12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Назарова Марина Евгеньевна334
Россия, Московская обл., Дубна

Пояснительная записка

Обучающие карточки «Форма государства» разработаны для использования на уроках обществознания в 9 классе при изучении раздела «Политика» темы «Форма государства», а также для отработки данной темы при подготовке к ОГЭ по обществознанию.

Использование обучающих карточек «Форма государства» позволяет решить следующие задачи:

Образовательные: обобщить основные понятия , расширить знания по формам государства

Развивающие: развивать умения систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию, способность проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий.

При работе с карточками у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Работа с обучающими карточками позволит получить следующие планируемые результаты:

предметные: раскрытие сущности форм правления, государственного устройства, политических режимов;

метапредметные: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации;

личностные: развитие критического мышления, креативности.

Инструкция по использованию карточек

Карточки можно использовать при индивидуальной и групповой формах работы, при объяснении нового материала по теме, а также для проведения различных форм контроля и отработке заданий 15-16 при подготовке к ГИА в форме ОГЭ по обществознанию. Расширенный вариант карточек может быть использован как тренажер для подготовки к заданиям 13-15 ГИА в форме ЕГЭ по обществознанию.

Карточки предусматривают несколько уровней сложности работы.

1) Отработка методов анализа и синтеза обществоведческой информации (5 мин.)

а) из набора карточек №2 отобрать только те, которые соответствуют определенному элементу формы государства, либо заданной форме государства (набор №1).

б) по заданному набору карточек определить элемент формы государства или форму государства.

2) Используя дополнительный набор карточек «Флаги государств» проиллюстрировать формы государств или элементы форм государств. (2-3 мин.)

3) Решение задач на поиск и дополнение заданного элемента (задания типа «Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственное устройство Z?») (1-2 мин. на задачу)

4) Игра «Конституционные реформы» предусматривает групповую форму работы. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает набор карточек с характеристиками определенной формы государства и карту события, которое произошло в данном государстве и потребовало проведения конституционных реформ. Задача учащихся определить начальную форму государсва и предложить какие изменения повлечет за собой полученная карта события и какие реформы следует провести в государстве в связи с данным событием. (15-20 мин.)

Примеры карточек


1) Набор 1 «Элементы формы государства»

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

СМЕШАННАЯ

МОНАРХИЯ

АБСОЛЮТНАЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ

ФЕДЕРАЦИЯ

УНИТАРНОЕ

ДЕМОКРАТИЯ

АВТОРИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

2) Набор 2 «Характеристики государств».

а) унитарное государство

единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд)

одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство

единая денежная система, одноканальная система налогов

территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности

Единое гражданство

б) федеративное государство

наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти

разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации

определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации

двухканальная система налогов

двойное гражданство

в) демократия

конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека

равноправие всех граждан

существование ряда политических партий (в том числе и оппозиционных), выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям

гласность в деятельности государства

избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов

наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы

принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства

г) тоталитаризм

единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером

официальная идеология, признаваемая всеми

монополия на средства массовой информации

монополия на средства вооруженной борьбы

система террористического полицейского контроля

централизованная система контроля и управления экономикой

принцип «суверенитета масс»

идея о военной опасности, об «осажденной крепости» для сплочения общества и построения его по принципу военного лагеря

д) авторитаризм

концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы

наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни

ограничение и строгая регламентация политических партий и политического поведения, как отдельных граждан, так и общественных политических организаций

отсутствие огромного репрессивного аппарата

разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством

наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба)

идеологической доктриной режима является теория элиты

правящая элита, как правило, неоднородна и опирается на блок патриотических сил в сохранении власти

объединение централизованно-плановых и рыночных начал в развитии экономики

законодательная власть фактически подчиняется исполнительной, сосредоточенной в руках главы государства, которому подчинено правительство

е) монархия

неограниченность власти главы государства

правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборы в парламент

лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства

власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической, фактически отсутствует

законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются главой государства

правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед главой государства, а перед парламентом

верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии

ж) республика

Глава государства возглавляет исполнительную власть и государство;

Глава государства избирается внепарламентским способом

Глава государства непосредственной ответственности пред парламентом не несет

Глава государства формирует правительство, независимо от партийного состава

нет должности премьера - министра

власть функционирует на принципе разделения властей

парламент формирует правительство из своего состава, своими членами

парламент определяет состав и структуру всего правительства или отдельных его членов

парламент назначает премьер-министра

парламент определяет отставку всего правительства или отдельных его членов правительство несет перед парламентом политическую ответственность

глава государства «царствует, но не правит»

правительство формируется премьер-министром. По его указаниям президент назначает и увольняет членов правительства

кабинет министров ответственен перед парламентом и перед главой госудасртва

премьер-министр представляет проект бюджета в парламент

Глава государства имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу

премьер-министр имеет право законодательной инициативы, глава государства нет

за деятельностью правительства отвечает премьер-министр, а не президент

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.