12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головко Марина Михайловна75
Я - педагог коррекционной школы. Коррекция очень многое значит для наших детей.Она творит чудеса! Испытываешь огромную радость, когда,проделанная работа даёт результаты! Первое стихотворение. прочитанное со сцены ребёнком, который ещё недавно с трудом выг
Россия, Новосибирская обл., Купино

 

Цикл занятий для подростков «Учусь общаться»

Подготовила:

Воспитатель I категории

МКОУ Купинской школы-интерната

Головко М.М.

Цель: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции, освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

  Задачи:

 
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций

развитие умения слушать других людей; 
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии; 
обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; 
формирование позитивной моральной концепции. 

I четверть: Самопознание

ЗАНЯТИЕ 1.
ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цели

Познакомить детей с целями занятий.
Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.
Принять правила проведения занятий.

Материалы

Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство с целями занятий

Воспитатель. На занятиях мы будем учиться общению, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»?
(Общение — это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе — свое Я, а ты мне — свое Я.)
Воспитатель. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызыв ает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
(Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

2. Принятие правил

Воспитатель. Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?

Примерные правила

Активная работа на занятии каждого участника.

Внимательность к говорящему.

Доверие друг к другу.

Недопустимость насмешек.

Не выносить обсуждение за пределы занятия.

Право каждого на свое мнение.

3. Работа по теме

Воспитатель. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит?
Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности откровенно и сразу.

Тест «Коэффициент моей общительности»

Учащиеся отвечают на 16 вопросов теста В.Ф. Ряховского (см. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995)
Воспитатель зачитывает варианты интерпретации и предлагает каждому оценить свои ответы. В группе нельзя обсуждать личностные особенности отдельных учащихся. Каждому предлагается сохранить результаты тестирования для проверки в конце года (после работы на занятиях).

Тест-игра «С тобой приятно общаться»

Воспитатель. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.
Для этого детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске.
+ 2 — с тобой очень приятно общаться;
+ 1 — ты не самый общительный человек;
0 — не знаю, я мало с тобой общаюсь;
- 1 — с тобой иногда неприятно общаться;
- 2 — с тобой очень тяжело общаться.
Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздает их «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома
Воспитатель. Если результаты вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искуство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке:  «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково и нежно», на  другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.

4. Анализ занятия

Воспитатель. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
В заключение ведущий сообщает, какое общение выбрали большинство участников (см. предыдущее задание).

5. Домашнее задание

Воспитатель. Подсчитайте дома баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться» и запишите результат в тетрадь. С обсуждения этого мы и начнем наше следующее занятие.

ЗАНЯТИЕ 2.
ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ СЕБЯ?

Цели

Материалы

Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Настрой на занятие

Упражнение «Цвет настроения»

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.
Воспитатель г открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество),  с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Воспитатель. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

2. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель Хотите узнать, сколько баллов вы получили по тесту «С тобой приятно общаться»?
Воспитатель называет максимальный балл.
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников?
Как это сделать?
Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному?
А кто знает себя очень хорошо?
Все ли в себе вам нравится?
Чем мы отличаемся от других?
Нужно ли знать себя?

3. Работа по теме

Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Воспитатель. Продолжите письменно предложения:
Я думаю, что я...
Другие считают, что я...
Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Воспитатель вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопросы.

Список слов

Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Упражнение «Горячий стул»

Воспитатель. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.
Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я...).
Количество совпадений подсчитывается.

4. Анализ занятия

Воспитатель. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
Что понравилось?
Какие испытывали трудности?
Кого трудней оценивать — себя или других?

5. Домашнее задание

Воспитатель. Выполните дома следующее задание. Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных — синим.

ЗАНЯТИЕ 3.
Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ

Цели

Формировать способность к самоанализу.
Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.
Развивать способность принимать друг друга.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель. Давайте рассмотрим все рисунки «Я в лучах солнца». Вспомните, что обозначают лучи (количество определений, которые дали вам одноклассники и которые совпали с вашим мнением о себе)
Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений — хорошо знаете).
Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как «холод» и мешают общению.
Как выдумаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники.)
В итоге обсуждения желательно подвести ребят к пониманию того, что в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.

2. Работа по теме

Методика «Твое имя»

Воспитатель. Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других — назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Воспитатель. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.

Игра «Ассоциации»

Воспитатель. Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встает перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени.
(Участники играют.)
Воспитатель. Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?

3. Анализ занятия

Воспитатель. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет три нужное количество пальцев одной руки.
Что оказалось неожиданным?
Что было самым интересным?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Запишите в тетрадях начало нескольких предложений, а дома закончите их:
Я словно птица, когда...
Я превращаюсь в тигра, когда...
Я словно муравей, когда...
Я словно рыба, когда...
Я — прекрасный цветок, если...

ЗАНЯТИЕ 4.
САМООЦЕНКА

Цели

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».
Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.
Закрепить навыки групповой работы.

Материалы

Тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, планшетки, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Ученики читают свои варианты предложений.
Затем идет обсуждение.
Ведущий задает вопросы:
Много ли похожих ответов?
Какие ответы характеризуют чувства, а какие поведение?
Чего больше — одинаковых чувств или одинаковых вариантов поведения?
Учащиеся приходят к выводу, что в общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение человека.

