12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Емельянов Владимир Сергеевич16

Выполнил:

учитель ОБЖ

МБОУ «Ташлинская СОШ»

Емельянов Владимир

Сергеевич

 

с. Ташла

2016г.

 

 
 
Возрастные особенности работоспособности.
Методы оценки напряжения и утомления

Интегральным показателем организма, его изменений является работоспособность. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический результат. .

Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период , предутомление и утомление. Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом:

В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невысока.

Устойчивый период (оптимум) – это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме.

Предутомление Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения.

Утомление – . Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).

Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений.

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.

Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.

Общие закономерности динамики работоспособности четко проявляются на протяжении урока, в течение учебного дня и в течение учебного года.

Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание учащихся можно реализовать с помощью различных технических средств – компьютера, телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру, и если на одном уроке учитель пытается использовать все сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, то ожидаемого эффекта не будет. Применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, поэтому длительное использование этих технических средств, а также частое переключение с одного на другое сильно утомляет детей..

При планировании учебных занятий необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмоционального напряжения, при котором выполнение деятельности эффективно. Слабые и умеренные эмоции (хотя прогнозировать их воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка, для другого будет чересчур сильным) являются организующими, а сильные – дезорганизующими. И если сказка, рассказанная на уроке ОБЖ для разрядки, у детей вызвала чересчур сильные эмоции, то запомнится сказка, а не то, что «проходили» на уроке. Трудность еще и в том, что психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к падению работоспособности.

Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ученика. Хорошо бы, конечно, дать табличку трудности уроков и их утомительности, а к ней приложить еще одну – с готовыми рецептами их ликвидации. Увы, в педагогике, в отличие от медицины, нет готовых рецептов, да и попытки определить степень трудности уроков, оценивая их влияние на организм учащихся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному (об индивидуальных особенностях динамики работоспособности мы еще расскажем). А значит, понятия «трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны.

Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.

Задачи:

Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.

Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:

Ход урока

Организационный этап:

Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.

Актуализация первичного опыта учащихся:

Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого в данном классе. (Варианты ответов).

Обсудить проблему. – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Изучение нового материала:

1. Совместное целеполагание.

Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. <Слайд 2>.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).

Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.

Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>.

Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

2. Эстафета двух групп у доски.

Задание на ассоциации <Слайд 7>:

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.

3. Изучение понятия “Здоровье”.

Учитель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>.

Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:

как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;

умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает:

понимание своих чувств и умение выражать их;

знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;

уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает:

осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими;

понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;

развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.

Личностный аспект здоровья означает:

осознание себя в качестве личности;

развитие “Я – концепции ” человека;

стремление к достижениям;

понимание того, подразумевается под успехом;

самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.

Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.

Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. <Слайд 11>.

/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/

(Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность).

Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.

Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. <Слайд 12>.

4. Понятие ЗОЖ.

Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд 13>.

Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.

Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).

Презентации работ групп.

5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа).

А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.

Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.

Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.

В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.

6. Собрать пословицу (Работа в группах)

Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты.

Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.

Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд 17>.

Какие высказывания о здоровье вам еще известны?

Пословицы о здоровье:

Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.

Нет больше богатства, чем наше здоровье!”

Со спортом дружить – сильными быть”.

Здоровыми быть – горе забыть”.

Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>.

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).

Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель).

Вы согласны с такими высказываниями? Почему?

А как вы заботитесь о своем здоровье?

Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.

Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -

Я никогда не курю.

Я всегда завтракаю.

Я ем не спеша.

Я не переедаю.

Я никогда не злоупотребляю алкоголем.

Я сплю не менее 8 часов в сутки.

Я поддерживаю нормальную массу тела.

Я знаю показатели своего здоровья.

Я ежедневно хожу пешком.

Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.

Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:

Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!

7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.

Подведение итогов.

Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...” <Слайд 21>.

Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>.

Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. <Слайд 23>.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Елена, 10.02.17 в 16:07 0Ответить Пожаловаться
Интересно и грамотно составлен урок.Удачи вам.
Елена
Комментарий был удалён пользователем 10 фев 2017 в 16:08
Елена
Комментарий был удалён пользователем 10 фев 2017 в 16:07
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.