Методическая разработка игры «Лингвистическая регата» (Русский язык, 7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специализированная школа с углубленным изучыением иностранных языков № 115 города Донецка", Донецкая Народная Республика
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕГАТА
Автор проекта - учитель высшей категории, учитель-методист Бабич Ирина Николаевна
М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « НИ
ТИП МЕРОПРИЯТИЯ:
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА С ВНЕДРЕНИЕМ «КЕЙС-МЕТОДА»
ЦЕЛЬ:
1. Развитие жизненных компетентностей учащихся.
2. Создание атмосферы раскрепощенности и свободы общения между участниками, климата психологической безопасности, формирование ситуации успеха.
3. Воспитание у учащихся интереса к познавательному процессу, личностных качеств члена коллектива, мотивация учащихся к творческой деятельности.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 7 класса.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: май, итоговые уроки по изучению морфологии.
ОБОРУДОВАНИЕ:
3 макета парусных судов с названием команды, проектор, экран с картой вымышленных географических объектов из области лингвистики, навигационный компас – волчок, штурвал, флаги с символом каждой команды, морская атрибутика, надписи из области языкознания на сигнальных флажках.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
І. На импровизированном берегу у кораблей появляется бывалый «морской волк» (ведущий - учитель).
Ведущий:
- По старой доброй традиции, мои юные друзья, в этот солнечный, безоблачный майский день вас ждет увлекательное приключение – кругосветная регата в водах морфологического океана, куда суждено отправиться лишь смельчакам, посвятившим два года добросовестному изучению мудреной науки.
Паруса ваших кораблей совсем скоро наполнятся свежим дыханием знаний.
Крепкая, как морской узел, дружба, слаженная совместная работа всего
экипажа корабля станет необходимым подспорьем в преодолении любых препятствий на пути к заветной цели, к награде за достижения в учебе.
2. ПРИВЕТСТВИЯ КОМАНД
«Аргонавты»,
«Корсары»,
«Конкистадоры»
- Каждая из команд состоит из 7-10
участников.
- Команды в соответствующих костюмах
представляют название, флаг, под которым
отправляются в плавание, девиз.
3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ
СОРЕВНОВАНИЯ.
4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОЖИДАНИЙ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ:
2-3 участника каждой команды высказывают свои ожидания, записывают их на разноцветных «сигнальных флажках», соединяя в единую гирлянду.
5. РАЗМИНКА «ДОСЬЕ ШКИПЕРА».
Все члены каждого экипажа аргументируют свой выбор капитана, характеризуя его с точки зрения знатока своего дела и товарища.
6. ИНСТРУКЦИИ «МОРСКОГО ВОЛКА»
Ведущий:
- Конечная цель нашей регаты – бухта Успеха. Путь к ней обозначен на карте. Компас станет указывать вам пункты назначения, где вы, пришвартовавшись, должны будете ответить на вопрос или выполнить задание из области языкознания.
Верное разрешение поставленной задачи даст возможность кораблю двигаться дальше по маршруту, неверный ответ – посадит на мель или разобьет о рифы.
На берегу желанной гавани, бухты Успеха, вас ждет тщательно спрятанный от завистливых глаз праздных лентяев сундук с заветными сокровищами. Не тратьте же попусту времени. Попутного вам ветра!
7. СТАРТ РЕГАТЫ.
Ведущий занимает место у штурвала, дает выстрел – сигнал к началу регаты.
8. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Капитаны команд по очереди «играют в кости» - бросают кубик, определяющий количество ходов (от 1 до 3) по карте.
Капитан называет определенный жребием пункт назначения – ведущий озвучивает тематический вопрос или задание.
Команды коллективно обсуждают вопрос или выполняют задание, капитан озвучивает ответ.
Правильный ответ дает команде возможность сделать следующий ход в порядке очереди, неверный – вынуждает экипаж вернуться на 2 хода назад.
На предложенной участникам карте расположены 19 объектов.
3 из них – «мели», «рифы», «айсберги», попав на которые, команда пропускает 1 ход, 16 объектов предполагают 3-4 вопроса или задания для участников.