2. Работа по теме

Методика «Самооценка»

Учащимся предлагается изобразить в ряд
8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Воспитатель объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Дискуссия «Самое-самое»

Воспитатель предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни.
Затем дети это зачитывают, а Воспитатель записывает на доске.
Обсуждается каждый пункт.
Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя — это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др.
Воспитатель, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы:
Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго.)
Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня.)
Затем каждый учащийся приходит к таким выводам.
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя — значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Методика «Моя вселенная»

Ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончание предложений:

Мое любимое занятие...
Мой любимый цвет...
Мой лучший друг...
Мое любимое животное...
Мое любимое время года...
Мой любимый сказочный герой...
Моя любимая музыка...

3. Анализ занятия

Учащиеся дают оценку занятию. Воспитатель задает следующие вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали о себе?
Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Проследите в течение некоторого времени (например, до нашего следующего занятия) за своим настроением. После этого постарайтесь ответить на вопросы:
Всегда ли вы были спокойны и веселы?
Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены?
Были ли вспышки гнева?
Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?
От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?

ЗАНЯТИЕ 5.
МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

Цели

Познакомить учащихся с эмоциями.
Научить определять эмоциональное состояние других людей.
Тренировать умение владеть своими эмоциями.

Материалы

Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог проводит опрос учащихся по кругу.
Воспитатель Вспомните, какое настроение чаще всего у вас было за неделю, и ответьте на вопросы домашнего задания (см. занятие 4).
При обсуждении эмоционального опыта учащихся желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.
После обсуждения ребята приходят к выводу: все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции.

2. Работа по теме

Обсуждение понятия «эмоции»

Учащиеся рассматривают плакат со схематичным изображением эмоций.
Воспитатель. Попробуйте дать определение понятия «эмоции».
Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Воспитатель. Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка и т.д.). На плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.
Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т.д.).
Как еще можно побороть своих внутренних врагов (досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать).

Игра «Угадай эмоцию»

Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Игра «Назови эмоцию»

Игра «Изобрази эмоцию»

Упражнение «Поставь балл эмоции»

Всем участникам раздаются бланки с различными эмоциями (положительными и отрицательными). Им предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.
Затем идет обсуждение по вопросам:
Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?
Как этому научиться?
После всех ответов ведущий делает вывод, который участники записывают в тетрадях.

Владеть своими эмоциями это значит:

— уважать права других;
— проявлять терпимость к чужому мнению;
— не причинять вреда и не совершать насилия;
— мириться с чужим мнением;
— не возвышать самого себя над другими;
— уметь слушать.

3. Анализ занятия

Воспитатель. Что для вас было новым на занятии? Что было уже известно?
Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

4. Домашнее задание

Воспитатель. Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоциями.

ЗАНЯТИЕ 6.
ЯРМАРКА ДОСТОИНСТВ

Цели

Закрепить у учащихся навыки самоанализа.
Научить преодолевать барьеры на пути самокритики.
Развить уверенность в себе.

Материалы

Листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ (для каждого участника).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Всем участникам предлагается прочитать вслух записи в тетрадях о том, как они умеют владеть своими эмоциями. Поощряются самостоятельные выводы.
Затем идет обсуждение.
Воспитатель. Можете ли вы с уверенностью сказать, что всегда владеете своими эмоциями?
Это непросто, но чтобы у вас было меньше проблем в общении, нужно учиться владеть своими эмоциями.

2. Работа по теме

Игра «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ.
Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.
Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
Затем проводится обсуждение:
Что удалось купить?
Что удалось продать?
Что было легче купить или продать? Почему?
Какие качества продавались?
Какие качества хотели купить многие? Почему?
Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.
После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, — это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Затем психолог предлагает записать в тетрадях вывод:
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

Упражнение «Вверх по радуге»

3. Анализ занятия

Воспитатель. Трудно ли было признавать свои недостатки? Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств? Оцените свою откровенность в баллах (выкидываем пальцы).

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подумайте дома и напишите, какие люди вам нравятся? С каким человеком вы хотели бы дружить? Должны ли друзья быть во всем похожи друг на друга?

ЗАНЯТИЕ 7.
ИЩУ ДРУГА

Цели

Помочь учащимся в самораскрытии.
Способствовать преодолению барьеров в общении.
Совершенствовать навыки общения.

Материалы

Листы бумаги для написания объявлений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Участникам предлагается ответить на вопросы домашнего задания (см. занятие 6).
Воспитатель г. Друзья — это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен подд Воспитатель ержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность?

2. Работа по теме занятия

Психолог предлагает участникам написать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений:
Откровенно говоря, мне до сих пор трудно...
Откровенно говоря, для меня очень важно...
Откровенно говоря, я ненавижу, когда...
Откровенно говоря, я радуюсь, когда...
Откровенно говоря, самое главное в жизни...
Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.
Воспитатель. Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг — такой, которому можно доверять? Может ли взрослый (родитель, воспитатель или учитель) быть вашим другом?

Объявление «Ищу друга»

Воспитатель. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга».
Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.
Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора.
Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психолога.

3. Анализ занятия

Воспитатель задает вопросы:
Трудно ли быть откровенным?
Просто ли было писать о себе?

4. Домашнее задание

Всем участникам предлагается нарисовать три своих портрета:
«Я такой, какой я есть»;
«Я — глазами одноклассников»;
«Таким я хочу быть».

II четверть: Позитивное общение

ЗАНЯТИЕ 8.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ССОРЯТСЯ?

Цели

Познакомить учащихся с понятием «конфликт».
Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации.
Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Материалы

Мяч, плакат с правилами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог задает учащимся вопросы:
Как провели каникулы?
Что было интересного на каникулах?
Были ли негативные моменты во время каникул?
С чем они были связаны?
Предлагается сдать рисунки ведущему (см. занятие 7). Комментарии по рисункам для каждого участника психолог записывает в тетрадях.

