12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Наталья Куприяновна81
Россия, Томская обл., село Парбиг Бакчарского района
10

Методическая разработка «Марафон "Учусь общаться". Практический материал, способствующий адаптации обучающихся с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа

имени Михаила Тимофеевича Калашникова»


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Марафон «Учусь общаться»

«Практический материал, способствующий адаптации обучающихся с ОВЗ»


 


 

Составила учитель начальных классов

Макарова Наталья Куприяновна


 


 

Село Парбиг

2023 год

Аннотация

  В пособии «Марафон «Учусь общаться» представлен практический материал, позволяющий детям с особыми возможностями здоровья лучше адаптироваться в новом классном коллективе. «Достигатор» (чек-лист, трекер), карточки-опоры, списки заданий – эти формы и приемы позволят учителю оказать помощь ребенку в преодолении трудностей общения с одноклассниками.


 

Введение

 Согласно «Информационной справки о мониторинге системы образования оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование в 2022 году» с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается [1]. Увеличивается как количество детей, оставленных на повторное обучение, так и количество детей, родители которых против их обучения в специализированных школах. Такие дети, попадая в новый коллектив, часто ведут себя зажато, неуверенно, не проявляют интереса, избегают общения и не могут найти общий язык с одноклассниками. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков отрицательно сказывается на развитии ребенка и его социализации. Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, поэтому задачей учителя становится оказание помощи в социализации таким детям.

  Целью данного пособия «Марафон «Учусь общаться» является формирование у детей с ОВЗ навыков коммуникации, способствующих их социальному развитию.

Задачи:

обучать способам выражать свои мысли и чувства с помощью речи (установление контакта с одноклассниками, использование речевых и неречевых средств коммуникации: слово, мимика, жест);

развивать навыки правильного поведения в окружающей среде, стимулировать к различным видам детской деятельности;

формировать самостоятельность, нравственные ценностные ориентации.

Планируемые результаты:

проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, удовольствие, удивление, радость, сожаление, восхищение;

приветствовать собеседника и прощаться с ним;

общаться с собеседником: задавать вопросы и отвечать на них;

высказывать свои потребности при помощи вербальных и невербальных средств;

выражать и выполнять просьбы, менять свое поведение в зависимости от ситуации;

просить, предлагать и оказывать помощь в конкретных ситуациях;

  Для решения поставленных задач в ходе реализации данных занятий используются такие формы и приемы как: марафон (челлендж, вызов), договор, «Достигатор» (трекер, чек-лист), карточки-опоры, карточки с заданиями, наблюдение.

  Цикл занятий рекомендуется проводить каждый день в течение месяца, на переменах, в выходные дни – дома.

  Педагог при подведении итогов должен учитывать следующие моменты: выполнение практических действий, прилежание во время работы.

Содержание

  Перед началом работы по данному пособию необходимо заручиться поддержкой родителей – обязательными участниками этой работы, так как в субботу и воскресенье ребенок продолжает выполнять задания. Провести беседу с ребенком, обратить его внимание на проблемы, с которыми он столкнулся в классе. Убедить его в необходимости участия в марафоне (челлендже: бросить ему вызов, или вызов ребенок бросает сам себе). Составить договор, обговорить условия поощрения участия его в программе.

  Ребенок, приходя в школу, подходит к учителю, который объявляет, что сегодня надо сделать. Затем берет карточку с заданием или внимательно слушает объяснения учителя и делает пробу. После этого выполняет задание на переменах. Учитель наблюдает за ним так, чтобы ребенок этого не видел. Делает отметку у себя в таблице. После того, как ребенок выполнил задание дня, он закрашивает в своем «Достигаторе» картинку. На выходные также дается задание, которое контролируется родителями.

