Методическая разработка открытого урока по истории в 7 классе «Княгиня Ольга»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга
Районный конкурс педагогических достижений «Петроградская весна»
2020-2021 учебный год
Номинация «Учитель-мастер»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
7 КЛАСС
Яшина Ольга Валерьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2020 г.
Пояснительная записка
Краткая характеристика обучающихся класса
В 7 «А» классе ГБОУ школы №25 Петроградского района обучается 8 мальчиков, из них Алексей и Илья прибыли в I четверти. 6 учащихся из полных семей, один ученик из неполной семьи и еще один из детского дома.
Ученики 7 «А» класса, обучаются по основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. К урокам они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями.
Трое учеников Артем, Алексей С., Илья испытывают трудности при формулировании вопросов и устных ответов, поэтому им легче выполнять письменные задания или давать простые ответы. Остальные ученики участвуют в беседе, используют исторические понятия в самостоятельных высказываниях, понимают содержание учебного задания и выполняют его самостоятельно или с небольшими подсказками учителя. Ученики адекватно реагируют на оценку учебных действий. Все ученики кроме Александра Д. владеют элементами самоконтроля при выполнении заданий. Все учащиеся проявляют интерес к изучению истории.
Раздел учебной программы: Древнерусское государство Урок: №11
Тема урока: «Княгиня Ольга»
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: урок-путешествие
Цель: формирование представлений о политике первых киевских князей в период внутриполитической и внешнеполитической деятельности княгини Ольги в X веке (945 – 960 гг.)
Образовательные:
Продолжить формирование представлений об особенностях развития Древнерусского государства;
Дать характеристику личности княгини Ольги как политического деятеля своего времени.
Определить вклад княгини Ольги в укреплении Древнерусского государства и повышение его международного авторитета.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать у обучающихся наглядно-образное мышление через использование иллюстраций, видеофрагментов;
Продолжать развивать зрительное восприятие через умение работать с исторической картой;
Продолжать развивать связную устную речь, пополняя и обогащая активный и пассивный словарный запас через использование фрагментов исторических источников.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к событиям периода становления и развития Древнерусского государства на основе патриотических чувств и национального самосознания;
Воспитывать уважительное отношение к оценке политических решений исторической личности.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Базовые учебные действия:
познавательные:
Формирование умения выделить главное;
Формирование умения выполнять простые сравнения, классификацию, обобщение;
Формирование умения работать с несложной по содержанию и структуре текстовой информацией и изображениями.
личностные:
Формирование заинтересованности в посещении занятий;
Принятие доступных для понимания обучающихся ценностей;
Формирование доступных для понимания учащихся собственных моральных норм.
коммуникативные:
Формирование умения вступать в контакт (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
Формирование умения обращаться за помощью и принимать её;
Формирование умения слушать и понимать инструкции к заданию.
регулятивные:
Создание условий для осмысления учащимися своих действий;
Формирование умения осуществлять действия по образцу, заданному правилу;
Формирование умения оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев.
Основные понятия и определения: реформы, погост, уроки
Исторические личности: Князь Игорь, Княгиня Ольга, Святослав, Византийский император Константин.
Технология: дифференцированное (разноуровневое) обучение.
Оборудование и материалы: технические средства обучения: мультимедийный проектор, демонстрационный экран; дидактические средства обучения: презентация, видеофрагмент документального фильма, раздаточный материал (тексты, иллюстрации, карточки с заданиями).
Предполагаемые результаты:
перечисляют личные качества княгини Ольги;
называют и (или) подписывают иллюстрации, на которых изображены способы мести древлянам за убийство князя Игоря;
соотносят и (или) объясняют смысл новых понятий (реформы, погост, уроки);
находят и (или) показывают на карте древнерусский город Киев и соседнее государство Византию со столицей в городе Константинополь;
перечисляют и (или) находят в тексте изменения в жизни правительницы и самого Древнерусского государства после посещения Византии.
Литература и источники:
История Отечества. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 223с.