2. Работа по теме

Воспитатель. Подумайте над вопросом: «Почему люди ссорятся?» Запишите свои ответы в т етрадь. А теперь давайте их обсудим.
Все варианты ответов психолог записывает на доске:
Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всем доминировать.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.
Воспитатель. Мы уже обсуждали на занятиях, как важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние.

Игра «Разожми кулак»

Воспитатель. Разбейтесь на пары. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость.

Игра «Толкалки без слов»

Воспитатель. Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает.
Затем дети делятся своими впечатлениями от игры.

Игра «Да и нет»

Воспитатель. Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это слово. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
После всех игр проводится обмен мнениями:
Какие вы испытывали эмоции?
Было ли ощущение напряжения и раздражения?
Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
Что помогло избежать конфликта?

Обучение выходу из конфликта

Прежде чем обучать участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.
Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.
Выслушать спокойно все претензии партнера.
На агрессивность партнера не реагировать: сдерживать свои эмоции и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
Попытаться заставить партнера говорить конкретно (называть только факты) и без отрицательных эмоций.
Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

3. Анализ занятия

Психолог задает следующие вопросы для обсуждения:
Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
Что для вас было самым трудным на занятии?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подумайте дома над таким высказыванием «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены». Постарайтесь его объяснить.

ЗАНЯТИЕ 9.
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Цели

Дать учащимся представление о вербальных барьерах общения.
Обучить альтернативным вариантам поведения.
Обучить анализу различных состояний.

Материалы

Тетради для записи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель Вспомните, какое высказывание вам предлагалось на дом для объяснения («Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены»).
Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию барьеров («стен») в общении.

2. Работа по теме

Воспитатель напоминает участникам значение контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми.
Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.
Воспитатель. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».
Выбираются два участника.
Воспитатель. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
Можно ли было не доводить дело до конфликта?
Какие правила из предыдущего занятия могли быть использованы?
Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах.
Нужно начинать выяснение отношений:
— с угрозы;
— с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
— с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
— с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
— не обращать внимания (он не достоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Воспитатель. Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход — СОТРУДНИЧЕСТВО.
Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

3. Анализ занятия

Воспитатель. Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

4. Домашнее задание

Воспитатель. Попытайтесь до следующего занятия зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда вам удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях использовать известные вам приемы.

ЗАНЯТИЕ 10.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Цели

Материалы

Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог задает учащимся вопросы:
Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?
Вспомните, какие барьеры мешают позитивному общению людей? Пусть поднимут руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не допускать конфликтных ситуаций.

2. Работа по теме

Игра «Перетягивание каната»

Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.

Отработка навыков предотвращения конфликтов

Воспитатель предлагает каждому самостоятельно подобрать свои варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. Предлагаются следующие ситуации:
Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.
Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
Тетради с ответами сдаются психологу.

Игра «Петухи»

Игра проходит в парах. Игрок, прыгая на одной ноге, пытается толкнуть другого так, чтобы он встал на обе ноги.

Тест «Конфликтный ли ты человек?»

3. Анализ занятия

Воспитатель задает следующие вопросы:
Считаете ли вы себя конфликтным человеком?
Какие способы предотвращения конфликтов вам подходят?
Смогли бы вы предотвратить конфликт или избежать его?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Постарайтесь сравнить понятия «слышать» и «слушать». Запишите, чем они отличаются.

ЗАНЯТИЕ 11.
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА

Цели

Материалы

Тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель. Кто может ответить на вопрос домашнего задания и сравнить понятия «слушать» и «слышать»?
Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?
Важно ли, чтобы тебя слышали?

2. Работа по теме

Воспитатель. Подумайте, что для вас является самым ценным и самым главным в жизни?
Ответы учащихся записываются на доске.
Далее психолог задает учащимся вопросы для обсуждения:
Когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают.)
Когда человека понимают? (Когда его слушают.)
Умеете ли вы слушать?

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:
Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
Ты часто перебиваешь собеседника?
Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?
Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Воспитатель. Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: «Что мешает нам слушать других?»
Воспитатель обобщает ответы учащихся.

Игра «Испорченный телефон»

Участники по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Затем каждый из них говорит пословицу, которая передана ему с другого конца.

Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

3. Анализ занятия

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Трудно ли было оценивать себя?
Что нового вы узнали о себе?
Воспитатель. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подумайте, с какими людьми вам нравится общаться, что в них вам нравится.

ЗАНЯТИЕ 12.
УВЕРЕННОЕ И НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Цели

Дать учащимся понятие о сильной личности.
Выработать навыки уверенного поведения.
Формировать негативное отношение к агрессии.

Материалы

Мяч, три листка бумаги (для каждого участника), тетради, бланки теста «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель. Вам предлагалось дома подумать о том, с какими людьми вам нравится общаться. Сейчас мы запишем их характеристики на доске.
Каких определений больше всего?

2. Работа по теме

Игра «Зубы и мясо»

На доске записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый.
Участникам предлагается выбрать качества, которых им не хватает, и записать их в таблицу — в столбик «СЕБЕ». В другой столбик — «ДРУГИМ» — записать те качества, которых не хватает, по их мнению, окружающим людям.
После того как участники выполнят задание, психолог сообщает, что определения «упорный», «волевой», «целеустремленный» характеризуют сильные стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения «отзывчивый», «нежный», «добрый» характеризуют мягкость человека («мясо»).
При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя сильные качества — «зубы», а другим предлагает быть «мясом».
Воспитатель. Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим — доброты?
Какого человека мы называем сильной личностью? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого.)
Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать свое мнение, считаясь с мнениями других.)
Какое поведение мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)
Какое поведение можно назвать агрессивным? (Оскорбляющее, унижающее других, нарушающее права других.)
Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счет унижения других.)

