12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1579
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
9

Методическая разработка открытого урока по литературе (5 класс) на экологическую тему:"Времена года в лирике русских поэтов XIX-XX веков



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЬКОВСКАЯ СШ»







КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ:

«ВРЕМЕНА ГОДА В ЛИРИКЕ

РУССКИХ ПОЭТОВ ХIX - ХХ ВЕКА»

5 КЛАСС





Подготовила: учитель русского языка и литературы

Никитина Екатерина Александровна






Смоленск, 2019


Тип урока: интегрированный (литература-экология), практическая мастерская.

Цели: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о природе по средствам анализа лирических произведений русских поэтов.

Задачи:

систематизировать знания обучающихся о природе;

показать эстетическое, познавательное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;

развивать экологическую этику обучающихся по средствам анализа литературного материала;

развитие литературоведческой и экологической грамотности обучащихся, формирование высокого уровня их эстетической и духовной культуры;

воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности и в организации предметных мероприятий.

Формирование УУД.

Личностные действия: самоопределение личности ученика как представителя определённой нации; определение принадлежности к определённой малой родине.

Регулятивные действия: развитие навыков целеполагания, сопоставления, саморегуляции.

Познавательные действия: выразительное чтение наизусть; работа над значениями слов и выражений; поиск и анализ тропов; анализ образа лирического героя.

Коммуникативные действия: учебное сотрудничество (работа в мини-группах).

Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Оборудование: выставка поэтических сборников русских поэтов 19-20 в., книг о животных, растениях, выставка рисунков на тему «Человек и времена года», сочинений «Моё любимое время года».

Методические советы на подготовительный период: обучающиеся разучивают стихи русских поэтов 19-20 в. о временах года, проводится конкурс рисунков «Природа и человек», сочинений «Моё любимое время года».

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы открытого урока.

Загадки «Живая – неживая природа».

Декламация стихотворений учащимися наизусть «Времена года в лирике русских поэтов 19-20 века»

Выставка детских иллюстраций и презентация сочинений обучающихся по теме: «Времена года».

III. Заключительное слово к открытому уроку.

Ход открытого урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир природы. Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Необычайно поэтична природа во все времена года. Да, именно, лишь поэзия способна передать все краски окружающего мира.

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик - 
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:

«В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры, - все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце».

II. Основные этапы открытого урока.

1. Загадки «Живая – неживая природа».

Учитель. «Природа и человек!» Именно эта тема свела нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. А чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. А вот, как вы знаете природу, мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам отгадать загадки о живой и неживой природе. У вас на столах лежат карточки - фигурки квадрат и круг, я буду вам загадывать загадки, вы отвечаете и поднимаете карточки. Если живая природа, показываете круг, неживая – квадрат.

Без крыльев летают,
Без ног бегут,
 
Без парусов плывут.
 (Облака)

В одежде богатой, 
Сам слеповатый,
 
Живет без оконца,
 
Не видывал солнца.
 (Крот)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь.
 (Болото)

На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись.
 (Сосулька)

Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда -
 
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах.
 (Роса)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
 (Вода)

2.Декламация стихотворений учащимися наизусть «Времена года в лирике русских поэтов 19-20 века».

Учитель. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.Поэтов привлекала русская природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой.С необычайной лирической проникновенностью и любовью поэты описывали красоту природы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года.

- Прослушаем сказку «Времена года»

Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. «Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Декламация стихотворений наизусть учащимися.

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
.

Константин Бальмонт 
Осень.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Александр Сергеевич Пушкин
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Александр Сергеевич Пушкин

***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Валерий Брюсов

Первый снег

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Афанасий Фет
«Учись у них - у дуба, у березы»


Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.


Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Учитель. Продолжаем читать сказку «Времена года».

Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

- Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна.

Ф.И. Тютчев

Первый лист

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...


Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,—

И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной...


О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа.


Сергей Есенин

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Учитель. Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да это посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов. Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду. Хороша картина жаркого Лета!









Николай Заболоцкий

***

Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес...


А.Т. Твардовский

Июль - макушка лета

Июль - макушка лета, -
Напомнила газета,
Но прежде всех газет -
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, -
Ку-ку, ку-ку, - макушка, -
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, -
Июль - макушка лета

III. Подведение итогов открытого урока.

Выставка рисунков и презентация сочинений обучающихся.

Заключительное слово.

Учитель. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие никого из вас не оставило равнодушным. Я уверена, что вы любите природу, любите свой край. Так много прекрасных стихов о природе, которые показывают нам, что поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Анализируя стихи поэтов, можно сделать вывод, что человек не что иное, как часть природы. И ни в коем случае, он (человек) не должен порабощать её, исчерпывая все её недра. Русские поэты внушали всему народу, что природа прекрасна и неповторима.

 



Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 31.08.20 в 08:43 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за интересный, очень нужный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.