Методическая разработка урока биологии с мультимедийной презентацией по теме «Корень, виды корней» (6 класс)
КОРЕНЬ,ВИДЫ КОРНЕЙ
DOC / 1.22 Мб
КОРЕНЬ,ВИДЫ КОРНЕЙ
PPT / 5.51 Мб
Название: Методическая разработка урока биологии с мультимедийной презентацией по теме: «Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта».
Автор: Малюта Анна Михайловна, учитель биологии и химии МОУ «Основная школа №24 города Макеевки».
Описание работы: урок позволяет изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем, определить основные видоизменения корней, исследовать механизмы минерального питания растений.
Аудитория: урок предназначен для учащихся 6 классов.
Цель: сформировать представление о строении корней и их видоизменении.
Задачи:
образовательные: изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем, определить основные видоизменения корней, исследовать механизмы минерального питания растений.
воспитательные: воспитывать информационную культуру и коммуникативную компетентность.
развивающие: развивать умение исследовать, сравнивать, обобщать, сформировать навыки работы с биологическими терминами.
Базовые понятия: корень, функции корня, виды корней, корневые системы, зоны корня, видоизменения корней, минеральное питание, геотропизм, пикировка.
Методы: поисковые («Внимание, поиск!»), наглядные (презентация «Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта»), словесно - репродуктивные (блиц-опрос «Угадай термин», викторина «Верите ли вы, что...», беседа, объяснение).
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, химия, экология.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, учебник.
Методическая цель: использование метапредметного подхода на уроках биологии как средство повышения эффективности образовательного процесса.
Ход урока
І. Организационный момент (1 мин).
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).
Блиц-опрос «Угадай термин»
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин).
«Внимание, поиск!»
IV. Изучение нового учебного материала (21 мин).
V. Обобщение и систематизация материала (7 мин).
Викторина «Верите ли вы, что…»
VI.Сообщение домашнего задания (1 мин).
І. Организационный момент.
Приветствие, отмечание отсутствующих.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Блиц-опрос «Угадай термин»
1. Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличительное изображение мелких предметов (Микроскоп)
2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки (Цитоплазма)
3. Пластиды зеленого цвета (Хлоропласты)
4. Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды (Плазматическая мембрана)
5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация (Ядро)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
«Внимание, поиск!»
Сегодня мы будем изучать органы цветковых растений.
Чтобы сформулировать тему урока, я прошу вас посмотреть на слайд (корень зуба, волоса, слова, ногтя, …). Что общего на этих картинках? О каком органе цветкового растения идет речь? Речь идет о корне. Запишите в тетрадь тему урока «Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта».
IV. Изучение нового учебного материала.
Объяснение учителя с элементами беседы.
Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину.
Основные функции корня:
закрепление растения в почве;
всасывание и проведение воды с минеральными веществами;
синтез биологически активних веществ (алкалоиды, аминокислоты, гормоны).
Виды корней
Если посмотрим на корень, то можем выделить:
Главный корень – это корень, развивающийся из зародышевого корешка семени (морковь, редис).
Боковые корни – это корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях (горох, фасоль).
Придаточные корни – это корни, развивающиеся от стеблей, листьев (кукуруза, подсолнечник).
Совокупность всех корней растения образует корневую систему.
Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая корневые системы.
Стержневая корневая система – корневая система, с хорошо выраженным главным корнем (похож на стержень), от которого отходят боковые корни (морковь, одуванчик, береза).
Мочковатая корневая система – корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главного корня нет или слабо выражен (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).
Знание особенностей строения корней и корневой системы имеет важное практическое значение, позволяющее управлять ростом и развитием растения. Например, пикировка корней (прищипка главного корня), которая проводится с целью стимулирования разрастания корневой системы за счет образования придаточных корней, чем увеличивается площадь питания растений, а следовательно, и повышается их урожайность.
Внутренне строение корня
Во внутреннем строении корня выделяют зоны:
корневой чехлик;
зона деления;
зона роста;
зона всасывания;
зона проведения.
Давайте, исследуем внутреннее строение корня более подробно. На самой верхушке корня находится участок, который называется корневым чехликом. Существует только у главного корня. Состоит из живых паренхимных клеток покровной ткани. Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая облегчает продвижение корня в почве. Кроме того, корневой чехлик защищает зону деления и обеспечивает геотропическую реакцию корня за счет подвижных крахмальных зерен (статолитов).
Если нечаянно уронить горшок с цветком, то обнаружите, что стебель с листьями направлен кверху, а корни направлены вниз. Такие ростовые движения растений получили название тропизмы (от греч. «тропос»-поворот). Для главного корня характерен положительный геотропизм –односторонний рост под влиянием силы земного притяжения.
