Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия-игры «Я учусь сотрудничать»

2
2
Материал опубликован 31 March 2016

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Методическая разработка коррекционно-развивающего

занятия-игры

«Я учусь сотрудничать»

Выполнила педагог-психолог ГПОУ ЯО

Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Силина Татьяна Александровна (высшая квалификационная категория)

г. Рыбинск, 2016 г.

 

Конспект занятия-игры «Я учусь сотрудничать»

Цель:

1.Развитие коммуникативных навыков общения.

Задачи:

1.Создание позитивного психологического климата в группе, классе.

2.Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимодействия.

3. Определение условий эффективного взаимодействия:

-умению слушать и слышать друг друга, не перебивать;

- умению договариваться друг с другом;

- умению понимать окружающих;

-умению правильно распределить роли в процессе работы;

-умению уважительно относиться к интересам и увлечениям других людей.

4.Развитие интереса к себе, первичных навыков самоанализа.

5.Развитие умения работать в паре, группе.

6.Развитие способности обучающихся к рефлексии.

Необходимый материал и оборудование: конверт с письмом, карта маршрута, вырезанные из бумаги силуэты варежек, фломастеры, разрезанная картина, карточки с загадками, скотч, ножницы, волшебная палочка, мяч, плакат с изображением солнца.

 

Ход занятия-игры:

Педагог-психолог:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок – путешествие в Страну Заколдованной долины. Недавно я получила письмо от жителей этой страны и была очень огорчена и удивлена тому, что узнала, т.к. эта страна, из которой было прислано письмо, всегда считалась очень дружной, миролюбивой и приветливой страной.

Послушайте, что написали жители Заколдованной долины (открываю конверт, читаю письмо):

Дорогие ребята 3 «Б» класса!

Вам пишут письмо жители Заколдованной долины, некогда очень красивой и дружной страны. Раньше она называлась по- другому и все ее жители были добры друг с другом, помогали друг другу в трудную минуту, никто никогда ни с кем не ссорился.

Но однажды мимо нашей страны проехала злая колдунья и ее чары оказались настолько сильны, что половина жителей разучилась общаться и дружить между собой.

Люди перестали помогать друг другу, каждый стал жить сам по себе. Над

нашей страной нависли тучи, закрыв Солнце. Только у нескольких жителей, это у тех, кто написал вам это письмо, еще сохраняется защита от чар колдуньи, т.к. в тот день мы были далеко от дома.

Но этой защиты с каждым днем становится все меньше и меньше. Самим свою страну нам не спасти, поэтому мы и решили написать Вам это письмо, т.к. спасти Заколдованную долину могут только дружные ребята.

Очень хотим, чтобы Вы нам помогли и дали возможность вспомнить, что же нужно для того, чтобы правильно общаться с другими людьми, чтобы над нашей страной снова стало светить Солнце.

С уважением, жители Заколдованной Долины.

 

Педагог-психолог:

- Ну что, ребята, попробуем помочь жителям Заколдованной долины? (конечно)

- Но, чтобы отправиться в путь, нам необходимо взять карту, которая нам укажет дорогу. Эту карту мне прислали жители Заколдованной долины. А также задания – испытания, которые вы должны будете выполнить.

- Итак, прежде чем отправиться в путь спасать жителей страны Заколдованной долины от злой колдуньи, которая превратила вас в злых, необщительных людей, я хочу сначала у Вас узнать, а что же значит уметь общаться, сотрудничать? (не ссорится, вежливо говорить, помогать друг другу, сочувствовать)

- Как вы думаете, это сложно или просто? (всегда по-разному)

- От чего это зависит? (от нас самих; иногда у нас бывает хорошее настроение, следовательно, все хорошо)

- А что же надо сделать, чтобы быть независимым от этих обстоятельств, чтобы мы всегда хорошо общались? Если у нас плохое настроение, почему мы не должны обижать других людей? (ответы учащихся)

 

Педагог-психолог совместно с учащимися:

Мы должны учиться сотрудничать друг с другом, общаться, т.к. только благодаря этому мы сможем выполнить важные дела, где необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, автомобиль, вырастить большой урожай. И люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, а не как в басне Крылова ( «Лебедь, Рак и Щука») (Дать возможность учащимся вспомнить, в чем состоит основной смысл произведения Крылова)

Педагог-психолог:

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Из каких умений это складывается:

- из умения понять другого человека;

- из умения уступить, когда ты не прав;

- из умения правильно распределить роли в процессе работы.

Итак, изучаем карту, присланную нам жителями Заколдованной страны и отправляемся в путь.

На нашем пути первое испытание; которое приготовила для нас злая колдунья. Мы должны перейти волшебный мост. Для этого нам предстоит выполнить упражнение «Варежки».

Цель: умение работать в паре, договариваться друг с другом.

Ход задания: все учащиеся должны разделиться на пары. Каждая пара получает по 2 вырезанных силуэта. Их необходимо украсить узорами или рисунками, но так, чтобы одна варежка не отличалась от другой. Выполнить задание необходимо как можно быстрее. Подводя итоги выполненному первому заданию, спросить, у кого варежки получились одинаковыми, следовательно, сумели договориться друг с другом.