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях»

Воспитатель. Ответьте «да» (+) или «нет» (–) на следующие вопросы:
Если вы заблудитесь в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?
Попав на необитаемый остров, будете вы его осматривать целиком?
Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль и ваш спутник бросается влево, вы побежите туда же?
Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли вы просто спокойно подумать, где они могут быть?
Вы хорошо ориентируетесь в темноте?
Вы любите исследовать незнакомые места?
Вам нравится находиться на природе в одиночестве?
Вы легко решаете задачи на сообразительность?
В критической ситуации вы быстро принимаете решение?
Воспитатель. За каждый положительный ответ вы получаете 1 очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее:
1—3 очка — вы несамостоятельный человек, не умеете принимать решения и брать ответственность на себя.
4—7 очков — вы сообразительны и сможете не попасть впросак в трудной ситуации, хотя и допускаете ошибки из-за невнимательности и недостатка знаний.
8—9 очков — вы нигде не пропадете, спокойная жизнь не для вас, работа следователя, каскадера и геолога вам бы очень подошла.

Игра «Вопрос—ответ»

Играющие бросают мяч друг другу, задавая любые вопросы, а затем оценивают, был ли ответ партнера уверенным или нет.

Игра «Поводырь»

Участники разбиваются на пары (один — поводырь, другой — ведомый). Ведомому завязывают глаза. Поводырь водит партнера между расставленных по всей комнате стульев. Участники меняются ролями.
После игр проводится обсуждение:
Что чувствовали?
Была ли неуверенность и почему?

3. Анализ занятия

Воспитатель. Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе? Что нового вы узнали о себе?
Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев (используя одну руку).

4. Домашнее задание

Воспитатель. Проследите за тем, как слушают вас окружающие, и проверьте, как слушаете их вы.

ЗАНЯТИЕ 13.
НУЖНА ЛИ АГРЕССИЯ?

Цели

Материалы

Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

2. Работа по теме занятия

Психолог. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?
В процессе обсуждения желательно вспомнить о значении эмоций в жизни человека.
Воспитатель. А теперь давайте послушаем «Притчу о змее».

ПРИТЧА О ЗМЕЕ

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
Учащиеся делают запись в тетрадях:
КОНСТРУКТИВНАЯ агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.
ДЕСТРУКТИВНАЯ агрессия — это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.
Воспитатель. Подумайте, в какой форме чаще проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение «Выставка»

Воспитатель. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3—4 раза.
Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.
После упражнения происходит обмен мнениями:
Какая была ситуация?
Трудно ли было представить свои ощущения?
Менялись ли ваши ощущения?

3. Анализ занятия

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы?
Нужно ли учиться снимать агрессию?
Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Попробуйте в моменты нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например: «Тих-тиби-дух», и отмечайте, как раздражение и злоба уходят.

III четверть: Проблемы общения

ЗАНЯТИЕ 14.
ПОЙМИ МЕНЯ

Цель

Формировать у учащихся умение понимать друг друга.

Материалы

Бланки с пословицами для каждого учащегося.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог. Кто тренировался снимать вспышки гнева при помощи слов: «Тих-тиби-дух»? Кто использовал какие-либо другие методы, с которыми мы познакомились на прошлом занятии? Поделитесь своим опытом.

2. Работа по теме занятия

Воспитатель. Чаще всего мы раздражаемся и
нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Я сейчас вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе других по смыслу.
Нет такого человека, чтобы век без греха
Всякая неправда — грех
От судьбы не уйдешь
Риск — благородное дело
Денег наживешь — без нужды проживешь
Когда деньги говорят — правда молчит
И с умом воровать — беды не избежать
Раз украл — навек вором стал
Кто сильнее — тот и прав
С кем поведешься — от того и наберешься
Умная ложь лучше глупой правды
Убежал — прав, а попался — виноват
Ведущий просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.

Игра-шутка «Пойми меня»

Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке другу.

3. Анализ занятия

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Хорошо ли мы знаем друг друга?
Важно ли учиться понимать друг друга?
Кто лучше всех сегодня понимал других?

4. Домашнее задание

Воспитатель В повседневном общении старайтесь использовать те знания, которые вы получили на занятиях. К следующему занятию проанализируйте, какие у вас существуют проблемы (трудности) в жизни и зависит ли их решение от вас.

ЗАНЯТИЕ 15.
МОИ ПРОБЛЕМЫ

Цели

Познакомить учащихся с термином «проблема».
Научить осознавать проблемы и их обсуждать.
Отработать навыки решения проблем.

Материалы

Тетради, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог задает учащимся вопросы:
Кто подумал дома над своими трудностями и может сейчас их назвать?
Что же такое «проблема»?
Много ли схожих проблем у разных людей?

2. Работа по теме

Воспитатель. Послушайте пример проблемной ситуации.
Двое братьев попали в скверную историю — одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги.
Каждый из братьев решил проблему по-своему.
Один — одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова).
Другой — влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его.
Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.
Воспитатель. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения подобной проблемы?
Все предложения учащихся записываются на доске.
Воспитатель. Подумайте, что лучше: ВОРОВСТВО или ОБМАН?
Воспитатель подводит итог обсуждения — решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем.