Под корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня называется - зона деления. Состоит из живых, мелких, активно делящихся клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы). Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зона деления образует клетки корневого чехлика и обеспечивает рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.
Зона роста - состоит из быстрорастущих одинаковых клеток образовательной ткани (меристемы), которые не деляться, но способны растягиваться (за счет увеличения вакуоли) в продольном направлении, проталкивая вглубь почвы зону деления, защищенную корневым чехликом. В пределах зоны роста происходит дифференциация (разделение) клеток на ткани. Ее размер составляет 3—9 мм в длину.
Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, которые являются выростами наружных клеток эпидермы (покровная ткань). Они служат для поглощения воды и минеральных солей. На 1 мм2 расположено около 400 корневых волосков. Продолжительность их жизни 15-20 дней. Кроме того, корневые волоски выделяют особую слизь, которая помогает растворять минеральные вещества в почве для дальнейшего их поглощения.
Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет поглощать из почвы минеральные вещества и воду.
Как вы думаете, что необходимо предпринимать при пересадке растений для того, чтобы не повреждать корневые волоски?
Ответы учащихся:
Лучше всего пересаживать растения с комочком почвы, в которой они росли раньше, так как при этом не повреждаются корневые волоски.
Участок корня, расположенный выше зоны всасывания, называется зоной проведения. Почти всю клетку занимает вакуоль с тонким слоем цитоплазмы, ядро находится в верхней части клетки. Клетки этой зоны образуют слизистый чехол, что улучшает контакт и гидрофильность системы. Поглощению также способствует выделение корневыми волосками органических кислот для растворения минеральных солей. В ней находятся сосуды ксилемы (мертвые клетки), по которым от корня поднимается вода с минеральными веществами к стеблю и листьям, и ситовидные трубки флоэмы (живые клетки), по которым в корень поступают органические вещества из листьев.
Видоизменения корней
Видоизменения корней (метаморфозы) (от греч. metamorphosis – превращение) происходят в процессе приспособления к условиям существования. Видоизменения корней представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Видоизменения корней
Название видоизменения корня | Особенности строения | Выполняемая функция | Примеры растений |
Корнеплоды | Утолщение главного корня | Запас питательных веществ | Морковь, редис, свекла |
Корнеклубни | Утолщение боковых и придаточных корней | Запас питательных веществ, вегетативное размножение | Георгин, батат, чистяк |
Воздушные | Боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью почвы | Поглощение воды из воздуха, фотосинтез | Орхидея, бромелий |
Бактериальные клубеньки | Содержат азотфиксирующие бактерии в боковых корнях | Фиксация азота из воздуха и перевод его в органический азот | Горох, соя, люпин |
Микориза | Симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений. | Мицелий гриба дает корню высших растений больше воды и минеральных веществ, а получает от высших растений готовые органические вещества | Подберезовик+береза |
Опорные | Придаточные корни развиваются на видимой части стебля | Удерживают растение в вертикальном положении | Кукуруза, фикус-баньян |
Корни - прицепки | Видоизменение придаточных корней | Прикрепление к опоре | Плющ, ваниль |
Корни - присоски | Придаточные корни растений паразитов способны проникать в стебли растения хозяина | Ведут паразитический образ жизни, питаясь соками "соседей" | Омела, повилика |
Минеральное питание растений
Минеральное питание растений — это поглощение воды и растворенных в ней неорганических (минеральных) веществ.
Если рассмотреть под микроскопом поперечный срез корня зоны всасывания, то увидим 2 части: кору корня и центральный цилиндр. Наружные клетки коры корня образуют корневые волоски, по которым вода и неорганические вещества движутся через паренхиматозные клетки коры к сосудам центрального цилиндра. Внутри центрального цилиндра находятся проводящие ткани: флоэма (ситовидные трубки) и ксилема (сосуды и трахеиды). Вода и неорганические вещества по сосудам ксилемы поднимаются вверх к листьям под действием корневого давления. По ситовидным трубкам флоэмы в корень поступают органические вещества из листьев.
V. Обобщение и систематизация материала.
Викторина «Верите ли вы, что...»
Рост корня неограниченный.
Зона роста находится на кончике корня.
Из зародышевого корешка развиваются боковые и придаточные корни.
Основная функция корневого чехлика – механическая.
Мертвые клетки входят в состав ксилемы.
Подведение итогов. Выставление оценок.
VI. Сообщение домашнего задания.
1. I вариант (облегченный) выучить §8-9 с 37-44 (В.И. Соболь), записать биологические термины в тетрадь.
2. II вариант (средней сложности) Творческое задание:
Подумайте, как условия произрастания влияют на размер корневого чехлика?
Почему у верблюжьей колючки корни растут в глубину до 20 м и больше?
Литература
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
В.В. Пасечник. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы