12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зуева Нина Александровна1614
Высшая категория, идем к следующей цели - педагог-наставник!
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
12

Мастер-класс «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов»

Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы  как способ достижения метапредметных результатов

Ведущий. Уважаемые коллеги, ответьте, что, по вашему мнению, может включать исследовательская деятельность? (участникам предлагается высказать своё мнение, высказывания фиксируются на листе бумаги, затем подводится итог)

Исследовательская деятельность предполагает наличие проблемной ситуации, группы единомышленников (детей или взрослых) и управление процессом (лидера, который дает четкие критерии деятельности), а также привлечение субъективного опыта каждого участника. У нас имеется проблема, здесь присутствуют увлечённые своей профессией и небезразличные люди, профессионалы своего дела, и, надеюсь, мы сможем поделиться своим опытом работы. Для следующего задания нам необходимо разбиться на группы и выработать единые правила работы (ведущий записывает на доске примерные правила работы в группе)

I. Презентация педагогического опыта

Ни для кого не секрет, что существуют определенные проблемы, с которыми сталкивается каждый учитель русского языка и литературы в процессе работы: учащиеся не любят читать (как следствие - понижается их творческая активность); стремятся к самостоятельности и не умеют организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею (как следствие – падение учебной трудоспособности и интереса к образованию в целом); имеют возможность использовать мировой опыт, представленный в сети Интернет, но не развивают навыки аналитического и творческого характера, самоконтроля, умения решать сложные задачи и выражать собственную мысль (как следствие – узость познавательного кругозора).

Поэтому использую на уроках исследовательский метод обучения, при котором формируются универсальные способы учебной деятельности, расширяется кругозор, развиваются творческие способности и интеллектуальная сфера личности, создаётся положительная мотивации учения. Считаю также, что исследовательская работа, начатая на уроке должна иметь положительные результаты не только в виде отметки: студент должен уметь презентовать свой опыт широкой аудитории, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих мыслей не только однокурсникам, но и взрослым.

 

II. «Исследовательская деятельность на уроках русской литературы: пошаговый алгоритм».

Ведущий. Любую исследовательскую работу необходимо начинать с вопроса самому себе: что знаю я о предстоящем исследовании? Что хотел бы узнать? Предлагаю вам высказать вопрос, на который сегодня вы хотели бы получить ответ (составляется лестница вопросов).



 

Вопросы могут быть следующие:

Как мотивировать ребёнка?

Как организовать исследовательскую деятельность на уроке русской литературы?

Как сформулировать тему и определить, проблему исследования?

Как работать с литературными источниками? и проч.

Ведущий (по мере работы на доске чертится опорная схема).

Шаг первый. Выявление студентов, которые могут работать в исследовательском режиме. Главная роль здесь принадлежит учителю, т.к. в процессе индивидуальной работы вы должны не только заинтересовать учащегося и увидеть в нём исследователя, но и помочь в выборе темы, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Для развития исследовательской деятельности учащихся важны и внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Тема исследования, прежде всего интересная для ученика, должна совпадать с кругом интересов учителя. [4, с.157]

Перед вами темы уроков, которые вам хорошо знакомы, давайте поработаем с ними, пройдя весь путь исследователя (у каждой группы своё произведение).

группа. Тема урока «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание».

группа. Тема урока «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».


 

Работа в группах. Согласно первому шагу составьте предварительные задания для учащихся по данным темам (члены групп разрабатывают предварительные задания для учащихся).

Задания могут быть традиционные (на примере 1 группы):

1 группа. 1) Опишите улицы, по которым бродит Раскольников.

2) Кого встречает главный герой на своём пути? Опишите жителей Северной столицы, с которыми сталкивается Раскольников?

3) Найдите описание Петербурга у других авторов и сравните его с описанием, данным Достоевским.

… и нетрадиционные, в чём-то парадоксальные, противоречивые и необычные, чтобы заставить учащихся задуматься, дать им импульс для начала исследования [4, с.137]

1 группа. 1) Составьте социопсихологические портреты петербуржцев.

2) Петербург Достоевского в цвете.

3) Петербург и его влияние на героев романа.

Ведущий. Шаг второй. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Поэтому вместе с учащимися необходимо сформулировать проблему. Самым простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. [10, с.61] Для дальнейшей организации работы на уроке в начале изучения темы, раздела можно провести «мозговой штурм»: обсудите с учащимися проблему (т.е. вопрос, который интересен более всего) и тему исследования (это даёт возможность «примерить» её на себя).

Если нахождение проблемы вызывает трудности, можно составить кластер (способ графической организации материала). Последовательность действий при составлении кластера может быть такой: 1) на листе пишутся ключевые слова (предложение); 2) вокруг пишутся слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; 3) по мере записи слова соединяются линиями с ключевым словом; 4) в процессе работы могут появиться новые ответвления, схемы.

Работа в группах. Определение темы исследований (ниже приведены примерные темы исследований).

1 группа. Исследование «Петербург Пушкина и Достоевского».

