Методическая разработка «Неделя физики»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ
ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»
(ГБПОУ ПК № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А. ЗЛОБИНА)
Методическая разработка
«Неделя физики»
Москва 2022г.
Содержание
1. Методическая разработка «Неделя физики».
2. План-сетка предметной недели.
3. Содержание мероприятий.
3.1. Физические конкурсы:
1. Конкурс газет «Занимательная Физика».
2. Конкурс. «Объясни опыт».
3. Конкурс «Попробуй собери».
.
3.2. Физические игры:
1. «Триатлон по физическим величинам».
2. «Своя игра» …………………………………………
3. «Сравнения».
4. Конкурс презентация «Великие физики».
5.. Список используемой литературы и источников.
1. Методическая разработка «Неделя физики»
Интерес обучающихся в той или иной области знаний в известной степени удовлетворяется при проведении предметных недель. План проведения предметных недель разрабатывается преподавателем так, чтобы он был связан с изучением соответствующего программного материала, но в то же время способствовал углублению и расширению знаний, приобретенных на уроках, выработке умения применять их на практике. Предметные недели - одна из форм работы педагогов по формированию познавательной компетенции обучающихся. Успех проведения предметных недель зависит от уровня организации мероприятий, контроля над их работой. Традиционная форма, позволяющая привлечь всех обучающихся колледжа к научно-познавательной и проектной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных потребностей.
Порядок проведения конкурсов.
В конкурсах могут принимать участие все желающие 1 и 2 курса колледжа.
Рекомендуемый срок проведения мероприятия: апрель-май.
Место проведения:
На базе общеобразовательного учреждения. Творческие работы рекомендовано устанавливать на стенах коридоров и рекреаций образовательного учреждения для общей демонстрации.
Общие требования:
Назначение капитанов для каждой команды от групп, принимающих участие в конкурсах. Задачами капитанов являются: перед началом занятия физики и в период проведения предметной недели предоставлять информационное сообщения о событиях, связанных с физикой, происходивших в этот день (дни рождения великих ученых, годовщины со дня какого-либо изобретения и т. д.), также капитаны представляют свою группу при получении наград во время подведения итогов недели по физике.
Для участия в конкурсных работах и интеллектуальных играх необходимо подать заявку на участие преподавателю-организатору за день до даты проведения события.
Критерии оценки:
Оценки конкурсных работ проводят члены комиссии. Решения комиссии фиксируются протоколом оценки. Решения комиссии оспариванию не подлежат.
Состав оценочной комиссии: преподаватели предметов естественнонаучного цикла, административные сотрудники учреждения, группа обучающихся.
Подведения итогов: проводятся в сроки, установленные регламентом проведения. Победителям и призерам выдаются дипломы и грамоты, участникам выдаются сертификаты участника, организаторам и оценочной комиссии предоставляются благодарственные письма.
Цели предметной недели:
1. Создать условия для развития интереса к дисциплине, расширения кругозора, развития личностных качеств обучающихся. Более эффективны межпредметные недели, позволяющие развивать межпредметные знания и метапредметные компетенции.
2. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы, развитие творческих способностей обучающихся.
3. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами. преподавателями.
4. Обзор обучающихся роли науки в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная:
1.Сделать жизнь обучающихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.
2. Предоставить возможность обучающимся попробовать себя в роли исследователей.
Развивающая:
1 В игровой форме развить у обучающихся интерес к физике; способности логического мышления.
2.Способствовать развитию культуры речи.
3. Интеллектуальные и творческие способности обучающихся; память, внимание; развивать коммуникативно-игровые способности.
Воспитательная:
Формирование познавательного интереса к физике; развитие навыков решения экспериментальных, качественных и количественных задач; закрепить навыки работы в группе; умения применить приемы разделения труда и оказывать взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point .
Человеческие ресурсы:
1. Преподаватель физики и кураторы групп.
2. Обучающиеся колледжа с 1 по 2 курс.
