Методическая разработка «Методика организации благотворительной акции на примере акции "Дари Добро на Рождество"»
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ АКЦИИ
на примере акции
ДАРИ ДОБРО НА РОЖДЕСТВО
Автор-составитель: Петрова Елена Ильинична
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Калуга, 2021
Пояснительная записка
Отличительная черта современного мира – постоянные изменения и инновации. Преобразования наблюдаются не только в экономике и технологиях производства, политической и общественной жизни, усовершенствования касаются всех остальных институтов общества. Изменение требований к человеку в обновляющейся системе, его гражданским и нравственным взглядам приводит к изменению требований к личности как члену общества. Но при этом важна не только его образовательная и профессиональная подготовка, не меньшую ценность приобретают компетенции жизненного самоопределения, социальной адаптации и взаимодействия, гражданственности и активной жизненной позиции. Волонтерская деятельность способствует формированию личности с гражданским самосознанием, воспитанию нравственных и патриотических качеств и чувств, уважения к культурным ценностям и исторической памяти, социальному самоопределению, реализации общественно значимого творчества.
Актуальность движения добровольчества, организованного МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги заключается в предоставлении широкого поля для реализации творческого потенциала воспитанников Центра, ориентирования их на высокие идеалы милосердия, добра, ответственности за окружающий мир.
Новизна: Волонтерская деятельность обучающихся Центра «Созвездие» организуется в тесной связи с образовательной программой, обязательным предъявлением образовательного результата в окружающем социуме, получением обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Данный принцип реализуется в организации благотворительных выставок-продаж, концертов, игровых программ для юных пациентов больниц, жителей близлежащих микрорайонов, ветеранов войны и труда, трудовых операциях по благоустройству территории и воинских захоронений, акций Российского Движения Школьников и др
С декабря 2014 года появилась традиция проводить благотворительные акции и марафоны накануне Нового года и Рождества, а также на Красной горке (Пасхальная неделя), что является продолжением русской традиции устраивать благотворительные праздники и балы. Идея сбора средств для больных детей нашла широкую поддержку среди учащихся, их родителей и жителей микрорайона. Все средства, собранные в ходе благотворительных акций, ярмарки и мастер-классов, были переданы также детям, больным детским церебральным параличом, проходящим специальный курс в реабилитационном центре в д. Дворцы Калужской области.
Наиболее интересным нам представляется опыт организации благотворительной акции, в рамках которой учащиеся организовали своими силами конкурс, концерт и благотворительные мастер-классы, которые они провели для учащихся и их родителей, а также жителей микрорайона. Программа мероприятия предусматривала разнообразные выступления детей, фольклорные игры, конкурс-выставку с благотворительными взносами «Добрый Новый год», ярмарку, мастер-классы: «Новый год в английском стиле», «Танц-класс», «Рождественский ангел», «Веселые пингвины», «Новогодняя открытка», − подготовленные силами детей.
Проведение благотворительных акций вошло в традиции учреждения, каждый год используются новые идеи, формы организации, неизменным остается их направленность на то, чтобы оказать помощь нуждающимся в ней.
Цель: Обобщить опыт добровольческой работы МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги по формированию осознанного выбора детьми нравственных ценностей милосердия, воспитания гуманного отношение к людям, нуждающимся в заботе.
Задачи:
научить детей и подростков методике и формам организации благотворительных мероприятий;
организовать деятельность, способствующую воспитанию социальных качеств личности (доброта, милосердие, взаимовыручка, товарищество, ответственность, самостоятельность);
содействовать развитию организаторских способностей детей, их творческого потенциала;
проанализировать формы работы и педагогические приемы, направленные на формирование социальных компетентностей воспитанников Центра;
описать способы сбора средств для оказания благотворительной помощи, при организации которых широко использован потенциал обучающихся.
№ п/п | Ожидаемый результат | Индикаторы | Методики |
| Удовлетворенность детей в реализации потребности в собственной востребованности, общении со сверстниками, проведении интересного досуга, общественно-полезной деятельности | Активное участие в волонтерских мероприятиях | опрос, педагогическое наблюдение (карта оценки качеств личности (автор - М.П. Нечаев)) |
| Привитие детям новых знаний, умений и навыков по самопрезентации, организаторской работе и волонтерской деятельности | Разработка и реализация творческих и социальных проектов, реализация благотворительных акций и социально-значимых инициатив | Защита проекта |
| Осознание детьми необходимости личностного роста, стремления к нравственности, к активной гражданской позиции | Демонстрация поведения нравственного неравнодушного человека – патриота своей Родины | тест «Личностный рост» (Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В.). |
Результат волонтерской деятельности предполагает стремление к освоению каждым ребенком основных компетентностей:
ценностно-смысловые компетенции (компетенции базовых национальных ценностей: Родина, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, ценность человеческой жизни; мотивация к ЗОЖ, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);
социальная компетентность (компетенции самоуправления: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов);
компетенции гражданина России (социальное взаимодействие, гражданская идентичность личности, ключевые компетенции лидера, организатора).