  Для того чтобы обучающийся был заинтересован в достижении цели и старался не прерывать выполнение индивидуальных заданий, а учитель мог отслеживать выполнение этих заданий, используется «Достигатор» (чек-лист или трекер привычек). Чек-листы – это списки важных дел с отметками «сделано» у каждого пункта. Трекер – это чаще всего таблица с клеточками или рисунками. Количество галочек в квадратиках наглядно показывает, насколько активны вы были в достижении своей цели, как часто вам удавалось уделять время занятиям. Каждое заполнение такой сетки заставляет взглянуть на уже проделанную работу, осознать, насколько далеко вы продвинулись и, возможно, похвалить себя за целеустремленность. «Достигатор» все время находится перед глазами. Необходимость поставить очередную галочку может стать хорошим стимулом сделать следующий шаг, даже если воля иссякла. Лучше вносить в таблицу одну цель, которая предполагает конкретные действия [2].

  При работе с «Достигатором» (трекером) есть свои правила. Если ребёнок выполняет задания в течение недели без пропусков, то он получает небольшое вознаграждение. Если работает над проблемой до конца месяца, то его ждёт существенное поощрение. Родители вместе с ребёнком договариваются о поощрении в начале работы, обязательно делая запись в «Достигаторе» (трекере). Если ребёнок из неблагополучной семьи, то поощрение готовит учитель. Это может быть «сюрприз от ФИО учителя».

  Для того чтобы поддержать внутреннюю мотивацию следует как можно вдумчивее выбирать награду. Если приз будет слишком маленький – например, шоколадный батончик, то ребёнок просто не согласится на такую сделку. Если слишком большой – ребёнок направит все внимание на приз и станет выполнять задания формально. Символический приз хорош только тем, что он по карману, но в деле не помогает. Это может быть желанная игрушка, но лучше договариваться о вознаграждении деятельностью (развлечение, поездка, пикник, совместная игра (в новую настольную игру) или совместное приготовление и поедание пиццы). Выбирайте то, что ребёнок действительно хочет, но не может получить другим путём. В идеале награда должна быть привлекательной, но не чрезмерно. Тогда есть вероятность, что ребёнок сумеет получить удовольствие не только от результата, но и от процесса.

  «Достигаторы» не должны стать источником стресса. Если задание пропущено, лучше посочувствовать ребёнку, ведь он получит свой приз на день позже. Не пускайте слишком рано всё на самотёк. Недостаточно объяснить ребёнку правила игры – и он будет неукоснительно их выполнять. Помните, детям очень нужна ваша поддержка. [4].


 

План занятий

п/п

 

День/дата

 

Задание

Отметка о выполнении

 

Выполнение

Прилежание

 

 

Поздороваться с каждой девочкой.

 

 

 

 

Поздороваться с каждой девочкой и спросить у неё, как дела.

 

 

 

 

Поздороваться с каждой девочкой и спросить у неё, сделала ли домашнее задание.

 

 

 

 

Поздороваться с каждым мальчиком.

 

 

 

 

Поздороваться с каждым мальчиком и спросить у него, как дела.

 

 

 

 

Стоя у зеркала, выражать эмоции с опорой на карточку.

 

 

 

 

Нарисовать то, что нравится.

 

 

 

 

Поздороваться с каждой девочкой и рассказать, что нарисовала в воскресенье.

 

 

 

 

Поздороваться с каждым мальчиком и спросить у него, сделал ли он домашнее задание.

 

 

 

 

Спросить у каждой девочки о ее любимой игрушке.

 

 

 

 

Спросить у каждого мальчика о его любимой игрушке.

 

 

 

 

Принести свою любимую игрушку, показать и рассказать о ней девочкам.

 

 

 

 

Стоя у зеркала, выражать эмоции с опорой на карточку.

 

 

 

 

Нарисовать то, что она делала в выходные.

 

 

 

 

Рассказать девочкам, что делала в выходные.

 

 

 

 

Сказать одной, двум девочкам комплимент (мне нравится твоя причёска, у тебя красивая блузка (ручка, бантик).

 

 

 

 

Сказать каждой девочке комплимент (мне нравится твоя причёска, у тебя красивая блузка (ручка, бантик).

 

 

 

 

Сказать одному, двум мальчикам комплимент (мне нравится твоя причёска, у тебя красивая ручка).

 

 

 

 

Сказать всем мальчикам комплимент (мне нравится твоя причёска, у тебя красивая ручка).

