12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Удовиченко Мария Евгеньевна43
Классный руководитель, учитель изобразительного искусства, учитель дополнительного образования
Россия, Крым респ., Симферополь

Номинация: «Лучший урок в 1-11-х классах»

Подноминация: «Лучший урок предметной области ″Искусство″» (музыка, изобразительное искусство, МХК).

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Класс: 6-А; Место и роль предмета в изучаемой теме: Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.17 урок.

Ресурсы учителя: Учебник «Изобразительное искусство 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского;

Оборудование урока: Телевизор, презентация, раздаточный материал (репродукции картин, кроссворд с заданием)

Межпредметные связи: МХК, история, литература;

Тема урока

«Образ человека – главная тема в искусстве»

Тип урока

Комбинированный

Цель

Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета.

Задачи

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

- Активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;

- Воспитывать художественную культуру, находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

 

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы

 

Регулятивные: наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. 

-ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы;

-устанавливать причинно следственные связи.

-давать определения понятиям.

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

-умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

-умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

 

 

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

Организационный момент.( 5мин)

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, проверить готовность к работе.

Приветствие.

- проверка посещаемости, запись отсутствующих в классный журнал;

- проверка готовности учеников к уроку;

- организация рабочих мест «акварель, гуашь, карандаши, бумага, кисти, клеенка, палитра»

Все вы сегодня можете побывать в роли художника, для того чтобы ваша картина была более таинственная мы создадим секрет, который вы раскроете в конце урока.

Так как, вы еще начинающие художники, помните, у вас все получится, и вы все сможете, если немножко постараетесь.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на парте

Ф

Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока. (15 мин)

Повторить, что знают обучающиеся о теме урока.

Для того чтобы определить тему нам нужно разгадать кроссворд. Будем читать задания, и вы отгадываете слово.

Кроссворд

Задания для интерактивного кроссворда

Вопросы по горизонтали:

Это лицо человека, его фигура, одежда, совокупность характерных особенностей его облика. (внешность)

Процесс сопоставления чего-либо с чем-либо. (отображение)

Структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. (характер)

Внешний вид, образ, внешнее очертание, форма предмета. (фигура)

Объективная реальность (объект), более или менее точная и детальная копия объекта, в виде рисунка, образа, картины, скульптуры, литературы, кинематографии, отражение и т.д. (изображение)

 

 

В

н

е

ш

н

О

с

т

ь

 

 

 

 

о

Т

О

Б

р

а

ж

е

н

и

е

 

х

А

Р

а

к

т

е

р

 

ф

и

г

у

р

А

 

 

и

З

о

б

р

а

ж

е

н

и

е

1.

 

 

2.

3.

4

5.

 

И так у нас получилось центральное слово образ. Давайте посмотрим, репродукции, которые лежат у вас на столах это натюрморт?

Отвечают ученики – Нет, это портрет.

В портрете главным объектом изображения является кто?

Отвечают ученики – Человек.

Хорошо! Таким образом, образ кого мы сегодня должны изобразить?

Отвечают ученики – Образ человека.

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Образ человека – главная тема в искусстве»

t1649068330aa.jpgt1649068330ab.jpg

 

Перед вами лежат на партах репродукции. Кто знает автора? -Врубель Михаил Александрович. –t1649068330ac.jpg Кто то может знает названия работ?

К какой сказке была выполнена репродукция «Царевна –Лебедь»?

Картина изображает прекрасный женский образ, как иллюстрацию к известной сказке «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Давайте немного рассмотрим репродукции и попробуем проанализировать. Что вы видите в репродукции «Демон сидящий»? Какая цветовая гамма в работе, теплая или холодная? Проблемные вопросы для диалога.

Один автор, но насколько по-разному написаны образы в работах.

Учитель: «Царевна –Лебедь», вся мелодичность и музыкальность образа успешно легла на полотно мастера: в игре розово-серых полутонов, в переливах перламутровых бликов. В волшебном сиянии драгоценностей, перекликающихся с невероятной загадочностью огромных глаз девушки. И посмотрите насколько нежно и аккуратно выложены мазки, трепетно проработаны все детали. Блики зари на горизонте, ночь — загадочное время волшебства.

А теперь хорошо рассмотрите репродукцию «Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович досконально изучил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Посмотрите, как массивно, небрежно наложены маски, передавая всю мужественность и харизму данного образа.

Если бы у вас как у молодого художника, была поставлена задача нарисовать портрет, какие приемы вы бы использовали? (- Фактуру материала. - Цвет. –Детали в портрете)

Вы молодцы!

Задача перед нами стоит: - понять, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Цель нашего урока – создать свой образ человека.

На партах заранее лежат листы с заданиями и схемой кроссворда.

Учащиеся должны определить тему, цель и задачи урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с детьми

 

Проблемные вопросы для диалога:

- Чем отличается техника выполнения в работах;

-Чем отличается колорит;

- Как проработаны детали у Царевны-Лебедь.

Работа в парах, если у детей возникли затруднения, то работу переводим в фронтальную

Изучение нового материала (15 мин)

Слово портрет можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни.

Портрет возник очень давно. В древнейшие времена, чтобы сохранить и передать потомкам черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску.

t1649068330ad.jpg

В Древнем Египте маскам придавали спокойствие и величие, красоту и гармонию, убирали всё, лишнее. t1649068330ae.gif

 

 

 

В Древнем Риме внимание художников было обращено на особенности лица, где каждая морщина или шрам говорили о жизненном пути человека.

Данная репродукция неизвестного художника.

t1649068330af.jpg

Вt1649068330ag.jpg  Средние века считалось, что через внешний облик можно передать духовную сущность человека.