компетенции будущего профессионала (познавательные, информационные компетенции, компетенции познавательной деятельности, компетенции профессионального определения);
ключевые компетенции успешной коммуникации (компетенции бесконфликтного, созидательного общения; толерантное поведение, навыки адаптации).
Сценарий благотворительной акции «Дари Добро на Рождество»
Необходимые ресурсы:
Помещение: актовый зал, классы для занятий, холл;
Кадры: методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, учащиеся-волонтеры;
Материально-техническое обеспечение: стеллаж для выставки; компьютер, мультимедийная аппаратура, микрофоны (4 шт.), аудиоаппаратура, фотоаппарат; канцтовары: картон, цветная бумага, клей, фломастеры, степлер; кусочки белой и черной материи, синтепон, нитки, иголки, блестки, паетки, бусины белого и золотистого цветов, проволока для бисера.
Наглядные материалы: рекламные плакаты, буклеты, готовые изделия для демонстрации на мастер-классах.
Методические ресурсы: методическая литература и периодические издания медиатеки учреждения; ресурсы сети Интернет: стихотворение Алены Крайневой на портале Стихи.ru [Электронный ресурс] URL: https://stihi.ru/2010/02/03/476.
Ход мероприятия
Общий сбор в актовом зале, рассказ о больных детях, которым требуется помощь, нацеливание аудитории.
Концерт творческих коллективов.
Награждение победителей благотворительного конкурса-выставки «Добрый Новый год».
Распределение участников акции по мастер-классам.
Работа ярмарки (распродажа экспонатов выставки «Добрый Новый год»).
Подведение итогов.
Сценарий
Ведущий 1:
Пусть черствые сердца оттают в мире этом,
Подарит сказку пусть Рождественская ночь,
Не надо каждому быть в суете поэтом,
Чтобы спасти от смерти сына или дочь.
Чужих детей, по правде, в жизни не бывает,
Бывают только жадность душ и сухость фраз:
«Мне некогда, нет денег…» − так бывает?
А лучик жизни в детском сердце уж угас…
Ведущий 2: Как быть? Пройти? Остаться равнодушным?
Или попробовать помочь хоть чем-нибудь?
Но это же прекрасно − быть всем нужным,
Смысл обретёт и ясность грешный путь.
Но, нет! Зачем? Проходим мимо, опускаем,
Безвольно виноватые, стыдливые глаза,
Желанье помогать мы тут же убиваем,
Не верим больше мы ни в жизнь, ни в чудеса
Ведущие вместе: Давайте делать первый шаг добру навстречу,
Давайте пробовать друг другу помогать,
И может скоро, между строк своих заметим,
Что меньше деток станет в мире умирать!
В 1: - Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые!
По доброй традиции нашего Центра мы собрались с вами на благотворительную акцию «Дари добро на Рождество»! Так уж повелось у нас на Руси, что накануне чудесного праздника Рождества, полного подарков и радостей Нового года, принято было помогать тем, кто был обездолен, болен, нищ. Да, времена изменились, но по-прежнему мы верим, что если поделиться с другим своей добротой, то Добро вернется тебе полной чашей здоровья и благополучия.
В 2: Мы призываем вас не скупиться на добро, поделиться тем, что сможете, оценить усилия учащихся нашего Центра. Ведь все ваши взносы за концерт, мастер-классы и изделия, которые вы приобретете на благотворительной ярмарке, пойдут на оплату реабилитационного курса, который проходят дети с заболеванием ДЦП в специальном центре в деревне Дворцы Калужской области.
Презентация о реабилитационном центре.
В 1: В преддверии нашей благотворительной акции прошел конкурс-выставка «Добрый Новый год», где ребята представили свои рисунки, открытки, декоративно-прикладные изделия и новогодние игрушки. Участие в конкурсе предусматривало благотворительный взнос, собранные средства также будут направлены на оказание помощи детям с заболеванием ДЦП.
В 2: А сегодня мы хотим поощрить тех детей, которые представили на конкурс самые интересные, красочные и добрые работы, а также тех, кто проявил особую активность. Итак, победителями благотворительного конкурса-выставки «Добрый Новый год» стали (награждение детей).
В 1: Обратите внимание, в нашем холле развернута экспозиция – ярмарка конкурсных работ, где вы можете приобрести понравившуюся вещь. Минимальная сумма взноса – 50 рублей, но, если ваше доброе сердце говорит вам, что работа прекрасна, и ее надо оценить в большую сумму, не стесняйтесь, ведь ваши деньги принесут пользу больным детям.
