12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Алина Валентиновна7369
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

«Олимпиада по физике»

Подготовила:

преподаватель

Кузнецова Алина Валентиновна,

1 к.к.

2016

СОДЕРЖАНИЕ.

стр.

Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Текст заданий для I курса………………………………………………………………5

Текст заданий для II курса……………………………………………………………...6

Протокол оценки качества выполнения заданий……………………………………..7

Ответы на задания………………………………………………………………………8

Пояснительная записка.

Общие положения

Настоящие материалы представляют собой задания для проведения очной олимпиады по физике для учащихся I и II курса, критерии и принципы оценки качества выполнения заданий.

Целью олимпиады по физике является вовлечение учащихся в полезную досуговую деятельность.

Задачи олимпиады:

создать условия для развития учебной мотивации учащихся;

создать условия для расширения знаний по физике;

выявить обучающихся с ярко выраженными способностями к освоению физики;

поощрить саморазвитие обучающихся.

Источником разработки заданий являются:

  • Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2013

    Касьянов В.А. Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2003

    Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2004

    Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А., Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования- М.: Наука, 1989

    В. П. Демкович, Л. П. Демкович Сборник задач по физике. Для 8 – 10 классов средней школы. Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1981

Задания подобраны в соответствии с содержанием образовательной деятельности, определенным рабочей программой по учебной дисциплине, с учетом освоенных на учебных занятиях к моменту проведения олимпиады блоков содержания.

Блоки содержания рабочей программы, вынесенные на олимпиаду:

Задания к очной олимпиаде актуализируют знания учащимися следующих тем рабочей программы:

Механическое движение и его виды.

Относительность механического движения.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Задания к очной олимпиаде формируют следующие базовые компетенции:

Базовые компетенции

Универсальные учебные действия

Социальные

Перевод информации из одной формы в другую

Аналитические

Выделение и исследование

причинно-следственных связей

Творческие

Представление оригинального решения

Самосовершенствования

Оценка полученного результата,

представление вывода

Критерии и принципы оценки качества выполнения заданий.

Критериями оценки качества выполнения олимпиадных заданий являются:

форма представления задач;

анализ условия, установление причинно-следственных отношений, математические расчёты;

оценка полученного результата.

оригинальность решения.

Оценка качества выполнения заданий определяется в соответствии с протоколом.

Принцип выявления победителей:

1 место присваивается учащимся, набравшим не менее 8 баллов;

2 место присваивается учащимся, набравшим не менее 7 баллов;

3 место присваивается учащимся, набравшим не менее 6 баллов.

Олимпиада по физике

(очный тур)

I курс

Уважаемые студенты ППТ!

Перед Вами задания очного тура олимпиады по физике. Прочитайте внимательно задания. Постарайтесь ответить на поставленные перед Вами вопросы максимально правильно и полно. Оформление ответов свободное, в произвольном порядке, в письменном виде. В конце каждого задания в скобках указано максимальное количество баллов, которые можно заработать, выполнив это задание. Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 10. Оценивается правильность, полнота ответа, а также оригинальность Вашего мышления.

Успеха!

1 Вариант

1) Из окна движущегося вагона выпал предмет. Какова траектория предмета для пассажира, стоящего у окна вагона, и для человека, стоящего у полотна дороги? (2 балла)

2) По двум параллельным железнодорожным линиям равномерно движутся два поезда: грузовой длиной 630 м со скоростью 48 км/ч и пассажирский длиной 120 м со скоростью 102 км/ч. Какова относительная скорость движения поездов, если они движутся в одном направлении? В течение какого времени один поезд проходит мимо другого? (5 баллов)

3) Каков период вращения секундной, минутной и часовой стрелки часов? Какова частота вращения? (3 балла)

2 Вариант

1) На рисунке помещён кадр из диафильма по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Объясните физическую несостоятельность текста под кадром. (2 балла)

2) По двум параллельным железнодорожным линиям равномерно движутся два поезда: грузовой длиной 630 м со скоростью 48 км/ч и пассажирский длиной 120 м со скоростью 102 км/ч. Какова относительная скорость движения поездов, если они движутся в противоположных направлениях? В течение какого времени один поезд проходит мимо другого? (5 баллов)

3) Каков период вращения Земли вокруг Солнца? Какова частота вращения? (3 балла)

Олимпиада по физике

(очный тур)

II курс

Уважаемые студенты ППТ!

