Методическая разработка организации городского сетевого события «Благотворительный Сретенский бал»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Арсеньевского городского округа
Методическая разработка организации
городского сетевого события
«Благотворительный Сретенский бал»
Дегтярева Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
АННОТАЦИЯ
Открытое городское сетевое событие «Благотворительный Сретенский бал» является интеграцией видов деятельности, органично соединяющей искусство музыки, танца, организаторскую деятельность и культуру межличностного общения. Это практический образовательный курс, основанный на решении конкретных жизненных проблем в сфере культуры и образования; проект направлен на создание конкретного продукта - бала, который становится средством созидания культурных качеств личности каждого его участника.
Реализация данного проекта способствует расширению метапредметных связей учебных дисциплин: МХК, ОРКЭ, истории, литературы, ИЗО посредством системно-деятельностного похода при подготовке и проведении мероприятия. Формирует у подрастающего поколения мотивацию к изучению историко-культурного наследия русского народа, развивает интерес к возрождению православных традиций посредством изучения литературных произведений православной культуры и бального этикета.
В результате реализации события предоставляется возможность творческой самореализации каждого участника проекта. Общая атмосфера мероприятия создается взаимодействием индивидуальностей посредством приобщения к культуре созидания, в отличие от культуры потребления, что повышает в молодых людях уровень самоуважения, доверия к другим людям, открытости, формирует новые культурные потребности.
Данная методическая разработка может быть использована в качестве образца при планировании воспитательной работы на территории Приморского края.
Содержание
Введение | 5 |
Основная часть | 6 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 11 |
| |
| |
| |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Ведущим замыслом проекта является создание условий для формирования интереса у подростков к культурно – историческим и православным традициям русского народа, содержательным формам культурного досуга. Оригинальность проекта заключается в инновационной форме организации содержательного досуга для подростков - бал.
В проекте принимают участие представители общеобразовательных организаций, хореографические коллективы, представители православного молодёжного клуба «Светоч», представители Арсеньевской и Дальнегорской епархии, Даубихинского казачества.
В рамках реализации приоритетных направлений воспитательной деятельности: духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, повышения эффективности воспитательного потенциала образовательных учреждений, укрепление социальных связей, решаются вопросы формирования интеллектуальной, творческой, культурной и социально-активной личности. Интересы современного школьника определяют формы его досуга. Поэтому задача педагогической общественности и дополнительного образования разработать новые подходы в организации досуговой культуры.
Проект направлен на создание конкретного продукта - бала, который становится средством созидания культурных качеств личности каждого его участника.
Итогом реализации проекта является комплексная система культурного межличностного общения участников и социальных партнеров.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель проекта
Формирование единой культурно – образовательной среды для объединения молодёжи нравственными, патриотическими и духовными ценностями посредством изучения православных традиций, бального этикета, произведений русской литературы, изобразительного творчества, танцевальной культуры.
Задачи
организация актуальной формы досуга для подростков;
воспитание интереса и уважения к православным традициям русского народа;
воспитание интереса и уважения к мировой истории и танцевальной культуре;
формирование культуры межличностного общения;
создание инклюзивных условий для детей с особыми образовательными потребностями посредством творческой самореализации;
обучение подростков бальному этикету.
Механизм и этапы реализации проекта
I. Теоретический
Работа оргкомитета по определению ресурсного обеспечения проекта.
Организация круглого стола с участниками:
Анкетирование.
Обсуждение проекта положения.
Обмен мнениями.
Обсуждение предложений по тематике бала.
Проектирование этапов реализации проекта.
Принятие общего решения.
Жеребьёвка танцевальных номеров
Формирование танцевальных групп в образовательных учреждениях
Подача заявок на участие в мероприятии.
Разработка механизма мониторинга реализации бала.
II. Организационный
Проведение семинара – практикума, творческих лабораторий, мастер - классов (совместно с социальными партнёрами):
Погружение в историческую эпоху.
Изучение бального этикета.
Разучивание танцевальных игр.
Работа с социальными партнерами.
III. Практический
Практическая подготовка к проведению мероприятия.
Написание сценария.
Подбор музыкального сопровождения.
Разработка дизайна и оформления праздника.
Систематическое проведение сводных репетиций и мастер-классов.
Проведение бала.
Мониторинговые исследования.
IV. Заключительный этап
Подведение итогов.
1.1. Рефлексия события.
1.2. Анализ проведения мероприятия.
1.3. Подготовка и обобщение творческих материалов по итогам реализованного проекта (фото, видео, презентации, статьи и пр.).
2. Итоги мониторинга.
Ожидаемые результаты
Проект предусматривает интеграцию видов деятельности, объединяющую различные области знаний:
историческое культурное наследие;
педагогика;
психология;
этика;
эстетика;
искусство танца;
музыкальное искусство;
дизайн.
В результате реализации проекта юноши и девушки получают следующие общекультурные и коммуникативные компетенции:
1. В сфере мировоззрения
1.1. Осмысление своей роли в воссоздании и сохранении православных культурных традиций.
1.2. Интерес к творческой самореализации.
1.3. Осознанный выбор ценностей.
1.4. Социальная адаптация участников к художественной и танцевальной культуре.
2. В сфере танцевальной и музыкальной деятельности
1.1. Умение танцевать, выражать себя в танце.
1.2. Умение создавать сценический образ.
1.3. Знания в области музыкального искусства.
1.4. Улучшение здоровья посредством физических нагрузок в танце.
1.5. Художественная деятельность - развитие творческих способностей.
