Методическая разработка открытого бинарного урока по дисциплине: Основы БУ и Информационные технологии
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Ровеньковский технико-экономический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
И «ОСНОВЫ БУХГАЛЕТРСКОГО УЧЕТА»
Тема: «Организация расчетов в табличном редакторе MS Excel. Использование электронных таблиц для экономических и бухгалтерских расчетов»
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в отраслях)
Курс: II
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссиисоциально - экономических дисциплин
Преподаватель:
Склярова С. Н. _________________
г. Ровеньки – 2022
Тема: Организация расчетов в табличном редакторе MS Excel. Использование электронных таблиц для экономических и бухгалтерских расчетов
«Информационные технологии» и «Основы бухгалтерского учета»
Преподаватель:
Склярова С.Н.
Маловичко И.В.
Цель урока: 1.Образовательная: приобрести практические навыки по обработке информации, используя редактор электронных таблиц Microsoft Office Excel для определения результатов инвентаризации имущества и обязательств предприятия; показать умение создавать компьютерные презентации, используя программу Microsoft Office Power Point. 2. Развивающая: развитие познавательного интереса у студентов к умению работать с числовой информацией; умение анализировать полученные знания по изучаемой дисциплине; развитие зрительной и моторной памяти, внимания, логического мышления. 3. Воспитательная: привитие навыков самостоятельной работы, формирование чувства коллективизма, ответственности, трудолюбия, аккуратности в работе. Студент должен знать: уметь: | |
Формируемы компетенции (или их элементы) | ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку, информации, необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Показатель формируемой компетенции | ПК 2.2. Грамотно использовать нормативные документы (Закон ЛНР «О бухгалтерском учете»), методическое указание по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах утв. приказом, при подготовке и проведении инвентаризации имущества и обязательств; оптимально выбирают вид инвентаризации в зависимости от инвентаризируемого объекта, сроков проведения инвентаризации. ОК 3. Решают поставленные преподавателем проблемы, оценивают риски и принимают решения нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществляют поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения поставленных преподавателем задач, профессионального и личного развития. ОК 6. Работают в коллективе и команде, заботятся о её сплочение, эффективно общаются с преподавателем и одногруппниками. |
Средство обучения, оборудования | Дидактический материал, ПК, проектор, интерактивная доска Мультимедийная презентация, ноутбук. |
Вид учетного занятия | Практический |
Применяемые технологии | Технология группового обучения, метод проектов, ИКТ, активные методы обучения (АМО) |
Межпредметные связи | Экономика, Налоги и налогообложение. |
Структура урока
Этап 1 (5 мин.) | Организационный момент |
Деятельность студентов | Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку. |
Деятельность преподавателя | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, позитивно настраивает на урок. |
Этап 2 (7 мин.) | Актуализация опорных знаний |
Деятельность студентов | Работа с интерактивной доской: составляют схему "Инвентаризация", отвечают на вопросы преподавателя. |
Деятельность преподавателя | Инструктирует обучающихся, перед выполнением задания, проводит фронтальный опрос обучающихся по теме: "Инвентаризация - элемент метода бухгалтерского учета". |
| К принадлежащему организации имуществу относится. Не принадлежащее организации имущество. |
Этап 3 (7 мин.) | Мотивация. Целевая установка. |
Деятельность студентов | Просматривают фрагмент фильма «Служебный роман», отвечают на вопросы, формулируют главную цель занятия, делают выводы о значимости изучаемой темы. |
Деятельность преподавателя | Демонстрирует фрагмент фильма "Служебный роман" С помощью вопросов помогает осознать важность изучаемой темы для профессионального развития и определить основную цель занятия. |
Этап 4 (45 мин.) | Изучение нового материала |
Деятельность студентов | Работа в микрогруппах: 1. Определяют основные виды инвентаризации. Выполняют самооценку. 2. На основании дидактического материала разрабатывают и защищают проекты по одному из видов инвентаризации по подгруппам, оценивают друг друга. 3. Задают вопросы другим подгруппам, оценивают друг друга. |
Деятельность преподавателя | Инструктирует о правилах выполнения задания и работе в группах. Осуществляет наблюдение за работой в группах, корректирует и направляет обучающихся. |
Этап 5 (15 мин.) | Закрепление изученного материала |
Деятельность студентов | Демонстрируют сценки, обсуждают в микрогруппах |
Деятельность преподавателя | Выдает задание, объясняет правильность выполнения, контролирует ответы. |
| |
Этап 6 (2 мин.) | Домашнее задание |
Содержание домашнего задания | 1. Составить таблицу «Виды инвентаризации по назначению». 2. Написать мини-рассказ «История происхождения инвентаризации». |
Этап 7 (8 мин.) | Подведение итогов. Рефлексия |
Деятельность студентов | Подсчитывают баллы за урок и сдают оценочные листы преподавателю. Выполняют упражнение «Инвентаризация полученных знаний». |
Деятельность преподавателя | Прослушивает ответы, анализирует их. |
Конспект урока
1. Организационный момент (Приложение 1, слайды 1,2) - Доброе утро, уважаемые ребята и коллеги! Сегодня у нас открытый бинарный урок по ОП. 08 Основы бухгалтерского учета. На столах у вас находятся папки с необходимым дидактическим материалом, в процессе занятия вы будете его использовать.
