Мастер-класс по дисциплине «Основы финансовой грамотности» на тему «Управление личными финансами»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ»
по дисциплине «Основы финансовой грамотности»
Преподаватель: Крашенинникова Наталья Сергеевна
г. Карталы
2024 г.
Оглавление
Введение 1 Общие положения проведения коммуникативных боев по финансовой грамотности |
3 4 |
2 Коммуникативный «бой» как средство формирования коммуникативных умений |
5 |
3 Общие правила проведения мастер-класса в виде коммуникативных «боев» по финансовой грамотности |
6 |
Заключение Приложение |
11 12 |
Введение
Финансовая грамотность предполагает не только способность решать конкретные, в том числе и расчетные задачи, но и способность осознавать, обсуждать и подвергать критике, дорабатывать свои представления и ценностные основания принятия тех или иных решений в области финансов.
Коммуникативный «бой» –это специальная образовательная форма, разработанная для того, чтобы культивировать коммуникативную способность участников как важнейшую универсальную человеческую способность (метапредметную компетентность). Материалом для коммуникативного боя должны послужить вопросы, требующие размышления для осознанного принятия грамотных финансовых решений, так чтобы они не вступали в противоречие с ценностными установками человека.
Коммуникативный «бой» предполагает:
- активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых;
- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Эффективное развитие коммуникативных способностей возможно только в особых образовательных формах, в специально организованных и обустроенных коммуникативных столкновениях, в формах коммуникативного взаимодействия.
Целью мастер-класса является: «Закрепление умения анализировать информацию и оценивать риски при проведении коммуникативных боев на тему «Управление личными финансами».
1 Общие положения проведения коммуникативных «боев» по финансовой грамотности
Федеральный кубок по коммуникативным «боям» проводится в очном онлайн-формате в рамках Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству.
Результаты участников, принявших участие в Кубке, заносятся в Национальный рейтинг знатоков финансовой грамотности как результаты участия в федеральном кубке по коммуникативным «боям».
Соблюдение Правил и Положения о проведении Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности в Кубке контролирует Дирекция Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству (ООО «Кейс-игра»).
Цели и задачи кубка по коммуникативным «боям»
Федеральный кубок по коммуникативным «боям» проводится с целью популяризации среди подростков финансово грамотного поведения и повышения уровня их финансовой грамотности.
Проведение федерального кубка по коммуникативным «боям» направлено на решение следующих задач:
а) привлечение студентов, обучающихся в организациях среднего профессионального образования, к систематическим занятиям по финансовой грамотности;
6) привлечение педагогов среднего профессионального образования, к обучению студентов финансово грамотному поведению;
в) определение победителей и призеров федерального кубка по коммуникативным «боям»;
г) определение мест команд участниц федерального кубка в Национальном рейтинге знатоков финансовой грамотности.
2 Коммуникативный «бой» как средство формирования коммуникативных умений
Современные студенты не всегда могут точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что порой становиться препятствием в общении. Поэтому развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей каждого преподавателя.
Прием «Коммуникативный бой» дает возможность для формирования навыков аргументированного спора (корректность, уважение оппонента, ораторское искусство), умений командной работы (отстаивать и защищать точку зрения, развивать лидерские качества, логическое и критическое мышление и др.).
Коммуникативные «бои» дают возможность:
- содержательно строить взаимодействие и коммуникацию;
- высказывать свое мнение на интересующие вопросы;
- выявить лидерские качества среди студентов;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- слышать и слушать другого;
- развивать навыки самопрезентации;
- работы в команде, так как студент обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания и деятельности; дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт;
- неформально развиваться диалогической и монологической связной речи;
- формировать умение проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного;
- развивать умения решать проблемы.