В 2: Талантливые учащиеся нашего Центра подготовили для вас концерт, чтобы создать праздничное настроение нам всем не только сегодня, но и настроить на те чудесные праздники, что ждут нас впереди.
Концерт учащихся:
Фольклорный ансамбль «Толока»
Вокальное объединение «Колибри»
Хореографический ансамбль «Апельсин»
Вокальный ансамбль «Гармония»
Вокальное объединение «Фасольки»
В 1: Ребята – учащиеся разных объединений хотят поделиться с вами своими умениями. Сегодня будут работать 5 мастер-классов:
«Новый год в английском стиле» (кааб. 5),
«Танц-класс» (актовый зал),
«Рождественский ангел» (каб. 3),
«Веселые пингвины» (каб. 4),
«Новогодняя открытка» (каб. 2)
Научиться петь английские рождественские песни, сделать открытку в английском стиле или новогоднюю открытку с ангелом, а может – сделать прекрасного ангела из бусин, или сшить веселого пингвина, - все это научат вас делать наши талантливые дети. Надеюсь, вы оцените их усилия и внесете благотворительный взнос 50 рублей.
Итак, выбирайте, какой мастер-класс вам по душе, вас ждут наши мастера. А «напоминалочку» о том, где какая мастерская организована, вы увидите на кабинетах.
Работа мастер-классов.
В 2: Итак, сегодняшний день мы прожили с вами не зря – протянули руку помощи детям, больным детским церебральным параличом, поделились своим теплом, добротой своей души. Спасибо всем взрослым за щедрые взносы, спасибо талантливым ребятам за то, что их потенциал освещает нас всех светом доброты. Мы еще обязательно съездим к деткам, которые проходят реабилитационный курс в специальном центре в деревне Дворцы нашей Калужской области, а Дед Мороз и Снегурочка передадут им ваши искренние поздравления и пожелания здоровья и благополучия.
Ведущие вместе: Спешите делать добрые дела!
Методические рекомендации на период подготовки:
Данная акция требует большой предварительной подготовки: оповещение учащихся и их родителей, педагогов о готовящейся акции (не менее, чем за 2 недели), сбор экспонатов конкурса-выставки, отбор мастер-классов, предварительный их отсмотр (репетиция), чтобы дети не растерялись. Конечно, мастер-классы могут вести и взрослые, но акцент лучше сделать на то, что это именно дети стараются поделиться тем, что умеют. Данная форма организации благотворительной акции помогла собрать вдвое больше денежных средств по сравнению с другими подобными акциями.
Конечно, проведение мастер-классов требует затрат на материалы (картон, бумагу, бусины, проволоку, материю и нитки для шитья и т.д.). Для конкретной акции все это выделила администрация учреждения. Но у организаторов акции есть опыт, когда при покупке необходимых материалов администрация магазина выделяла все бесплатно после объяснения их назначения (например, закупка бисера для пациентов ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая детская больница»). Поэтому надо не бояться обращаться к администрациям различных организаций за помощью.
Для большего воспитательного эффекта необходимо сделать родителей своими соратниками, разъяснять им роль и необходимость такого социального явления как волонтерское движение, объединять усилия детей и взрослых в совместной общественно-полезной деятельности. Возможно, привлекать родителей к поиску социальных партнеров для реализации общественно-полезных инициатив детей.
Методические рекомендации на период проведения:
Очень важно визуализировать объект помощи (презентация, плакаты, живой рассказ), это положительно влияет на объем собранных средств.
Для того, чтобы было легче определиться с выбором мастерской, можно подготовить разноцветные жетоны (билеты), которые распределить до начала мероприятия. Цвет жетона должен совпадать с маркировкой кабинета, где состоится детский мастер-класс.
Контроль за проведением мастер-классов помимо учащихся нужно поручить и взрослым, которые скоординируют действия детей, помогут, разъяснят. Поэтому организация акции требует присутствия не менее 8-10 педагогов: ведущие (2 чел.), дежурные на выставке-ярмарке (2 чел.), дежурные на мастер-классах (5 чел.), дежурный в раздевалке, помогающий также разводить детей и взрослых по кабинетам.
Методические рекомендации на период подведения итогов:
Важно получить обратную связь не только участников благотворительной акции (например, в виде интерактивного стенда, где каждый может написать свое мнение), но, прежде всего, обучающихся-организаторов мастер-классов. Важно их мнение:
понравилось ли им быть организаторами благотворительной акции;
смогли ли они выразить свой потенциал;
будут ли они участвовать в волонтерской деятельности в дальнейшем.
Необходимо также провести тестирование и анкетирование с целью оценки достижения ожидаемых результатов.