Обратите внимание на оценочные листы (Приложение 3), вы будете заполнять их в процессе всего занятия в зависимости от предложенной формы оценивания. На определенных этапах занятия у вас будет возможность заработать дополнительные баллы (заданные кружки) в конце занятия подсчитав их количество внесете в графу дополнительна. Работа организованная в 2-х микрогруппах по 6 человек, в каждой подгруппе выбран координатор, регулирующий работу микрогруппы и на него возложена ответственность выдавать кружки за правильные ответы. Я желаю вам сегодня на уроке приобрести новые знания, активно и плодотворно работать в микрогруппах. Сейчас посмотрите друг на друга улыбнитесь, пожелайте удачи.
2. Актуализация опорных знаний (интерактивная доска)
Цель - актуализировать опорные знания по целям, сущности и объектам инвентаризации.
1. Работа с интерактивной доской.
На слайде в хаотичном порядке представлены блоки схемы обучающимся предлагается соединить необходимые блоки.
На слайде представлены виды имущества, необходимо разделить его на принадлежащее организации и не принадлежащее.
3. Мотивация. Целевая установка (слайды 5-8) (Фрагмент фильма «Служебный роман»)
Какая форма бухгалтерского учета показана в видеофильме? (инвентаризация)
Как проводится инвентаризация?
На основании чего проводится инвентаризация? (приказа)
С какой целью проводится инвентаризация?
Что может быть причиной инвентаризации?
Отчего зависит время проведения и форма проведения? (от вида инвентаризации)
Вот мы с вами подошли к выводу, что инвентаризация важный процесс, организация и проведение которого связана со знаниями видов инвентаризации.
Тема урока.
Давайте сформулируем основную цель, используя опорную запись:
Изучим...
Научимся...
Обобщим ...
Изучение нового материала (слайды 9-15)
Работа в микрогруппах:
Используя нормативно-правовую систему, дидактический материал, вам необходимо определить виды инвентаризации. На выполнение задание вам дается 7 минут. Назовите, какие виды инвентаризации вы определили, (оцените свою работу и поставьте себе оценку).
Выполнение проектов.
Используя дидактический материал (Приложение 2), и необходимые канцелярские принадлежности студенты оформляют проекты по предложенным видам. На оформление проекта отводится 15 минут. После оформления проекта каждая подгруппа защитит свой проект, а другие подгруппы задают вопросы. За грамотно составленные вопросы вы также получаете дополнительные баллы. Содержание проекта представлено на слайде. Желаю удачи!
Закрепление изученного материала (слайд 16)
Нескольким студентам вашей группы были даны опережающие задания, сейчас мы просмотрим сценки по видам инвентаризации, в которых допущены ошибки, ваша задача найти ошибки и определить какой вид инвентаризации нам показан.
Домашнее задание (слайд 17)
Составить таблицу «Виды инвентаризации по назначению»
или
Написать мини-рассказ «История происхождения инвентаризации»
Подведение итогов. Рефлексия (слайды 18-20) Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Результат инвентаризации оформляется инвентаризационной описью, которая имеет следующие реквизиты:
Номер документа и название.
Дата проведения.
Расписка материально ответственного лица о том, что все материальные ценности предъявляются к проверке и все документы приложены к отчету или сданы в бухгалтерию.