Игра «Диалог со своим мозгом»

Учащиеся записывают в тетрадях высказывание Э. Фромма: «Человек — это тот, кто постоянно решает проблему жизни».
В игре участвуют 5 человек (все вместе они составляют «мозг»):
— тот, кто называет проблему;
— тот, кто предупреждает, что будет сейчас;
— тот, кто предупреждает, что будет через неделю;
— тот, кто предупреждает, что будет через месяц;
— тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни.
Называется проблема, например: «Я хочу подарить кому-то цветы».
Мозг отвечает:
«Если ты подаришь цветы, то сейчас...»
«Если ты подаришь цветы, то через неделю...»
«Если ты подаришь цветы, то через месяц...»
«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни...»
Игра повторяется с другими участниками и с другими проблемами (я хочу начать курить, я нашел кошелек, я им отомщу и т.д.).
После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.

Схема решения проблемы

Воспитатель. После этой игры и наших рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы:
— постановка проблемы;
— обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни);
— выбор приемлемого варианта;
— применение выбранного варианта.

Упражнение с шарами

3. Анализ занятия

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Почему у нас появляются проблемы?
Принимаем ли мы участие в их появлении?
Любую ли проблему можно решить?
Важно ли обдумывать решение, прежде чем его принять?
Воспитатель. Оцените свою способность решать проблемы по пятибалльной шкале выкидыванием пальцев.

4. Домашнее задание

Воспитатель говорит, что большинство проблем, которые сегодня назывались, были связаны с тем, что мы предъявляем претензии к другим — обижаемся на них. Предлагается дома закончить предложение: «Я обижаюсь, когда...» и нарисовать лицо обиженного человека.

ЗАНЯТИЕ 16.
ОБИДЫ

Цели

Материалы

Бланки, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Желающие зачитывают предложение: «Я обижаюсь, когда...» Воспитатель спрашивает: «У кого подобная ситуация также вызывает обиду?»
Делается вывод, что названные ситуации обидны для большинства людей и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.

2. Работа по теме

Воспитатель. Попробуйте сформулировать понятие «обида». Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые? Как мы реагируем на обиды?
Воспитатель раздает листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое). Учащиеся изображают такое поведение, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного.
Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Что чувствует обидчик?
Какая реакция обиженного была убедительна?
Как нужно реагировать на обиду?
Нужно ли копить обиды?
Делается вывод о бесполезности накопления обид.

Рисуем обиду

Воспитатель. Чем похожи рисунки? Почему? Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.) Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.) Как относиться к обидчику? (Прощать.)
Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно! Обиды можно мысленно отпускать на ветер или по воде и представлять, как они исчезают.
Можно учащимся предложить упражнение с надувными шарами (см. занятие 15), подвижную игру «Дракон ловит свой хвост».

3. Анализ занятия

Воспитатель. Вспомните рисунки обид всех участников и подумайте, можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то нет? Почему? Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените свою обидчивость в баллах.

4. Домашнее задание

Воспитатель. Понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему.

ЗАНЯТИЕ 17.
КРИТИКА

Цели

Материалы

Карточки с фразами, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Надо выяснить, удалось ли ребятам понаблюдать за тем, как реагируют на обиду разные люди, и спросить, что больше всего обижает людей? Почему одних людей какая-то ситуация обижает, а других нет?

2. Работа по теме

Игра с мячом «Что звучит обидно?»

Воспитатель бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали.
Фразы психолога:
— Ты всегда плохо работаешь.
— Ты никогда не делаешь домашнего задания.
— Ты каждый раз перебиваешь.
— Ты — лентяй.
— Ты никогда не здороваешься.
— Ты — глупый.
При обсуждении психолог задает вопросы:
Было ли обидно?
Какие вы испытывали эмоции?
Какие слова особенно обижают?
Что заставляет людей критиковать других?
Нужна ли критика?
Всегда ли критика бывает услышана? Почему?

Упражнение на Я-сообщение

Воспитатель. Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я недоволен вашей работой»; «Я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»; «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.
Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека.

3. Анализ занятия

Воспитатель. Часто ли вы используете Я-сообщение, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах? Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Потренируйтесь выражать свое мнение с помощью Я-сообщения. Обратите внимание на реакцию партнера.

ЗАНЯТИЕ 18.
КОМПЛИМЕНТЫ ИЛИ ЛЕСТЬ?

Цели

Материалы

Рассказ А.П. Чехова «Симулянты», ручки и блокноты для каждого участника.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Анализ домашнего задания

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Кто пробовал свои претензии к другим переводить на Я-сообщения?
Сложно ли подбирать такие высказывания и почему?
Как реагировали ваши собеседники на высказывания в такой форме?

2. Работа по теме

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Слышали ли вы слово «комплимент»?
Кто знает, что оно обозначает?
А кто знает значение слова «лесть»?
В чем отличие комплимента от лести?

Чтение рассказа А.П. Чехова «Симулянты»

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Почему рассказ назван «Симулянты»?
С какой целью посетители хвалили генеральшу?
Действительно ли она помогала своим лечением?
Почему она не сразу поняла, что ей льстят?
А вы сразу догадались?
Воспитатель (обобщает высказывания учащихся). Комплимент подчеркивает достоинства другого. Говорящий комплимент хочет сделать приятное собеседнику. Комплимент говорится от чистого сердца. Лесть же имеет корыстную цель — добиться расположения другого человека для достижения своих целей.