3 Общие правила проведения мастер-класса в виде коммуникативных «боев» по финансовой грамотности
Правило первое. Коммуникативный «бой» по финансовой грамотности. Коммуникативный «бой» – это соревнование двух команд по публичной защите коммуникативного решения кейса и публичному оппонированию коммуникативному решению соперников, т.е. проведение устного обмена высказываниями представителей двух противоборствующих команд с целью достижения победы над соперником. Правило второе. Коммуникативное задание (кейс) по финансовой грамотности. Коммуникативное задание (кейс) по финансовой грамотности–это утверждение, в основе которого лежит проблемная (неоднозначная) ситуация из области финансовой грамотности, для которой ответы «Да» или «Нет» являются одинаково приемлемыми.
Коммуникативное задание (кейс) содержит две позиции на проблемную (неоднозначную) ситуацию: первая позиция – «Да, потому что…», вторая позиция – «Нет, потому что…».
Чтобы разрешить проблемную (неоднозначную) ситуацию коммуникативного задания (кейса), командам необходимо представить коммуникативное решение, т.е. в диалоге с соперником аргументировано отстоять свою позицию.
Коммуникативное задание для коммуникативных «боев» по финансовой грамотности оформляется как кейс, оно не содержит условие (то, что известно), вопросы (то, что нужно узнать) и числовые значения.
Правило третье. Команды, участвующие в коммуникативных «боях».Основной состав команды, участвующей в соревнованиях по коммуникативным «боям» составляет минимум 2 человека.
Один из членов команды является капитаном команды.
Капитан команды отвечает за поведение и дисциплину членов его команды во время проведения коммуникативных «боев» и решает, кто из участников команды будет участвовать в поединке.
Правило четвёртое. Проведение раундов коммуникативных «боев».
Общее время поединка – 4 минуты, команда готовится в течении 2 минут и игрокам для защиты позиции своей команды отводится 2минуты.
Во время поединка игроки в течение отведенного им времени (2 минуты) приводят контраргументы на аргументы оппонента и предъявляют аргументы в защиту позиции своей команды.
Когда суммарное время поединка заканчивается (4 минуты), ведущий подает команду «Стоп. Время дискуссии истекло!» и завершает поединок.
После окончания коммуникативного поединка (публичной защиты игроками позиций своих команд и оппонирование аргументам соперников) по сигналу ведущего каждый член жюри публично и индивидуально оценивает действия игроков, путем голосования по критериям оценивания.
О позициях выступающих.
Участники коммуникативных боев должны отстаивать одну из двух противоположных позиций: «Да, потому что…» или «Нет, потому что…». Поединки по всем коммуникативным заданиям проходят по этим двум позициям.
Приемы, которые могут быть использованы в коммуникативном «бою»:
Задание позиции с помощью афоризма, метафоры, известного изречения.
Приёмы понимания противника: предварить свой ход пересказом позиции противника, имитировать присоединение к точке зрения противника (Правильно ли я вас понял…).
Приём зацепления: включать рассуждение противника в формулировку своего очередного тезиса, обращать собеседника к своему содержанию (например: «Вы считаете, что …», «Но я думаю, что …», «Вы со мной согласны?»).
Вопросы противнику, предложение обсудить выгодный тебе пример или выразить отношение к некоторому событию, ситуации.
Проиллюстрировать свою позицию (позицию противника) ссылкой на известный фильм, книгу, общую ситуацию, историческое событие.
Примерные варианты заданий
Тема: Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет.
1. Домохозяйству необязательно составлять долгосрочный финансовый план, ведь мир вокруг нас быстро меняется.
2. Лучше постоянно искать пути повышения доходов семьи, чем сокращать расходы.
3. Если не хватает денег на покупку товара длительного пользования, следует заимствовать их из финансовой подушки безопасности.
4. Размер номинальной заработной платы работника зависит только от него.
Тема: Сбережения семьи. Услуги банковских организаций.
5. При выборе банковского вклада необходимо всегда полагаться на мнение финансового консультанта.
6. Лучше использовать банковские услуги одного банка, чем нескольких.
7. Молодому человеку лучше ориентироваться на краткосрочные финансовые цели, чем создавать накопления на будущее.
8. Сохранить финансовые резервы домохозяйства можно только с помощью банковских продуктов.
Тема: Кредитование. Услуги кредитных организаций.
9. Выгодные условия по кредиту возможны только при дополнительном оформлении страховки.