 

 

 

 

Стоя у зеркала, выражать эмоции с опорой на карточку.

 

 

 

 

Нарисовать рисунок (рисунки), чтобы подарить их одноклассникам (по выбору)

 

 

 

 

Подарить рисунки одноклассникам.

 

 

 

 

Принести любимые конфеты и поделиться с девочками, мальчиками, рассказать, что это любимые конфеты.

 

 

 

 

Предложить одной, двум девочкам поиграть с ней. Нарисовать пальцем слово (предмет) на спине или заведенной за спину ладони другого играющего, чтобы он угадал.

 

 

 

 

Предложить одному, двум мальчикам поиграть с ней. Нарисовать пальцем слово (предмет) на заведенной за спину ладони другого играющего, чтобы он угадал.

 

 

 

 

Попросить номер телефона у одной, двух девочек. Записать их в свой телефон.

 

 

 

 

Позвонить девочке из дома, спросить, чем она занимается.

 

 

 

 

Потренироваться, с опорой на карточку, выражать свою просьбу о помощи и своё предложение помощи.

 

 

 

 

Попросить помощи у девочек.

 

 

 

 

Попросить помощи у мальчиков.

 

 

 

 

Предложить свою помощь девочкам.

 

 

 

 

Предложить свою помощь мальчикам.

 

 

 

 

Рассказать одноклассникам, как нравится общаться с ними

 

 


 

Заключение

  Работа по формированию коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка. Перечисленные формы и приемы позволяют, поддерживая мотивацию ребенка, достичь поставленной цели.

  Материал данного пособия был мною использован при работе с ребенком ОВЗ в первом классе. Девочка была переведена на АООП и оставлена на обучение в первом классе повторно. Она не общалась с ребятами, была молчалива и стеснительна. В работу по выполнению заданий включилась сразу, была исполнительна и старательна. Работа с «Достигатором» дала дополнительный стимул и поддерживала интерес. По окончании «Марафона «Учусь общаться», поведение девочки изменилось в лучшую сторону.

  Научение ребенка с ОВЗ средствам коммуникации повышает уровень его социализации, улучшает качество жизни, дает возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Список использованных источников

1. Информационная справка о мониторинге системы образования оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование в 2021 году. Электронный ресурс /URL: - https://ovz.edu.gov.ru/monitoring-ocenki-polozheniya-del-v-sfere-soblyudeniya-prava-obuchayushchihsya-s-ovz-s-invalidnostyu-na-obrazovanie

2. Как вести трекеры и чек-листы, чтобы они работали. Электронный ресурс / Блог издательства «Альпина Паблишер»/ - URL: https://www.alpinabook.ru/blog/kak-vesti-trekery-i-chek-listy-chtoby-oni-rabotali/

3. Карточки-эмоции для детей. Электронный ресурс /URL: - https://azon.market/image/catalog/v_1/product/f2/286/2855277.jpg

4. Марафон-практикум «Каллиграфия с нейропсихологом» автор-составитель Мазина В. Д. Электронный ресурс /URL: - https://proshkola18.ru/marafon_rod_mazina


 

Приложения
 

Приложение 1. Договор

ДОГОВОР

Настоящий договор заключен между взрослым __________________________________________________________________

и ребёнком_________________________________________________________

Предмет договора: создание правил, по которым проходит «Марафон «Учусь общаться».

1. Общие принципы выполнения заданий:

1.1 Марафон длится 33 деня.

1.2 Занятия проводятся каждый день со старанием.

1.3 Задания можно распределить на части: выполнять на разных переменах, а не выполнять сразу всё.

1.4 За пропуск занятий без уважительной причины вводится штраф – повторение любого пройденного задания.

1.5 За завершение марафона (закрашивание в «Достигаторе «всех сердечек) – приз по совместной договорённости.

2. Ответственность ребёнка:

2.1 Соглашаться на занятие, если взрослый зовёт заниматься.

2.2 Прикладывать старание для достижения результата.

2.3 Раскрашивать сердечки в «Достигаторе».

2.4. Договориться со взрослым о призе в конце каждой недели.