2. План-сетка предметной недели
День недели | Наименование | Возраст детей, для которых проводится | Описание мероприятия |
Понедельник | Конкурс газет «Занимательная Физика» | 16-18 лет | Группы студентов готовят интересный материал по Физике. Это могут быть статьи о знаменитых ученых, высказывания, фотографии, зарисовки, физические кроссворды. Побеждает тот, чья газета окажется самой информативной, красочной, интересной. |
Вторник | Конкурс «Объясни опыт» | 16-17 лет | Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. |
Среда | Конкурс «Попробуй собери» | 16-17 лет | Данное мероприятие развивает кругозор учащихся, прививает интерес к предмету, развивает творческие способности, воспитывает целеустремленного, всесторонне-развитого гражданина. |
Четверг | Игра: «Триатлон по физическим величинам»; «Своя игра» | 16-18 лет | Физическая игра углубляет и расширяет знания учащихся, способствуют развитию логического мышления и прививают интерес к изучению предмета естественнонаучного цикла, расширяет общий кругозор. Все команды играют одновременно Студентам предлагается ответить на поставленные вопросы и давать нужные ответы, используя необходимую терминологию. |
Пятница | Конкурс презентация «Великие физики» | 16-18 лет | Задача презентации показать насколько важно знать о великих открытиях учеными нашей планеты. Понимать важность этих открытий и изобретений, влияние на нашу современную жизнь. |
3. Содержание мероприятий
3.1. Физические конкурсы
1. Конкурс газет «Занимательная Физика»
За неделю до конкурса преподаватель физики предлагает группам на основе проведенных занятий оформить стенгазету посвященную предмету Физика.
Требования к оформлению работ:
На конкурс принимаются работы, выполненные на одном листе ватмана.
1.На каждой работе с обратной (тыльной) стороны указывается фамилия, имя автора (или группа авторов)
2.Работы могут быть выполнены в любой технике, в том числе с использованием компьютерной графики, аппликации.
3.Работа должна отражать предложенную тему.
Оценка конкурсных работ и подведение итогов:
При подведении итогов учитываются следующие критерии: оригинальность идеи в содержании и исполнении; качество исполнения; оригинальность оформления (наличие фотографий, рисунков, шаржей, компьютерная графика); индивидуальность работы; тематическая направленность плаката; наличие юмористического материала; литературное оформление. Оценка работ осуществляется жюри конкурса методом экспертной оценки. Голосование производится каждым членом жюри конкурса индивидуально по 5-балльной системе за каждый критерий. Итоговая оценка каждого из участников конкурса формируется путём суммирования оценок членов жюри.
Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.
1. «Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.
2. «Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую – вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая – вниз.
3. «Расплющиваем банку». Немного воды кипятим в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.
4. «Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».
5. «Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.
6. «Достань яйцо из бутылки». В трехлитровую банку бросаем зажженную бумагу, на горлышко для герметичности лепим пластилин. Опускаем бутылку с яйцом горлышком вниз. Яйцо подает в банку. Так как воздух банке стал разреженным, давление внутри бутылки оказалось выше, чем в банке.
3. Конкурс «Попробуй собери»
На этом этапе командам предлагается конверт, в котором перемешаны имена, национальности изобретателей, их изобретения, высказывания о них. Задача команд разложить правильно карточки. За каждое правильное задание – 2 балла, время – 5 минут. (Во время выполнения заданий, болельщики каждой команды предлагают свою физическую рекламу, за лучшую рекламу присуждается 1 балл в пользу команды болельщиков).
Задания к этапу:
Джеймс Уайтт.
Английский изобретатель, универсальная паровая машина. « ... его изобретение представлено не как лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности».
Ньютон Исаак.
Английский физик и математик, сформулировал общие законы движения, открыл закон всемирного тяготения. « ... о нем говорят, что ему яблоко упало на голову, и он окрыл великий закон тяготения».
Циолковский Константин Эдуардович.
Русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики, идея использования ракет для космических полетов.
Резерфорд Эрнест.
Английский физик, академик, изучал строение атома и радиоактивные процессы. «... он впервые предложил модель атома, которая подобна солнечной системе». (После выполнения задания, участник команды зачитывает вслух ответ, а ведущий принимает ответ, если ответ правильный присуждается 2 балла)
Конкурс капитанов:
1 – капитан
1. Единица измерения давления – Паскаль (да)
2. Ускорение – это быстрота изменения скорости тела в единицу времени (да)
3. Закон Ома для участка цепи: Ι=U*R (нет)
4. Явление и сохранения скорости телом это... инерция (да)
5. Единица измерения ускорения – Джоуль (нет)
6. Величина, обратная периоду - это частота (да)
7. Прибор для измерения напряжения – амперметр (нет)
8. Сила, выталкивающая тело из жидкости – тяжести (нет)
9. Ученый, открывший свободное падение тел – Галилей (да)
10. Замечательное явление природы, возникающее после дождя это ... радуга (да)
2 – капитан
1. Скорость меняется под действием силы (да)
2. В елочной гирлянде применяется параллельное соединение (нет)
3. Мощность – это быстрота выполнения работы в единицу времени (да) 4. Сила тяжести: F = mg (да)
5. Ускорение свободного падения на Земле g = 12 м/с2 (нет)
6. Единица измерения силы тока – Вольт (нет)
7. Прибор для измерения силы – динамометр (да)
8. Ученый, открывший законы движения – Джоуль (нет)
9. Сила упругости -это сила, возникающая при деформации тела (да)
10. 1 кг железа тяжелее 1 кг пуха (нет)
3.2. Физические игры:
«Триатлон по физическим величинам»
Все команды играют одновременно. Ответы пишут и сдают жюри. Ответы лучше всего писать на заранее приготовленных листочках. Итог считается следующим образом: + 10 - ответ верный, 0 баллов - ответа нет и - 10 баллов, ответ не верный.