Документальный фильм «Рюриковичи», серия 1 (кинокомпания StarMedia, при поддержке Министерства культуры РФ, 2018 г.) [электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=BbFZkkvIaDM (дата обращения: 24.11.2020 г.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Часть урока | Этап урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
ВВОДНО-ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | организационный этап | Словесные: беседа | Приветствует учащихся, проводит проверку готовности к началу урока | Слушают, отвечают на вопросы учителя в контексте беседы |
актуализация знаний и умений | Словесные: беседа, работа с дидактическим материалом | Организует работу с дидактическим материалом «Иллюстрация Древнерусского государства» (разрезные картинки) (Слайд 2) | Складывают разрезные части в целостный образ карты «Древнерусское государство». Находят, показывают русские города. | |
Словесные: беседа | Организует работу по актуализации знаний о понятии «Государство» | Артем, Алексей С., Илья выполняют индивидуальные задания на карточках. Остальные ученики участвуют в беседе. | ||
Наглядный: описание иллюстрации | Организует работу по припоминанию исторического события и связанных с ним понятий (Слайд 4) | Называют историческое событие. Объясняют исторические понятия «полюдье», «дань». | ||
Наглядный: демонстрация видеофрагмента | Организует просмотр видеофрагмента «Смерть князя Игоря» (Слайд 5) | Обсуждают просмотренный видеофрагмент. Оценивают действия князя Игоря и древлян с точки зрения моральных норм. | ||
сообщение темы и цели урока | Словесные: беседа | Сообщает тему урока и цель урока (Слайд 6) | Формулируют с помощью учителя цель урока. Перечисляют, что знают и что хотят узнать о княгине Ольге. | |
Валеологическая (динамическая) пауза | Практические: упражнения | Демонстрирует практические упражнения. | Выполняют практические упражнения. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | изучение нового материала | Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом | Сообщает биографические данные о княгине Ольге. Организует работу с дидактическим материалом (карточки с заданиями) (Слайд 7) | Читают текст, отвечают на вопросы учителя, выполняют практическое задание. |
Наглядные: демонстрация Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом | Сообщает учебную информацию «Месть древлянам за убийство мужа». Организует работу с визуальным рядом (видеофрагмент) (Слайд 8) Организует работу с дидактическим материалом (карточки с заданиями) (Слайд 9) | Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, участвуют в беседе; Выполняют практическое задание: подписывают иллюстрации «Способы мести древлянам» | ||
Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом | Сообщает учебную информацию «Первые реформы княгини Ольги». Организует работу с историческим словарем (Слайд 10) | Соотносят исторический термин с его определением | ||
Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом | Сообщает учебную информацию «Поездка княгини Ольги в Константинополь». Организует работу с дидактическим материалом (карта, карточки с текстом) (Слайд 11 - 12) | Находят, показывают на карте Византию и ее столицу Царьград; Находят исторические ошибки в тексте, исправляют их. | ||
ЗАКЛЮЧИ-ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | закрепление изученного материала | Практические: дидактическая игра | Проводит дидактическую игру «ДА или НЕТ?» (Слайд 13) | Отвечают на вопросы. |
подведение итогов (выводы, оценивание, рефлексия) | Словесные: беседа | Обозначает успешные моменты в работе каждого ученика. Побуждает учащихся к проведению самооценки. (Слайд 14). Сообщает оценки за прошедший урок. | Оценивают урок в соответствии с предложенной системой оценки. |
| сообщение домашнего задания (инструктаж) | Словесные: инструктаж | Сообщает информацию о домашнем задании. Контролирует запись домашнего задания в дневники (Слайд 15) | Записывают домашнее задание в дневник. |
организованное окончание урока | Словесные: инструктаж | Дает инструкцию о приведении рабочего места в порядок, отпускает учащихся на перемену. | Приводят рабочее место в порядок, выходят из класса на перемену. |
Приложение 1
Фамилия, имя _____________________________________ класс _______________ |
Задание 1. О каком понятии идет речь? Выбери правильный ответ. Это такая организация жизни общества, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории: А) Государство; Б) Политическая партия; В) Человеческое стадо. Задание 2. Найди лишний признак государства:
Задание 3. Рассмотри иллюстрацию, о каком событии идет речь? Вставь пропущенные слова в тексте: В 944 году, князь ________________ вместе со своей дружиной, пошел к ________________ собирать дань. Сбор дани на Руси назывался _____________________ |
Приложение 2
Фамилия, имя ______________________________________ класс _________________ |
Задание1. Какие черты характера были свойственны княгине Ольги? |
В летописи «Повесть временных лет», говорится, что княгиня Ольга была родом из варягов. До замужества жила в Пскове где и познакомилась с Игорем. Ему понравилась скромная, умная девушка. В Киеве, княгиня пользовалась уважением. Она умела управлять государственными делами, даже имела право разбирать споры, пока Игоря не было в городе. |
Задание 2. Рассмотри иллюстрации. Подпиши способы мести Княгини Ольги древлянам. |
__________________________________ _________________________________ __________________________________ _________________________________ |
Задание 3. Соотнеси исторический термин (реформа, погост, урок) с определением. |
силу закона. |
Задание 4. Подчеркни исторические ошибки в тексте. |
В 2021 году правительница Руси Екатерина отправилась в Царьград. В Византии с большими почестями ее принял император Константин. Ей показали самые богатые церкви и христианские службы, объяснили в чем смысл веры в Иисуса Христа. Ольга поняла, что идолы которым поклоняются славяне настоящие боги. Она захотела принять христианство, а сам император Алексей стал ее крестным отцом. Княгиня Ольга – первая женщина – христианка среди правителей Древнерусского государства. |