12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Тройненко Лариса Иннокентьевна357
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское

Тройненко Лариса Иннокентьевна - учитель музыки и МХК,

высшей квалификационной категории,

 МБОУ «Гимназия №» г. Усолье – Сибирское.

«Формирование культурологических основ личности ребенка на уроках музыки»

Согласно требованиям ФГОС перед педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить  формирование культурологических качеств личности школьника в процессе общего образования.

В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.

В связи с этим, большое внимание на уроках музыки уделяется культурологическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу, народам России и другим народам мира, а также их культурам.

 Работая с УМК "Музыка" для учащихся 1-4 классов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, считаю, что именно с такого начала своеобразного духовно - нравственного стержня уроков музыки происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребенка "вечных тем" - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.

Духовно - нравственное развитие в начальной школе включает четыре раздела тем:

"Россия - Родина моя",

"День, полный событий",

"О России петь, что стремиться в храм",

"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"

На примере творчества русских композиторов, мы рассматриваем в первую очередь их роль в становлении и развитии русской музыки, где акцент делается на их любовь к своей Родине и вклад в развитие музыкальной культуры на примере творчества П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова, композиторов «Могучей кучки» и других. Во всем музыкальном материале акцентируются главные качества музыки русских композиторов - это использование интонаций русской народной песни.

"День, полный событий" - так называется следующий раздел. Задача -раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно - образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.

"О России петь - что стремиться в храм" - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка". При изучении данной темы уделяется большое значение знакомству с великими русскими святыми; Александром Невским, Сергием Радонежским, Девой Марией, Князем Владимиром, княгиней Ольгой, Кириллом и Мефодием и их вкладе в становлении культуры Древней Руси. При изучении данной темы делается акцент не только на духовность, но и на этикет, ребята получают знания о храме, его традициях и культуре поведения в нем..

"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Ведущая роль в воспитании духовности и нравственности школьников в их духовном становлении отводится народной музыке, которая в своей онтологической данности является носителем, выразителем и отражением духа народа. Я всегда на уроках спрашиваю у ребят, а сколько вы знаете русских народных песен, танцев, сказок и др. Можем ли мы называть себя русскими людьми, если мы не знаем русских традиций. В 4 классе мы наиболее глубоко обращаемся к истокам песенного - музыкально творчества. Ребята с удовольствием исполняют народные песни, сами выступают в роли сочинителей и конечно большим примером при изучении данной темы является творчество А. С. Пущкина – его любовь к народной песне на примере его стихов: «Зимний вечер», Зимняя дорога», «Зимнее утро», «К няне» и мн. др….

Такие разделы как «В музыкальном театре» и в «Концертном зале», позволяют познакомить ребят с шедеврами оперного и балетного искусства, основываясь на творчество русских и зарубежных композиторов. Ребята не только получают знания, что такое опера, балет, мюзикл и другие жанры театрального искусства, но самое главное они знакомятся с правилами поведения в театре, что является неотъемлемой частью этической культуры.

Программа «Музыка» в старших классах предполагает взаимосвязь Отечественной музыки во взаимосвязи с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур «Я и другой», обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов.

Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзада­ча» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотиз­ма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспи­тывая их нравственность и душевное благородство. В жизни человека «прекрасное» всегда выступает как мощный духовный стимул. Музыка, а в частности пение, имеют для детей непосредственное нравственно-воспитательное значение. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни. "Музыка - могучий источник мысли. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления" сказал В. А Сухомлинский. Этот выдающийся педагог называл музыку могучим средством формирования в детях культурологических основ личности, так необходимых человеку в нашем современном мире.

Опубликовано




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.