Методическая разработка урока по истории в 5 классе «Древнейший Рим»
Пояснительная записка к презентации
Урок в 5 классе «Древнейший Рим»
Урок с применением технологий совместной деятельности
Методы обучения: проблемно-исследовательский, частично-поисковый
Формы работы на уроке: индивидуально-групповая, фронтальная
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования УУД
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска
Цель урока: сформировать представление о Древнейшем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Ожидаемые результаты:
Предметные: умение отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения Древнего Рима и управления им;
воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
показывать на карте географические объекты.
Личностные: умение выражать свое отношение к героям, событиям;
развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Метапредметные: умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;
выстраивать алгоритм своей работы.
Задачи формирования УУД
Познавательные УУД:
умение формулировать тему и проблему урока;
умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать ответ;
осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
развивать умение выражать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.
Регулятивные УУД:
умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
умение проговаривать последовательность действий на уроке;
умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
умение оценивать свои учебные действия.
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).
2. Ориентировочный этап (5 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (15 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин.).
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
6. Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока
I этап Мотивационно-целевой этап Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. Итак, начинаем. Речевая разминка.Какой сейчас век?(XXI)
Какой период истории мы изучаем? (историю Древнего мира)
В каком периоде истории мы живём? (Новейшее время)
Как называется наше государство? (Российская Федерация)
Историю каких государств мы изучали? (Древней Греции, Македонии, Финикии, Египта, Индии)
Задание
1 слайд - пустой
2 слайд Полис, Филипп II, Афины, Александр Македонский, Спарта, Гавгамелы, Фаланга, Вавилон, Апеннины.
Сгруппируйте понятия и имена исторических деятелей, используя сигнальные карточки (зеленого цвета – Греция, коричневого цвета – Македония). Дают определения или называют дату.
Греция |
Македония |
полис |
Филипп II |
Афины |
Александр Македонский |
Спарта |
Вавилон |
Мильтиад |
Гавгамелы |
Апеннины – не относится ни к Греции, ни к Македонии.
У нас осталось слово - Апеннины.
Как вы думаете, что может означать этот термин? Выдвижение различных версий.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории Древнего мира.
3 слайд (карта Средиземноморья, 3 щелчка)
На юге Европы, к Западу от Греции на Апеннинском полуострове, расположена страна - Италия. Государство получило свое название от города Рим. Путешествие по страницам истории Древнего Рима будет проходить по этапам развития страны – от первого этапа, когда правили цари, до времен существования могучей империи.
Вас ждет увлекательное путешествие. Знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут необходимы вам и при изучении новых тем по истории во всех последующих классах.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. Обратите внимание, что название государства «Рим» мы пишем с заглавной буквы. Это имя собственное, название города и одноименного древнего государства.
(Речь пойдет о Древнейшем Риме и его истории).
4 слайд Древнейший Рим
II этап Ориентировочный этап
Какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим? Определяют вопросы, которые необходимо изучить.
По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока. Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения.
1. Географическое положение государства.
2. Природные условия и занятия жителей Древнего Рима.
3. Основание Рима: легенды и действительность.
4. Система управления в Древнем Риме.
Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке. Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, раздаточные материалы, презентация.
Каков будет результат нашего урока? Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим.
III этап Поисково-исследовательский с представлением материала (15 мин.)
1 стадия «Реконструкция исторических событий»
Работа в группах по изучению нового материала (перед уроком взяли карточки, на которых написано название группы и изображена соответствующая картинка.)
Итак, работая в группах, воссоздадим исторические события той эпохи, используя археологические, изобразительные и письменные источники. У вас на столах пакеты с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выполнить задания и выступить с презентацией своей работы.
5 слайд
1 группа - Географы – определяют географическое положение и природные особенности Древнейшего Рима.
2 группа - Этнографы - выясняют особенности климата и основные занятия жителей Древнейшего Рима.
3 группа - Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнейшего Рима.
4 группа - Археологи – современный взгляд на историю возникновения Рима.
5 группа – Политологи – система управления в Древнейшем Риме.
Материал для 1 группы.
