Методическая разработка лингвистической игры-квеста «Найди клад»
Методическая разработка лингвистической игры-квеста
«Найди клад»
Данная разработка представляет собой имитационную игру, которая способствует выявлению уровня остаточных знаний, закреплению материала по курсу «Лексика и фразеология». Игра направлена на повышение интереса к предмету. Привлекательность данного мероприятия для обучающихся состоит в сочетании двигательной и интеллектуальной активности подростков.
Игра рассчитана для обучающихся 5-6-х классов.
Использование общих принципов игры возможно для школьников любого возраста при условии подбора соответствующего содержательного материала.
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий в рамках декады или дня филологических наук в школе.
Материалы, необходимые для проведения игры:
карточки-плакаты с фразеологическими оборотами;
маршрутные листы для команд-участников;
конверты с шифром для поиска клада.
Место проведения игры - различные школьные помещения: рекреации, холлы, кабинеты, лестничные пролеты.
План игры
1)Организационный момент (5 мин.). Сообщение темы, постановка цели и задач внеклассного мероприятия, знакомство с правилами и ходом проведения игры.
2) Выполнение заданий. Поиск клада (от 30 мин до 1 часа).
3) Завершение игры. Подведение итогов (10 мин).
Общие принципы проведения игры
Игра «Найди клад» проводится как соревнование между произвольно сформированными группами учеников (командами), изъявившими желание принять участие в мероприятии. Это может быть команда представителей одного класса или одной параллели. Это может быть разновозрастная команда. Оптимальное количество участников - 6 чел.
Специфика игры «Найди клад» состоит в том, что все команды-участники одновременно получают маршрутные листы (см. приложение), а также конверты с шифром.
Принципы применения шифра не поясняются организаторами игры.
Участники предупреждаются о том, что они должны догадаться сами, как следует применять шифр.
Стратегию передвижения по маршруту поиска клада каждая команда устанавливает сама (можно передвигаться от одной точки к другой всей командой, а можно разбиться на малые группы и передвигаться, выполняя задания малыми группами).
На нескольких этажах школы в самых неожиданных местах в произвольном порядке заранее размещаются пронумерованные карточки – плакаты с заданиями. В данном случае это будут карточки с фразеологическими оборотами.
До начала игры организаторы выбирают место хранения клада и зашифровывают фразу, указывающую на него.
Команды должны будут найти и записать ответы, передвигаясь по зданию школы от одной карточки к другой. Затем им предстоит разгадать принцип применения шифра. После чего они должны будут использовать шифр и разгадать фразу, которая укажет, где находится клад.
Та команда, которая быстрее запишет правильные ответы, применит шифр и доставит в оргкомитет игры клад, предъявив ключевую фразу, получившуюся в ходе выполнения заданий, считается победившей. Все, что составляет содержимое клада (это могут быть всевозможные сувениры, сертификаты или грамоты победителей игры для каждого участника команды), достается победителям.
Игра останавливается в тот момент, когда клад оказывается найденным. Оставшиеся без клада команды считаются проигравшими. Им могут быть вручены сертификаты участников (на усмотрение организаторов).
Примечание 1. В маршрутном листе в столбик записаны 30 цифр, напротив которых игроки должны будут записать подходящие синонимы.
Образцы фразеологизмов, которые могут быть размещены на карточках - плакатах
1. Брать себя в руки.
2. Тряхнуть стариной.
3. Браться за ум.
4. Спустя рукава.
5. Болеть душой.
6. На птичьих правах
7. Как кошка с собакой.
8. Протянуть руку помощи
9. Шаг за шагом
10. Время от времени
11. Выйти из себя
12. Играть роль.
13. Дело в шляпе.
14. В нескольких шагах
15. Сколько душе угодно.
16. Ни на шаг.
17. Тут как тут.
18. Не на шутку.
19. Поднять на смех.
20. Не давать покоя.
21. Во все лопатки, во весь дух.
22. В один голос.
23. На скорую руку.
24. Как снег на голову.
25. Ни к селу, ни к городу.
26. Раз и навсегда.
27. Битком набито.
28. Носом к носу.
29. Не сегодня – завтра.
30. Откуда ни возьмись.
Слова-синонимы, которые необходимо соотнести с фразеологизмами (даны в произвольном порядке в маршрутном листе).
Неожиданно, успокаиваться, образумливаться, как в молодости, на днях, вплотную, иногда, выручать, небрежно, тесно, окончательно, хорошо, притворяться, переживать, временно, некстати, недружно, последовательно, тревожить, раздражаться, торопливо, неожиданно, рядом, вдоволь, серьезно, вместе, нисколько, моментально, мчаться, осмеять.
Соответствия синонимов фразеологизмам, которые должны установить игроки и записать в маршрутных листах.
1. Успокаиваться.
2. Как в молодости.
3. Образумливаться.
4 Небрежно
5. Переживать
6. Временно
7. Недружно
8. Выручать
9. Последовательно.
10. Иногда
11. Раздражаться
12. Притворяться
13. Хорошо
14. Рядом.
15. Вдоволь
16. Нисколько
17. Моментально
18. Серьезно
19. Осмеять
20. Тревожить
21. Мчаться.
22. Вместе
23. Торопливо.
24. Неожиданно.
25. Некстати
26. Окончательно
27. Тесно
28. Вплотную
29. На днях.
30. Неожиданно
Образец шифрования.
1-8
2-1
3-4
4-3
5-6
6-6
7-2
8-7
9-5
Принципы шифрования:
первая цифра – номер слова
вторая цифра – номер буквы.
Применение данного шифра, к примеру, дает слово «в кабинете…».
Организаторы игры таким образом могут зашифровать фразу из 30 букв, меняя последовательность расположения заданий, как им необходимо.
Примечание 2.
Подобную игру можно организовать на разном лексическом материале.
К примеру, можно использовать информацию о происхождении заимствованных из других языков слов.
Общие замечания
Игра «Найди клад» является авторской. Она разработана для обучающихся МАОУ СОШ № 37 г. Томска. В течение пяти лет эта игра проводилась учителем с обучающимися одного класса. С 2012 года она проводится как одно из общешкольных мероприятий в рамках Дня Филологических наук в школе.
Обучающиеся разных возрастов с интересом и азартом включаются в такую игру.
Общие принципы описанной игры можно использовать на материале любого учебного предмета.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов
(где можно находить материалы для лингвистических игр):
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М: «Русский язык», 2001 г.
2. М.Н. Есакова. Нормы современного русского литературного языка.- М.: «Флинта», 2012г.
3. Успенский Л.В. Слово о словах. Почему не иначе.- М: «Детская литература», 1971 г.
4. Интернет- проект «Мы знаем и любим Россию», раздел «Занимательное языкознание» (www.zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm).
5. Фразеологический словарь школьника.- СПБ: Изд. Дом «Литера», 2004 г.
Приложение
Образец текста-инструкции в маршрутном листе команды участников
Уважаемые участники игры! Передвигаясь по зданию школы, Вы должны найти 30 пронумерованных карточек – плакатов, на которых записаны фразеологические обороты. В вашем маршрутном листе в произвольном порядке напечатаны слова, которые являются смысловыми синонимами к этим фразеологическим оборотам. Ваша задача – напротив цифры, соответствующей обороту, записать с синоним, раскрывающий значение этого фразеологического оборота. После того, как вы запишите все слова, примените шифр. У вас должна получиться фраза, которая укажет место, где спрятан клад. Если Вы верно установите соответствия между фразеологическими оборотами и словами- синонимами, а также сумеете догадаться, как применить шифр, вы сможете легко найти клад.
Успехов Вам, юные кладоискатели!