Технологическая карта урока биологии в 6 классе «Виды корней и типы корневых систем»

4
0
Материал опубликован 8 February 2016

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему «Виды корней и типы корневых систем»(урок открытия новых знаний).

Автор УМК –В.В. Пасечник, изучаемая глава – «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Цель урока:

  • Углубить знания о строении растений, сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.
  • Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.
  • Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.
  • Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.
  • Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
  • Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Этап урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация учебной деятельности.

Создать благоприятный настрой на работу.

2 мин.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Сообщают о готовности к уроку.

Самоопределение(л)

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации.

Актуализировать опорные знания, заинтересовать учащихся, подвести к теме урока.

4-5 мин.

Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке.

Предлагает отгадать, что находится в секретном ящике.

-В ящике орган цветкового растения.

-Это вегетативный орган.

-Человек может улучшить рост растения и повлиять на урожайность, если окажет воздействие на этот орган.

-Этот орган первым появляется при прорастании семени.

-Конечно, это корень.

Работают с учителем, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Анализ, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, прогнозирование (п).

Аргументация своего мнения, учет разных мнений (к)

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечить принятие ими задач урока.

3-4 мин.

Вместе с учениками определяет цель, задачи урока. Руководит процессом построения плана урока.

Определяют задачи урока, распределяют их по порядку. (Предполагают сумму знаний , которую смогут получить).

Целеполагание (р), планирование(п), смыслообразование(л), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(к).

4. Открытие новых знаний.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемой темы.

12-13 мин.

Рассказывает, задает вопросы.

-Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку открытый зонтик. Трудно? Какую функцию корня можно выделить, представив в роли зонтика, например, березу? (Закрепление растений в почве)

-Мамы каждый день твердят: «Будешь хорошо кушать -вырастешь большим и здоровым». Проводя аналогию с растениями, какую функцию корня можно выделить? (питание)

- Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько). Следующая функция корня -вегетативное размножение)

-Какую функцию корня демонстрируют свекла и морковь? (запас питательных веществ)

Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Смотреть в корень”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?

А что такое зародышевый корешок?

Виды корней (работа по рисунку № 3 учебника стр.12(парная работа)

-Организует работу в группах.

1 группа изучает строение стержневой корневой системы:

1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня.

Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой.

2. Доказать, что стержневая корневая система отличается от других корневых систем.

2группа изучает строение мочковатой корневой системы:

1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня.

Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой.

Организует выступления групп.

Отвечают на вопросы учителя, адекватно воспринимают информацию учителя.

Самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Фиксируют ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе.

Изучают, выбирают информацию, согласно заданию. Озвучивают результат, перепроверяют правильность выполнения.

Познавательная инициатива(р), выдвижение гипотез и их обоснование(п),формулирование и аргументация своего мнения(к),развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

5.Физкультминутка

Сменить вид деятельности.

2 мин.

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Отдыхают, развивают память и внимание.

 

6. Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону

Выявить качество усвоения знаний, установить причины выявленных недостатков.

2 -3 мин

Выступает в роли тьютера.


 


 


 


 

Учитель (или можно дать заранее ученику) читает стихотворение, один ученик сопровождает чтение показом по таблице (коллективная работа).

Для чего же служит корень?
Корень нужен для того, 
Что бы удержать растения,
В почве укреплять его.
А ещё он как насос
Надо нам решить вопрос:
Как он воду доставляет,
Как он соли добывает?
Не добывает у растений
Знаем, корня одного.
Есть придаточный и главный
Боковые сверх того.
И система корневая
Тоже разная бывает.
Если в сумме всех корней
Мы увидим главный корень,
То его сравним со стержнем,
Он как стержень, что тут спорить.
Если главного мы корня среди прочих не найдём,
То такую вот систему
Мочковатой назовём.
Стержневая та система
Для двудольных характерна.
Называем мы системой 
Сумму всех корней растения
Для гороха и моркови,
Для бобов и для фасоли.
У пшеницы, ржи и риса,
У тюльпана и нарцисса
Главный корень не найдёшь.
К однодольным отнесёшь.
А теперь скажи, дружок,
Коль меня понять ты смог:
Так какая же система
Для пшеницы характерна?
Почему нельзя бобы
К однодольным отнести?

Самостоятельно выполняют задание в тетради с.7 №8 и сверяют с эталоном.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(л),выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(к),

7.Включение нового знания в систему знаний.

Закрепить полученные знания на практике.

11-12 мин

Объясняет смысл задания, контролирует работу.

Выполняют лабораторную работу стр. 14 учебника, оформляют результаты в тетрадь стр.7.

Развитие способности использования теоретических знаний на практике, извлечение необходимой информации.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых, инициировать рефлексию детей по поводу их собственной деятельности.

3-4 мин.

Дифференцирует домашнее задание, объясняет задание рефлексии.

Выбирают смайлики, рисуют улыбку(настроение) и размещают на лесенке знаний в зависимости от удовлетворенности уроком.

Развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели, повышение уровня знаний по предмету, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Комментарии
Комментариев пока нет.