Рабочая программа кружка «Учусь общаться» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 23 May 2021






























Рабочая программа кружка

«Учусь общаться»

по социальному направлению

для обучающихся 3 класса























Содержание

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание программы

Методическое

обеспечение

программы

Список литературы






































Пояснительная записка

Образовательная программа «Учусь общаться» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов коммуникативных умений, навыков, создание условий успешной социализации на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм, установок поведения.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к многонациональному народу РФ, их обычаям, традициям, правам и принятым в обществе ценностям;

- формирование культуры общения и поведения в социуме.

Развивающие:

- развитие основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- развитие психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, восприятие);

- развивать языковую культуру;

- развитие коммуникативные умения: умение взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- развитие познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся.

Обучающие:

- формирование механизмов социализации младших школьников;

- формирование системы нравственных и смысловых установок, принятых в обществе;



- формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

- формирование умения вступать во взаимодействие с людьми, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Учимся общаться»;

- обучение коммуникативным умениям и навыкам, за счет включения обучающихся в разнообразные виды деятельности.

Актуальность данной программы заключается в недостаточно - сформированном уровне коммуникативных умений, навыков у обучающихся начальных классов, а также незнание норм, правил поведения в обществе, следствием, которых является сложность взаимодействия с окружающими людьми. Так как младший школьный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования коммуникативных умений и навыков, норм и правил поведения разработана данная программа. Она позволяет устранить выше перечисленные проблемы, посредством использования механизмов социализации школьников.

Механизмы социализации представляют собой способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта, среди которых выделяют:

Подражаниепроизвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, c которыми человек сталкивается во взаимодействии c окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), a также c теми, которые предлагаются средствами массовой коммуникации.

Убеждение – осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т. д.




Внушение – неосознаваемое, некритичное усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.

Адаптация – овладение обучающимся знакомыми системами, нормами и правилами поведения, усваивает простые формы деятельности – идет обучение быть личностью.

Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Заражение - бессознательное, непроизвольная склонность человека к каким – нибудь психическим состояниям.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Особенности:

1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения курса.

2. В основу реализации программы: практической внеурочной деятельности положены дидактические принципы, методы обучения и воспитания, методы диагностики и воспитательные результаты. 

3. Организуемая деятельность учителя предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Обозначенные механизмы социализации, как способ устранения отсутствия коммуникативных умений и навыков.

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

- включение обучающихся в активную деятельность;

- доступность и наглядность;

- связь теории с практикой̆;

- учет возрастных особенностей̆;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному);

- сознательность;

- наглядность, разнообразия методов;

Контроль и оценка планируемых результатов

Уровень результатов усвоения материала внеурочной определяется воспитательными результатами, разделенные по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный


человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Вид программы: авторская

Вид внеурочной деятельности: проблемно - ценностное общение

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год.














































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема внеурочного занятия

Форма организации

Сроки реализации

Вводное занятие

Беседа

2.09.21

«Здравствуй, это я»

Игровой тренинг

9.09.21

«Я в различных жизненных ролях»

Ролевая игра

16.09.21


Правила общения



«Речевой этикет»

Круглый стол

23.09.21

«Портрет культурного человека»

Практикум

30.09.21

«Правила вежливости»

Беседа

14.10.21

«Правила знакомства, представления и обращения»

Игра

21.10.21

«Правила приветствия и прощания»

Круглый стол

28.10.21

«Правила извинения и просьбы»

Познавательная игра

4.11.21

«Правила благодарности и отказа»

Инсценировка

11.11.21

«Роль мимики, жестов и позы в общении»

Ролевая игра

18.11.21

«Разговор с незнакомым на улице»

Беседа

25.11.21

«Обращение к взрослому»

Инсценировка

2.12.21

«У меня зазвонил телефон…»

Практикум по телефонному разговору

9.12.21

«Слушали, услышали, прослушали»

Дидактическая игра

16.12.21

«Угадай по мимике моё настроение»

Ролевая игра

23.12.21


Письменный этикет



«Учимся писать письма»

Круглый стол

13.01.22

«Я вам пишу…»

Практикум по написанию писем

20.01.22


Я и коллектив



«Мы учились жить вместе. Зачем?»

Круглый стол

27.01.22

«В дружбе - сила»

Беседа

3.02.22

«Коллективная работа «Мы»

Проект

10.02.22

«Подарок коллективу»

Ролевая игра

17.02.22

«Не ссориться и не обижать друг друга»

Беседа

24.02.22

«Об уступчивости»

Круглый стол

3.03.22

«Пожелания друзьям»

Ролевая игра

10.03.22

«Составление поздравлений»

Практикум

17.03.22

«У тебя в гостях подруга»

Ролевая игра

24.03.22

«Как вести себя в гостях»

Инсценировка

31.03.22

Я и моя семья



«Моя семья»

Беседа

7.04.22

«Общение в семье»

Ролевая игра

14.04.22


Этикет общения в школе



«Я и моя школа»

Круглый стол

21.04.22

«Что такое лень?»

Беседа

28.04.22

«Этикет школьной жизни»

Игровой тренинг

5.05.22

Этикет народов мира.



Игра-путешествие «Вокруг света»

12.05.22

Итоговое занятие

Беседа

19.05.22



Содержание программы

1 Раздел: Введение. На занятиях данного раздела обучающиеся знакомятся между собой, знакомятся содержанием программы, о чём будут говорить на внеурочных занятиях, и чем будут заниматься.

