Обучающие карточки к уроку обществознания по теме «Форма государства» (9 класс)
 
                                Пояснительная записка
Обучающие карточки «Форма государства» разработаны для использования на уроках обществознания в 9 классе при изучении раздела «Политика» темы «Форма государства», а также для отработки данной темы при подготовке к ОГЭ по обществознанию.
Использование обучающих карточек «Форма государства» позволяет решить следующие задачи:
Образовательные: обобщить основные понятия , расширить знания по формам государства
Развивающие: развивать умения систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию, способность проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий.
При работе с карточками у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Работа с обучающими карточками позволит получить следующие планируемые результаты:
предметные: раскрытие сущности форм правления, государственного устройства, политических режимов;
метапредметные: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации;
личностные: развитие критического мышления, креативности.
Инструкция по использованию карточек
Карточки можно использовать при индивидуальной и групповой формах работы, при объяснении нового материала по теме, а также для проведения различных форм контроля и отработке заданий 15-16 при подготовке к ГИА в форме ОГЭ по обществознанию. Расширенный вариант карточек может быть использован как тренажер для подготовки к заданиям 13-15 ГИА в форме ЕГЭ по обществознанию.
Карточки предусматривают несколько уровней сложности работы.
1) Отработка методов анализа и синтеза обществоведческой информации (5 мин.)
а) из набора карточек №2 отобрать только те, которые соответствуют определенному элементу формы государства, либо заданной форме государства (набор №1).
б) по заданному набору карточек определить элемент формы государства или форму государства.
2) Используя дополнительный набор карточек «Флаги государств» проиллюстрировать формы государств или элементы форм государств. (2-3 мин.)
3) Решение задач на поиск и дополнение заданного элемента (задания типа «Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственное устройство Z?») (1-2 мин. на задачу)
4) Игра «Конституционные реформы» предусматривает групповую форму работы. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает набор карточек с характеристиками определенной формы государства и карту события, которое произошло в данном государстве и потребовало проведения конституционных реформ. Задача учащихся определить начальную форму государсва и предложить какие изменения повлечет за собой полученная карта события и какие реформы следует провести в государстве в связи с данным событием. (15-20 мин.)
Примеры карточек
1) Набор 1 «Элементы формы государства»
| ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ | 
| ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | 
| ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | 
| РЕСПУБЛИКА | 
| ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ | 
| СМЕШАННАЯ | 
| МОНАРХИЯ | 
| АБСОЛЮТНАЯ | 
| КОНСТИТУЦИОННАЯ | 
| ПАРЛАМЕНТСКАЯ | 
| ФЕДЕРАЦИЯ | 
| УНИТАРНОЕ | 
| ДЕМОКРАТИЯ | 
| АВТОРИТАРИЗМ | 
| ТОТАЛИТАРИЗМ | 
2) Набор 2 «Характеристики государств».
а) унитарное государство
| единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд) | 
| одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство | 
| единая денежная система, одноканальная система налогов | 
| территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности | 
| Единое гражданство | 
б) федеративное государство
| наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти | 
| разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации | 
| определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации | 
| двухканальная система налогов | 
| двойное гражданство | 
в) демократия
| конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека | 
| равноправие всех граждан | 
| существование ряда политических партий (в том числе и оппозиционных), выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям | 
| гласность в деятельности государства | 
| избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов | 
| наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы | 
| принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства | 
г) тоталитаризм
| единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером | 
| официальная идеология, признаваемая всеми | 
| монополия на средства массовой информации | 
| монополия на средства вооруженной борьбы | 
| система террористического полицейского контроля | 
| централизованная система контроля и управления экономикой | 
| принцип «суверенитета масс» | 
| идея о военной опасности, об «осажденной крепости» для сплочения общества и построения его по принципу военного лагеря | 
д) авторитаризм
| концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы | 
| наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни | 
| ограничение и строгая регламентация политических партий и политического поведения, как отдельных граждан, так и общественных политических организаций | 
| отсутствие огромного репрессивного аппарата | 
| разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством | 
| наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба) | 
| идеологической доктриной режима является теория элиты | 
| правящая элита, как правило, неоднородна и опирается на блок патриотических сил в сохранении власти | 
| объединение централизованно-плановых и рыночных начал в развитии экономики | 
| законодательная власть фактически подчиняется исполнительной, сосредоточенной в руках главы государства, которому подчинено правительство | 
е) монархия
| неограниченность власти главы государства | 
| правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборы в парламент | 
| лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства | 
| власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической, фактически отсутствует | 
| законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются главой государства | 
| правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед главой государства, а перед парламентом | 
| верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии | 
ж) республика
| Глава государства возглавляет исполнительную власть и государство; | 
| Глава государства избирается внепарламентским способом | 
| Глава государства непосредственной ответственности пред парламентом не несет | 
| Глава государства формирует правительство, независимо от партийного состава | 
| нет должности премьера - министра | 
| власть функционирует на принципе разделения властей | 
| парламент формирует правительство из своего состава, своими членами | 
| парламент определяет состав и структуру всего правительства или отдельных его членов | 
| парламент назначает премьер-министра | 
| парламент определяет отставку всего правительства или отдельных его членов правительство несет перед парламентом политическую ответственность | 
| глава государства «царствует, но не правит» | 
| правительство формируется премьер-министром. По его указаниям президент назначает и увольняет членов правительства | 
| кабинет министров ответственен перед парламентом и перед главой госудасртва | 
| премьер-министр представляет проект бюджета в парламент | 
| Глава государства имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу | 
| премьер-министр имеет право законодательной инициативы, глава государства нет | 
| за деятельностью правительства отвечает премьер-министр, а не президент | 
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                        