ч], буква Ч ч».

разработано для школьников 1 (основного) класса, обучающихся по АООП для детей с ЗПР (вариант 7.2). Учащиеся испытывают трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения). Занятие проводится в рамках курса: Предупреждение пробелов в развитии звуковой стороны речи и является первым по теме. Программа групповых занятий включает три раздела:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя речи.

Весь материал, представленный в методической разработке, подобран с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы.














Технологическая карта коррекционного занятия

в 1 (основном) классе

Класс: 1 (основной)

Предмет: логопедическое занятие

Форма: групповая

Категория обучающихся: вариант 7.2 АООП по ФГОС ОВЗ

Тема урока (занятия): «Звук [ч], буква Ч ч».

Цель: познакомить со звуком [ч], и буквой Ч ч

Задачи:

Образовательные:

познакомить со звуком [ч], и буквой Ч ч

совершенствовать навыки выделения изучаемого звука и буквы среди других звуков и букв, в слогах, словах;

формировать навыки языкового анализа и синтеза;

Коррекционно-развивающие:

развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

развивать внимание, память;

упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.


Воспитательные:

воспитывать умение работать в группе,

формировать положительную учебную мотивацию;

повышать речевую активность;

воспитывать личностные качества, контроль над собственной деятельностью;


Формировать универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка);

познавательные (знаково-символические, анализ, синтез, обобщение);

коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь);

личностные (смыслообразование, формирование интереса к новому).


Оборудование:

Схема-опора «Характеристика звуков», дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие «Чемодан»; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала, схема опора «План занятия».



Содержание занятия


Этап, его задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

2

3

4

Вводно-мотива-ционный

Формировать положительную учебную мотивацию

Сегодня на занятии мы с вами будем:

Слушать внимательно,

Работать старательно,

Трудиться совместно,

Чтобы было интересно!


Учащиеся вместе хором повторяют

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности


Целеполагание

Определить цель занятия, оставить план.

Направить внимания детей к изучаемой теме

Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?

Что за чудо?

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Кто же это?

Какой звук слышим в начале слова?

С каким звуком мы будем знакомиться?

Это цель нашего занятия.

Зачем нам нужно знать о звуке [ч], букве Чч.

Какой план нашей работы? Вместе с учащимися составляем план

Черепаха.










Звук [Ч]

Мы познакомимся со звуком [Ч] и буквой Чч.

План:

1) Уточнение произношения.

Познавательные (анализ, синтез, обобщение)

Регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы.)



1

2

3

4



2) Уточнение характеристику.

3) Выделение [ч] среди других звуков.

4) Выделение [ч],буквы Чч в слогах.

5) Выделение [ч], буквы Чч в словах


Основная часть.

Решить все поставленные задачи.





Артикуляция.














Характеристика звука.













Игра «Светофор» (Развитие фонематических процессов).












Слоговой анализ и синтез.












Звуковой анализ.




Словарная работа
































Физкульминутка













\









Чтение слогов





























Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

Черепахе понравилось, как вы уточнили произношение.


А что вы расскажете черепахе теперь?

Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Звук Ч – гласный или согласный?

Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.


Характеристика звука [ч] по таблице-опоре.

Что нужно запомнить про звук [ч]?

Что мы вместе с Черепахой будем делать дальше?


Если услышите звук [ч], то подними зеленый сигнал.

[ч, з, ш, ч, ж, з, с, ч, ш, и т.д.]


Какой следующий пункт плана?

Если услышите звук [ч] в слогах, то подними зеленый сигнал.

ЧА, СА, ЧУ, ША, ЧЕ и т.д.


Давайте вместе с Черепахой и повторим слоги :

«Ча-ча-ча-ча!».

«Наша печка горяча».

Чу-чу-чу-чу!

На ракете я лечу!

Оч-оч-оч-оч!

Наступила ночь.

Чо-чо-чо-чо!

Что-то давит на плечо.

Чи-чи-чи-чи!

Испекли мы калачи.


Чему мы учились на данном этапе занятия?

Что мы будем делать теперь?

Определение звука в слове.

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

Название какой птицы вы запомнили?

Составьте предложение с этим словом.

Определение места звука в слове.

Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.


Захотела рыба-меч

руки в стороны, перед собой, вверх,

Воду на двое рассечь

руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет,

ритмично опускать и поднимать руки вниз–вверх;

А вода себе течет.

плавно опустить руки вниз через стороны, покачать из стороны в сторону.


Черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый
А, прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный
О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый
У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок
И, прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик
Е, прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный
Ё, прочитали дети… ЧЁ

Зачем нужна заглавная буква Ч?

Откройте тетради, подпишите число, напишите заглавную букву Ч столько раз, сколько детей на занятии. Сколько заглавных букв вы написали?

Напишите строчную букву ч столько раз, сколько слогов в слове «черепаха». Сколько строчных букв вы написали?


Все пункты плана мы выполнили?

Что мы будем делать дальше?


Дети произносят звук [Ч].



Дети отраженно повторяют за логопедом.













Уточним характеристику.

Нельзя петь, преграда: губы, зубы, язык.



Согласный.

Глухой


Мягкий.





Согласный, глухой, мягкий






Выделять звук [ч] среди других звуков.




Произношение и выделение звука[ч] в слогах.
















Произносить и выделять звук [ч] в слогах.








Произносить и выделять звук [ч] в словах.






Чайка




Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.



.

























Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Показывают в алфавите




















Четыре





Познавательные (поиск информации, анализ, синтез, обобщение)

Регулятивные (сохранение цели занятия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка)

Коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь).


Личностные (формирование интереса к новому).

онтрольно-оценочный.

Определить результативность занятия, оценить выполнение плана, провести самооценку и оценку

Посмотрите на план, всё ли мы сделали?

Ребята, какую цель мы ставили, достигнута ли цель нашего занятия?

Я вместе с Черепахой сегодня оценила вас так. (На доске Ы М У Н Ц И А) как оценили себя вы?

Какое задание было для вас наиболее трудным? интересным?


Регулятивные (оценка и самооценка)









Литература


1. Волина В.В. Праздник букваря. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 335 с. .

3.Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда / Ред.-сост. В.И. Селиверстов. – Москва, 1987.

4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – Москва: ГНОМ и Д, 2006. – 128 с.

5. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. – Санкт-Петербург: СПбАППО, 2006. – 160 с.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.