2.5. Договориться со взрослым о призе в конце марафона.

3. Ответственность взрослого:

3.1 Организовывать занятие: читать и объяснять задание, участвовать, если нужно участие в выполнении.

3.2 Подбадривать ребёнка добрыми словами поддержки.

3.3 Договориться о призах в конце марафона и обеспечить их.

4. «Приз» в конце марафона, который стоит 33 закрашенных сердечек в

«Достигаторе» ______________________________________

 

Можно нарисовать желаемый приз.

Мы должны выполнять то, о чем договорились, даже если это кому-то не нравится.

Дата_______________________

___________________________ __________________________

Подпись ребёнка

Подпись взрослого

 

Приложение 2. Достигатор

Достигатор «Я учусь общаться»

t1688144157aa.gif                                                                                                     t1688144157aa.gif

Выполнила!                                                                                        Не сделала

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскре

сенье

Итого

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

t1688144157ab.gif

 


 

t1688144157aa.gif   - 7 = ________________________________________

  t1688144157aa.gif        - ____ = ______________________________________

Дата ____________ Подпись _____________________

Дата ____________ Подпись _____________________

Дата ____________ Подпись ______________________


 

Достигатор «Я учусь общаться»

t1688144157ac.jpg
 

 

t1688144157ad.gif- 7 = ________________________________________


t1688144157ad.gif - ____ = ______________________________________

Дата ____________ Подпись _____________________

Дата ____________ Подпись _____________________

Дата ____________ Подпись ______________________


 

Приложение 3. Карточки-помощницы

 

Поздороваться с каждой девочкой.

 

Скажи: «Здравствуй, ….»

 

 

 

Поздороваться с каждой девочкой и спросить у неё, как дела.

 

Скажи: «Здравствуй, …., как у тебя дела?»

 

 

 

Поздороваться с каждой девочкой и спросить у неё, сделала ли домашнее задание.

Скажи: «Здравствуй, …., как у тебя дела?»

Выслушай ответ. Спроси: «Ты сделала домашнее задание?»

 

 

 

Поздороваться с каждым мальчиком.


 

Скажи: «Здравствуй, …»

 

 

 

Поздороваться с каждым мальчиком и спросить у него, как дела.

 

Скажи: «Здравствуй, …., как у тебя дела?»

 

 

 

 

Стоя у зеркала, выражать эмоции с опорой на карточку.

Подойди к зеркалу, возьми карточку-помощницу и покажи то выражение лица, которое есть на карточке.

Сделай так несколько раз в день. Постарайся запомнить эти эмоции.

 

 

 

Нарисуй то, что нравится. В понедельник о своем рисунке расскажешь девочкам.


 

Потренируйся: я вчера нарисовала ….., потому что это мне нравится (люблю рисовать)

 

 

 

Поздороваться с каждой девочкой и рассказать, что нарисовала в воскресенье.

Скажи: «Здравствуй, …., как у тебя дела?»

Выслушай ответ. Расскажи: «А я вчера нарисовала…, потому что мне нравится рисовать»

 

 

 

Поздороваться с каждым мальчиком и спросить у него, сделал ли он домашнее задание.

Скажи: «Здравствуй, …., как у тебя дела?»

Выслушай ответ. Спроси: «Ты сделал домашнее задание?»

 

 

 

Спросить у каждой девочки о ее любимой игрушке.


 

Скажи: «……, у тебя есть любимая игрушка?»

Выслушай ответ. Скажи: «Я рада, что у тебя есть любимая игрушка»

 

 

 

Спросить у каждого мальчика о его любимой игрушке.


 

Скажи: «……, у тебя есть любимая игрушка?»

Выслушай ответ. Скажи: «Я рада, что у тебя есть любимая игрушка»

 

 

 

Принести свою любимую игрушку, показать и рассказать о ней девочкам.


 

Покажи и скажи: «……, у меня тоже есть любимая игрушка. Я люблю ее, потому что …….»

 

 

 

Стоя у зеркала, выражать эмоции с опорой на карточку.

Подойди к зеркалу, возьми карточку-помощницу и покажи то выражение лица, которое есть на карточке.