3. В сфере чувств
1.1. Эмоциональная самореализация и обновление.
1.2. Умение выражать свои мысли и чувства культурно.
1.3. Умение находить источники вдохновения в сфере искусств.
1.4. Развитие культурного темперамента.
4. В сфере организаторской деятельности
1.1. Умение работать в сотворчестве с другими индивидуальностями в рамках группы и участниками проекта.
1.2. Умение договариваться строить партнерские отношения.
1.3. Навыки сотрудничества в проектном режиме.
1.4. Самоорганизация в условиях культурно-досугового мероприятия.
1.5. Обучение участников проектного мышления.
5. В сфере общения
1.1. Умение строить отношения с противоположным полом.
1.2. Умение вести диалог.
1.3. Опыт культурного поведения в обществе.
1.4. Умение понять и принять другого, укрепление толерантного сознания.
1.5. Приобретение психологической грамотности.
1.6. Овладение различными социальными ролями.
1.7. Повышение социальной компетентности.
1.8. Обучение участников основам продуктивного общения.
1.9. Повышение уровня культуры в семье, в школе.
Инновационный продукт проекта
Культурно-образовательный проект «Благотворительный Сретенский бал» (художественно-эстетической и социальной направленности).
Возможность использовать отработанный механизм реализации проектов данной направленности (различных по тематическому содержанию).
Создание и реализация культурного продукта – Бала, как открытого городского события для школьников города.
Сценарий мероприятия с музыкальным и мультимедийным сопровождением.
Методические видеоматериалы танцевальных мастер-классов.
Методические видеоматериалы практического семинара.
Видеоматериалы проекта.
Музыкальное сопровождение мероприятия.
Дополнительные сопровождающие материалы:
история возникновения бала как культурного наследия страны;
история танцевальной культуры в традициях исторической эпохи;
история костюма эпохи VIII, IX веков;
«язык» веера как одно из условий бального этикета и пр.
Алгоритм работы по организации бала:
Выбор и объявление темы бала.
Определение круга участников.
Разработка методических рекомендаций и методических пособий.
Подбор видео материалов танцевальной программы.
Организация встречи руководителей.
Обеспечение всех участников методическим материалом.
Задание вектора исследовательских работ по теме бала.
Создание с помощью ИКТ творческих и исследовательских работ по теме бала.
Разучивание обязательной танцевальной программы.
Изучение национальных танцев.
Подготовка танцевального или художественного подарка участникам бала.
Конкурс пригласительного билета.
Выполнение творческих заданий на художественно-гуманитарных уроках.
Изучение бального этикета.
Организация мастер-классов по теме «Бальный этикет».
Занятия – тренинги общения.
Создание сценария промежуточных творческих встреч (семинаров).
Проведение танцевальных и художественных мастер-классов. (Например, аксессуары бала).
Создание сценария бала.
Подбор музыкального сопровождения.
Конструирование бального костюма (обсуждение, принятие решения об эстетическом виде участников и соответствие костюма теме бала).
Разработка дизайна пространства, где будет проходить бал.
Проведение бала.
Рефлексия события (круглый стол, анкетирование, творческие работы).
Обобщение опыта. (Создание на основе творческих работ, фото и видео материалов, анкет, отзывов, брошюр).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бал – это новое явление в культуре, но создано на основании пристального изучения традиций предшествующих веков. Изучение культуры бала в жизни русского общества одна из актуальных исследовательских тем.
Бал как творческий вид досуговой деятельности позволяет формировать коммуникативные, общекультурные, ценностно-смысловые компетенции подрастающего поколения.
Перспективы развития проекта, его жизнеспособность в открытости мировой культуре.
Содержание проекта учитывает социальный запрос современного общества на реконструкцию бальных традиций, отражает интересы и потребности подрастающего поколения, их родителей, учителей школы, педагогов дополнительного образования, а также интересы государства.
Реализуя новые подходы в организации актуальных форм досуга, мы творим современную культуру.
Список литературы для педагогов:
.
Батагова Т.А. Проект «Бал – диалог культур» - Петрозаводск.,2008.
Иванов А.В. Этикет. Методика преподавания в школе. - М.,2006.
Кановская М.Б. Этикет. – М.,2005.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М., 2005.
Колесникова А.В. Бал в России. - СПб., 2005.
Культуротворческая школа. //Материалы семинара ассоциации культуротворческих школ. - СПб.,2008
Мальми Виола. Праздник и танец. – Петрозаводск , 2005.
Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб., 1998.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.,1997.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.,2003.
Синтез познавательного и прекрасного в образовании. Материалы научно-практической конференции.- СПб., 2001.
Хорош В.А.Некоторые правила хорошего тона. По страницам книг, изданных в XIX веке.- Петрозаводск , 2001г
Хорош Л. Хорош В. Секреты общения. Программа практикума по культуре общения для девушек и юношей.- Петрозаводск, 2000.
Фопель К. Создание команды. – М., 2002.
Школа - культурный центр.// Новые ценности образования. № 3 .2004.
7. Список литературы для учащихся:
Ансимова И.М. Магия общения. – М., 2004.
Кановская М.Б. Этикет. – М.,2005.
Каменская И.М. История костюма. – М..1986.
Колесникова А.В. Бал в России. - СПб., 2005.
Хорош В.А.Некоторые правила хорошего тона. По страницам книг, изданных в XIX веке.- Петрозаводск 2001г
Школьников Л.С. Рассказы о танцах.- М.,1996.
10