Упражнение «Скажи комплимент»

Воспитатель Проверьте, насколько доброжелательно вы относитесь друг к другу и умеете ли видеть хорошее в других. Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему что-то хорошее, подчеркивая его достоинства. Сосед благодарит сказавшего и говорит комплимент своему соседу слева.
Можно провести обмен комплиментами по кругу в обратном направлении.

Словарики комплиментов

Воспитатель предлагает каждому завести словарик для записи добрых слов и комплиментов и постоянно пополнять его.

3. Анализ занятия

Нужно обсудить с учащимися, трудно ли было говорить комплименты и приятно ли было их получать.

Следует также обратить внимание ребят на то, что комплимент подчеркивает достоинства того, кому он адресован, а не наше к нему отношение.

4. Домашнее задание

Воспитатель. Составьте список участников нашей группы. Отметьте в нем достоинства каждого.

ЗАНЯТИЕ 19.
ГРУЗ ПРИВЫЧЕК

Цели

Материалы

Тетради, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Упражнение «Обмен комплиментами»

Все участники зачитывают свой список, обращаясь к каждому по имени и называя достоинства каждого. Затем обмениваются мнениями о том, что ощущали, когда говорили комплименты и когда их слышали в свой адрес.

2. Работа по теме

Воспитатель . У каждого есть привычки, которые не приносят пользы, а являются вредными. Каждый знает о них, но привык и не пытается от них избавиться. Однако они не безвредны и часто являются причиной многих наших проблем, а также наносят вред здоровью.
К вредным привычкам можно отнести:
— излишнее увлечение сладким;
— переедание;
— привычку много лежать и мало двигаться;
— смотреть все подряд по телевизору;
— бесцельно тратить время;
— много говорить по телефону;
— нецензурно выражаться и др.
У взрослых самые вредные привычки — пристрастие к спиртному, наркотикам, курению.
Затем участники записывают свои вредные привычки на листках бумаги и анализируют, от каких привычек им избавиться будет легко, а от каких — очень сложно. Затем они отмечают, от каких нужно избавиться в первую очередь, во вторую и т.д.
По желанию участники называют свои вредные привычки, учащиеся обсуждают, как от них можно избавиться.

Релаксация «Вверх по радуге»

Под музыку участники представляют, как они поднимаются вверх по радуге, преодолевая трудности, а затем спускаются, избавляясь от ненужных привычек.

3. Анализ занятия

Воспитатель предлагает подумать, трудно ли будет избавляться от вредных привычек и почему. Предлагает записать и объяснить поговорку: «Посеешь привычку — пожнешь характер».

4. Домашнее задание

Воспитатель. Попробуйте избавиться от вредных привычек и тем самым проверить свою силу воли и самоконтроль.
Воспитатель желает каждому мужества — изменять то, что можно изменить в себе.

ЗАНЯТИЕ 20.
АЗБУКА ПЕРЕМЕН

Цели

Материалы

Тетради с записями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

По желанию участники рассказывают, от каких привычек они избавились и легко ли им удалось это сделать.
Воспитатель (подводит итог сказанному). Каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он — сильный человек.

2. Работа по теме

Составляем «Азбуку перемен»

Воспитатель. Проанализируйте свои знания и составьте «Азбуку перемен». Азбука эта необычная — слова про общение будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте.
Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например — АНАЛИЗ (можно другое, предложенное участниками). Объясните, что значит «анализировать свои поступки».
Далее идет слово на букву Б, например — БУДУЩЕЕ (Зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?)
Участникам предлагается самим придумывать слова к азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: ЗНАНИЯ, ИНТЕРЕС, КОЛЛЕКТИВ, ЛИЧНОСТЬ, МЕЧТА, НАДЕЖДА, ОТКРОВЕНИЯ и т.д.

«Нарисуем жизнь»

Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь так, как они ее представляют. Рисунок выполняется коллективно на доске или на большом листе ватмана. Рисунок может включать в себя символы, картинки, слова — все, с помощью чего можно передать самое важное в жизни.

Игра «Я бросаю тебе мяч»

Учащиеся становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (слона, конфету и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.

3. Анализ занятия

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Трудно ли было составлять азбуку? Почему?
Трудно ли добиваться перемен в себе? В чем заключаются эти трудности?
От чего зависит успех наших перемен?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Продолжайте составлять азбуку перемен, опираясь на свой личный опыт преодоления трудностей.

ЗАНЯТИЕ 21.
ВЕЖЛИВОСТЬ

Цели

Материалы

Тетради с записями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Анализ домашнего задания

Воспитатель. Поделитесь своими мыслями из «Азбуки перемен». На букву «В» в нашей азбуке можно было бы написать слово «вежливость». Как вы думаете, многое ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми?

2. Работа по теме

Воспитатель. Объясните значение высказывания: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
Зависит ли вежливость от образования?
Кого больше любит вежливый человек — себя или других?

Составление кодекса вежливости

Добрые слова для каждого

Участникам предлагается сказать каждому что-то доброе. Сначала выходят желающие, но упражнение полезно проделать всем участникам. Можно вспомнить, как учились говорить комплименты.

3. Анализ занятия

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Почему в компаниях подростков не принято быть вежливыми и говорить друг другу добрые слова?
Трудно ли говорить добрые слова друг другу?
Воспитатель. Запишите высказывание: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом» (Томас Пэн — американский просветитель, философ).

4. Домашнее задание

Воспитатель. Проанализируйте, часто ли (и с кем) вы бываете вежливы? Много ли среди ваших знакомых истинно вежливых людей. Постарайтесь приобрести книгу о правилах этикета и подготовьте ее представление (рассказ о ней).