ОБЪЕКТЫ | ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ |
Именное полушарие | 1. Назовите именные части речи. 2. Какая именная часть способна заменить всех своих сородичей? 3. Назовите имена, принадлежащие одновременно и мужскому, и женскому роду. 4. На какой общий для всех других именных частей речи не откликается имя существительное? |
Империя Существительных | 1. Какие существительные правдиво разоблачают свои недостатки? (невежда, невежа, плакса, неряха, пустомеля) 2. Из разрозненных пар существительных образуйте новые слова: сено-вал, вес-точка, пол-оса, бой-кость, верх-ушки, приз-рак, пост-ель. 3. Какие существительные склоняются как прилагательные? (мороженое, насекомое) |
Содружество 9 штатов | 1. Имена каких двух граждан этого объединенного государства читаются одинаково слева направо и справа налево. (оно, тот) 2. Назовите штаты, жители которых не знают своего рода-племени. 3. Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получилось слово, обозначающие крупные плоды? (тыквы) 4. Спойте 1 куплет песни, которая начинается на вопросительное местоимение. |
Прилагательный архипелаг | 1. Какие обитательницы жалуются на свой рост? (низкая, короткая, длинная, высокая, долговязая) 2. Назовите слова, которые, будучи прилагательными, норовят эмигрировать к существительным. (больной, военный, дежурный, столовая) 3. Приведите примеры постоянных эпитетов с прилагательными (красна девица, добрый молодец, дремучий лес, серый волк, золотой гребешок и т.д.) |
Страна Буквица | 1. Что находится между небом и землей? (буква И) 2. Чем заканчивается лето и начинается осень? (буквой О), 3. В каких словах подряд 3 буквы Е? (змееед, длинношеее) |
Страна Цифирия | 1. В каких словах 100 согласных? (сто-г,л,н,п,к) 2. В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет) 3. Какое имя числительное приказывает? (три) 4. Приведите примеры сказок, в названиях которых есть числительные. |
Пустыня Наречие | 1. Перечислите 5 дней недели, не упоминания чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 2. Замените фразеологизмами наречия: Много – куры не клюют, Мало – как кот наплакал, Страшно – душа в пятки ушла. 3. Назовите наречия, в которых пишется 2 мягких знака. (вскользь, чуть-чуть, точь-в-точь). |
Служебный треугольник | 1. Какие части речи его образуют? 2. Что находится между небом и землей? (союз и) 3. Спойте 1 куплет песни, первым словом которой была бы служебная часть речи. |
Остров одиночества | 1. Одинокая обитательница этого острова не принадлежит ни к клану самостоятельных частей речи, ни к клану служебных. Назовите эту часть речи. 2. Какими словами бедняжка жалуется на свое отшельничество. |
Мыс Кошачий | Определите имена котов 1.Этот кот из фланели сшит ко . т . (кофта) 2. Этот кот на Луну спешит ко . . . . . . т (космонавт) 3. Этот кот из подземных мест к . от (крот) 4. Этот кот хворостинки ест ко . т . . (костер) 5. Этот кот в рукаве живет . . кот . (локоть) 6. Этот кот на руках идет . к . о . . т (акробат) 7. Этот кот вызывает смех . . кот . . (щекотка) 8. Этот кот восхищает всех к . . . от . (красота) 9. Этот кот проглотил письмо к о . . . . т (конверт) |
Долина Сфинкса | Отгадай загадки: 1. Кто молча говорит и учит? (книга) 2. В каждой книжке и тетрадке можно видеть эти грядки. ( строчки) 3. На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (алфавит) |
Республика Метаморфоза | 1. Какое краткое прилагательное при перестановке ударения станет синонимом слова «путь»? (дорога) 2. Какое краткое прилагательное, утратив начальную букву станет существительным, обозначающим письменную принадлежность? (смел-мел) 3. Какое существительное после прибавления ь станет глаголом? (плач – плачь)
|
Небывалый край | И без того немногочисленных порочных жителей этого забытого богом края покинула частица не. Какими были их ставшие нелепыми имена до ее побега? (невежа, невежда, неряха, неумеха, неуч) |
Глагольное море | 1. Попавшему в его воды судну уготована ловушка коварного времени. Объясните – какая. 2. Как называются выражения с глаголами «съел целую тарелку», «душа поет», «ветер плачет», «льется песня»? (метафора) 3. Почему нужно быть начеку с 2 подводными течениями «хотеть», «бежать»? |
Залив желаний | 1. Обитатели, населяющие его побережье, – ленивые и капризные существа, постоянно понукающие остальными. Кто они? 2. Какая часть речи изнемогает от их приказаний? |
Пик Гениальности | 1. Составить синкан «Глагол». 2. Составить сейквейн. 3. Составить стихотворение по метафоре. |
9. ИТОГИ ИГРЫ
Определяется команда, первой достигшая финиша.
Аборигены бухты Успеха (старшеклассники) выносят сундук с сокровищами.
Ведущий:
- Богатства, по праву принадлежащие теперь вам, - книги, несущие свет знаний. Не зарывайте эти сокровища в землю! Пусть они станут вашими верными спутниками в житейском море. Удачи вам, друзья!
10. ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ.