Рабочая программа кружка «Учусь общаться» (3 класс)
Рабочая программа кружка
«Учусь общаться»
по социальному направлению
для обучающихся 3 класса
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Методическое
обеспечение
программы
Список литературы
Пояснительная записка
Образовательная программа «Учусь общаться» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов коммуникативных умений, навыков, создание условий успешной социализации на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм, установок поведения.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к многонациональному народу РФ, их обычаям, традициям, правам и принятым в обществе ценностям;
- формирование культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие:
- развитие основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- развитие психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, восприятие);
- развивать языковую культуру;
- развитие коммуникативные умения: умение взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- развитие познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся.
Обучающие:
- формирование механизмов социализации младших школьников;
- формирование системы нравственных и смысловых установок, принятых в обществе;
- формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
- формирование умения вступать во взаимодействие с людьми, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Учимся общаться»;
- обучение коммуникативным умениям и навыкам, за счет включения обучающихся в разнообразные виды деятельности.
Актуальность данной программы заключается в недостаточно - сформированном уровне коммуникативных умений, навыков у обучающихся начальных классов, а также незнание норм, правил поведения в обществе, следствием, которых является сложность взаимодействия с окружающими людьми. Так как младший школьный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования коммуникативных умений и навыков, норм и правил поведения разработана данная программа. Она позволяет устранить выше перечисленные проблемы, посредством использования механизмов социализации школьников.
Механизмы социализации представляют собой способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта, среди которых выделяют:
Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, c которыми человек сталкивается во взаимодействии c окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), a также c теми, которые предлагаются средствами массовой коммуникации.
Убеждение – осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т. д.
Внушение – неосознаваемое, некритичное усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.
Адаптация – овладение обучающимся знакомыми системами, нормами и правилами поведения, усваивает простые формы деятельности – идет обучение быть личностью.
Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
Заражение - бессознательное, непроизвольная склонность человека к каким – нибудь психическим состояниям.
Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
Особенности:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы: практической внеурочной деятельности положены дидактические принципы, методы обучения и воспитания, методы диагностики и воспитательные результаты.
3. Организуемая деятельность учителя предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Обозначенные механизмы социализации, как способ устранения отсутствия коммуникативных умений и навыков.
Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
- включение обучающихся в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой̆;
- учет возрастных особенностей̆;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному);
- сознательность;
- наглядность, разнообразия методов;
Контроль и оценка планируемых результатов
Уровень результатов усвоения материала внеурочной определяется воспитательными результатами, разделенные по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Вид программы: авторская
Вид внеурочной деятельности: проблемно - ценностное общение
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема внеурочного занятия | Форма организации | Сроки реализации |
Вводное занятие | Беседа | 2.09.21 | |
«Здравствуй, это я» | Игровой тренинг | 9.09.21 | |
«Я в различных жизненных ролях» | Ролевая игра | 16.09.21 | |
| Правила общения | | |
«Речевой этикет» | Круглый стол | 23.09.21 | |
«Портрет культурного человека» | Практикум | 30.09.21 | |
«Правила вежливости» | Беседа | 14.10.21 | |
«Правила знакомства, представления и обращения» | Игра | 21.10.21 | |
«Правила приветствия и прощания» | Круглый стол | 28.10.21 | |
«Правила извинения и просьбы» | Познавательная игра | 4.11.21 | |
«Правила благодарности и отказа» | Инсценировка | 11.11.21 | |
«Роль мимики, жестов и позы в общении» | Ролевая игра | 18.11.21 | |
«Разговор с незнакомым на улице» | Беседа | 25.11.21 | |
«Обращение к взрослому» | Инсценировка | 2.12.21 | |
«У меня зазвонил телефон…» | Практикум по телефонному разговору | 9.12.21 | |
«Слушали, услышали, прослушали» | Дидактическая игра | 16.12.21 | |
«Угадай по мимике моё настроение» | Ролевая игра | 23.12.21 | |
| Письменный этикет | | |
«Учимся писать письма» | Круглый стол | 13.01.22 | |
«Я вам пишу…» | Практикум по написанию писем | 20.01.22 | |
| Я и коллектив | | |
«Мы учились жить вместе. Зачем?» | Круглый стол | 27.01.22 | |
«В дружбе - сила» | Беседа | 3.02.22 | |
«Коллективная работа «Мы» | Проект | 10.02.22 | |
«Подарок коллективу» | Ролевая игра | 17.02.22 | |
«Не ссориться и не обижать друг друга» | Беседа | 24.02.22 | |
«Об уступчивости» | Круглый стол | 3.03.22 | |
«Пожелания друзьям» | Ролевая игра | 10.03.22 | |
«Составление поздравлений» | Практикум | 17.03.22 | |
«У тебя в гостях подруга» | Ролевая игра | 24.03.22 | |
«Как вести себя в гостях» | Инсценировка | 31.03.22 | |
Я и моя семья | | | |
«Моя семья» | Беседа | 7.04.22 | |
«Общение в семье» | Ролевая игра | 14.04.22 | |
| Этикет общения в школе | | |
«Я и моя школа» | Круглый стол | 21.04.22 | |
«Что такое лень?» | Беседа | 28.04.22 | |
«Этикет школьной жизни» | Игровой тренинг | 5.05.22 | |
Этикет народов мира. | Игра-путешествие «Вокруг света» | 12.05.22 | |
Итоговое занятие | Беседа | 19.05.22 |
Содержание программы
1 Раздел: Введение. На занятиях данного раздела обучающиеся знакомятся между собой, знакомятся содержанием программы, о чём будут говорить на внеурочных занятиях, и чем будут заниматься.
2 Раздел: Правила общения. Обучающиеся познакомятся с основными правилами общения. На занятии по теме: «Речевой этикет» обучающиеся познакомятся с этим понятием, узнают об особенностях речевого этикета. На занятии по теме: «Портрет культурного человека» узнают, как выглядит культурный человек, какое у него поведение, привычки, а также будут учиться строить осознанное высказывание о культурном человеке. На занятии по теме: «Правила вежливости», обучающиеся познакомятся с основными правилами вежливости и будут учиться применять их на практике. На занятии по теме: «Правила знакомства, представления и обращения», узнают о важности умения знакомиться с другими людьми, научатся это делать правильно. На занятии по теме: «Правила приветствия и прощания», обучающиеся узнают, как приветствуют друг друга и прощаются в разных странах и познакомятся с правилами приветствия и прощания. На занятии по теме: «Правила извинения и просьбы», обучающиеся узнают, как сильно может ранить человека слово и, как важно уметь просить прощение. На занятии по теме: «Правила благодарности и отказа», обучающиеся узнают, что важно уметь благодарить другого человека, а также научатся тактично отказывать другим людям. На занятии по теме: «Роль мимики, жестов и позы в общении», обучающиеся узнают, что важно уметь не только правильно и красиво говорить, но также и выражать соответствующие эмоции и поймут, что без мимики, жест и поз разговаривать очень тяжело. На занятии по теме: «Разговор с незнакомым на улице», обучающиеся узнают, как правильно разговаривать с незнакомцами на улице и не поддаваться их влиянию. На занятии по теме: «Обращение к взрослому», обучающиеся узнают о важности правильного обращения к взрослому познакомятся с основными правилами разговора со взрослым человеком. На занятии по теме: «У меня зазвонил телефон…», обучающиеся научатся правильно звонить собеседнику и разговаривать с ним по телефону. На занятии по теме: «Слушали, услышали, прослушали», обучающиеся узнают, что важно уметь слышать человека, иначе это может показаться дурным тоном. На занятии по теме: «Угадай по мимике моё настроение», обучающиеся будут практиковаться в невербальных способах общения.
3 раздел: Письменный этикет. Обучающиеся познакомятся с основными правилами написания писем («Учимся писать письма»), а также будут практиковаться в написании писем («Я вам пишу…»).
4 раздел: Я и коллектив. Обучающиеся познакомятся с особенностями взаимодействия человека в коллективе. На занятии по теме: «Мы учились жить вместе. Зачем?», обучающиеся познакомятся с важностью спокойного и мирного существования. На занятии по теме: «В дружбе - сила», обучающиеся познакомятся с понятием дружба и узнают о важности дружбы и друзей для человека. На занятии по теме: «Коллективная работа «Мы», обучающиеся будут делать газету на тему: Друг в беде не бросит. На занятии по теме: «Не ссориться и не обижать друг друга», и «Об уступчивости» будут решать задания на преодоление конфликтных ситуаций. На занятии по теме: «Пожелания друзьям», обучающиеся будут играть в ролевую игру, в которой должны пожелать друг другу, что-либо. На занятии по теме: «Составление поздравлений», обучающиеся будут учиться составлять поздравления на различные праздники. На занятии по теме: «У тебя в гостях подруга\друг», обучающиеся узнают о правилах приёма гостей. На занятии по теме: «Как вести себя в гостях», обучающиеся узнают о правилах поведения в гостях.
5 раздел: Я и моя семья. Обучающиеся познакомятся с правилами общения дома с семьёй. На занятии по теме: «Моя семья», будут учиться строить цельное речевое высказывание о своей семье. На занятии по теме: «Общение в семье», обучающиеся познакомятся с правилами общения с семьёй.
6 раздел: Этикет общения в школе. Обучающиеся познакомятся с основными правилами общения в школе с одноклассниками, учителями. На занятии по теме: «Я и моя школа», обучающиеся будут рассказывать о своей школе и о своём классе. На занятии по теме: «Что такое лень?», обучающиеся познакомятся с этим понятием и узнают, как бороться с ленью. На занятии по теме: «Этикет школьной жизни», обучающиеся вспомнят правилами общения в школе. На занятии по теме: Этикет народов мира, обучающиеся узнают об особенностях общения у разных народов. На итоговом занятии будут подводиться итоге пройденного курса и награждаться лучшие ученики.
Методическое обеспечение программы
При изучении каждого раздела будут использоваться, как групповые, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальные формы работы представлены беседами, круглым столом, практикумами; групповые формы работы представлены деловыми, ролевыми играми.
Большая часть времени отводится практическим занятиям, таким как тренинги, ролевые, деловые игры, инсценировки и тд.
Формы организации работы:
- Беседы
- Конкурсы
- Ролевые игры
- Практические занятия
- Проектная работа
- Поисковые исследования
- Деловые игры
- Инсценировка
- Круглый стол
- Тренинги
Методы обучения и воспитания:
- методы информирования (рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т.п.);
- методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т.п.);
- методы практической деятельности (выполнение заданий по изготовлению моделей, таблиц, участие в проигрывании различных ситуаций);
- методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание, наказание и т.п.);
- методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов).
Методы диагностики:
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование
Для реализации программы необходимы такие материально-технические средства, как проектор, принтер, наглядный материал.
Список литературы
Для учителя:
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
Для обучающихся:
Б.П. Битинаса Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»/ Под ред. Ю. Гиппенрейтер. М.- 2012.
2021 год