10. В случае финансовых трудностей за помощью лучше обратиться в банк, чем использовать другие возможности.
11. Выгоднее купить автомобиль с помощью потребительского кредита, чем автокредита.
12. Кредитная карта – лучший способ покрыть непредвиденные расходы семьи.
Тема: Страхование. Услуги страховых организаций.
13. Только с помощью страховых продуктов можно защитить капитал семьи.
14. Заключение договора страхования с франшизой более выгодно страхователю, чем без нее.
15. Оформление одного полиса для семьи более выгодно, чем покупка нескольких страховок.
16. При создании пенсионного капитала, лучше выбрать программы НПФ, чем программы страховых компаний.
Тема: Основы предпринимательства.
17. Только бизнес-наставник может научить начинающего предпринимателя тонкостям бизнеса.
18. Лучше стартовать в бизнесе по франшизе, чем открывать собственное дело.
19. При стагнации профессионального роста только открытие собственного бизнеса позволит достичь новых профессиональных вершин.
20. При открытии своего дела, выгоднее зарегистрироваться в статусе самозанятого, чем в статусе индивидуального предпринимателя.
Критерии оценки выполнения коммуникативных заданий
Критерии |
Условия получения баллов |
1 критерий. |
содержание выступления соответствует заданной теме и позиции; |
2 критерий. Форма |
яркое и выразительное, доходчивое, и эмоциональное выступление, |
3 критерий. Работа с
|
четкая формулировка аргументов и контраргументов, их соответствие |
Заключение
Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик личности. Сегодня становится очевидным, что такие качества личности как коммуникационный потенциал и коммуникативная компетентность во многом определяют эффективность деятельности человека в различных сферах, а вопросы адекватного формирования коммуникативных способностей личности приобретают статус важной социальной проблемы.
Как показывает практика, студенты не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации. Основными причинами этого считают:
- недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений;
- отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность, позволяющих ребятам более осознанно и свободно пользоваться языком в учебных и других целях.
Коммуникативные бои – аргументированный спор. Они представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся.
Согласно Федеральному государственному стандарту, данная технология способствует:
- формированию мировоззрения подростков;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Приложение
Технологическая карта занятия
Преподаватель: Крашенинникова Наталья Сергеевна
Учебная дисциплина |
ОП. 09 Основы финансовой грамотности. |
Дата урока |
|
№ группы, профессия/специальность обучающихся |
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», 2 курс. |
Раздел/тема Программы |
Тема 1 Личное финансовое планирование. |
Тема урока |
Управление личными финансами. |
Цели урока |
(ОЦ) Обучающая: Закрепление умений анализировать информацию и оценивать риски при проведении коммуникативных боев на тему «Управление личными финансами» (ПК 4.6). |
(РЦ) Развивающая: Способствовать развитию у обучающихся навыков поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для проведения коммуникативных боев (ОК 02). |
|
(ВЦ) Воспитательная: Способствовать формированию навыков толерантного общения со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности (ЛР 06, ЛР 07). |
|
Тип урока |
Практическое занятие. |
Технологии, методы, приёмы обучения |
Технологии: информационно-коммуникационные, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии. Методы: метод коммуникативных боев, объяснительно-иллюстративный; метод ключевых вопросов, функционально-модульная «сборка» учебного материала с помощью аппликатурной модели, интерактивный метод, мозговой штурм, работа в малых группах. Приемы: маятник настроения, анализ собственной деятельности. |
Формы организации деятельности обучающихся |
Фронтальная; коллективная. |
Основные понятия, термины |
Личные финансы, коммуникативный бой. |
Оснащение урока |
компьютер; проектор; экран для проектора; раздаточный материал: бейджи, таблички с названием команд, таблички с баллами; ручки, чистые листы бумаги А4; песочные часы; прозрачная ваза и разноцветные камушки для рефлексии. |
Планируемые результаты |
|
Общие компетенции |
|
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
(У1) Уметь: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой при проведении коммуникативных боев. |
(З1) Знать: Способы поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональных задач. |
|
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
(У3) Уметь: Взаимодействовать с коллективом при проведении коммуникативных боев. |
(З3) Знать: Правила делового общения при взаимодействии в команде. |
|
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
(У4) Уметь: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке при прохождении коммуникативных боев. |
(З4) Знать: Правила устной и письменной коммуникации на государственном языке. |
|
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
(У6) Уметь: Использовать знания по финансовой грамотности при проведении коммуникативных боев. |
(З6) Знать: Теоретический материал по финансовой грамотности. |
|
Профессиональные компетенции |
|
ПК 4.6 Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков. |
(У7) Уметь: Устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем.