1. Это физическая величина (сила).
Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.
Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.
Это есть, ума не надо.
2. Это физическая величина (время).
Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.
Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.
Делу это, а потехе - час.
3. Это физическая величина (ускорение).
Это результат действия силы.
Измеряется акселерометром.
Любимый термин времен Горбачева.
4. Это физическая величина (давление).
Действует на дно и стенки сосуда.
Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.
Нужно измерить, когда болит голова.
5. Это физическая величина (мощность).
Важнейшая характеристика всех двигателей.
Скорость выполнения работы.
У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.
6. Это физическая величина (импульс).
При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.
Равна произведению массы тела на его скорость.
Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …
7. Физическая величина (масса)
Она имеется у всех.
Ее целый день определяют продавцы
Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
9. Физическая величина (скорость).
Ее начинают изучать еще в начальных классах.
Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.
У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.
10. Физическая величина (плотность).
Странно, но у льда она меньше, чем у воды.
У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.
У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.
11. Физическая величина (высота).
Прибор для измерения этого - альтиметр.
Этот прибор всегда есть на самолете.
Если посмотреть с нее на Землю, то всегда страшно.
12. Физическая величина (энергия).
Она согласно закону уменьшается при совершении работы.
У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.
Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.
2. «Своя игра».
1. Это прибор, сопротивление которого можно регулировать.
2. Именно в этих единицах измеряется удельное сопротивление в системе СИ.
3. Если соединить сто сопротивлений по 100 Ом каждое параллельно, то общее сопротивление будет таким.
4. Так называется маленькая деталь, обладающая сопротивлением.
5. Таким сопротивлением обладает участок цепи, на котором при силе тока в 1А напряжение равно 1В.
Ответы: 1. Реостат. 2. Ом* м. 3. 1 Ом . 4. Резистор. 5. 1 Ом.
1. Безпилотный космический аппарат.
2. Этот принцип движения используется не только для движения в безвоздушном пространстве, но его с успехом используют медузы, кальмары, каракатицы.
3. Кому могут принадлежать эти слова: "…я увидел, как прекрасна наша планета"?
4. Ему принадлежат знаменитые слова: "Земля - колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели".
5. Это поселение расположено в красивом укромном и зеленом месте Подмосковья имело название "Зеленый". Жители его, с легкой руки журналистов, изменили это название, которое в январе 1960 года было утверждено официально. Какое название оно получило?
Ответы: 1.Спутник 2. Реактивное 3. Ю.А.Гагарину, он первый это увидел!
4. К.Э.Циолковский.
5. Звездный.
3. «Сравнения»
1.Что легче килограмм пуха или килограмм железа?
2. Где сила тяжести, действующая на одно и то же тело, больше, на полюсе или на экваторе?
3.Что легче: тянуть санки за веревочку или толкать перед собой?
4. Два тела уравновешены на рычаге в вакууме. При каком условии сохранится это равновесие в воздухе?
5. Как отличить стекло от алмаза, не прибегая к помощи приборов?
Ответы: 1. Одинаково. 2. На полюсе. 3. Тянуть, в этом случае мы санки приподнимаем, а во втором вдавливаем в снег. 4. Если объемы равны. 5. Нацарапать – на алмазе следов не будет. Или охладив, подышать – стекло запотеет, а алмаз нет, у него большая теплопроводность.
Баллы | Ответы | Результат |
10 |
|
|
20 |
|
|
30 |
|
|
40 |
|
|
50 |
|
|
Итого: |
|
|
4.Конкурс презентация «Великие физики»
За неделю до конкурса преподаватель проводит занятие, посвященные экскурсу студентов великим физикам, рассказывает о некоторых из них интересные факты. На основе проведенной работы студентам 1 и 2 курса от каждой группы предлагается представить свою презентацию, посвященный одному из физиков.
Подведение итогов.
5. Список используемой литературы и источников
1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2018.
2. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 2019.
3. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 2020.
4. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2019.
5. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2018.
6. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн, под редакцией В.Г. Разумовского - М.: Просвещение, 2018.
7.1.http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях #1 в России
8.http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического общества «Нанометр»
9.http://www.tesis.lebedev.ru