Инвентаризация по охвату имущества делится на полную и частичную, а по основаниям проведения - на плановую и внеплановую.
Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватывают также все виды средств, в том числе ценности, не принадлежащие организации (арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).
Полная инвентаризация, при которой инвентаризируются все без исключения виды имущества и финансовых обязательств, обязательно проводится один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Полная инвентаризация охватывает все средства предприятия, которые возможно проверить в натуре. Полная инвентаризация требует значительного времени. Полная инвентаризация при необходимости может быть проведена при ревизии финансово-хозяйственной деятельности, по требованию органов народного контроля, финансовых и следственных органов.
Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть средств организации, называется частичной инвентаризацией. К ней относятся, например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственных лиц, и т.д.
Частичная инвентаризация бывает один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства. Частичная инвентаризация охватывает только часть инвентаризируемых объектов. К ней может быть отнесена, например, инвентаризация материалов одного из имеющихся на предприятии складов или инвентаризация какой- либо части материалов на одном из складов предприятия.
Частичная инвентаризация бывает один раз в год для каждого объекта. Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов.
К частичным относятся инвентаризации незавершенного производства, инвентаризации материальных ценностей и денежных средств у отдельных материально-ответственных лиц. К частичным относится также выборочная инвентаризация, проводимая для контроля pаботы материально-ответственных лиц. При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения. Сроки частичных инвентаризаций устанавливаются руководителем организации совместно с главным бухгалтером.
Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем, причем сроки проведения ее не подлежат оглашению.
Основная задача инвентаризации заключается в проведении проверки, выявлении изменений, местоположения, состояния, назначения и фактического использования, состава, состояния, стоимости объекта недвижимости на определенную дату, плановая инвентаризация представляет собой описание, индивидуализацию различных объектов недвижимого имущества, а именно, земельных участков, зданий, сооружений, объектов, относящихся к жилому или нежилому сектору, в ходе которого выявляются определенные характеристики, позволяющие однозначно выделить конкретный объект из массы иных объектов недвижимого имущества.
Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений), изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации. Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива.
Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном внезапно. При назначении внеплановых инвентаризаций учитывается время проведения предыдущей инвентаризации и ее результаты. Такие инвентаризации проводятся прежде всего у работников, недавно зачисленных на должности с материальной ответственностью, а также в тех случаях, когда поступают сигналы о фактах нарушения установленного порядка приема и отпуска ценностей и других злоупотреблениях.
Типового договора, внеплановые инвентаризации проводятся при смене бригадира, выбытии из бригады более пятидесяти процентов ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
Влияние текучести кадров на производительность труда оценивается на основе учета потерь рабочего времени в связи с увольнением и оформлением вновь принятого работника, так как прием и увольнение работников в торговле сопровождаются проведением внеплановой инвентаризации товарно-материальных ценностей. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях необходимости.
Приложение 3
Оценочный лист
ФИО | 1 этап | 2 этап | 3 этап | Дополнительный | Итого |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
На данном этапе работы вам необходимо проставить оценки в графе дополнительно и итого. Оценочные листы вложить в папочки и сдать преподавателю (Приложение 5)
А сейчас мы с вами проведем инвентаризацию полученных знаний, для этого поднимемся по лестнице. Спасибо за внимание и работу на уроке!
Приложение 2
Тема: Виды инвентаризации имущества и обязательств организации
Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:
выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным
материальным потерям - штрафам за сокрытие прибыли и пр.;
изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые
материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной
убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т.д.) или просто приходят в
негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел,
что отражается документально;
стихийные бедствия, пожар, авария и т.д.;
кражи, злоупотребления;
недоверие к материально ответственному лицу;
проведение ревизий, аудиторских проверок;
при смене бригадира при бригадной материальной ответственности;
по требованию судебно-следственных органов.
Требования к проведению инвентаризации:
внезапность (для материально-ответственного лица),
комиссионность (проведение комиссией),
действительность (реальный пересчёт инвентаризуемого имущества),
непрерывность,
обязательное участие материально-ответственного лица
Существует следующий порядок проведения инвентаризации.
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Приказом руководителя предприятия назначаются члены комиссии по инвентаризации, и указывается объект, который должен быть проверен.
В организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.