Сделай так несколько раз в день. Постарайся запомнить эти эмоции.

 

 

 

Нарисовать то, что делала в выходные.


 

Потренируйся: я нарисовала то, что делала в воскресенье.

 

 

 

Рассказать каждой девочкой, что нарисовала в воскресенье.

Скажи: «…как у тебя дела?»

Выслушай ответ. Расскажи: «А я вчера нарисовала то, что делала…..»

 

 

 

Сказать одной, двум девочкам комплимент


 

Скажи: «…у тебя красивая прическа (бантик, блузка)»

 

 

 

Сказать всем девочкам комплимент


 

Скажи: «…у тебя классная прическа (бантик, блузка)»

 

 

 

 

Сказать одному, двум мальчикам комплимент


 

Скажи: «…у тебя хорошая прическа (ручка)»

 

 

 

 

Сказать всем мальчикам комплимент


 

Скажи: «…у тебя классная прическа (красивая ручка, пенал)

 

 

 

Стоя у зеркала, выражать эмоции с опорой на карточку.

Подойди к зеркалу, возьми карточку-помощницу и покажи то выражение лица, которое есть на карточке.

Сделай так несколько раз в день. Постарайся запомнить эти эмоции.

 

 

 

 

Нарисовать рисунок (рисунки), чтобы подарить одноклассникам


 

Подумай, выбери, кому подаришь свой рисунок.

 

 

 

Подарить свои рисунки одноклассникам


 

Скажи: «…вчера я нарисовала … и хочу подарить тебе. Возьми, пожалуйста.»

 

 

 

Принести любимые конфеты и поделись с девочками, мальчиками, расскажи, что это твои любимые конфеты.

Скажи: «…какие у тебя любимые конфеты? А я люблю ……. Возьми, пожалуйста»

 

 

 

Предложить одной, двум девочкам поиграть с тобой. Нарисовать пальцем слово (предмет) на спине или заведенной за спину ладони другого играющего, чтобы он угадал.

Скажи: «…давай поиграем. Я знаю такую игру: надо нарисовать пальцем предмет на спине и отгадать»

Выслушай ответ. Расскажи: «А я вчера нарисовала то, что делала…..»

 

 

 

Предложить одной, двум мальчикам поиграть с тобой. Нарисовать пальцем слово (предмет) на заведенной за спину ладони другого играющего, чтобы он угадал.

Скажи: «…давай поиграем. Я знаю такую игру: надо нарисовать пальцем предмет на ладошке и отгадать»

 

 

 

 

Попросить номер телефона у одной, двух девочек. Записать их в свой телефон.

Скажи: «… я хочу с тобой поговорить в субботу. Ты можешь дать мне свой номер телефона?»

Выслушай ответ, запиши номер телефона

 

 

 

Позвонить девочке из дома, спросить, чем она занимается.

Скажи: «…привет, как у тебя дела?»

Выслушай ответ. Расскажи, что делала дома.

 

 

 

Потренироваться выражать свою просьбу о помощи и своё предложение помощи.

Скажи: «…у меня не получается сделать…, помоги мне, пожалуйста»

 

 

 

Выразить свою просьбу о помощи девочке

Скажи: «…у меня не получается сделать…, помоги мне, пожалуйста»


 

Выслушай ответ. Прими помощь.

 

 

 

 

Выразить свою просьбу о помощи мальчику

Скажи: «…у меня не получается сделать…, помоги мне, пожалуйста»


 

Выслушай ответ. Прими помощь.

 

 

 

 

Предложить свою помощь девочке

Скажи: «… я могу тебе чем-то помочь?»

Выслушай ответ. Помоги.

 

 

 

 

Предложить свою помощь мальчику

Скажи: «… я могу тебе чем-то помочь?»

Выслушай ответ. Помоги.

 

 

 

 

Рассказать одноклассникам, как нравится общаться с ними

Скажи: «Ребята, мне понравилось с вами общаться, играть. Спасибо вам»

Выслушай ответ.

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Елена Николаевна, 30.06.23 в 22:13 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.