|
(З7) Знать: Принципы формирования бюджета, для построения аргументированного ответа вовремя коммуникативных боев.
|
|
Личностные результаты |
|
ЛР 05 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. |
(У8) Уметь: Реализовывать самостоятельную, творческую и ответственную деятельность. |
ЛР 06 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. |
(У9) Уметь: Вести диалог с другими людьми. |
ЛР 07 Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. |
(У10) Уметь: Сотрудничать со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. |
ЛР 13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. |
(У11) Уметь: Реализовывать собственные жизненные планы, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных проблем. |
ХОД УРОКА |
||||||||
Элементы внешней структуры урока |
Элементы внутренней (дидактической) структуры урока |
Задачи этапа урока |
Методы обучения (приемы) |
Форма организации обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Примерная длительность, минуты |
1. Подготовительный этап
|
1.1 Организационный момент
|
Определить готовность группы к занятию
Создать благоприятную психологическую обстановку. |
Объяснительно-иллюстративный (разъяснение) |
Фронтальная |
Приветствует студентов
Проверяет готовность, отмечает присутствующих на занятии
|
Готовятся к занятию. Староста сообщает преподавателю об отсутствующих
Делятся на команды. Заполняют бейджи. |
У9 |
2 |
1.2. Целевая установка
|
Мотивация обучающихся на продуктивную учебную деятельность
|
Функционально-модульная «сборка» учебного материала с помощью аппликатурной модели |
Коллективная |
Подводит студентов к теме и цели предстоящего занятия |
Участвуют в беседе, помогают сформулировать тему и цель занятия |
З4, У8, У9, У10 |
3 |
|
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся |
Определить готовность обучающихся к изучению темы занятия |
Метод ключевых вопросов |
Фронтальная |
Опрос с целью проверки базового уровня знания студентов по финансовой грамотности |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы |
У1, З1, З3, У4, З4, У9, У10 |
3 |
|
2. Основной этап
|
2.1. Формирование новых способов действия
|
Создать условия для восприятия и первичного осмысления обучающимися материала, организовать деятельность обучающихся и управлять ею |
Объяснительно-иллюстративный (инструктаж)
|
Фронтальная |
Рассказывает основные правила проведения коммуникативных боев |
Задают вопросы по правилам проведения коммуникативных боев |
У1, У5, З5, У6, З6, У7, З7, У8 |
4 |
2.2. Применение освоенных способов действия
|
Создать условия для закрепления пройденного материала |
Метод коммуникативных боев |
Коллективная |
Проведение коммуникативных боев, с целью проверки базового уровня знания студентов по финансовой грамотности |
Студенты совместно с преподавателем играют в коммуникативные бои |
З1, У2, З2, У3, З3, З4, У5,З5, У6, З6, У7, З7, У8, У10, У 11 |
4 |
|
3. Заключительный этап
|
3.1. Подведение итогов урока
|
Подведение итогов урока
Выставление оценок |
Анализ собственной деятельности
|
Фронтальная |
Выставление оценок
|
Студенты анализируют достижение обучающей цели и полученные результаты |
З3,У9, У8, У11 |
2 |
3.2. Рефлексия
|
Рефлексия |
Маятник настроения |
Фронтальная |
Рефлексия |
Студенты, используя камушки, выбирают картину, которая в большей мере описывает их эмоциональное состояние на уроке
|
У 11 |
2 |
Преподаватель: Крашенинникова Н.С.