IV четверть: Культура поведения

ЗАНЯТИЕ 22.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТИКЕТ?

Цели

Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.

Материалы

Выставка книг по этикету, атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель. Поделитесь своими наблюдениями о вежливых проявлениях окружающих вас людей и ваших собственных.

2. Работа по теме

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Участники выбирают роли и обговаривают характеристики своих персонажей. Затем раздаются карточки с названием ролей (именинник, помощник именинника, всезнайка, недовольный, крикливый, забияка).
Выбираются 3—4 человека — эксперты, которые будут оценивать исполнение ролей. Важно, чтобы эксперты отгадали, у кого какая роль, по выразительному исполнению.
Как правило, во время игры стоит шум и неразбериха (этого и нужно добиться выразительным исполнением), поэтому по сигналу ведущего (колокольчик) нужно остановиться.
Обсуждение игры проводится с помощью следующих вопросов:
Получился ли праздник?
Кто главная персона на празднике?
Нужно ли постоянно уделять внимание имениннику?
Может ли внимание к имениннику привести к зазнайству? (Нет, так как день рождения бывает один раз в году.)
Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
Что означает слово «этикет»?
Зачем придумали этикет?
Воспитатель. Подумайте, что было бы, если бы правила этикета не выполнялись (в магазине, в школе, в больнице и т.д.)?

Презентация книг об этикете

Психолог сам представляет одну из книг об этикете, а затем предлагает участникам представить свои книги.

3. Анализ занятия

Воспитатель задает учащимся вопросы для обсуждения:
Знаете ли вы правила этикета?
Какие правила чаще всего используются вами в повседневной жизни?
Когда вам бывает особенно трудно выполнять правила этикета и почему?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подготовьтесь к теме «Правила приветствия»

ЗАНЯТИЕ 23.
ПРИВЕТСТВИЯ

Цели

Материалы

Карточки с заданиями по культуре приветствия (описание ситуаций).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог. Какие правила приветствия вы знаете? Зачем люди приветствуют друг дру Воспитатель га? Запишите в тетради, что приветствия — это обмен человеческим теплом.

2. Работа по теме

Игра «Обмен приветствиями»

Все участники встают в два круга лицом друг к другу. Воспитатель дает задания: поприветствуйте друг друга только глазами, только головой, только руками, только словами.

Работа по карточкам

Раздаются карточки с заданиями-ситуациями:
Поздоровайся, если ты заходишь утром в класс, где уже находятся несколько ребят и учительница.
Поздоровайся, если встречаешь одноклассника с его родителями.
Поздоровайся, если встречаешь одноклассника с незнакомым ровесником.
Поздоровайся, если встречаешь знакомого, с которым уже сегодня здоровался.
Поздоровайся, если на выходе из школы встречаешь кого-то из знакомых первый раз за день.
Участники могут выбирать партнеров по своему усмотрению. После каждого проигрывания проходит обсуждение.
Ситуации могут быть предложены самими участниками.
Как вариант для обсуждения можно предложить описание «неправильных ситуаций».

3. Анализ занятия

Воспитатель г задает вопросы для обсуждения:
Какие приветствия вы чаще всего используете?
Какие приветствия используете реже и почему?
Правильно ли то, что первым здоровается тот, кто лучше воспитан?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подумайте и запишите правила ведения беседы.

ЗАНЯТИЕ 24.
УМЕНИЕ ВЕСТИ БЕСЕДУ

Цели

Материалы

Карточки с заданиями по культуре беседы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Что вы понимаете под словом «беседа»?
Какие правила ведения беседы вы знаете?
С кем вы чаще всего беседуете?

2. Работа по теме

Игра-разминка «Поговорим»

Воспитатель. Объединитесь в группы по 2—3 человека, придумайте тему и побеседуйте.
Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа» и др.
После игры проводится обсуждение:
Смогли ли вы услышать друг друга?
Перебивали ли вы друг друга или реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?
Как смотрели собеседники друг на друга?
Интересна ли была беседа партнерам или нет?
Использовались ли намеки?
Кто из собеседников говорил больше?

3. Анализ занятия

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Можете ли вы сказать о себе, что умеете вести беседу?
Нужно ли этому учиться?
Что для этого нужно? (Только ли книжка об этикете?)
Что можно сказать о человеке, понаблюдав, как он ведет беседу?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подготовьтесь к занятию на тему «Телефонный разговор».

ЗАНЯТИЕ 25.
ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

Цели

Материалы

Два игрушечных телефонных аппарата, карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Для чего придуман телефон?
Всегда ли мы его используем по назначению?
Какие вы знаете правила ведения телефонных разговоров?

2. Работа по теме

Игра «Поговорим»

Участники разбиваются на пары. Им раздаются карточки с заданиями. Один звонит по телефону, другой отвечает на звонок.
Все остальные участники оценивают, правильно ли построена беседа по телефону.
Задания:
Вы звоните в скорую помощь (назовите номер) и вызываете врача для заболевшей бабушки.
Звоните другу и спрашиваете домашнее задание.
Звоните на работу кому-то из своих родителей, чтобы попросить разрешения пойти в кино.
Вам звонят и ошибаются номером.
Вам звонят и просят к телефону взрослых, но их нет дома.
Обсуждение проводится после каждого проигрывания. Обязательны для обсуждения вопросы:
В какое время принято звонить (утром и вечером)?
Как здороваться по телефону?
Как принимать звонок и начинать ответ?
В чем разница между деловыми звонками и личными?
Кто первым заканчивает разговор?
Сколько по времени могут длиться телефонные разговоры?
Как и когда использовать при телефонных разговорах слова «извините», «пожалуйста», «спасибо»?