Педагог-психолог:

- Молодцы, все выполнили задание. Все перешли через реку.

- Скажите, вам было сложно или легко? Как вы договорились друг с другом? У кого получилось одинаково? Кто не сумел договориться? Почему? (ответы учащихся)

Выполнили первое испытание успешно. Идем дальше. На пути нам встречается цветочная поляна. Ну, теперь самое время отдохнуть. Игра - самый лучший отдых

Игра с мячом

Цель: уважительное отношение к имени другого человека, развитие ловкости, координации движений и быстроты реакций.

Ход задания: встаем в круг, один с мячом в центре, он – ведущий. Ведущий должен назвать ласковым именем кого-нибудь из одноклассников и подкинуть мяч. Этот ученик мяч должен поймать (Педагог-психолог дает оценку действиям учащихся)

Педагог-психолог:

- Молодцы, отдохнули, идем дальше. И вот на нашем пути новое препятствие – огонь. Злая колдунья увидела, что в парах вы работать умеете, а как умеете сотрудничать все вместе?

Упражнение «Собери картинку».

Цель: развитие целостности восприятия, мыслительного анализа и синтеза, умение действовать сообща.

Ход задания: Необходимо собрать картину сказочной страны из отдельных кусочков и склеить

ее. Если вам не удастся собрать, то вы не сможете выполнить следующее испытание, которое будет на обратной стороне.

- Молодцы. Собрали. Легко или трудно вам было? Почему? (и то, и другое вместе, т.к.не всегда получалось слушать друг друга, выполнять совместно)

-Давайте прочитаем задание на обратной стороне. «Если вы такие дружные дети, попробуйте отгадать загадки» (педагог-психолог может взять любые загадки по своему усмотрению, в зависимости от тематики занятия)

- Молодцы, хорошо вы умеете отгадывать загадки. Я видела, вы друг другу помогали, а это очень важно, ведь только совместными усилиями можно многого добиться.

Идем дальше. На пути лес. Самое время отдохнуть и поиграть.

Игра «Пересядьте все, кто …».

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ход задания: Мы сидим в круге и нам друг друга хорошо видно. Посмотрите, мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом и поиграем в игру, которая называется «Пересядьте все, кто...».

Пересядьте все, кто …

любит мороженое

играть в куклы

кататься на роликах

кому нравится учиться в школе

делать уроки

играть в футбол

рисовать

учиться музыке и т.д.

Вывод: мы все разные, но у нас имеется много общего. Мы должны уважать увлечения и интересы других людей. Если нам что-то не нравится, это не значит, что это не нравится другому.

Отдохнули, идем дальше. Препятствие – горы.

В умении общаться и положительно сотрудничать друг с другом очень часто зависит от мелочей, таких как вовремя сказать «спасибо».

Упражнение «Спасибо».

Цель: умение благодарить других людей, уважительно относиться друг к другу.

Ход задания: каждому из учащихся необходимо сказать «спасибо» кому-нибудь из своих одноклассников (например, Саша, спасибо тебе за то, что ты дал мне ручку). При этом вспомнить все добрые дела, какие друг другу сделали.

-Молодцы, идем дальше. На пути четвертое испытание: как вы умеете слушать друг друга. В общении это качество очень важно.

Упражнение «Волшебная палочка».

Цель: развитие речи, умение слушать и слышать друг друга.

Ход задания:У меня в руках волшебная палочка. Ваша задача рассказать о своей мечте. Говорит тот, у кого в руках эта волшебная палочка. Потом он передает ее следующему по кругу.

Вывод: - Как вы думаете, вас слушали? Почему вы так считаете? Пока вы слушали, не было ли у вас желания что-то сказать? Есть ли желания, которые могли выполнить твой учитель, твои одноклассники?

Мы прошли долгий пути. Наше путешествие подходит к концу. Мы почти добрались до Заколдованной долины. Нам предстоит выполнить еще одно, последнее испытание: освободить Солнце над Заколдованной долиной.

Злой колдунье необходимо выяснить, как вы умеете любить окружающих.

Упражнение «Ладошки»

Цель: развитие сопереживания и позитивного отношения друг к другу.

Ход задания: Каждому необходимо положить ладошку на лучи солнца и обвести ладошку своего соседа. После этого в ладошке написать пожелание своему однокласснику, чтобы у него на душе было всегда тепло и солнечно.

Подведение итогов:

Ну, что ж, все вы молодцы, помогли расколдовать волшебную страну. В этом нам помог ваш дружный класс, который умеет сотрудничать. Ведь, чтобы ни происходило, очень важно уважительно относится друг к другу, уметь уступать, если ты не прав, уметь договариваться.

Рефлексия:

Что вам больше всего понравилось?

Что больше всего не понравилось?

Где возникали трудности? Почему?

Какие эмоции вы испытываете сейчас?

Ресурсы:

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3 – М.: издательство «Генезис», 1998 г.

2.Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

3.Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.

4.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #5032 был удален 29 April 2016

Занятие очень интересное. Спасибо!

29 April 2016