4 группа. Исследование «Наташа Ростова и её путь к счастью».

Ведущий: Определите объект исследования, поставьте цель и обрисуйте круг задач (таким образом определяется, какого результата хотят достичь исследователи и какие шаги для этого предпримут), попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение о том, как проблема может быть решена), отберите необходимые для работы методы (что нужно сделать, чтобы получить результат).

Работа в группах. Определите объект исследования, попробуйте выдвинуть гипотезу, перечислите методы исследования.

Методы могут быть следующие: изучение библиографических источников, изучение исторических документов, знакомство с кино-и телефильмами, нахождение информации в сети Интернет, общение со специалистами и прочее.

Ведущий: Шаг третий. Составление плана исследования, который может изменяться и совершенствоваться, потому что исследование – это творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться. [10,с.62] Обязательно должны быть организованы индивидуальные консультации для учащихся по каждой теме. А для этого у учителя должны быть памятки по работе с литературой, рекомендации по организации, оформлению и защите исследовательской работы.

Работа в группах. Составьте план исследования по выбранной вами теме.

Ведущий: Шаг четвёртый. В течение некоторого времени до следующего урока учащиеся накапливают материал, работая в библиотеке с литературой, с ресурсами Интернет, им необходимо сделать анализ или обзор прочитанного, поэтому составляются конспекты, делаются заметки, систематизируется необходимая библиография.

Работа в группах. Из предложенного списка выберите источники, с которыми вы будете работать.

Ведущий: Шаг пятый. Учащийся повторно обращается к тексту произведения, к биографии писателя, к учебной статье, к историческому документу переосмысливает их с учетом новых знаний, полученных в процессе работы с источниками по проблеме. Такая последовательность работы над темой способствует укреплению мотивации по изучаемому вопросу, повышает интерес к суждениям других исследователей, позволяет определить собственную позицию. Происходит осознанная защита результатов исследования, каковой на уроке может быть исследовательская работа, доклад, презентация.

Работа в группах. Учитывая свой опыт, составьте рекомендации «Как защищать исследовательскую работу»

Ведущий. Наверное, многие из вас когда-то увлекались фотографией. Какой это был трудоёмкий, требующий навыков и творчества процесс. Вспомните, как раньше делали фотографии: в темноте заправляли плёнку, фотографировали, тщательно устанавливая нужные параметры, проявляли, закрепляли и… сушили, укрепив бельевыми прищепками на верёвке. Согласитесь, творческое воображение уже выявило сходство с исследовательской деятельностью учащихся.

Ведущий. Теперь я предлагаю вам стать членами экспертной комиссии, на суд которой представлены исследовательские работы гуманитарной направленности. Внимательно рассмотрите их, прочитайте, обратите внимание на тему работы, на то, как автор раскрыл её. Выскажите ваши замечания, опираясь на опыт, данный в предыдущем разделе (на выставке представлены работы учащихся Речицкого районного лицея) (члены групп знакомятся с работами).

Ведущий. Какие работы показались вам интересными?

Какие работы выполняли ваши учащиеся?

Какие вы знаете научно-практические конференции, чтения, дистанционные олимпиады, где учащиеся могут показать свои знания по литературе, защитить исследовательскую работу?

Работа в группах. Члены групп обсуждают работы, высказывают свои замечания и предложения.

Ведущий. Шаг шестой, но далеко не последний. Если исследовательская работа учащегося переросла рамки класса, необходимо дать возможность ему защитить её на конференции любого уровня. А для этого ребёнка надо подготовить. Предлагаю вам стать членами компетентного жюри и оценить исследовательские работы, которые представят вашему вниманию учащиеся Речицкого районного лицея.

Учащиеся защищают работы, отвечают на вопросы педагогов.

Ведущий. В начале нашего занятия вы задавали мне вопросы, надеюсь, что на них вы получили ответы. В свою очередь хочу задать вам 2 вопроса, ибо, как каждый ученик учиться у своего учителя, так и мы учимся у своих учеников.

Что должен знать и уметь учитель, который решил заниматься с учащимися исследовательской деятельностью?

Какие творческие методы преподавания используете вы в работе с учащимися? (Запись ответов на листе ватмана и обсуждение)

Рефлексия участников. Открытый микрофон.

Ведущий. Спасибо за сотрудничество, уважаемые коллеги. Надеюсь, вы поняли, сколь тернист, но и увлекателен путь исследователя. Ведь исследование – это… (участники мастер-класса составляют коллективный ответ

Интерес

Сотрудничество

Стимул

Любознательность

Единство

Доказательность

Оперативность

Вариантность

Аналитика

Новшество

Индивидуальность


 

Уважаемые коллеги, подводя итоги мастер-класса, хотелось бы услышать Ваше мнение.

 Перед Вами таблица, из каждого пункта два выхода. Давайте начнем с меня.

Кто продолжит? …

Спасибо.

Я надеюсь, что мой опыт использования исследовательской деятельности будет полезен Вам, а студентам всегда будет интересно на Ваших уроках.

Спасибо за внимание.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.