Работая в парах и используя материал, опишите географическое положение и природные особенности страны, в которой находится Рим. Первая пара работает с контурной картой, вторая заполняет таблицу, затем обмен информацией.
Апеннинский полуостров глубоко вдается в Средиземное море и напоминает сапожок, у носка которого расположен остров Сицилия. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами (горы Альпы).
На юго - западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга омывается Ионическим, а с северо - востока — Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания.
По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия.
Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является река По. В бассейне этой реки много сочных пастбищ. В центральной части полуострова течет река Тибр.
Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию, занимались виноградарством, садоводством. В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры.
В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела вечнозеленая растительность.
Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы.
Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур.
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина. Жители занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.
В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища.
Задание группе:
Как называется п-ов, на котором находится Рим?
Какое море располагается к северо-востоку от п-ова?
Какое море располагается к юго-западу от п-ова?
Как называется река, на которой находится Рим?
Какая самая полноводная река на Апеннинском п-ове?
Какие горы защищают Апеннинский п-ов с севера?
Какие горы, пересекают п-ов с севера на юг?
Как называется остров на юге Апеннинского п-ова?
2 человека заполняют таблицу «Природно – географические условия Древнего Рима»
Страна |
Местоположение |
Моря |
Реки |
Горы |
Остров |
Италия |
Апеннинский п-ов |
На юго - западе омывается волнами Тирренского моря, с юга омывается Ионическим, а с северо - востока — Адриатическим морем. |
По, в центральной части полуострова течет река Тибр |
средневысокие Альпийские горы, горный хребет Апеннины |
остров Сицилия |
4 человека работают в парах с контурной картой.
2 группа - Этнографы - особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.
Работая в парах, изучите материал, опишите особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.
Заполните таблицу
Природные условия |
Занятия жителей |
Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии |
развитие мореплавания |
Много плодородной земли |
культивировали пшеницу, ячмень, выращивали лён, бобовые и огородные культуры |
Теплый климат, хорошо растут деревья |
груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль - виноградарство, садоводство |
Полезные ископаемые |
железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор - занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. |
Расскажите о природных особенностях Апеннинского п-ова, и связанных с ними занятиях жителей. В конце выступления сделайте вывод, где условия для ведения хозяйства были лучше в Древней Греции или в Древнем Риме?
3 группа Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима.
Изучите легенду об основании Рима, рассмотрите иллюстрации, картины в электронном варианте, которые находятся в папке №3 .
Задача группы - привести в соответствие изобразительные источники и составить презентацию.
Тит Ливий (римский историк) «Об основании Рима» рассказывал, что некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима. Его сопровождала охрана из 12 воинов. Они назывались ликторами. Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.
Ответьте на вопросы:
Кому принадлежат имена Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?
Что известно о них из легенды об основании Рима?
Как называют жриц богини Весты?
Какие у них были обязанности? Что им строжайше запрещалось? Как к ним относились римляне?
Что вы узнали о религиозных верованиях римлян?
При ответе группы представьте презентацию и расскажите легенду об основании Рима.
4 группа - археологи – современный взгляд на историю возникновения Рима.
Письменный источник для группы № 4
Город на семи холмах и его обитатели
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Археологические раскопки говорят о том, что в X – VIII вв. до н.э. Апеннинский п-ов был заселен разными народами. Это были племена латинов, этрусков и греков. Самые древние находки были найдены на Капитолийском холме, датированные VIII в. до н.э., на Виминалийском холме (IX век до н.э.), на Палатинском холме (X век до н.э.). Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Изучите карту в атласе и предложенный материал и выскажите свое мнение на историю возникновения Рима.
Сопоставьте сведения, предоставленные археологами с тем, что рассказал об основании города Тит Ливий.
Определите свое отношение к истории о возникновении Рима.
Какие народы и где расселились на Апеннинском п-ове?
Определите, где были найдены археологами самые древние находки.
Как вы думаете, в чем данные археологии подтверждают легенду Тита Ливия, а в чем противоречат описанию истории основания Рима античным историком?
Вставьте пропущенные слова в текст вместо пропусков.