Перед Вами задания очного тура олимпиады по физике. Прочитайте внимательно задания. Постарайтесь ответить на поставленные перед Вами вопросы максимально правильно и полно. Оформление ответов свободное, в произвольном порядке, в письменном виде. В конце каждого задания в скобках указано максимальное количество баллов, которые можно заработать, выполнив это задание. Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 10. Оценивается правильность, полнота ответа, а также оригинальность Вашего мышления.

Успеха!

1 Вариант.

Для чего к корпусу бензовоза прикреплена цепь, конец которой тянется по земле? (2 балла)

Кусок неизолированной проволоки сложили вдвое. Как изменилось сопротивление проволоки? Ответ поясните. (3 балла)

Направление тока в обмотке дугообразного электромагнита показано стрелками на рисунке. Определить полюсы сердечника. Ответ поясните. (5баллов)

2 Вариант.

На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность. Объясните физическую сущность этой меры. (3 балла)

Почему спирали электронагревательных приборов делают из материала с большим удельным сопротивлением? (2 балла)

Пометить знаками «+» и «-» полюсы источника тока, питающего соленоид, чтобы наблюдалось указанное на рисунке взаимодействие. Ответ поясните. (5баллов)

Протокол оценки качества выполнения олимпиадных заданий.

I курс

п/п

Список участников

(группа)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма баллов

Место

1.

           

2.

           

3.

           

Ответы на задания.

I курс.

1вариант.

П

V

  1. редмет, который выпал из окна движущегося поезда, продолжает двигаться со скоростью поезда. Следовательно, для пассажира поезда, стоящего у окна вагона, траектория предмета будет отвесная линия, а для человека, стоящего у полотна дороги, траектория будет парабола.

     

Относительная скорость поездов, которые движутся в одном направлении, равна разности их скоростей, т.е. 102 – 48 = 54 км/ч или 15 м/с. Чтобы найти время, в течение которого один поезд проходит мимо другого, нужно сложить длины поездов и разделить на их относительную скорость: (630 + 120)/ 15 = 50 с.

Период вращения (время одного оборота) секундной стрелки 1мин. или 60 с, минутной – 1 час или 60 мин., или 3600с, часовой 12 ч. или 43200 с. Чтобы найти частоту вращения, нужно разделить 1 на период. Следовательно, частота вращения секундной стрелки 1/60 = 0, 017 Гц, минутной – 1/3600 = 0,00028 Гц, часовой – 1/43200 =0,000023 Гц.

2 вариант.

Лист кувшинки плыл по течению, следовательно, его скорость равна скорости течения. Скорость жабы равна её скорости в стоячей воде и скорости течения. Поэтому, она догонит кувшинку через такое же время, как и в стоячей воде.

Относительная скорость поездов, которые движутся в одном направлении, равна сумме их скоростей, т.е. 102 + 48 = 150 км/ч или 41,7 м/с. Чтобы найти время, в течение которого один поезд проходит мимо другого, нужно сложить длины поездов и разделить на их относительную скорость: (630 + 120)/ 41,7 =18,7с.

Период вращения (время одного оборота) Земли вокруг Солнца 1 год = 365 сут. = 8760 ч. = 31536000с. Чтобы найти частоту вращения, нужно разделить 1 на период. Следовательно, частота вращения земли вокруг Солнца 1/31536000 = 0,00000003 Гц.

II курс.

1вариант.

Цепь к корпусу бензовоза крепится для заземления.

Если кусок неизолированной проволоки сложить вдвое, то её длина уменьшится вдвое, а площадь поперечного сечения увеличится вдвое. Следовательно, сопротивление проволоки увеличится в четыре раза.

По правилу буравчика линии магнитной индукции выходят из полюса слева на рисунке, а входят в полюс справа. Следовательно левый полюс северный, а правый южный.

2 вариант.

При высокой влажности на нитях не накапливается статический заряд, следовательно, они меньше прилипают к гребням, меньше путаются и рвутся.

При большом удельном сопротивлении увеличивается количество теплоты, отдаваемое спиралью, при прохождении по ней тока.

Южный полюс стрелки будет притягиваться к северному полюсу электромагнита. Магнитные линии выходят из северного полюса, следовательно, по правилу буравчика ток в катушке течёт против часовой стрелки. Следовательно, левый контакт «-», а правый «+».

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.