12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Балушкина Юлия Юрьевна18

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР – КЛАССА

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга

Балушкиной Юлии Юрьевны


От СЛОВА - к СЛОВУ…


Знакомство со слушателями мастер-класса

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! (представление мастера)

Шаг первый. Краткое обоснование основных идей опыта. (1 мин)

Сегодня с вашей помощью я хочу продемонстрировать один из способов работы, который использую в своей педагогической практике.


Слайд 1

Тема моего педагогического опыта: «Реализация метапредметного подхода в обучении через использование различных технологий самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы».

Основу моей деятельности составляют:

- теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся;

- использование различных форм организации самостоятельной деятельности учащихся для реализации метапредметного подхода в обучении.

Шаг второй. Постановка задач мастер-класса. Определение основных приемов работы. (1 мин)

Мастер:

Слайд 2

Соответственно, цель моего мастер-класса – продемонстрировать способы работы с основной структурной единицей языка – словом. В этом способе выражается модель формирования функциональной читательской грамотности учащихся.

Для реализации данной цели мне необходимо:

- создать условия для исследования слова (универсального знака) на различных структурных уровнях языка;


- освоить понятие слова как знака двойной природы, который имеет познавательные и мировоззренческие стороны;


- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях малой группы.

Слайд 3

Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

- включение эмоциональной сферы;

- моделирование;

- использование ситуации «разрыва» на разных этапах

деятельности;

- письменная дискуссия.


Это теоретическая составляющая моей сегодняшней работы.




Интрига 1. (1 мин) Слайд 4


Дорогие друзья! Мне очень приятно вас всех видеть. Я очень волнуюсь. Потому что хочу в беседе с вами достичь успеха. При каких условиях это будет возможно? Существует ли формула успеха?

Шаг третий. Демонстрация способа работы со словом. (5 мин)

Мастер:

Давайте поработаем со словом «успех». Однажды мы с учащимися пробовали осознать его. Я обратилась к своим дидактическим материалам. На них интересно взглянуть.

Презентация с комментариями мастера и участников мастер-класса.

1. Ассоциации (лингвистические, общекультурные). Визуальный ряд.

2. Выход на лексическое значение. Слово «успех» раскрашено в разные цвета в соответствии с морфемным составом.

3. Визуальный ряд. Выход на эмоциональный уровень. Успех – это хорошо.

4. Слайд «Разрыв». Успех-это обман.

5. Мета-круг (высказывание Р.Киплинга).

6. Эссе.

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №1: дидактический материал для работы со словом «успех»)

Слайд 5

Первым шагом в работе со словом был подбор ассоциаций самого общего плана. Это были слова, высказывания…

Собранность, труд, прибыль, плоды труда, чувство меры, законченность, перспективность, решительность, осторожность, независимость, целеустремленность…




Слайд 6

пословицы.

Вот как видит народ успех:


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Тише едешь - дальше будешь.

По Сеньке и шапка.

Как потопаешь, так и полопаешь.

Сделал дело, гуляй смело.   



Слайд 7, 8

Уt1674987244aa.gif спех в жизни человека. Картинки позволяют визуализировать ассоциации в узнаваемых образах. Это затрагивает эмоциональную сферу детей.





Слайд 9, 10

Из сферы общих впечатлений и ассоциаций мы переходим к непосредственной работе со словом на уровне его облика, звучания. На этом слайде показано то, что можно увидеть, буквально увидеть (визуально) в облике слова.

Здесь же мы выходим в предметное поле, обозначаем морфемы, часть речи, лексическое значение, находим синонимы, антонимы с помощью всем известных приемов.

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение

Приставка: у-; корень: -спех-.

Семантические свойства

Значение

удача в достижении какой-либо цели

признание в обществе обычно мн. ч.

достижение хороших результатов в работе

Синонимы

удача

Антонимы

провал

Однокоренные слова



существительные: успешность

прилагательные: успешный

глаголы: успевать, успеть, преуспевать, преуспеть

наречия: успешно

Этимология

Происходит от гл. успеть, спеть, из праслав. формы, Связано со спеть («становиться спелым»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

добиться успеха

делать успехи

По логике языковой структуры следующим шагом должен быть выход на уровень синтаксиса. Но иногда в пути бывает полезно остановиться или изменить направление. Я предложила ребятам вспомнить отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.



Слайд 11- интерпретация

Они сделали вывод, эта ситуация изображает ситуацию успеха в обществе. Мы пришли к выводу: «Успех-это хорошо!»


Слайд 12 Но есть успех другого плана. Какие чувства вызывают у вас эти слова?


Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.

Редъярд Киплинг


Голос успеха лжив! На этом этапе мы используем «разрыв ситуации». Мы пришли к выводу о том, что успех в обществе - это обман!


Какой вывод мы можем сделать, говоря об успехе на уровне ощущений, чувств?


Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Вотще ли был он средь пиров

Неосторожен и здоров?


XXXVII


Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели.



И в этот момент появляется другой вывод: «Успех-это состояние, живущее внутри нас!»


Есть повод задуматься. И это ценно!


Слайд 14

Эту ситуацию совмещения несовместимого можно представить в виде знака, эмблемы, модели. На этом этапе происходит выход на метапредметный уровень.

t1674987244ab.jpg











Продуктом деятельности детей может стать, например, эссе, которое фиксирует личностные, метапредметные и предметные результаты.

Здесь представлены эссе учеников 9 классов. В каждом выделена ключевая идея, мысль. Учащиеся, несомненно, проявляют мировоззренческий взгляд.

Юдин Е. 9 класс

Нелегко писать о вещах, которые занимают твой разум практически все время в сутках, ну разве что во сне мы не помышляем об успехе. Да, да, все люди мечтают успеть повысить свой социальный статус. Собственно, это и есть один из аспектов успеха.

Берденникова А.9 класс

Успех-это хорошо. Успех нужен всем людям, чтобы поднять свою самооценку. У успешных людей жизнь идет так, как нужно им. У каждого из нас есть цель, которую мы должны довести до успеха. Придешь к одной цели, появится другая. И к тому же успех делает человека счастливым. Дает ему осознание того, что он чего-то стоит.

Саламаха Н. 9 класс

Успех - не главная цель в жизни. Главное: как дорога к нему меняет тебя как личность. Даже если цель не достигнута, но зато приобретено много опыта, углубилось мировоззрение то есть ты сам приобрел зрелость ( «стал спелым»), можно считать это успехом.


Мастер:

Что дети делали, работая с этим словом? (Перечислить этапы)

Позволю себе напомнить методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

- включение эмоциональной сферы;

- моделирование;

- использование ситуации «разрыва» на разных этапах

деятельности;

- письменная дискуссия.

Как? (Приёмы: ассоциирование, сопоставление, анализ, интерпретация).

Для чего? (Для выхода на понимание мировоззренческой стороны знака)


Шаг четвертый. Самостоятельная деятельность слушателей.


Интрига 2. Мы познакомились с алгоритмом работы со словом. Попробуем поработать самостоятельно с другим. А слово возникнет после просмотра ряда слайдов. 20 сек.


Мастер:

Задача 1. Предлагаю вам для работы в группах материалы. Ознакомьтесь с инструкцией и выполните задание. Для работы вам дано 3 минуты.


(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 дидактический материал для работы со словом «счастье»)


1.Подберите ассоциации к слову «счастье». Обменяйтесь мнениями.


Изучите предложенный материал. Дополните его. Обменяйтесь мнениями.


С -ча́стье
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение

Родственные слова

существительные: счастливец, часть, участь

прилагательные: счастливый, несчастный

глаголы: осчастливить

наречия: счастливо

Семантические свойства

Значение

радостное состояние с ощущением полного удовлетворения

Синонимы

благополучие, благоденствие, блаженство

Антонимы

несчастье, горе, уныние, тоска


Фразеологизмы и устойчивые сочетания

испытывать счастье

кузнец своего счастья

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Человек создан для счастья, как птица для полёта

состояние счастья

испытывать счастье


Этимология

сча́стье — первонач. «доля, совместное участие»

Интерпретации

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Дени Дидро


Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслуживать его.

Гюго В.

Счастье - не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
Эрих Фромм

Каждый хочет жить на вершине горы, но все счастье, все развитие происходит, пока ты туда взбираешься.

П. Коэльо

3.Ознакомьтесь с предложенными тезисами. Сделайте выбор.



На свете нет и не может быть ничего более страшного, чем вечное счастье. Джордж Бернард Шоу

Счастье-это процесс достижения цели.


Счастье - это не станция назначения, а способ путешествовать. М. Ранбек.



Счастье-это цель.


Счастье достается тому, кто много трудится. Леонардо да Винчи.


Мастер:

Итак, наша работа закончена. Обратимся к карточке № 1. Какие ассоциации, фразы слова вы дописали в свободные кластеры? (Отнестись коротко)


Карточка №2.

В ходе обсуждения и ознакомления вы должны были сделать выбор и вписать его в карточку № 2.

3. Каковы же результаты своеобразного голосования?

Так как мнения у нас разные, давайте объединимся в новые группы.


По результатам выбора (за, против, не определился, имею другое мнение) создаются новые группы. Участникам выдаются листы с заголовками «Счастье-это процесс достижения цели!», «Счастье-это цель!», «Счастье – это…»


Задача 2.

Я предлагаю каждой группе написать небольшое эссе, в котором приводятся аргументы в пользу своего выбора. Для работы вам дано 2 минуты.

Мастер:

Представьте результаты. (Ключевые идеи вашего эссе)


Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.


Мы с вами рассмотрели алгоритм работы со словом «успех», сами поработали со словом «счастье».

Одним из приемов нашей работы со словами было сопоставление.

Предлагаю вашему вниманию интересный, на мой взгляд, текст. Это эссе ученика.

Савина С., 11 класс

Плоды моих трудов признаны – о, как же я счастлив! Цель достигнута – ура! Желаемое получено – снова счастье. Но успех – это «счастье» мимолетное. Это некая сиюминутная эйфория, которой никогда не превратиться в счастье – состояние души. Ведь невозможно же вечность кормиться радостью оттого, например, что сегодня ты стал Нобелевским лауреатом. В трудную минуту жизни вряд ли воспоминание о былом успехе подарит счастье.

Так в чем же дело: может, успехи не те, раз не обеспечивают счастья? Не те цели? Есть единственная цель, достижение которой принесет настоящее бесконечное счастье. Эта цель – само счастье. Счастье – не удовлетворенность в данный час и в данном месте, а счастье как черта характера. Где бы ты ни был, с кем бы ты ни был – быть счастливым – это и есть величайший успех в жизни. Поэтому не успех есть счастье. А счастье есть успех.


Слайд 15.

Что здесь соединено – понятия или слова? По тексту видно, что ученику удалось выйти на метапредметный уровень: он правильно употребляет слова, знает их лексическое значение, но за ними стоят понятия и отношение автора эссе к этим понятиям.

Было ли у автора основание соединить их? На первый взгляд, эти слова не очень близки в своих лексических значениях. Но взгляните сюда.

Слайд 16

Это словарные статьи. Сначала - к слову «успех», а затем – к его синонимам. Получается следующий ряд:

Успех – достижение – результат - признание – удовлетворение - счастье.

Пять шагов!

Парадигма могла бы быть иной, но её составляющие всего лишь поменялись бы местами. Да и то не радикально. Может быть, здесь действует эффект структуры, аналогичный доказанной еще в 1969 году «Теории шести рукопожатий», выдвинутой социологом Гарвардского университета Стенли Милграмом. Проект Microsoft Messenger подтвердил теорию Милграма в общепланетарном масштабе.

Мы обнаруживаем этот удивительный эффект в самой природе языка: связанность (прямую или опосредованную) на первый взгляд далёких друг от друга слов и понятий, ими обозначаемых. И если мы произнесли слово «структура», то можем ли мы её представить в виде зримой модели?

Структура - это уровни и связи.

Я предположила, что структуру хорошо отражает лента (она же связь).

(Демонстрация возможной модели языка с обозначением слова «успех» и слова «счастье» цветными маркерами на нити; собирание в моток двумя способами – упорядочивание и внешняя дисгармония).

Посмотрите, в упорядоченной структуре связь не утрачена, но один из знаков может оказаться скрытым и нам придется «разматывать нить», совершать логические действия. Но всегда ли это эффективно? ФИЗИКА

Ведь связь не пропадет и в неупорядоченной структуре. Сложим. Где теперь оказались точки, нас интересовавшие? Но это одна из связей. Она касается слов с общим элементом значения. В языке много слов. Значит, клубок должен быть не один.

Это гипотеза, если она верна, должна найти подтверждение. И часто в самых неожиданных источниках.

Слайд: логотип блога ЦФСМ, повторяющий в структуре показанную ранее модель.

Таким образом, этот способ всесторонней работы со словом приводит к пониманию внутренней логики изучаемого предмета и многообразию внешних связей. Создается мощное интеллектуальное поле, нахождение внутри которого и выводит ребенка на тот мировоззренческий, ценностный уровень, который позволяет быть компетентным.

Планируемые результаты мастер-класса

В результате участия в данном мастер-классе слушатели познакомятся со способами работы с основной структурной единицей языка – словом. В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей учащихся (в частности, читательских и языковых). Для этого мастер создаст условия для исследования слова (универсального знака) на различных структурных уровнях языка (на примере слова УСПЕХ), в том числе на уровне эмоционального восприятия (визуальный ряд), ассоциаций (лингвистических, общекультурных), с выходом на лексическое значение, морфемный состав, и итог – эссе. На основе продемонстрированного алгоритма работы со словом мастер даст возможность слушателям продемонстрировать различные компетентности, в том числе коммуникативные действия участников в условиях малой группы, на примере слова СЧАСТЬЕ. Это позволит участникам мастер-класса отнестись рефлексивно к продемонстрированному способу через собственную деятельность. В итоге обнаруживается удивительный эффект в самой природе языка: связанность (прямую или опосредованную) на первый взгляд далёких друг от друга слов и понятий, ими обозначаемых. Это фиксируется в общем способе, модели, что позволяет вывести знания на уровень метапредмета.

8



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.