Все это было не так. У нас другой взгляд на историю возникновения Рима. Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул ____________. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город ___________. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Археологические раскопки говорят о том, что в X – VIII вв. до н.э. Апеннинский п-ов был заселен разными народами. Это были племена_______________________________. Самые древние находки были найдены на Капитолийском холме, датированные VIII в. до н.э., на Виминалийском холме (IX век до н.э.), на Палатинском холме (X век до н.э.).
Данные археологии подтверждают, что первыми жителями были _____________. Самый древний поселок находился на _____________________. Вместе с тем исследования ученых показывают, что заселение холмов произошло на ____________ лет раньше событий, описываемых Титом Ливием. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
5 группа - Политологи – Система управления в Древнем Риме.
Используя материал, выясните, какое управление было в Древнейшем Риме, составьте схему, используя карточки, представьте ее у доски остальным группам.
Письменный источник для группы № 5
Римский народ делился на патрициев и плебеев. Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.
Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.
Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
1. Какие категории населения проживали в Риме?
2. Кто имел право участвовать в управлении государством?
3. Что такое сенат?
4. Какому органу принадлежала высшая власть?
5. Перечислите функции народного собрания.
Перед тем как группы представят свою работу, давайте немножко отдохнем.
6 слайд Физкультминутка
1. Упражнения для мозгового кровообращения
Наклоны головы
- Вперед - назад
- Вправо - влево
2. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища
Наклоны в сторону
3. Упражнение для глаз - Представьте себе контур Апеннинского п-ова –
обведите его глазами по часовой стрелке
- а теперь против часовой стрелки
Мы немножко отдохнули, а теперь продолжим работу.
2 стадия Этап реконструкции – группы представляют свою работу
Выступление 1 группы
7 слайд (Таблица «Природно – географические условия Древнейшего Рима»)
8 слайд карта Апеннинского п-ова
Страна |
Местоположение |
Моря |
Реки |
Горы |
Остров |
Выступление 2 группы
9 слайд таблица
10, 11 слайды картинки о занятиях древних римлян
Выступление 3 группы – представляют презентацию «Легенда об основании Древнего Рима»
Выступление 4 группы
12 слайд (фото раскопки в Риме)
13 (карта – холмы Древнейшего Рима)
Работают с картой у доски, показывают места расселения племен на территории Италии, рассказывают о находках и выводах археологов.
Выступление 5 группы
14 слайд (патриции и плебеи – картинка)
15 слайд (большие семьи патрициев)
16 слайд (семьи объединены в роды)
17 слайд (старейшины заседали в сенате)
18 слайд (народное собрание)
19, 20 слайд (что решало н.с.)
Ребята на магнитной доске составляют схему «система управления в Древнейшем Риме».
Учитель: по легендам, Римом правили 7 царей, последнего звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима. Тогда римляне восстали и изгнали его из Рима вместе со всей семьей. С тех пор больше царей они не выбирали. Но об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Итак, давайте подведем итог нашему занятию, а для этого вспомним, что вы узнали сегодня на уроке?
21 cлайд (текст с пропущенными словами), отвечают, затем открывается слово.
22 слайд Историческая задача
С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то сам Рим, быть может, не был бы основан... Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь! (капитолийская волчица, спасшая Ромула и Рема)
23 слайд 3-ая стадия урока – «Рефлексия»
Закончите предложение:
На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о…
Сегодня мне удалось…
Я сумел…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Меня удивило…
Почувствовал себя исследователем …
Учитель ставит оценки за работу на уроке
24 слайд Домашнее задание: на выбор - п.44, на альбомном листе составить тест из 10 вопросов по сегодняшней теме, выполнить проект «Религиозные верования древних греков и римлян»
Учитель: Все встали. На правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – знания, которые получили на уроке. А сейчас по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Литература
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искандерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.
Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Вако, 2016.- 416 с.
Е.Федотова Урок истории на тему Древнейший Рим
Урок Основание Рима http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/unit_41.html
Приложения
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Патриции - потомки древнейших жителей Рима
Плебеи - переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии.
Сенат – совет, в котором заседали старейшины родов.
Народное собрание – высший орган власти, состояло из мужчин-патрициев.
/data/files/s1524678139.pptx (Древнейший Рим.pptx)