2 Раздел: Правила общения. Обучающиеся познакомятся с основными правилами общения. На занятии по теме: «Речевой этикет» обучающиеся познакомятся с этим понятием, узнают об особенностях речевого этикета. На занятии по теме: «Портрет культурного человека» узнают, как выглядит культурный человек, какое у него поведение, привычки, а также будут учиться строить осознанное высказывание о культурном человеке. На занятии по теме: «Правила вежливости», обучающиеся познакомятся с основными правилами вежливости и будут учиться применять их на практике. На занятии по теме: «Правила знакомства, представления и обращения», узнают о важности умения знакомиться с другими людьми, научатся это делать правильно. На занятии по теме: «Правила приветствия и прощания», обучающиеся узнают, как приветствуют друг друга и прощаются в разных странах и познакомятся с правилами приветствия и прощания. На занятии по теме: «Правила извинения и просьбы», обучающиеся узнают, как сильно может ранить человека слово и, как важно уметь просить прощение. На занятии по теме: «Правила благодарности и отказа», обучающиеся узнают, что важно уметь благодарить другого человека, а также научатся тактично отказывать другим людям. На занятии по теме: «Роль мимики, жестов и позы в общении», обучающиеся узнают, что важно уметь не только правильно и красиво говорить, но также и выражать соответствующие эмоции и поймут, что без мимики, жест и поз разговаривать очень тяжело. На занятии по теме: «Разговор с незнакомым на улице», обучающиеся узнают, как правильно разговаривать с незнакомцами на улице и не поддаваться их влиянию. На занятии по теме: «Обращение к взрослому», обучающиеся узнают о важности правильного обращения к взрослому познакомятся с основными правилами разговора со взрослым человеком. На занятии по теме: «У меня зазвонил телефон…», обучающиеся научатся правильно звонить собеседнику и разговаривать с ним по телефону. На занятии по теме: «Слушали, услышали, прослушали», обучающиеся узнают, что важно уметь слышать человека, иначе это может показаться дурным тоном. На занятии по теме: «Угадай по мимике моё настроение», обучающиеся будут практиковаться в невербальных способах общения.

3 раздел: Письменный этикет. Обучающиеся познакомятся с основными правилами написания писем («Учимся писать письма»), а также будут практиковаться в написании писем («Я вам пишу…»).

4 раздел: Я и коллектив. Обучающиеся познакомятся с особенностями взаимодействия человека в коллективе. На занятии по теме: «Мы учились жить вместе. Зачем?», обучающиеся познакомятся с важностью спокойного и мирного существования. На занятии по теме: «В дружбе - сила», обучающиеся познакомятся с понятием дружба и узнают о важности дружбы и друзей для человека. На занятии по теме: «Коллективная работа «Мы», обучающиеся будут делать газету на тему: Друг в беде не бросит. На занятии по теме: «Не ссориться и не обижать друг друга», и «Об уступчивости» будут решать задания на преодоление конфликтных ситуаций. На занятии по теме: «Пожелания друзьям», обучающиеся будут играть в ролевую игру, в которой должны пожелать друг другу, что-либо. На занятии по теме: «Составление поздравлений», обучающиеся будут учиться составлять поздравления на различные праздники. На занятии по теме: «У тебя в гостях подруга\друг», обучающиеся узнают о правилах приёма гостей. На занятии по теме: «Как вести себя в гостях», обучающиеся узнают о правилах поведения в гостях.

5 раздел: Я и моя семья. Обучающиеся познакомятся с правилами общения дома с семьёй. На занятии по теме: «Моя семья», будут учиться строить цельное речевое высказывание о своей семье. На занятии по теме: «Общение в семье», обучающиеся познакомятся с правилами общения с семьёй.

6 раздел: Этикет общения в школе. Обучающиеся познакомятся с основными правилами общения в школе с одноклассниками, учителями. На занятии по теме: «Я и моя школа», обучающиеся будут рассказывать о своей школе и о своём классе. На занятии по теме: «Что такое лень?», обучающиеся познакомятся с этим понятием и узнают, как бороться с ленью. На занятии по теме: «Этикет школьной жизни», обучающиеся вспомнят правилами общения в школе. На занятии по теме: Этикет народов мира, обучающиеся узнают об особенностях общения у разных народов. На итоговом занятии будут подводиться итоге пройденного курса и награждаться лучшие ученики.













Методическое обеспечение программы

При изучении каждого раздела будут использоваться, как групповые, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальные формы работы представлены беседами, круглым столом, практикумами; групповые формы работы представлены деловыми, ролевыми играми.

Большая часть времени отводится практическим занятиям, таким как тренинги, ролевые, деловые игры, инсценировки и тд.

Формы организации работы:

- Беседы

- Конкурсы

- Ролевые игры

- Практические занятия

- Проектная работа

- Поисковые исследования

- Деловые игры

- Инсценировка

- Круглый стол

- Тренинги

Методы обучения и воспитания:

- методы информирования (рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т.п.);

- методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т.п.);

- методы практической деятельности (выполнение заданий по изготовлению моделей, таблиц, участие в проигрывании различных ситуаций);

- методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание, наказание и т.п.);

- методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов).

Методы диагностики:

- наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование

Для реализации программы необходимы такие материально-технические средства, как проектор, принтер, наглядный материал.





















































Список литературы

Для учителя:

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.

Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.

Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.

Для обучающихся:

Б.П. Битинаса Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»/ Под ред. Ю. Гиппенрейтер. М.- 2012.



2021 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.