Портрет Якоб Корнелис ван Остсанен – «Рука об руку»

 

 

Вt1649068330ah.jpg эпоху Возрождения появляется интерес к реальному человеку, к самобытности, его личности.

Автопортрет, Альбрехт Дюрер 1471-1528

 

В России до XVII века портрет как жанр изобразительного искусства не был распространён. Впервые художники обратились к созданию портретов в XVII в. Со времени правления Петра I портретное искусство в России стало стремительно развиваться.

Перед вами представлена картина Алексея Антропова «Портрет Петра I»

Пt1649068330ai.jpg ортрет всегда отражает образ живущего или жившего человека. Отобразить на портрете характер человека чрезвычайно сложно. Художник строит свой образ человека, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности. t1649068330ae.gif

Например, через технику выполнения:

В технике МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ применяются классические материалы – художественные масляные краски и холст, натянутый на подрамник. В работе используется акрил для подмалёвка (имприматуры - первого слоя краски) Давайте попробуем проанализировать репродукцию. t1649068330aj.gif

t1649068330ak.jpgt1649068330al.jpg

Портрет К. Брюллова «Всадница» и В. Серова «Акимова М.Н.». Давайте попробуем проанализировать по схеме репродукции К. Брюллова «Всадница» и В. Серова «Акимова М.Н.».

Насколько харизматичны портреты, применено правило светлое на тёмном, тёмное на светлом. А так же расставлены цветовые акценты и посмотрите насколько выразителен портрет.

В технике ПАСТЕЛЬ используются художественный материал - пастель для рисования (художественные мелки), представляющие из себя спрессованный сухой пигмент. Как основа для рисования используется специальная плотная художественная бумага для пастели. И этот материал дает возможность проработки деталей. t1649068330aj.gif

t1649068330am.jpg

В технике СУХАЯ КИСТЬ используется как правило чёрная художественная масляная краска, которая как бы втирается (почти на сухую) тонким слоем в фактуру плотной акварельной бумаги. Таким образом, постепенно набирается необходимый тон. Цвет масляной краски может быть по желанию изменён на коричневый или другой оттенок. Но данная техника даёт быстро уловить характер, чаще всего используется для кратковременного эскиза.

 

t1649068330an.jpgt1649068330ao.jpg

В технике КАРАНДАШ используются карандаши различной твёрдости и мягкости по плотной художественной бумаге. t1649068330aj.gif

t1649068330ap.jpg

Таким образом, понимая, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир мы используем комплекс средств выразительности.

Прослушать новый материал, проанализировать репродукции по схеме:

ФИО автора

Какой материал использован в произведении (темпера, масло, акрил, гуашь)

Дать оценку цветовой гамме репродукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей по впечатлению от картин.

 

 

 

Ф, И

Физкультминутка (5 мин)

Вы устали? Давайте немножко разомнемся.

Держим кисточку вот так:        

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ф

Творческая практическая деятельность (35мин)

Нарисовать образ человека. Применяя различные техники и материалы.

Этапы выполнения работы. Учитель показывает этапы работы;

1.Выдаем шаблон с очертанием формы головы, мужскую или женскую;

2. Выбираем образ и тонируем фон;

3. Формируем образ человека через детали, декор.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль правильности выполнения приёмов работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-контроль объёма и качества выполненной работы.

t1649068330aq.jpgt1649068330ar.jpgt1649068330as.jpg

 

Учащиеся должны выполнить практическую работу с учителем, соблюдая последовательность действий необходимых для выполнения практической работы.

И

Итоги урока. (7 мин)

 

 

 

 

 

Рефлексия. (8 мин)

Вt1649068330at.jpg ыставка работ.

Учитель: Как вы считаете, выполнили ли мы поставленную задачу?

Учащиеся демонстрируют свои работы, высказывают свое мнение о выполненных работах, отмечают сильные и слабые стороны в работе. Учитель выставляет отметки.

 

Учитель задает вопрос о поставленной задаче? (-Как вы считаете, нам удалось решить поставленную задачу?)

В лучших ваших работах вы сумели выразить своё личное отношение к портрету. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки, придали неповторимость вашим произведениям.

Открой секрет образа, которого ты создал?

Что для вас было интересным на уроке?

Чему вы научились на этом уроке?

Где вы испытывали затруднения на уроке?

Учитель: Художника – портретиста можно назвать мастером своего дела только в том случае, если он способен отразить на полотне духовный мир человека, его моральные качества, настроение. Я вам желаю приобщаться к культурному наследию, посещать выставочные залы, и надеюсь среди нас скрывается будущий Врубель.

Учитель задает вопрос о решении поставленной задачи?(- Мы старались выполнить поставленную задачу, но не все получалось.

- Да, мы создали образ.)

Задача учащихся проанализировать собственную работу по схеме:

ФИО автора

Вопрос секрет.

(- Образ кого ты изобразил)

Какой материал использован в работе (акварель, карандаш, гуашь, пастель….)

5.Дать оценку своей работе.

Г, И

Список используемой литературы.

1. Диккинс Р. Маккаферти Я. Как научиться рисовать лица. Перевод с английского Н. Веденеевой. - М.: ООО “Издательство РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 64, 64 с.

2.Барсова, Людмила Врубель. No comments / Людмила Барсова. - М.: Балтийские сезоны, 2012. - 454 c.
3.Врубель / ред. Э. Гомберг-Бержбинская. - М.: Л-М.: Искусство, 1999. - 364 c.
4. Врубель Михаил Александрович. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Театр. - М.: Белый город, Воскресный день, 2014. - 192 c.

5.Энциклопедический словарь юного художника. Составитель Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. - 416 с., илл.

6. И.Г. Мосин. Рисование. Виды и жанры. ООО – “У – Фактория”, 1999 г.


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.