3. Анализ занятия

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Узнали ли вы что-то новое для себя?
Нужно ли ограничивать время ведения телефонных разговоров и почему?
Как проще общаться — по телефону или непосредственно при встрече?

4. Домашнее задание

Воспитатель. Подумайте, какие правила нужно соблюдать при посещении театра.

ЗАНЯТИЕ 26.
В ТЕАТРЕ

Цель

Познакомить учащихся с правилами посещения театра.

Материалы

Имитация театрального зала (стулья стоят в несколько рядов, по 5—6 в каждом ряду), театральные билеты с указанием мест, карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Психолог задает вопросы:
Кто-нибудь из вас раньше посещал театр?
Для чего придуманы правила поведения в театре?
Какие правила вы знаете?

2. Работа по теме

Разминка

Психолог. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Нужно ли подумать о своем внешнем виде при посещении театра?
Нужно ли подумать заранее, как и за какое время вы сможете добраться до театра?
За какое время до начала представления желательно приходить в театр?

Игра «Идем в театр»

Играющие разыгрывают различные ситуации. Для этого они получают карточки с заданиями:
Вы опоздали, а ваши места заняты...
Представление еще не началось, но все сидят, а ваши места в середине ряда...
Ваши действия во время антракта...
Антракт закончен, а ваша очередь в буфете только что подошла...
Сосед постоянно разговаривает и мешает вам смотреть представление...
Вам нужно пройти на свое место...
Молодой человек пришел в театр со своей девушкой...
Далее проводится обсуждение. Участники отмечают, что было сделано правильно, а что нет.

3. Анализ занятия

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Можно ли получать удовольствие от посещения театра, если никто там не выполняет правила этикета?
Для кого придуман этикет?

4. Домашнее задание

Психолог. Подумайте, какие правила нужно соблюдать, если вы пришли в гости.

ЗАНЯТИЕ 27.
ПРИНИМАЕМ ГОСТЕЙ

Цель

Познакомить учащихся с правилами приема гостей.

Материалы

Предметы, необходимые для сервировки стола (можно использовать игрушечную посуду и приборы), плакаты, изображающие сервировку стола, карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение домашнего задания

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Приходилось ли вам принимать гостей?
А вы бывали в гостях?
Какие правила приема гостей вы знаете?

2. Работа по теме

Сервируем стол

Участникам предлагается рассказать и показать, как можно сервировать стол для приема гостей.
Затем даются задания расставить посуду и столовые приборы (один участник ставит посуду, а другой комментирует правильность его действий).
Даются задания:
— разложить столовые приборы;
— подобрать и расставить тарелки для закусок;
— поставить посуду для напитков;
— разложить салфетки;
— правильно сесть за стол;
— взять вилку и нож и т.д.
Если нет возможности полностью сервировать стол, то нужно показать учащимся рисунок с сервировкой стола и обсудить то, что не удалось продемонстрировать.

Поведение за столом

Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Когда можно садиться за стол?
Как нужно сидеть за столом?
Как нужно поступить, если ты не любишь какое-то угощение, а тебе его предлагают?
Как нужно пользоваться приборами?
Как нужно передавать хлеб и др.?
Когда можно выходить из-за стола?
Какие обязанности у хозяина, принимающего гостей?
Как нужно встречать гостей?
Что можно им предложить в ожидании других гостей?
Как нужно развлекать гостей?
Как знакомить гостей?
Как приглашать за стол и рассаживать?
Как должны вести себя за столом хозяева?
Как нужно провожать гостей?

3. Анализ занятия

Воспитатель. Много ли нового вы узнали сегодня? Сможете вы самостоятельно принять гостей и угостить их чаем? Сколько баллов вы поставите себе за пользование приборами?

4. Домашнее задание

Воспитатель. В следующий раз мы будет все вместе пить чай. Приготовьтесь угостить друг друга чем-то сладким: можно что-то испечь, а можно принести немного конфет.

ЗАНЯТИЕ 28.
ЧАЕПИТИЕ

Цель

Закрепить у учащихся навыки поведения за столом.

Материалы

Приборы для сервировки стола, чай и угощения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Анализ домашнего задания

Психолог задает вопросы для обсуждения:
Соблюдаете ли вы дома правила поведения за столом?
Придерживаетесь ли вы правил пользования столовыми приборами в повседневной жизни (не только в гостях)?
С какой целью придуманы правила поведения за столом?

2. Работа по теме

Чаепитие

Группа желающих сервирует стол для чая. Все подсказывают, как это сделать лучше. После сервировки психолог приглашает всех к столу. Учащиеся должны соблюдать правила поведения за столом. Во время чаепития уточняются и показываются приемы поведения за столом.
Можно предложить такие вопросы для обсуждения:
Какой ложечкой нужно брать сахар из сахарницы?
Сколько нужно наливать чая?
Как передавать чашку с чаем?
Чем можно есть пирожное?
Куда складывать бумажки от конфет?
Во время чаепития могут обсуждаться и другие правила поведения: как дарить подарки, можно ли вести беседу за столом, не мешает ли это приему пищи.
Ведущий благодарит всех за участие в занятиях.
На столе может стоять свеча, тогда все участники по очереди берут ее в руки и говорят о своих впечатлениях от занятий, говорят друг другу что-нибудь хорошее.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.